- 10 мая 2011, 10:35
Главная цель экономики развитого социализма
Для любителей Советского Союза.
Что было главной чертой СССР, что так было заметно всем кто приезжал в СССР из-за рубежа, и что так бросалось в глаза советским людям, когда они бывали за «железным занавесом»? Да нет, это глупость, это было только на плакатах написано. Правильно, правильно. ОЧЕРЕДИ. Вся жизнь советского человека проходила в очередях. Ибо очереди были главным атрибутом Советского Союза, и казалось, что стоит этим очередям исчезнуть, и рухнет «союз нерушимый».
Вы не помните очереди, или вообще никогда не стояли в очередях? Тогда одно из двух — или вы были во времена СССР еще младенцем, или ваши папа или мама были возле «кормушки». Действительно ответственные работники партии и работники торговли в очередях не стояли. Партийцам были положены спецпайки и в них входили товары, о существовании которых советские люди не догадывались. А работники советской торговли могли себе позволить побаловать себя товаром «из-под прилавка».
В те времена был очень популярным монолог А. Райкина «Дефицит». Сейчас многие не поймут этого юмора. А тогда люди не только смеялись, но очень хорошо знали, о чем речь. Тогда простой работник склада или торговой сети был «очень уважаемый человек», потому что он мог достать товар.
— Ну и что тут такого? Сложно постоять в очереди? У нас тут тоже очереди…
Это не те очереди.
Сейчас бывают очереди, но они даже в подметки не годятся тем очередям. Для всех желающих почувствовать, что такое советская очередь предлагается эксперимент:
1) закройте все окна и двери;
2) выключите кондиционер, если лето, или отопление, если зима;
3) возьмите хозяйственную сумку, поместите в нее груз кг на 3-4, чтобы был полный антураж;
4) потом встаньте смирно и делайте один шаг через каждые десять минут, и так медленно, шаг за шагом.
Если через десять минут захочется кого-то убить, не удивляетесь, это еще только начало. Вот если в такой очереди постоять час-другой, то можно будет почувствовать всю прелесть советских очередей. Были случаи, когда в очереди приходилось стоять и три-пять часов.
Специфика советской экономики заключалась, в том, что с каждым годом производство товаров для населения росло, но еще быстрее росли размеры очередей. Причем в очередях стояли за громадным количеством товаров. Начиная от Киевских тортов и заканчивая поллитрой. Часто люди вначале занимали очередь, а потом узнавали, что дают. Ибо знали, если стоит очередь, значит «что-то выбросили» (именно так и говорили, не выставили на продажу, а именно «выбросили в продажу»).
Неудивительно, что находясь в очереди можно было услышать все и вся. Самые последние сплетни, за кем замужем Алла Пугачева, и кто по национальности Кобзон, сколько зарабатывает Блохин и т.д. Были и откровенно антисоветские разговоры, но очень редко, люди были опытные и лишний раз о больном не говорили. Было много скандалов и конфликтов. Всегда были желающие встать в очередь со стороны. Фраза «Вы здесь не стояли», были коронной фразой любой очереди. Но, мало было встать в очередь. Очень часто товар продавали «не больше килограмма в одни руки». Для того чтобы обойти эти ограничения, приходилось привлекать детей. Причем чем больше, тем лучше. Так что очень часто в очередях, за маслом или циновками можно было увидеть совсем маленьких детей, которые играли роль покупателей. Надо же было приучать детей к жизни в Советском союзе.
Но и очереди не всегда спасали. Если еще в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных городах можно было купить товар, хотя бы в очереди, то в большинстве городов и сел СССР товара было не купить даже в очередях. Поэтому существовала такая традиция «поездка по товары в Москву» (это самое крутое), или в Киев. Очень москвичи и киевляне возмущались «понаехали тут». (Вот это действительно была дружба и уважение советских людей друг к другу).
Анекдот советских времен: «Что такое — зеленое, длинное и пахнет колбасой? Это электричка едет из Москвы».
Партия и правительство постоянно объясняло людям, что очереди, это временное явление и вот еще годик-другой, и они исчезнут. При этом придумывали самые невероятные объяснения о причинах этих очередей. Прежде всего, была виновата погода. Каждый год из-за погодных условий урожай оказывался меньше, чем ожидали. Было виновато США, которое своими эмбарго не дает развиваться нормально советской промышленности, поэтому не хватает одежды, бытовой техники и просто элементарных вещей в быту. Были виноваты бюрократы. Не конкретные лица, а просто отдельные лица, которых никак не могли выявить и которые так плохо работали, что в результате был товарный голод.
Не удивительно, что для советского человека слово «блат» значило очень много. Без блата было очень тяжело жить и, хотя считалось, что это не по-советски, но блат не только процветал, но был чуть ли не главным достижением развитого социализма. Не удивительно, что теперь, когда любую вещь можно без проблем купить, так обижены на развал СССР бывшие работники советской торговли. Уже никто перед ними не заискивает, не дает «на лапу», чтобы получить обыкновенную вещь. Вот так жизнь и проходит.
P.S. Зарисовка из советской очереди.
Седьмое марта 19… года, стоит очередь в отдел парфюмерии в советском Универмаге. Можно было бы не стоять, но праздник, а тут как раз выбросили в продажу духи фабрики «Алые паруса». Надо стоять. Хочется сделать родным и знакомым подарки.
К очереди подходит мужичек. Видно, что он уже хорошо отметил праздник советских женщин. Глазки блестят, лицо довольное, и видно, что человеку хорошо. И тут он, подойдя уже ближе очереди, толкнул речь:
— Товарищи…. Простите… Я…. Вас… очень… можно… мне … для моей… она…. Я …. Они…
В другом случае послали бы этого мужичка подальше. Люди в очереди уже устали стоять, и нервы были на исходе. Но, мужичек так прикольно пытался говорить, что народ начал улыбаться. Цирк уехал, а комик явно решил зайти в этот Универмаг. Поэтому его благосклонно пропустили к прилавку, и очередь замерла в тишине, чтобы услышать все представление.
— Девушка… Я домой. А там моя…Я…Она, у меня не… Но, я, сама понимаешь… мы тут с мужиками уже…
— Давайте быстрее, что Вам нужно?
— Я тут. О…
И тут он достает из кармана очень помятый один советский рубль. Он еще, правда, попытался поискать деньги, но не получилось.
— Мне за руб. Но, два …. Теща…. Двое хороших.
— Что Вы хотите?
— Духи.
— Два за рубль.
— Любэ. Мне для моей… Теща… Эта… Она…
— Эти подойдут?
— Пахнет. Во. Оно. Пойдет…. Я ….ее…
— Спасибо…Я к своей…
Это был не духи, а типа «одеколон», который действительно пах. Но его запах был похож на запах жженой резины. Но тут главное, что он в бутылке. Мужичек остался довольным. И очередь осталась довольна. И продолжала стоять дальше. В СССР тоже были праздники. Вот купил бутылочку духов в очереди и уже праздник.
|
80
|
- 16:16 Парламент легализовал труд домашних работников
- 15:18 Банки повысили наличный курс доллара
- 14:47 Регулятор готовит ряд шагов по валютной либерализации в ближайшие недели
- 14:02 НБУ снизил учетную ставку до 13,5%
- 13:11 Рада провалила голосование за Пенсионную реформу
- 12:10 Новые правила для терминалов самообслуживания: безналичные платежи останутся доступны для всех — НБУ
- 11:16 Дія.City станет более доступным для стартапов: Рада приняла в первом чтении законопроект
- 10:43 Количество владельцев стейблкоинов приблизилось к 100 млн, комиссии в TON снизились в 2,5 раза: что нового на рынке
- 10:20 Курс валют на 25 апреля: евро в банках прибавило семь копеек
- 09:37 В ОАЭ потратят более $544 млн на устранение последствий недавних ливней
Комментарии - 203
Но сейчас хотя бы можно продать жилье и купить меньше. А на разницу жить. Во-вторых, явно пенсией что не то. 870 грн это только по инвалидности платят, а еще должна быть за трудовой стаж. Надо разобраться из собезом. Возможно нет просто нужны бумажек.
И самое главное. Когда тогда в очередях стояли все и работающие и пенсионеры и инвалиды.
Насчёт очередей-были, но голодающего не знал ни одного. Мало того, нас трое детей, раз в месяц мама отоваривалась продуктами(как многодетная) без всяких очередей. Такая система была с Ветеранами и инвалидами. А пенсионеры и инвалиды раньше стояли в очередях, для того, что-бы помочь детям приобрести продукты, и пообщаться, а не потому-что голодали.
Но не могли в СССР все люди пользоваться услугами спецмагазинов. Вот в чем вопрос диалектики.
Чтобы меньше дома сидели, электричество жгли?
А за 20 лет незалежности? Сумели лишь «Криворожсталь» впарить индусу, а деньги — стырить.
Уж коль амеры там были и нагадили своим флагом на светлой стороне Луны, то флаг этот по всем законам физики и еще какой там ее знает науки должен до сих пор находиться в месте его втыкания в лунную поверхность. Так вот, при сегодняшнем уровне телескопов его, флаг энтот, по идее должно быть видно вооруженным глазом. Вот, только, нескладуха — кроме той самой документалки нет ни единой фотки этого флага, сделанной с поверхности Земли или с какго-нить космического аппарата. Где благ? Бабайка унес или инопланетяне поглумились над символом США?
Что за 20 лет? А то что теперь о космосе говоря специалисты, как и положено, а люди просто хотя на шопинг
За пол литра наверное очередь подлиннее была?
А во за духами.
Может кто помнит, в Киеве на улице Карла Маркса открыли магазин французской косметики «Ланком»( название может не так читалось). Там специально милиция дежурила, чтобы регулировать очередь. А очередь была громадной и постоянной.
Чем, по большому счету, лучше?
Как и путаницы с Вашим бочками. В СССР такой деликатес, как красная икра или черна в отрытой продаже не был. Это факт. Но на Дальнем Востоке можно купить эту икру, а еще проще поменять на водку.
Помните фильм «Забытая мелодия для флейты». Так очень четко показано у кого, есть и икра и крабы. Это для советского зрителя, самое то…
Аналитик должен понимать, что за 70 лет истории СССР были разные периоды.
Не знакомо?
Теперь мало, кто вспомнит, что возле магазина Киянки, всегда крутились «нетрудовые элементы» (об это писали даже в советских газетах), которые за «услугу» оказывали «помощь» покупке холодильника без очереди.
Качество тогда была еще хуже, чем сейчас. Другое, дело, что о качестве никто не думал. Все шло на ура.
Помните репризу Райкина «а это ответить за каАчество». «молодцы хорошо пристроились»
В чем разница?
Щас качество холодильников может и лучше ???, зато качество продуктов — прямая дорога на кладбище.
Что лучше?
О качестве продуктов я уже писал. (посмотрите старый блог)
Сами подумайте, о каком качестве могла быть речь, если их просто не хватало. Любое качество подходило.
Или Вам Райкин не авторитет. Его слова советские люди очень понимали.
Или «Летайте самолетами Аэрофлота!» Или «Путешествуйте по СССР на автомобиле!» может сравниться с рекламой каких-то пластмассовых булочек из пальмового масла, густо замешаной на сексе? (Бонжур)?
Прелестный образець потребителя. Мечта неотечественного производителя. За кусок сыра — родину продадут. Правда папка деньги здесь «делает». Но это уже экономика.
Поэтому не спорю на трибуне СССР это Родина, а на кухне СССР это Мачеха.
— Это не народ?! Это хуже народа — это лучшие люди города!" (с)
Знаете ли Вы или не, что даже когда выступали на комсомольском собрании в школе обязательно нужно было, чтобы в речи была сказана благодарность от лица школьников горячо любимому Леониду Ильичу или обязательно было сказано о дружбе народов СССР. А спасибо КПСС это обязательно. Это было как заклинания шамана. Надо сказать и все. При этом все хорошо понимали, что это просто слова. Никто серьезно не воспринимал Леонида Ильича, как действительно хорошее человека. Поэтому когда сходили с трибуны и рассказывали анекдоты о Брежневе.
Так и с любовью к Родине. Нужно было чтобы сказали что любишь. Нет проблем. Хоть сто раз. Это все несерьезно, это просто слова.
Очень любили на партийных собраниях, особенно на конференциях. чтобы с поздравлениями выступали пионеры. Вот они о Родине и любви к Родине столько речевок и стишком рассказывали только держись. А потом снимали бантики и уже рассказывали другое
Проблема в том, что я вчера сбрил бороду — наполовину седая борода, как оказалось. Жаль, месяц отращивал — и такое.
Я, собственно, не собирался тут переливать из пустого в порожнее. Я о том, что вот это ваше: «люди просто не считали СССР Родиной» — ложь. Даже на этом ресурсе я знаю нескольких людей, для которых СССР — Родина и сегодня. Я один из них.
Не считали бы «те люди» — не выстояли бы в ту войну.
Не возводите напраслину, отвечайте за себя.
Не гоже аналитику трясти костями прошлого и хаять все, что было хорошего, и к тому же это не первый раз. В СССР уже не вернуться, это понятно, но и использовать сравнения того, что было плохого с тем, что есть хорошего сейчас — это как минимум некорректно. Для аналитика.
Займитесь сегоденням.
Если судить по советским фильма, то все было не так. Но, если жить, то было именно, так. Другое дело, что это было. Может кому то это нравиться. Поддерживаю. Может кто то просто соскучился за выступлениями горячо любимого Леонида Сергеевича. Поддерживаю.
Но только без меня.
Мимо.
Телевізор — мрія сервіс-центрів
Автомобіль — те саме
…
(тут має бути список іншої «надійної» совкової техніки)
…
Алюмінієві ложки та виделки у кожній сім'ї
А 32-33 роки це не СРСР?
как не пыхтеть по честному (без стартовых капиталов-помощи разной)то нуль.
А я ведь гулять хотел тогда. в войнушки поганять. а надо было купить 2 бут. молока и баночку сметаны(со своей баночкой, а то нальют в пакет), и если хватало, то и творог.
Можно было занять очередь раньше, но стоять и ждать перед прилавком, когда привезут молочку.
Я так думаю, что наш гастроном именно для этого проектировался так, чтобы было 80% свободного места в торговом зале.
Чтобы очередь змейкой стояла :)
А потом представил ситуацию, как бы я покупал продукты сейчас если бы были те же условия. времени то на очереди нет, и с работы я сам себя не отпущу :) слава супермаркету, что работает до 23:00
Появятся еще проекты хрущевок на высеклах, не беспокойтесь.
Проблема не в них, а в нас.
Проблема не в них, а в нас.
Вопрос: Сейчас пенсионер такое сможет повторить?
У мамы сотрудницы на днях после посещения супермаркета случилась истерика, потому как пенсии уже на не хватает на обыкновенные продукты без всяких изысков. Это при том что дети хорошо зарабатывают и поддерживают родителей. Просто человек понял, что всю жизнь работал, платил налоги а на старости лет все-равно зависит от детей.
Еще я очень хорошо помню, что двухчасовые очереди за обыкновенными продуктами начались где-то с 1986 года. Где-то с 8-ми лет мама посылала за продуктами. Ходили с подружками — займем очередь в разные отделы — через полчаса свободны. Для соседей иногда брали что-нибудь, что выбрасовали не часто. Родители не думали, что могут потерять работу и детей тогда кормить будет нечем. Бабушек с протянутыми руками под хлебными магазинами не было.
У меня у 1/3 институтской группы — детей нет и уже наверное не будет, у 1/3 — по одному ребенку и у 1/3 — по 2. А у поколения моих родителей — было в среднем по 2 в городах, а вселах по 3-4. Вот где геноцид украинского народа.
Так что очереди — это было не самое страшное.
Хотя не спорю. Разговоре о нищете пенсионеров это любимая тема в СССР и в Украине.
Я понимаю. что пенсию разные. Что денег всегда не хватает. Но бабушки нищие были и в СССР и Украине.
Это сейчас Вы все смелые и говорите, что думаете. В СССР говорили, то что требовала партия, а вот думали другое.
А щас, что, можно что-то сказать отличное от мнения партии регионов для тех при власти? Остальных никто и никогда не спрашивал и спрашивать не собирается!!! В том числе и аналитиков.
Откуда у Вас, доктор околовсяческих наук Охрименко, такая ненависть к своему прошлому? Что? До сих пор детские комплексы донимают?
Я Вам, уважаемый спецвовсехсферахжизни, уже как-то предлагал: прежде, чем охаивать прошлое великой страны, откройте свою собственную личину — кем были в то время, как часто посещали комсомольские собрания, за что и как голосовали, кому, в какие органы и о ком докладывали о друзьях, коллегах, родственниках и как сейчас с этим дела обстоят…
Вот, расскажете о себе правду (а мы проверим — инструментарий имеется), покажете, ткскзть, свое истинное лицо, а потом уж и будете иметь право высказываться о прошлом.
А пока что все ваши высказывания о нашей прошлой жизни — это скулеж Моськи в адрес Слона. На большее Вы, г-н Охрименко, не тянете.
Бесплатной медицины не было в СССР и вообще бесплатная медицина, это как миф придуманный утопистами. Бесплатного труда не бывает. Раньше это просто называли «благодарсть» врачу. Не спорю, в стране дефицита, врачи больше ценили не деньги, а товары. Поэтому платили товарами.
Прочему ненависть. Просто СССР это ошибка истории. Не было бы СССР не было бы и многих проблем сегодня.
Да, действительно я очень давно в комсомоле и очень давно в понял, как жить в СССР поэтому и правильно себе вел в комсомоле. Но может поэтому, что я видел не только секретаря райкома партии на трибуне, но в курилке, у меня нет мифов о СССР. Ибо как говорится не только миф, но и как это миф делается. Очень противно и глупо. Лучше не надо.
Ну, тогда, мож и сейчас рубанете правду-матку о нынешней власти и о том что она на самом деле из себя представляет? Что? Слабо открыть глаза присутствующим? Ну, так, прямым текстом рассказать нам темным, просветить нас, открыть нам правду жизни, ткскзть? Ведь, есть что сказать и Вы, г-н Охрименко, говорите про это. Только втихаря, где-нить в курилке или на кухне. Или за рюмочкой коньячка в кабачке с громкой музыкой.
Ну, давайте, смелее — Вы же сами намедни в который уже раз утверждали, что сегодня в отличие от Совка можно говорить что угодно и про кого угодно.
ПыСь. На счет бесплатной медицины. Была бесплатная медицина — сам в детстве в больнице не раз лежал в ЛОР-отделении. Лекарства всегда были в наличии и ни кто не требовал за них денег. Да, врачей благодарили (правда, не все пациенты) после выписки из больницы — так у нас было принято, традиция что ли такая иль менталитет — называйте как хотите. Но это была благодарность от души — тарифы ни кто не устанавливал. А сейчас тебе сразу дают перечень всяких нафиг не нужных лекарств для стартового взноса, потом сам покупаешь реально необходимые лекарства, постель и жрачка тоже свои, т.к. постельного белья в больнице нету, а жрать ту баланду невозможно. А раньше и постели всегда были чистенькие и питание нормальное в стационарах.
Вся проблема, в том, что в СССР было не принято говорить лишнее детям. Мало ли чего. Поэтому дети очень часто не правильно понимали. что делала мама, когда заходила к нему в больницу, а потом шла говорить со старшей медсестрой с кульком.
Медицина всегда была платной и будет. Еще повторю, бесплатного труда не бывает.
2. До того, кто платит больше — маршрутка очень дорогая.
3. Очень хочется кушать, а молоко надоело.
Вообще смех. 95 квартал прям таки.
А вы себы к кому относите?
Об отдыхе тогда и сейчас уже писали на другом блоге.
Но, если почитать Ваши рассуждения о СССР, сразу пропадает желание воспринимать всерьёз Ваши аналитические материалы в других сферах. Вы круче Госкомстата манипулируете фактами. Пытаетесь убедить «не верь глазам своим». Думаю надо написать опровержение иначе Ваш имидж, как аналитика, пострадает. ИМХО
Вижу много эмоций, и не вижу толерантности, никто не воспринимает чужую точку зрения.
Родина, комсомол, партия… Когда вы уже поставите на первое место Я? Я есть родина, я есть общество, я есть все остальное(партия в том числе). Какой я, такое все вокруг.
Одни старперы поносят ссср, други его защищают.
бабушки с гречкой правят миром.
Мы были искренни в своих заблуждениях.
Вы раскрыли нам глаза.
Я написал впечатление о средней температуре по палате. Хотя ваш пост про любовь к ссср и родине, тоже дорогого стоит. может быть я заблуждаюсь, и вы его написали для затравки. и все же…
Так что мой монитор чист и слюной не забрызган.
А Родина моя действительно СССР — я там родился и прожил не худшую часть жизни, чесслово. И помотался по стране — отец офицер ВВС СССР. Нигде не жил очень долго. Так что «притянуть» другую Родину я не смогу даже при желании.
«Хотел же добавить (кроме Хамберта), поленился. :)»
у Вас действительно очень ироничный стиль письма.
Вы бы завидовали.
Однако, это есть высказываение своих мыслей, а не попытки кого-либо унизить.
Я написал то, что увидел в этих комментариях, возможно при живом общении я такое бы не высказал, так как были бы дополнительные факторы. Не забывайте, что я вижу только слова на мониторе, но не знаю ваших мыслей и вас лично.
Моя Батьківщина — Україна, просто на час мого народження вона була під владою совкової імперії. ;) Але імперії розвалюються, і це правильно.