Минфин - Курсы валют Украины

Установить
kievlyanin
Алексей Греков Переизобретая школу
Зарегистрирован:
24 мая 2012

Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:29
Подписчики (59):
ballistic
ballistic
3 года
max157319
max157319
YanaGVO
YanaGVO
Dorka
Dorka
Киев
elvalery
elvalery
Киев
Ogetts
Ogetts
panas2005
panas2005
agroart2014
agroart2014
forexite
Сергей Александров
44 года, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
uainvestor
uainvestor
65 лет, Дніпро
vechislavs
vechislavs
Alexandrkh
Александр Баро
Харьков
все подписчики
Алексей Греков — Переизобретая школу
директор по стратегическому развитию в Частной школе «Афины»
30 мая 2012, 19:29

Интеллигенция и бизнес

В разговоре с моим другом (некогда музыкальным «пиратом», а ныне добропорядочным продюсером, вполне легально восстанавливающим архивные записи старой украинской эстрады) я попытался объяснить, чем же всё-таки наша школа отличается от всех прочих школ. «Понимаешь, — говорил я, — мы пытаемся совместить два подхода: подход советской школы, упиравшей на основательные теоретические знания, с западным подходом, выдвигающим на первый план практическое применение получаемых знаний. Мы хотим вырастить бизнесменов нового типа, своего рода бизнес-интеллигенцию, людей, которые видят дальше своего кармана…»

И тут я остановился. Этот неожиданно проявившийся термин — бизнес-интеллигенция — озадачил меня самого. Не глупость ли это, не нелепость ли? Что, казалось бы, дальше друг от друга, чем эти два понятия? Эдакий водо-камень, льдо-пламень. Но звучит здорово, а главное, как показалось, в нем отразилась реальная наша философия: мы работаем для и ради интеллигенции, которая ныне занимается бизнесом. И все-таки — имеет ли это понятие право на существование?

ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ — 170 ЛЕТ

Еще каких-нибудь 130 лет назад слово «интеллигент» было в новинку. «Советский энциклопедический словарь» утверждает, что термин «интеллигенция» введен писателем Боборыкиным в начале 60-х годов XIX века, и уже из русского языка он перешел в другие языки. Подхваченный Достоевским и Ключевским, «он быстро приобрел права гражданства. Этим словом обозначали типично русское явление: образованных людей, которые часто продолжали образование в заграничных университетах. Вернувшись в Россию, они скоро убеждались, что их знания не могут быть востребованы во всей полноте (скажем, земский врач видел, что его знание современной фармакопеи ни к чему, ибо у него под рукой кроме касторки и клистира ничего нет). Русскую интеллигенцию того времени можно было бы определить как людей, которые очень много знают, но мало могут. В качестве защитного психологического механизма у русской интеллигенции возникала потребность говорить о «всеобщем и глобальном»: о судьбах России, смысле жизни, провидении и даже о политических и радикальных изменениях. Это в лучшем случае, ибо в худшем многие представители интеллигенции просто спивались.» [В.Лебедев, «Прощай, интеллигенция!»]

Впрочем, «Советский энциклопедический словарь» не вполне прав. Термин «интеллигенция» встречается уже у Жуковского в дневнике за 1836 год. Историк Сигурд Шмидт комментирует это так: скорее всего, поэт услышал слово «интеллигенция» от Александра Тургенева, а тот привез его из Парижа, а в Париже как раз в то время Бальзак «возымел идею организовать партию интеллектуалов с печатными органами», где он мог бы публиковаться. Эту партию Бальзак предполагал назвать «партией интеллигентов», что засвидетельствовано в письме классика к Эвелине Ганской от 23 августа 1835 года. [Л.Аннинский, «Кто подсунул России «интеллигенцию»?»]

ЧТО ТАКОЕ «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК»?

Нам кажется уместным процитировать по этому поводу одного из несомненных русских интеллигентов — Александра Солженицына. Откроем «Архипелаг ГУЛАГ»:

«В Советском Союзе это слово [интеллигенция] приобрело совершенно извращенный смысл. К интеллигенции стали относить всех, кто не работает (и боится работать) руками. Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы. Все бухгалтеры и счетоводы — механические рабы Дебета. Все канцелярские служащие. С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни). И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком.

А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна».

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КАПИТАЛИЗМ

В постсоветское время в обществе утвердилась мысль о том, что интеллигентам «старой закваски» выжить в условиях «дикого капитализма» практически невозможно.

Вот типичное мнение: «С одной стороны, мы видим реализацию либеральных идей, вызревших в «кухонных» разговорах советских интеллектуалов.

С другой — рыночные преобразования привели к «пришествию Хама», т.е. пресловутого нового русского — человека из уголовной среды с огромными доходами, который жаждет привести всю окружающую жизнь в соответствие со своими, с позволения сказать, духовными запросами. Кроме того, интеллигенция перестала пользоваться финансовым благоволением государства. Профессии, не связанные с частным предпринимательством, такие, как врач, учитель, ученый, музейный и библиотечный работник, стали отныне почти монашеским служением, не означающим никаких материальных благ.» [Р.Иванов, «Что такое интеллигентный человек?»]

Очевидно, что на смену этой разновидности интеллигентов должен прийти другой тип, способный успешно действовать в новых реалиях, — сочетающий глубокие знания и личную культуру с деловыми, коммерческими способностями, с т.н. хваткой. В конце концов любое из бесчисленных популярных руководств на тему «Как преуспеть в жизни» говорит о том, что интеллигентность по большому счету коммерчески выгодна: с интеллигентным человеком приятнее вести дела, а значит, и добьется он в бизнесе большего, чем некультурный субъект. [Ср. М.Калашников. «Интеллект, воля, сплоченность. Каким будет новое поколение русских предпринимателей?»]

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ

На Западе таких людей называют не интеллигентами, а интеллектуалами. Однако между этими терминами существует заметная разница. Интеллектуалы — это представители среднего класса, как правило, технократы, обладающие либеральным мировоззрением. Руководители фирм, инженеры, технические работники, врачи, преподаватели… Они олицетворяют образованность, материальное благополучие, либеральное мировосприятие, приверженность общественным идеалам и стабильность в обществе. Интеллектуалы ориентированы на реализацию утилитарных, злободневных интересов, оставляя высшие идеалы религии и церкви. А у нас интеллигенция — практически всегда революционная сила, часто гуманитарно ориентированная. Даже если у людей техническое образование, в интеллектуальной деятельности они не ограничивают себя рамками специальности. Они оперируют абстрактными понятиями и строят модели преобразования общества, не обращая внимания на «мелочи». (Так считает доктор философских наук, редактор редакции религиоведения БРЭ Екатерина Элбакян) [цитируется по А.Нарышкина, «Они вечно всем недовольны»]

А вот французская исследовательница Вероника Гаррос находит, что меняется сам тип интеллигента, эволюционирующего от человека «письменной традиции» к человеку деятельному, готовому выступать и действовать не столько против власти, сколько вместе с ней, воздействуя на нее, входя в нее и поняв уже невозможность утвердить мир без участия власти. [Т.Савина, «Интеллигенция и интеллигентность»]

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

На конгрессе петербургской интеллигенции, прошедшем в 1999 году, его председатель В.Е.Триодин, подводя итоги, попробовал выделить характерные черты интеллигенции III-го тысячелетия.

  • Если тоталитаризм несовместим с бытием интеллигенции, то демократия ее возрождает. Но демократия, по мнению Триодина, может быть только собственнической, а отсюда — более уважительное отношение интеллигенции к собственности.
  • Разрушительный настрой уступает место созидательному.
  • «Переживаемый период — ренессанс личностных целей». Но интеллигент, относясь к своей личности и судьбе с большей заинтересованностью, чем интеллигент прошлого, не может быть корыстолюбивым.
  • Специфическая собственность интеллигента — знания (но и без материальной не проживет).
  • Интеллигентность — особое состояние души. Совестливость — базовое качество интеллигента.
  • Непримиримая оппозиция к власти уже не будет непременным признаком интеллигентности. Она может служить, но не прислуживать власти.
  • Жертвенность — «реликт прошлого». Ценность человеческой жизни велика. [Цитируется по Т.Савина, «Интеллигенция и интеллигентность»]

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

В полемической статье «Осторожно — интеллигенция, или великая ошибка России» Д.Никитич пишет «Каким бы мы ни видели своё будущее, но нам придётся повышать качество образования, воспитывать школьников гражданами, гармоничными личностями — знающими законы и права, язык, историю и имеющих представления о методологии познания, о логике и источниковедении, — так, чтобы ни одна каста не испачкала им мозги своим эзотерическим знанием избранных. Нужно воспитывать людей прагматичных и практичных, оценивающих прошлое и перспективы не слезинками ребёнка и не желанием нравиться «цивилизованным странам», а хотя бы своими личными прагматичными интересами, — а ещё лучше оперирующих кроме личных ещё и общественными интересами.»

Похожим образом формулирует свою цель петербургская Частная школа «Взмах»: воспитание свободного, творчески мыслящего, широко образованного человека — гражданина мира, уверенного в себе, открытого людям, умеющего быть счастливым в жизни и успешным в деятельности.

Следовательно, бизнес-интеллигенция — не что иное, как интеллигенция деятельная (а не только рефлексирующая), прагматичная (а не только живущая прошлым и будущим).

Оттого для нас бизнес-интеллигент

  • это человек широко образованный, но в то же время — квалифицированный специалист;
  • человек нравственный, ставящий социальные интересы вровень с личными;
  • гражданин своей страны во-первых и гражданин мира во-вторых;
  • человек предприимчивый и успешный в своем Деле (в чем бы не заключалось оно).

Такими мы видим наших сотрудников и наших выпускников.

Просмотров: 2002, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 27

+
0
RaSvet
RaSvet
30 мая 2012, 19:47
#
www.youtube.com/watch?v=9MqqWsnEEUE&feature=related
Цена интеллигенции — длинный язык при большой голове и коротких ручках-ножках. А как до дела:« атамана Семёнова срочно найдите, будьте любезны». Не в обиду. :-)
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
30 мая 2012, 20:22
#
Да какие тут могут быть обиды :)
Я, собственно, и говорю об интеллигенции деятельной, о тех людях, которые — даже падая — поднимаются и идут вперед, а не тех, кто ноет на кухнях, что, дескать, развернуться им не дают.
+
0
gricyk5
gricyk5
30 мая 2012, 23:59
#
Задам вопрос прямо… Как у вас в школе обстоят дела с изучением Закона Божьего Библии и вообще отношения к Вере как таковой?
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 0:27
#
У нас школа светская, а следовательно вопрос ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ для нас безразличен. Закон Божий как предмет мы не изучаем, в то же время не насаждаем и атеизм. Мы понимаем и осознаем, что вне Веры человек существовать не может, но считаем взаимоотношения с Богом личным делом каждого («интимным делом», как я полушутя выразился в одном из комментариев). Детей учим уважать веру (или неверие) другого, понимание же установлений тех или иных религий мы даем через предмет «История культуры», через литературу и музыку, через празднование праздников (извините за тавтологию), через дискуссии на наших «триместровых экзаменах» и через театрализацию мифов и традиционных сюжетов.
К сожалению или к счастью, мы находимся в неоднородной поликультурной среде и вынуждены действовать крайне аккуратно, чтобы не навредить детям. То, какие сложности могут возникнуть в культурно разнородной среде, я знаю не по наслышке: моя мать принадлежит к евангельским христианам, а теща — к православным Московского патриархата. Как Вы понимаете, я не хочу обижать ни мать, ни тещу, так что приходится находить темы, в которых мы согласны, и избегать тем, обсуждение которых может привести к внутрисемейным конфликтам :)
+
0
gricyk5
gricyk5
31 мая 2012, 8:11
#
Я так и предполагал что Вы мне так и ответите… Так вот уважаемый Ваши искания нравственности интеллигентности любви будут тщетны если Вы не познаете Истину… Кстати Истина постигается всеми кто ее стремится познать и мы все с самого рождения стоим на ее пороге… но некоторые до конца своих дней боятся или не хотят сделать шаг чтобы этот порог преодолеть.Мы сами себе создали поликультурную среду но что интересно-мы сами ее и можем преодолеть в общении-для етого существует любовь (не та любовь как меж мужчиной и женщиной а именно первичная любовь с которой люди должны относится друг к другу). Ваши понятия о Вере и Боге потому и не правильные что делите людей (теща и мать) по вереисповеданию… Бог один… религий много...-и не одна из религий не верная… Я человек верующий...-но не религиозен -а Ваша задача в воспитании детей в воспитании их нравственности совестливости должны базироваться не на фанатизме религиозном или принадлежности к какой бы не было религии а на истинной осмысленной Вере… Наш Творец не признает ни рабов ни фанатиков он нас и потому создал что бы мы были нравственными умными ему помощниками… свои знания и умения дарили людям (дарили а не за деньги продавали)-ибо ...«Даром получили-даром и отдайте».
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 8:34
#
Слава Богу, что Вы мыслите именно так :)
Я опасаюсь обидеть людей ортодоксальных, а также неофитов с огнем в глазах :), поэтому стараюсь тщательно выбирать выражения.
Я мыслю так же, как и Вы, и не я делю своих родных по вероисповеданию, но они себя соотносят с той или иной конфессией. Я просто говорил, какие это неудобства создает в семейной жизни.
С другой стороны, какие из моих предыдущих высказываний Вы считаете неправильными безотносительно к тому, верующий я человек или нет? (Вы написали: «Ваши понятия о Вере и Боге потому и не правильные...») Я искренне удивлен!
+
0
gricyk5
gricyk5
31 мая 2012, 12:22
#
. Ваши понятия о Вере и Боге потому и не правильные что делите людей (теща и мать) по вереисповеданию… Бог один… религий много...-и не одна из религий не верная…-Вот полное предложение… А «не правильные»-это уже «взгляд с моей колокольни»-хотя по отношению к Вам не не имею права так судить...-но извините.Алексей еще один вопрос-Вы Библию всю читали или только Новый Завет?
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 13:12
#
Да, Библию я читал полностью, причем еще в советское время, когда она была «под запретом». И не только канонические тексты, но и апокрифические Евангелия. А также Коран, Веды, «Авесту», «Пополь-Вух», «Теогонию» Гесиода и «Метаморфозы» Овидия, также изучал шумерскую, ассирийскую, египетскую и хеттскую мифологию, и еще разнообразную литературу о реконструируемой мифологии славян и вообще индоевропейцев, начиная с Рыбакова и Ловмяньского, и заканчивая Дюмезилем и Снорри Стурлусоном. Ну и, естественно, разнообразные книги по этнографии. Да, еще книги по первобытной религии, начиная с Тейлора и заканчивая Токаревым. Я не шучу, я правда все это прочитал, даже самому не верится :) Видите ли, религиеведение — это, можно сказать, мое многолетнее хобби (или даже больше, чем хобби — моя страсть, что ли). Так что, повторюсь, я действительно НЕ ДЕЛЮ людей по вероисповеданию, тут Вы ошиблись. Мой взгляд на Бога и Веру практически полностью совпадает с Вашим. Честно!
+
0
gricyk5
gricyk5
31 мая 2012, 16:46
#
Вот и хорошо тем более мы с вами еще коллеги по профессии -я тоже знаю что такое перлит мартенсит бейнит и т.д. Вам просто легче будет понять вот это www.otkroveniya.info/part1/1-26.08.04.html почитайте тут Вы найдете подтверждение и Корану и Ведам и йоге и всему к чему душа Ваша стремится…
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
1 июня 2012, 8:30
#
Спасибо за ссылку! С удовольствием ознакомлюсь.
+
0
gricyk5
gricyk5
1 июня 2012, 8:49
#
В некоторых местах (не обращайте внимания) есть очень много повторений-но это уже специфика от людей но само содержание совсем не «от людей»…
+
0
Lotos007
Lotos007
31 мая 2012, 9:22
#
Техноутка НЛП — интеллигенция.
Надо бы записать…
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 9:31
#
Что сие значит? Не соблаговолите ли пояснить :)
+
0
Lotos007
Lotos007
31 мая 2012, 11:07
#
Так и мне не совсем понятно, после прочитанного. Увы, такой вот получился вывод…
+
+14
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 11:44
#
Я охотно готов разъяснить Вам свою позицию. Что именно вызвало у Вас непонимание / отторжение?
+
0
Lotos007
Lotos007
31 мая 2012, 15:10
#
minfin.com.ua/drafts/
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 15:41
#
Эта ссылка забрасывает меня в мои черновики. Там пусто. И что?
+
0
Donkey
Donkey
31 мая 2012, 17:58
#
Я понимаю Ваше искреннее желание привлечь состоятельных лохов сдать своих отпрысков в вашу школу.Тем более учитывая Вашу должность. Это совсем не упрек. Это бизнес. Надо же их как-то окучивать. Не обижайтесь за прямоту.
+
+18
gricyk5
gricyk5
31 мая 2012, 18:27
#
Напрасно Вы так… Это бизнес -да.Но человек не за этим сюда пришел.Его интересует как воспитать нравственного и интеллигентного бизнесмена… Таковых у нас практически нет-но идея стоит свеч… Это я так понимаю…
+
+5
BIG
BIG
31 мая 2012, 21:08
#
Вы можете своих детей сдавать в «нормальную» школу. Таких очень много в Украине.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 23:38
#
Это, пожалуй, первый форум, где комментаторы беспокоятся, чтобы я, не дай Бог, не обиделся :) (см. также первый комментарий)
Да почему я должен обижаться? Вы высказали свое мнение, с моей точки зрение — поверхностное и тривиальное, но это Ваше мнение, и — нравится оно мне или нет — я должен его уважать, — иначе как я могу рассчитывать на Ваше уважение к моему мнению?
(Наверно, все это выглядит несколько старомодно, но странно ожидать от меня чего-то иного в посте об интеллигенции :)
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 23:39
#
Это ответ на комментарий уважаемого Donkey
+
+5
BIG
BIG
31 мая 2012, 21:14
#
Очень приятно, что есть в Украине место, где такими видят своих выпускников и сотрудников! Алексей спасибо за блог, очень интересно и позновательно.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
31 мая 2012, 22:13
#
Спасибо! Надеюсь, что таких мест в Украине с каждым годом будет больше :)
+
+1
Donkey
Donkey
1 июня 2012, 7:31
#
Мне все-таки ближе значение слова интеллигент в его понимании, по меньшей мере, англо-язычной частью жителей планеты. Это образованный интеллектуал, умный человек. Все остальное навеяно большей частью загадочной русской душой. Кстати, Вы приводите цитаты исключительно русских людей. Это не плохо, но однобоко. Ну а касательно врачей и учителей с «почти монашеским служением, не означающим никаких материальных благ» (Р.Иванов)… При том, не только у нас в Украине и СНГ. Удачи Вам.
+
+7
Алексей Греков
Алексей Греков
1 июня 2012, 8:28
#
Собственно, весь пост об этом: как сейчас происходит трансформация понятия «интеллигенция» в отечественном ее варианте, ставшем культурным феноменом и, кстати, воспринятом Западом именно как «русская» особенность. Отсюда — вынужденная «однобокость» анализа.
А за пожелание удачи — спасибо! Вам тоже! Приятно, когда можно вести дискуссию прямо и просто, без взаимных обвинений и навешивания ярлыков :)
+
0
Donkey
Donkey
1 июня 2012, 10:27
#
Да какие там ярлыки… Просто у людей действительно разные взгляды, мнения, восприятие. Мы образованные, воспитанные люди и счастье, что нам не надо учиться терпимости и толерантности,- качествам, на мой взгляд, больше присущим пока европейцам и американцам. А в блогах очень часто затрагиваются интереснейшие темы, которые заставляют задуматься и уже за одно это стоит благодарить блогеров. Чтобы там не говорили, а думать труднее чем копать.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться