24 мая 2012
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:29
-
ballistic
3 года
-
Dorka
Киев
-
elvalery
Киев
-
Сергей Александров
44 года, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
-
uainvestor
65 лет, Дніпро
-
Александр Баро
Харьков
- 30 мая 2012, 19:29
Интеллигенция и бизнес
В разговоре с моим другом (некогда музыкальным «пиратом», а ныне добропорядочным продюсером, вполне легально восстанавливающим архивные записи старой украинской эстрады) я попытался объяснить, чем же всё-таки наша школа отличается от всех прочих школ. «Понимаешь, — говорил я, — мы пытаемся совместить два подхода: подход советской школы, упиравшей на основательные теоретические знания, с западным подходом, выдвигающим на первый план практическое применение получаемых знаний. Мы хотим вырастить бизнесменов нового типа, своего рода бизнес-интеллигенцию, людей, которые видят дальше своего кармана…»
И тут я остановился. Этот неожиданно проявившийся термин — бизнес-интеллигенция — озадачил меня самого. Не глупость ли это, не нелепость ли? Что, казалось бы, дальше друг от друга, чем эти два понятия? Эдакий водо-камень, льдо-пламень. Но звучит здорово, а главное, как показалось, в нем отразилась реальная наша философия: мы работаем для и ради интеллигенции, которая ныне занимается бизнесом. И все-таки — имеет ли это понятие право на существование?
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ — 170 ЛЕТ
Еще каких-нибудь 130 лет назад слово «интеллигент» было в новинку. «Советский энциклопедический словарь» утверждает, что термин «интеллигенция» введен писателем Боборыкиным в начале 60-х годов XIX века, и уже из русского языка он перешел в другие языки. Подхваченный Достоевским и Ключевским, «он быстро приобрел права гражданства. Этим словом обозначали типично русское явление: образованных людей, которые часто продолжали образование в заграничных университетах. Вернувшись в Россию, они скоро убеждались, что их знания не могут быть востребованы во всей полноте (скажем, земский врач видел, что его знание современной фармакопеи ни к чему, ибо у него под рукой кроме касторки и клистира ничего нет). Русскую интеллигенцию того времени можно было бы определить как людей, которые очень много знают, но мало могут. В качестве защитного психологического механизма у русской интеллигенции возникала потребность говорить о «всеобщем и глобальном»: о судьбах России, смысле жизни, провидении и даже о политических и радикальных изменениях. Это в лучшем случае, ибо в худшем многие представители интеллигенции просто спивались.» [В.Лебедев, «Прощай, интеллигенция!»]
Впрочем, «Советский энциклопедический словарь» не вполне прав. Термин «интеллигенция» встречается уже у Жуковского в дневнике за 1836 год. Историк Сигурд Шмидт комментирует это так: скорее всего, поэт услышал слово «интеллигенция» от Александра Тургенева, а тот привез его из Парижа, а в Париже как раз в то время Бальзак «возымел идею организовать партию интеллектуалов с печатными органами», где он мог бы публиковаться. Эту партию Бальзак предполагал назвать «партией интеллигентов», что засвидетельствовано в письме классика к Эвелине Ганской от 23 августа 1835 года. [Л.Аннинский, «Кто подсунул России «интеллигенцию»?»]
ЧТО ТАКОЕ «ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК»?
Нам кажется уместным процитировать по этому поводу одного из несомненных русских интеллигентов — Александра Солженицына. Откроем «Архипелаг ГУЛАГ»:
«В Советском Союзе это слово [интеллигенция] приобрело совершенно извращенный смысл. К интеллигенции стали относить всех, кто не работает (и боится работать) руками. Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы. Все бухгалтеры и счетоводы — механические рабы Дебета. Все канцелярские служащие. С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание). Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни). И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком.
А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна».
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И КАПИТАЛИЗМ
В постсоветское время в обществе утвердилась мысль о том, что интеллигентам «старой закваски» выжить в условиях «дикого капитализма» практически невозможно.
Вот типичное мнение: «С одной стороны, мы видим реализацию либеральных идей, вызревших в «кухонных» разговорах советских интеллектуалов.
С другой — рыночные преобразования привели к «пришествию Хама», т.е. пресловутого нового русского — человека из уголовной среды с огромными доходами, который жаждет привести всю окружающую жизнь в соответствие со своими, с позволения сказать, духовными запросами. Кроме того, интеллигенция перестала пользоваться финансовым благоволением государства. Профессии, не связанные с частным предпринимательством, такие, как врач, учитель, ученый, музейный и библиотечный работник, стали отныне почти монашеским служением, не означающим никаких материальных благ.» [Р.Иванов, «Что такое интеллигентный человек?»]
Очевидно, что на смену этой разновидности интеллигентов должен прийти другой тип, способный успешно действовать в новых реалиях, — сочетающий глубокие знания и личную культуру с деловыми, коммерческими способностями, с т.н. хваткой. В конце концов любое из бесчисленных популярных руководств на тему «Как преуспеть в жизни» говорит о том, что интеллигентность по большому счету коммерчески выгодна: с интеллигентным человеком приятнее вести дела, а значит, и добьется он в бизнесе большего, чем некультурный субъект. [Ср. М.Калашников. «Интеллект, воля, сплоченность. Каким будет новое поколение русских предпринимателей?»]
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ
На Западе таких людей называют не интеллигентами, а интеллектуалами. Однако между этими терминами существует заметная разница. Интеллектуалы — это представители среднего класса, как правило, технократы, обладающие либеральным мировоззрением. Руководители фирм, инженеры, технические работники, врачи, преподаватели… Они олицетворяют образованность, материальное благополучие, либеральное мировосприятие, приверженность общественным идеалам и стабильность в обществе. Интеллектуалы ориентированы на реализацию утилитарных, злободневных интересов, оставляя высшие идеалы религии и церкви. А у нас интеллигенция — практически всегда революционная сила, часто гуманитарно ориентированная. Даже если у людей техническое образование, в интеллектуальной деятельности они не ограничивают себя рамками специальности. Они оперируют абстрактными понятиями и строят модели преобразования общества, не обращая внимания на «мелочи». (Так считает доктор философских наук, редактор редакции религиоведения БРЭ Екатерина Элбакян) [цитируется по А.Нарышкина, «Они вечно всем недовольны»]
А вот французская исследовательница Вероника Гаррос находит, что меняется сам тип интеллигента, эволюционирующего от человека «письменной традиции» к человеку деятельному, готовому выступать и действовать не столько против власти, сколько вместе с ней, воздействуя на нее, входя в нее и поняв уже невозможность утвердить мир без участия власти. [Т.Савина, «Интеллигенция и интеллигентность»]
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
На конгрессе петербургской интеллигенции, прошедшем в 1999 году, его председатель В.Е.Триодин, подводя итоги, попробовал выделить характерные черты интеллигенции III-го тысячелетия.
- Если тоталитаризм несовместим с бытием интеллигенции, то демократия ее возрождает. Но демократия, по мнению Триодина, может быть только собственнической, а отсюда — более уважительное отношение интеллигенции к собственности.
- Разрушительный настрой уступает место созидательному.
- «Переживаемый период — ренессанс личностных целей». Но интеллигент, относясь к своей личности и судьбе с большей заинтересованностью, чем интеллигент прошлого, не может быть корыстолюбивым.
- Специфическая собственность интеллигента — знания (но и без материальной не проживет).
- Интеллигентность — особое состояние души. Совестливость — базовое качество интеллигента.
- Непримиримая оппозиция к власти уже не будет непременным признаком интеллигентности. Она может служить, но не прислуживать власти.
- Жертвенность — «реликт прошлого». Ценность человеческой жизни велика. [Цитируется по Т.Савина, «Интеллигенция и интеллигентность»]
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
В полемической статье «Осторожно — интеллигенция, или великая ошибка России» Д.Никитич пишет «Каким бы мы ни видели своё будущее, но нам придётся повышать качество образования, воспитывать школьников гражданами, гармоничными личностями — знающими законы и права, язык, историю и имеющих представления о методологии познания, о логике и источниковедении, — так, чтобы ни одна каста не испачкала им мозги своим эзотерическим знанием избранных. Нужно воспитывать людей прагматичных и практичных, оценивающих прошлое и перспективы не слезинками ребёнка и не желанием нравиться «цивилизованным странам», а хотя бы своими личными прагматичными интересами, — а ещё лучше оперирующих кроме личных ещё и общественными интересами.»
Похожим образом формулирует свою цель петербургская Частная школа «Взмах»: воспитание свободного, творчески мыслящего, широко образованного человека — гражданина мира, уверенного в себе, открытого людям, умеющего быть счастливым в жизни и успешным в деятельности.
Следовательно, бизнес-интеллигенция — не что иное, как интеллигенция деятельная (а не только рефлексирующая), прагматичная (а не только живущая прошлым и будущим).
Оттого для нас бизнес-интеллигент —
- это человек широко образованный, но в то же время — квалифицированный специалист;
- человек нравственный, ставящий социальные интересы вровень с личными;
- гражданин своей страны во-первых и гражданин мира во-вторых;
- человек предприимчивый и успешный в своем Деле (в чем бы не заключалось оно).
Такими мы видим наших сотрудников и наших выпускников.
|
23
|
- 20:00 Главное за неделю: гривна обновила минимум, Еврокомиссия одобрила Ukraine Facility
- 19:06 Доход Ethereum может превысить $1 млрд в 2024 году
- 17:33 Курс валют на вечер 19 апреля: доллар и евро стремительно выросли на межбанке
- 16:35 НБУ поднял официальный курс доллара до нового максимума
- 11:27 Ралли биткоина и реструктуризация Tether: что нового на крипторынке
- 10:42 Курс валют на 19 апреля: доллар вырос до 40 гривен
- 08:01 Официальный курс: НБУ повысил курс доллара на 6 копеек
- 18.04.2024
- 19:22 С начала этого года гривна к доллару девальвировала на 3,1% — Данилишин
- 18:06 Доллар больше 40: Каким будет курс доллара в Украине. Будет ли еще рост и до каких пределов (видео)
- 17:43 Курс валют на вечер 18 апреля: евро на межбанке ушел вниз
Комментарии - 27
Цена интеллигенции — длинный язык при большой голове и коротких ручках-ножках. А как до дела:« атамана Семёнова срочно найдите, будьте любезны». Не в обиду. :-)
Я, собственно, и говорю об интеллигенции деятельной, о тех людях, которые — даже падая — поднимаются и идут вперед, а не тех, кто ноет на кухнях, что, дескать, развернуться им не дают.
К сожалению или к счастью, мы находимся в неоднородной поликультурной среде и вынуждены действовать крайне аккуратно, чтобы не навредить детям. То, какие сложности могут возникнуть в культурно разнородной среде, я знаю не по наслышке: моя мать принадлежит к евангельским христианам, а теща — к православным Московского патриархата. Как Вы понимаете, я не хочу обижать ни мать, ни тещу, так что приходится находить темы, в которых мы согласны, и избегать тем, обсуждение которых может привести к внутрисемейным конфликтам :)
Я опасаюсь обидеть людей ортодоксальных, а также неофитов с огнем в глазах :), поэтому стараюсь тщательно выбирать выражения.
Я мыслю так же, как и Вы, и не я делю своих родных по вероисповеданию, но они себя соотносят с той или иной конфессией. Я просто говорил, какие это неудобства создает в семейной жизни.
С другой стороны, какие из моих предыдущих высказываний Вы считаете неправильными безотносительно к тому, верующий я человек или нет? (Вы написали: «Ваши понятия о Вере и Боге потому и не правильные...») Я искренне удивлен!
Надо бы записать…
Да почему я должен обижаться? Вы высказали свое мнение, с моей точки зрение — поверхностное и тривиальное, но это Ваше мнение, и — нравится оно мне или нет — я должен его уважать, — иначе как я могу рассчитывать на Ваше уважение к моему мнению?
(Наверно, все это выглядит несколько старомодно, но странно ожидать от меня чего-то иного в посте об интеллигенции :)
А за пожелание удачи — спасибо! Вам тоже! Приятно, когда можно вести дискуссию прямо и просто, без взаимных обвинений и навешивания ярлыков :)