Минфин - Курсы валют Украины

Установить
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зарегистрирован:
16 февраля 2010

Последний раз был на сайте:
25 февраля 2024 в 16:57
Александр Охрименко — Александр Охрименко
экономист
1 июля 2011, 4:53

Реальность – тень, а тень – реальность

Говорят, чтобы увидеть себя нужно посмотреть на себя со стороны. А может, стоит посмотреть не только на себя, но и на весь окружающий тебя мир. А может, стоит посмотреть не на свой мир, а на другие миры, на другие события, которые, на первый взгляд, кажутся очень далекими от нас и нашей жизни. Но может потому, что они не имеют прямой взаимосвязи с нашим миром, они видятся более ясно и понятно, без теней текущих событий и мыслей.

Это было очень давно

В середине 19 века в Турции, или точнее в Османской империи, жил один человек. Звали его очень длинно и мудрено, поэтому будем называть его коротко — Ходжа. Он был по национальности мадьяр, но при этом был правоверный мусульманин, который имел основательное богословское образование. Но мало того, он еще учился в Берлине и Лондоне и в совершенстве владел не только турецким и арабским, но и французским, английским, немецким, знал латынь и даже древнееврейский и древнегреческий языки. Он как говорится, был на хорошем счету у султана, служил в его Министерстве иностранных дел и часто выполнял дипломатические поручения. Понятное дело, был не бедным человеком. И вот этот человек однажды совершил очень странное путешествие, а по итогам его написал что-то наподобие дневника, который и стал достоянием публики. Путешествие оказалось действительно полным приключений и событий, но главное не это, а то, что заставило человека, совершить это путешествие и чем оно закончилось.

Так жить нельзя

Возможно потому, что Ходжа вращался в высших кругах Османской империи, а может по какой-либо другой причине, но его очень огорчали события, которые развивались в тогдашней Османской империи. Причем был он возмущен до глубины души. Почему?

Согласно основам ислама каждый правоверный мусульманин обязан помогать бедным и убогим. Для этого существует даже специальный религиозный праздник, когда богатые мусульмане должны делиться своим богатством с бедными. В Османской империи было даже специальное министерство, которое было обязано заботиться о сиротах и убогих. Но, Ходжа видел, что это только слова. Многие богатые не только не жертвовали бедным, но старались их закабалить и еще больше загнать их в нищету. Вместо помощи велись речи, что бедным помогать не стоит, так как они только потому бедные, что не хотят работать.

Согласно мусульманскому праву, человек, не исповедующий ислам, не имеет право владеть имуществом в мусульманской стране. Но, желание разбогатеть, привело к тому, что турецкие мусульмане стали создавать типа совместные предприятия с немцами и англичанами, и тем самым передавать в их пользование турецкие земли и шахты, а иностранцы начали строить заводы и фабрики. В результате, простые турки за гроши трудились на этих заводах и шахтах, а доходы вывозили за границу.

Согласно Корану, нельзя давать деньги в долг под проценты и вообще нельзя забирать имущество за долги должника. Но, умные богословы нашли выход из этого положения, и проценты превратились в благодарность, а изъятие имущества в «добровольный» подарок должника заемщику. Причем это приняло такой массовый характер, что многие простые крестьяне лишились своих небольших участков земли.

Султан не возражал, чтобы иностранные купцы привозили любой товар в Турцию. Как результат, многие ремесленники и мелкие торговцы разорились и пошли работать на шахты и заводы.

Но, больше всего Ходжу возмущало, что султан позволяет иноземцам грабить турецкий народ. Все выглядело следующим образом: султану всегда нужны были деньги, и он часто брал взаймы у европейских банкиров. Но, когда наступал срок отдавать долги, денег у него не было, тогда он и рассчитывался по долгам с помощью этакой «сдачи в аренду» права собирать налоги. Фактически он разрешал своим кредиторам собирать налоги в отдельных территориях, чтобы рассчитаться по долгам. Эти кредиторы для таких целей нанимали частные, надо полагать коллекторские компании, которые собирали налоги с «огоньком и азартно», что время от времени приводило к восстаниям.

Короче, Ходжа был недоволен окружающим миром и считал, что во всем виноваты, в его интерпретации европейские новшества и мысли, а если более точно, то капитализм с его целью разбогатеть и его лозунгом «каждый за себя». Он думал, что во многом это связано, с тем, что люди забыли основы Корана или не хотят жить по-мусульмански, не хотят думать о будущем и заботиться о других. Его больше всего возмущал тот факт, что молодые люди с благословения своих родителей не хотят изучать Коран и вообще не хотят учиться, что богатые турки отправляют своих детей за границу, а их дети, выучившись там, остаются в Европе и не спешат на Родину. Ходжа считал именно это основной причиной развала в турецком обществе.

Ходжа не был революционером и восстания не поднимал, он просто решил уехать из этого «проклятого места», где люди не хотят жить по справедливости и дружно, а только и думают о барышах и доходах. Так как он был человек начитанный, он знал, что есть такое место, где люди живут полноценной духовной жизнью, помогают друг другу, заботятся о ближних, дружно проводят время и весело празднуют праздники. Там люди не «заражены» этой бациллой капитализма. Такое место есть, это…

Таким местом Ходжа считал Бухарский эмират. Почему? Еще с 16 века Бухара был закрыта для иностранцев не мусульман, только редкие зарубежные посольства и рабы из немусульманских стран могли попасть в эти места. Она, как бы сторонилась этого нового мира. Ходжа читал много раз, что в Бухаре, древнейшей стране мусульманского мира, все осталось в нетронутом виде, и не было испорчено этими новомодными штучками.

Путь далекий и близкий.

Путешествие Ходжи в Бухару походит на приключенческий роман со всеми необходимыми атрибутами. Он туда отправился инкогнито, как простой мусульманин, который решил увидеть древние святыни. Для этой цели он примкнул к группе мусульман, которые возвращались из Мекки и вместе с ними добрался до Бухары.

Он действительно увидел другой мир. В Бухаре было много мечетей и медресов, где были собраны шикарные библиотеки. Он увидел много молодых людей, которые обучались в медресах. Он пообщался с муллами и муфтиями. Побывал в гостях у различных людей, в том числе и приближенных эмира. Он увидел много ремесленников и дехкан, которые продавали свои товары на базаре, при этом он не увидел европейских вещей. Он увидел то, что хотел увидеть, мир без капитализма, без этих всех новых и непонятных вещей.

Прожил он в Бухаре, около двух месяцев, а потом, засобирался домой, но не той дорогой, которой пришел, а другой. Он с караваном добрался до Кабула, а там уже заявился в английскую миссию и попросил помощи. Ему англичане помогли добраться до Бомбея, и дальше он уже на корабле вернулся в Турцию.

Почему же он не остался в этом рае, если он так к нему стремился? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно все рассказать по порядку. И начнем с его странного поведения на обратной дороге. Почему вдруг ему надоело быть простым мусульманином?

А потому, что когда он ехал в Бухару, он несколько раз был на волоске от гибели, точнее от опасности попасть в рабство. На обширных просторах Средней Азии было громадное количество разного рода разбойников, которые промышляли тем, что захватывали людей в плен и продавали в рабство, так как рабы были главными производственными фондами, которые и создавали богатства баев и эмира.

Согласно Корану нельзя мусульманина обращать в рабство. Но, если очень хочется, то можно всегда найти выход. И его нашли. Захватив человека в плен, разбойники тут же его продавали на невольничьем рынке. Новый хозяин, купив раба, тут же замечал, что он совершил ошибку и купил мусульманина, и как правоверный мусульманин он обещал тут же отпустить человека, но была одна проблема – он заплатил за него деньги, по незнанию. И поэтому, нужно эти деньги отработать. Несложно догадаться, что эти отработки могли затянуться на десятилетия и все это время мусульманин не раб, жил как раб, и обращались с ним, как с рабом. Ходжа попытался об этом произволе поговорить с чиновниками эмира, но быстро понял, что эти чиновники сами имеют таких не рабов, так что все довольны, и все только и думают о духовной жизни, для них чужда мысль о наживе и доходе.

Ходжу поразило, что возле мечетей так много нищих. Он даже подумал, что возможно имело место какое-то стихийное бедствие, но оказалось, что эти толпы постоянно уже десятилетия и десятилетия живут возле мечетей. Еще больше его удивило, когда он попытался поговорить с учениками в медресе о богословских книгах. Оказалось, что большинство этих учеников не умеют читать и писать и не хотят этому учиться. Ему объяснили, что многие молодые люди идут учиться в медресе только потому что преследуют цель не работать на земле. Труд земледельца тяжел, особенно в пустыне, поэтому куда приятнее проводить время в тени учебных аудиторий.

Узнал Ходжа еще об одном интересном обычае, связанном с подаянием. Мечети и медресе должны существовать на подаяния прихожан, но нищие крестьяне и ремесленники не очень хотели жертвовать. Поэтому время от времени муллы выпрашивали войска у эмира и с их помощью «собирали подаяния».

Пообщавшись с муллами и муфтиями, Ходжа понял, что они практически не читают книги из их богатых библиотек. Их основные богословские споры сводились к тому, сколько раз нужно обматывать голову шарфом или как нужно начинать кланяться при молитве. Для них главное был вид со стороны, они очень заботились о формальном соблюдении обрядов даже не пытаясь понять сути этих обрядов.

Побеседовав со знатными людьми Бухары, он вынес мнение, что замкнутая жизнь и нежелание допускать новшества из-за рубежа привели к тому, что они просто таки утопали в своей гордыне и чванстве. Почти каждый беседующий с Ходжой пытался ему доказать, что он и только он является прямым потомком Чингисхана, а все остальные это обманщики. Их самолюбование и чванство не имело предела. Фактически все их разговоры сводились к сплетням и склокам. При этом все разговоры были замешаны на разного рода путанице и выдумках. (Чего только стоила выдумка, в которую они верили, что в ближайшее время султан Османской империи пойдет большой войной, чтобы завоевать Рим). Попытки Ходжи затеять с ними светскую или богословскую беседу заканчивались безрезультатно.

Много что еще увидел и узнал Ходжа. Есть одно его интересно наблюдение. Он видел на базаре целый ряд, где торговцы торговали требухой и только требухой, и, надо полагать, они имели постоянных клиентов, так как, скорее всего, в этом раю духовной жизни большая часть жителей славного города Бухары не могла себе позволить мясо.

P.S.Очень часто бабушки рассказывают детям сказки, а потом уже рассказывают, как было когда-то хорошо жить в старину, не то что сейчас. Одни дети понимают, что это все сказки, а другие или ищут страну, где эти сказки существуют, или сидят и ждут, когда сказки к ним придут и они заживут, как в сказке.

Просмотров: 1966, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 24

+
+52
CEBEP
CEBEP
1 июля 2011, 9:43
#
Отличная история… Нет в мире абсолютного добра, есть только меньшее зло… Но государство должно всегда быть на стороне своего народа… При правильном подходе меньшее зло можно сделать почти не злым…
+
+2
gricyk5
gricyk5
2 июля 2011, 14:20
#
Абсолютное добро есть и снисходит от Творца-а вот зло-зло творят только люди…
+
+2
Senya
Senya
2 июля 2011, 21:20
#
«Абсолютное» это понятие из физики и математики. Во всех остальных случаях это всего лишь гипербола. Добро и зло вообще абстрактные и относительные понятия.
+
+2
gricyk5
gricyk5
3 июля 2011, 7:21
#
Совершенно верно уважаемый-в мире материи все абсолютное ибо все это виды энергии-а добро и зло-не понятие-а тоже энергия-отрицательная и положительная-если они «выражены».А если сказаны в понятийном плане-то и абстрактные и относительные… Если есть реакция -значит существует и раздражитель.У вас есть реакция на добро и зло применимое к вам скажем? Вы даже на слово «добро» и «зло» реагируете не то что на действие…
+
+2
Senya
Senya
3 июля 2011, 15:27
#
На применяемое ко мне добро (добро с точки зрения объекта), я могу реагировать как на зло, с моей точки зрения. И наоборот. Поэтому нет понятия абсолютных добра и зла. Остальную метафизику в топку.
+
+2
Senya
Senya
3 июля 2011, 17:06
#
… субъекта…
+
+2
gricyk5
gricyk5
3 июля 2011, 21:57
#
Вы меня не так поняли...-Добро есть добро-его чувствуют сердцем-ибо зло не может родить добро…
+
+2
Senya
Senya
4 июля 2011, 8:11
#
Лирика и заблуждение. Ибо любое зло в то же время кому-то добро. «Нет худа без добра». Относительное оно, а значит догмам не подвержено :)
+
+2
gricyk5
gricyk5
4 июля 2011, 11:52
#
Зло только для зла добро ибо нет иного зла-вот и вся лирика без догм и заблуждений.
+
+2
CEBEP
CEBEP
4 июля 2011, 11:55
#
А провластные беспредельщики или коррупционеры это зло или добро… Или к примеру Лукашенко, который боится потерять власть это зло или добро? :)
+
+2
Senya
Senya
4 июля 2011, 12:39
#
А с какой точки зрения? для кого он зло или добро? и с каким временным горизонтом даём оценку?
+
+2
gricyk5
gricyk5
4 июля 2011, 13:01
#
Зло или добро-это деяния а не люди.Но если бы не было людей-не было б и их деяний…
+
+2
Senya
Senya
4 июля 2011, 13:08
#
Не деяние, а оценка деяний.
+
0
Senya
Senya
4 июля 2011, 12:38
#
Ну да, догмой подтверждать отсутствие догм это как минимум оригинально :)
+
0
gricyk5
gricyk5
4 июля 2011, 13:00
#
А что такое догма?
+
0
Senya
Senya
4 июля 2011, 13:07
#
Парализующая аксиома мозга охваченного религией
+
0
gricyk5
gricyk5
4 июля 2011, 18:26
#
Догматики-это скорее консерваторы.И живут они скорее прошлым чем будущим.
+
+3
gricyk5
gricyk5
4 июля 2011, 18:27
#
Да а религия-это ведь тоже что и политика-грязное дело…
+
+5
gsv0
gsv0
1 июля 2011, 12:09
#
Хорошо там, где нас нет
+
+7
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
1 июля 2011, 16:05
#
А еще люди очень любят сказки и наверное поэтому очень легко идут за лицами, которые обещают «рай на земле».
+
+17
vitacikl
vitacikl
1 июля 2011, 17:47
#
Трудно быть образованным…
+
+6
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
2 июля 2011, 18:36
#
Очень оригинальная мысль
+
+8
tsete
tsete
2 июля 2011, 12:46
#
Снимаю шляпу…
Аллегория нашей с вами жизни в разрезе глубины веков…
Безусловно, каждый из нас питает много иллюзий.
Но человек рациональный не является двигателем прогресса.
Человек рациональный пытается улучшить то, что и так ужасно плохо.
Другой тип людей, способных видеть дальше своего носа, изменяют мир к лучшему.
Без оглядки на авторитеты…
+
+7
gricyk5
gricyk5
2 июля 2011, 14:19
#
Отлично написано… Это и есть Ходжа Насредин-о котором сложили сказку в той же Бухаре..?
А в целом мир все тот же что был тысячи лет назад… Коран-продолжение той же Библии но некоторые «умники» из мусульманского мира так изорудовали его для своих целей-что иновецы просто представлены врагами…
И еще-мы никогда в этом мире не достигнем высокой духовности-уж больно мы «приклеились» к материальному…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться