24 мая 2012
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:29
-
ballistic
3 года
-
Dorka
Киев
-
elvalery
Киев
-
Сергей Александров
44 года, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
-
uainvestor
65 лет, Дніпро
-
Александр Баро
Харьков
- 10 июня 2012, 1:32
Где лучше учить своего ребенка — в Украине или за рубежом?
Обсуждение этого вопроса живо напоминает ситуацию из известного анекдота о нищем и новом русском. «Я не ел три дня!» — говорит нищий. — «Нет, так не годится», — отвечает новый русский. — «Надо сделать над собой усилие и съесть хоть что-нибудь!»
Смешно, но буквально такой же ответ я услыхал недавно на одном образовательном форуме. Известный политик заявил: «Когда я увидел, какой беспредел творится в наших школах, я понял, что проблему надо решать кардинально. Теперь мой сын учится в Швейцарии, и я очень доволен. Так что — рекомендую.»
Понятно, что не только школу, но и страну проживания можно выбрать на свой вкус и кошелек, «но понимаешь, сынок, есть такое слово — Родина», — говорится в другом, не менее известном анекдоте. Поэтому попробуем без лишних эмоций, непредвзято и беспристрастно рассмотреть все плюсы и минусы как обучения «здесь», так и обучения «там».
Во-первых, нужно учесть, что такого унифицированного и регламентированного образования, как у нас, нет больше нигде в мире (за исключением, может быть, Белоруссии и некоторых государств Средней Азии). Даже Россия имеет куда более либеральное и гуманное образовательное законодательство. Достаточно привести следующий пример: российские родители имеют право обучать своих детей дома, причем государство выплачивает им сумму, соответствующую средней стоимости содержания ребенка в школе.
А если уж говорить о других странах, там разброс еще больше. Американцы, например, много лет с успехом сопротивляются стандартизации образования, считая это наступлением на свои гражданские свободы. Правительство каждого штата вынуждено поддерживать необходимое разнообразие школ, дабы ненароком не ограничить свободу выбора подходящего учебного заведения для детей своих избирателей. Низкий уровень знаний американских школьников — досужий миф. Да, в некоторых (далеко не во всех!) бесплатных муниципальных школах не слишком много времени уделяют изучению математики, однако если у вас есть деньги и желание, вы всегда сможете найти школу, где с вашим ребенком будут заниматься системно и основательно. Никто не спорит: хорошее образование стоит дорого, но оно того стоит.
Во многих странах, например, в Ирландии и Голландии, вообще до 70% всех школ — школы частные, созданные родителями, причем государство, согласно законодательству, обязано их финансировать. Формально — руководство школы, а фактически — сами родители определяют, чему и как учить своих детей, государство в это практически не вмешивается. Единственное требование — это чтобы на 3-й год своего существования школа насчитывала, как минимум, 28 учащихся (так, по крайней мере, в Голландии).
Даже из этих примеров видно, что слова «учеба за рубежом» — настолько размытое понятие, что к нему неприменимы определения «хорошо», «плохо», «качественно или нет». Уже это одно способно испугать нашего человека, привыкшего не выбирать самому, а полагаться на мнение людей — чиновников или штатных специалистов, — которым «положено» разбираться во всем лучше простых смертных.
Странно, что мы не задумываемся, откуда в нас эта «выборобоязнь», и почему мы так слепо полагаемся на мнение ответственных лиц. А между тем эти потрясающие качества воспитаны в нас родной советской, а ныне — украинской школой.
Дело в том, что наряду с явной учебной программой, проявленной в текстах учебников и тирадах учителей, существует то, что Элвин Тоффлер назвал «скрытой учебной программой». Она действует не на уровне содержания, а на уровне формы: то, как проходит занятие, какие усилия вознаграждаются, какие порицаются, как учитель общается с учениками и как с учителем обращается администрация, — все это формирует в нас жесткие поведенческие стереотипы и накладывает неизгладимый отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь.
Постсоветская школа отличнейшим образом воспроизводит старую иерархическую индустриальную модель советского общества, вороватого и забюрократизированного, идеологию которого точно описывает следующий принцип: «Ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак». Дети вынуждены приспосабливаться и выживать в агрессивной подростковой среде, сбиваясь в группки «своих», чтоб «не пропасть поодиночке», — или подчиняться сильнейшему, не важно, взрослому или сверстнику. Списывать, лгать, не высовываться, не встревать в чужие разборки, — этому учит нас скрытая программа отечественной школы. Часто говорят: она учит нас жизни. Но мало кто отдает себе отчет, что именно школа эту жизнь создает и воспроизводит!
Собственно, в различии скрытых программ «тех» и «этих» школ кроется фундаментальная разница между «западной» и «восточной» ментальностью, делающей эффективных западных менеджеров удивительно неэффективными в наших условиях. Я далек от идеализации западной модели скрытой программы, но ведь именно она придает обучению за рубежом такую привлекательность. Не считаем же мы, действительно, что в зарубежных школах учат глубже и основательней!
Следовательно, решение дилеммы как бы очевидно: хочешь, чтобы ребенок был успешен у нас — учи его здесь, хочешь, чтобы ребенок впитал другие правила игры — учи его в более цивилизованной стране.
Чем далее, тем большее количество родителей выбирают для своих детей второй вариант. Директор фирмы, занимающейся образовательным туризмом, рассказывает, что каждый год на 10% увеличивается число украинских детей, поступающих в зарубежные школы, причем для Киева этот показатель еще выше — до 30%! От детей не отстают и взрослые: только в лотерее Green Card в этом году участвовали более 850 000 украинцев. Эти цифры не оставляют сомнения: против нашего образа жизни и нашего образования граждане голосуют ногами. — В добрый путь вам, пассажиры!
А что делать нам, остающимся? Как ни странно, нам тоже приходится отвечать на все те же проклятые вопросы: каким мы хотим увидеть нашего ребенка через 10 или 15 лет? Где он будет продолжать свое образование? В какой области деятельности он будет себя реализовывать — и в какой стране?
Вопросы эти не риторические. Я очень рассчитываю, что скоро ситуация в стране переменится, причем как экономическая, так и политическая.
Не буду вдаваться в подробности, дабы не отнимать хлеб у политологов и экономистов, просто прошу мне поверить на слово: через какие-нибудь 5 лет мир станет неузнаваемым, и Украина должна будет либо трансформировать все — образование, здравоохранение, экономику, власть, — либо исчезнуть как государство. В любом случае, с Украиной или без нее, но оставшиеся здесь, на этой территории, будут жить в иной стране. В стране, которой станут нужны креативные, продуктивные, внутренне свободные люди, способные оценивать и выбирать, — и вовсе не будут нужны запуганные неучи, — ни в быту, ни во власти.
Поэтому я очень хочу, чтобы те, кто уезжают, смогли однажды вернуться назад. А для этого те, кто остается, должны начать учиться другому — и по-другому.
|
23
|
- 17:45 Мемкоин Dogwifhat установил исторический максимум в $4
- 17:37 Курс валют на вечер 29 марта: доллар потерял 16 копеек
- 14:08 Топменеджер Binance подал в суд на правительство Нигерии, Bitwise подала заявку на спотовый Ethereum-ETF: что нового на рынке
- 13:15 Google Wallet вел дополнительное меню верификации для устройств на Android
- 10:32 Курс валют на 29 марта: евро в банках и обменниках подешевел на 5 копеек
- 09:18 Основателя криптобиржи FTX Бенкмана-Фрида приговорили к 25 годам тюрьмы за мошенничество
- 08:01 Официальный курс: НБУ повышает гривну второй день подряд
- 28.03.2024
- 19:47 США и Британия расследуют криптовалютные транзакции россии на более чем $20 миллиардов — Bloomberg
- 18:34 Стейблкоин USDT стал самым популярным активом преступников
- 17:44 Украинские ритейлеры оценили ущерб в результате войны в $2,5 миллиарда
Комментарии - 58
Вы за ЭТО?
Но термин «скрытая учебная программа» относится не к тому, что люди (в частности, педагоги) ГОВОРЯТ, а к тому, что они ДЕЛАЮТ.
Да, нас учили презирать меркантильный подход к жизни, не измерять затраченный труд в рублях и игнорировать отсутствие элементарных удобств («А вдруг завтра война?»). Но учили НА СЛОВАХ. Те, кто велел нас этому учить, прекрасно знали цену удобствам, деньгам и бытовому комфорту.
Да, нас учили коллективизму и заботе о сирых и убогих во всем мире. Но скрытая учебная программа говорила: тот, кто не заботится о себе и не подсиживает других, — никогда не станет большим начальником, у него никогда не будет личной «Волги» и большой удобной квартиры.
Результат мы видим здесь и сейчас. Прекраснодушные интеллигенты, мечтающие осчастливить весь мир, но не способные дать крупицу счастья ближнему своему, — с одной стороны, и с другой стороны — беспринципные и безграмотные политики, подлинные отличники советской школы.
«Западная» скрытая учебная программа также нехороша и также устарела, поскольку и все они — и советская, и американская, — пережиток индустриальной эпохи. Нужно создавать новую, но это долгий, непростой и не всегда контролируемый процесс.
ЛЮБАЯ система работает только на себя, даже если она была создана для того, чтобы обслуживать потребности других. Государство, созданное в другое время, рудимент индустриальной эпохи, и дальше — в целях самосохранения — будет заинтересовано в воспроизводстве бессловесных и безынициативных работников, для чего по-прежнему будет использовать анахроничную систему образования с тем же не устраивающим никого результатом :(
Постараюсь привести свои резоны.
1. Почему после 4-го.
Как правило, в более-менее приличной начальной школе ребенок учится с интересом, поскольку знания, им получаемые, вполне конкретны и «осязаемы». Ему понятно, зачем они нужны и как он может их применить здесь и сейчас. Повторюсь, речь идет о неплохой начальной школе, потому как в плохой ребенку могут отшибить «думалку» и «хотелку» уже к концу 1-го класса.
Начиная с 5-го класса количество «абстрактных» знаний, впихиваемых в ребенка, начинает резко возрастать, а количество практических занятий постепенно снижается до нуля. К концу 5-го / к середине 6-го класса значительная часть детей теряет мотивацию к учебе, у них ухудшаются оценки и часто начинаются проблемы со здоровьем. На это начинает накладываться гормональная перестройка, которая у нынешних детей происходит раньше, чем это было даже 20 лет назад. Собственно, одно это может послужить причиной школьных затруднений, поскольку в таком состоянии ребенок думает о своих личных проблемах и о своем новом месте в ученическом социуме больше, чем о каких-то бесполезных дробях :)
Если его в этот момент вырвать из привычной среды и поместить в другую, ничего хорошего не произойдет, а только к сложным душевным переживаниям добавится стресс от расставания с друзьями и стресс от необходимости вновь утверждать себя на новом месте, но только в крайне невыгодной позиции — эмигранта, не слишком хорошо знающего язык и не знакомого со многими реалиями иной жизни.
Конечно, это правило распространяется не на всех детей, некоторым перемена мест даже может пойти на пользу, в особенности, тем, у кого не сложились отношения со сверстниками, но все равно — надо понимать, что период адаптации к другой жизни затянется на год или полтора.
Тем не менее, во многих европейских странах период начальной школы продолжается до 6-го класса включительно, и такой «мягкий» переход к старшей школе — в свете вышеизложенного — представляется вполне оправданным. Поэтому, с моей точки зрения, отправлять ребенка за рубеж к родственникам после 4-го класса — допустимо.
2. Почему после 9-го.
Во многих странах (в том числе, и в любимой многими Англии) вы не можете поступить в вуз без того, чтобы не проучиться 2 года в колледже. Замотивированный 9-классник — уже достаточно взрослый для того, чтобы жить в чужой стране без ежедневной поддержки родственников, и недостаточно взрослый, чтобы его было сложно контролировать :) (Я имею в виду — поскольку он несовершеннолетний).
Так что — если Вам, как родителю, не важно, получит ли ребенок украинский аттестат, — выезд за рубеж после 9-го класса — наилучший выбор.
Вообще говоря, в такого рода копировании нет ничего плохого, пока это осознается именно как подражание. Ведь и художники часто учатся рисовать, копируя картины великих мастеров. Это не мешает им в дальнейшем развиться во вполне самостоятельных творцов.
Другое дело, что академическая наука в минимальной степени нацелена на поощрение научного творчества. Помню свою КВНовскую шутку еще советских времен: «Одного металлофизика спросили: труды каких ученых он чаще всего перечитывает? — Перечитывать — никого не перечитываю, зато переписываю — многих! — отвечал металлофизик.»
Что же касается будущего этой страны — это отдельная тема. Во-первых, Украина не окружена железным занавесом, а во-вторых, она находится на пересечении различных геополитических интересов. Это неустойчивое равновесие, в котором сейчас находятся украинские политика и экономика, может нарушится в любой момент времени, как только это станет выгодно одному из мировых игроков. Так что эти «комуняцко-комсомольские олигархи» — не более чем временщики, и они прекрасно осознают это.
И еще добавлю. Разговаривать с преподавателем на «ты», на равных и видеть в преподавателе друга и помощника, а не вымогателя, рэкетира и насильника,- это просто классно и за это нынешней молодежи стоит побороться.
Мы стараемся претворять в жизнь принцип «Ученики — это сотрудники школы, такие же, как и учителя.» Последовательное его разворачивание может далеко увести от традиционной школы, — вплоть до равной оплаты за равный труд :)
Но «хата с краю» никак не дает в голове уложиться тому, что пришли волки и как раз молчаливых режут в первую очередь.
Всё должно в этой стране дойти до крайности и оно дойдёт. Как раз через 5 лет о которых Вы говорите.
Тем не менее, у каждого из нас остается кусочек реальности, в котором мы уверены и который мы можем настраивать/подстраивать под себя. Тот «собственный огород», вскапывать который рекомендовал нам господин Вольтер :)
Так что либо открываем глаза, либо потом не плачем.
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.
***
И стал княжить он сильно,
Княжил семнадцать лет,
Земля была обильна,
Порядка ж нет как нет!
***
И так далее :) Это произведение — да в школах бы изучать :)
Один из наших выпускников проучился 2 года в Пражском университете на архитектурном факультете, причем был отличником и получал стипендию, а потом ему вдруг год назад не продлили визу :( Пришлось ему возвращаться в Киев и поступать в КИСИ, то бишь — в КНУБА.
За что нас уважать?
Другое дело, что мы сами потеряли к себе уважение после выборов, но посыпание головы пеплом и самобичевание здесь мало поможет.
К сожалению процессы происходящие в стране доступны для понимания единиц и этих единиц никто не слушает. До полного коллапса системы осталось максимум 2 года. Что будет потом читайте у Булгакова.
Специально страну топить в крови никто не будет. Но ежели реакция населения на пророссийский сценарий (а другого пока не предвидится) будет резкой — тогда да, может стать жарко, как Вы верно изволили заметить :)
А какое из произведений Булгакова Вы имеете в виду? «Белую гвардию»? «Собачье сердце»? «Бег»? «Батум»? Теряюсь в догадках…
Коррупция разрушила систему, винтики любые вопросы воспринимают только с точки зрения личной выгоды и каждое их действие разрушает структуру управления все больше и больше.
Днепровские взрывы всё показали воочию — паника на всех уровнях, идиотские решения, бессмысленные действия, только опять хохлы ни хрена не видят и не понимают. Если бы взрывы были в 4 городах, то всё бы рухнуло за 5 часов, а власть можно было взять 1 ротой. Т.е сегодня любой инцидент государственного масштаба уже приводит к параличу системы управления.
Будет криминальный взрыв ( он уже происходит на отдельных территориях), серая зона и как вариант либо разделение(каждый игрок отхватит кусочек), либо присоединение к России.
А Вы опять — сценарии какие-то, не надо конспирологии, учите детей тому, что главное не деньги, а качество жизни в стране. Когда каждый будет заниматься тем, в чем профи, тогда будет толк.
«Белая гвардия» конечно.
11 июня 2012, 17:57
Вы читаете то, что хотите прочитать, а не то, что я пишу. При чем предпосылки к смене власти? Я говорю о том, что система вошла в пике, из которого вывести её стандартными мерами уже не выйдет. Когда коррупция достигает 80-90% перестают работать механизмы управления и государство разрушается. Ну почему каждый считает себя настолько умным в управлении и системных процессах? Вас что учили этому? Вы понимаете как создается эффект бабочки? Или можете сказать главную причину того развала, который есть сейчас? А я могу и погоны снял за то, что пытался воздействовать именно на источник.
Я лично давно главную проблему сформулировал так — каждый должен делать своё дело. Если бы я начал учить етеста производить энергосберегающее оборудование, то чтобы он сказал? Посмеялся.
Но как касается политики и управления все становятся грамотные до не могу. Все вы видите только результаты, а не истоки и причины. Так научитесь слушать тех, для кого это работа.
В прошлом году я участвовал в работе Гераклейского футурологического конгресса и, поверьте, порой мне тоже, как и Вам, хотелось воскликнуть: «Да хватит уже вашей конспирологии!» Однако об этом всем говорили достаточно известные и уважаемые люди, так что я сдержался :)
Хочу повторить: я во многом согласен с Вашей точкой зрения, но логика развития дискуссии требует артикуляции осмысленных суждений, а не междометий вроде «+100!» :)
Считайте, что в дискуссии с Вами мы учимся — примерно так, как учились в древних Афинах: прогуливаясь и беседуя со своим терпеливым учителем :)
11 июня 2012, 18:21
Так Вы и живете в парадигме Тимошенко-Янукович-Кличко( подставить нужное), а потом говорите « ну ёб, опять ошибся». Когда в 2006 я сказал Турчинову, что Юлю посадят (аналитической запиской), он на меня смотрел как на придурка.
В любой нормальной стране мира судьбу решений определяют не лидеры, а аналитические институты, лидеры лишь формализируют их решение.
Я скажу то, чего Вы точно не знаете (именно поэтому живете категориями верю-не верю) — одно из первых решений Юща после прихода к власти было расформирование аналитического отдела СБУ (50 чел) который удалось сохранить в Украине, кстати в России он был уничтожен в 1992 по прямому приказу Борьки.
Не догадываетесь для чего? Так подумайте. Посмотрите вокруг и подумайте.
Кстати, в частные школы чиновники своих детей и внуков отдают крайне редко. Также негативно относятся к частным школам военные и технари-производственники. Как правило, они сетуют на низкий уровень дисциплины и невысокий уровень знаний, правда, всегда ссылаются на опыт каких-то своих знакомых и на одиозные примеры, муссируемые СМИ :)
Соответственно за 200 евро в месяц могут и присмотреть за ребенком + остальные бытовые подробности…
Возможно и проживание в Кракове дешевле, чем в Италии и не выше 250 евро в месяц…
И где теперь лучше учить своего ребенка — вопрос остается открытым…