Минфин - Курсы валют Украины

Установить
ishevchenko
Игорь Шевченко
Зарегистрирован:
24 апреля 2012

Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:28
Подписчики (154):
987
987
naf422
naf422
ballistic
ballistic
3 года
gordienkal
gordienkal
Banderlog
Banderlog
Чернівці
vista1
vista1
dtimoshenko
dtimoshenko
киев
AleksandrBank
AleksandrBank
39 лет, Киев
evolve32
Никита Т
Одесса
Artur13
Artur13
ochimovskaya
Тетяна Делл
52 года
SAndreyS
SAndreyS
54 года, Дніпро
все подписчики
эксперт банковского рынка
15 августа 2012, 20:57

Карт — бланш отменяется. Или что на самом деле происходит на рынке банковских платёжных карт.

Современный интернет простор, напичканный псевдоаналитикой и «гениальными» экспертными мнениями, изобилующий инсинуациями и кишащий откровенным фарсом, всё ещё не утратил способность удивлять. Удивления эти бывают забавны, смешны и нелепы, а бывают угнетающими, дезинформирующими и опасными. Очень модно в последнее время стало рассуждать на тему «причины уменьшения количества банковского пластика в стране». Мнений много, попыток анализа тоже хватает, «мыслей – скакунов» вообще мириады. Тут тебе и неоднозначное утверждение об устойчивой оппозиции потребителей банковских продуктов и услуг к «пластику» как таковому, и крайне сомнительные утверждения о всё большем уходе средств на «тёмную сторону» — в кеш, и уж совсем фантастические утверждения о том, что это «первая ласточка» агонии современной банковской системы. Можно и нужно, конечно, стараться не обращать внимания на «пророчества» отдельных крикунов, но лишь в том случае, когда последствия не стоят «выеденного яйца». Однако в данном случае всего гораздо серьёзней. Ибо теперешние, пусть несколько робкие, неумелые и где то даже топорные попытки вывести денежную массу в Украине на «светлую сторону», это даже не веяние времени, не блажь властьимущих и не предвыборный лозунг, а насущная необходимость.

Мы любим рассуждать и сетовать на низкие зарплаты, угнетающий уровень социальной защищённости населения и конечно свой собственный, с пионерским задором доказываем необходимость равнения на пенсионные системы угнетателей – капиталистов, праведно негодуем о отсутствии должного уровня государственной поддержки медицины, науки, образования. И при этом ни сколько не смущаясь продолжаем получать зарплату в конвертах, носим в кармане наличные и крутим пальцем у виска от предложений и возможностей расчёта безналом. И если традиционные ранее расчёты с использованием текущих счетов потихоньку отмирают, уступая место более органичным, гораздо технологичным и удобным для клиентов инструментам расчёта, то как раз банковские платёжные карты, в нашей стране, переживают пусть не эпоху ренессанса, но точно эру перерождения. И у меня нет сомнений, что в глобальной задаче увеличения объёма безналичных расчётов как таковых и выведения денежной массы из «тени», следствием которых станет реальная их работа на экономику, а так же увеличение наполнения бюджета, именно банковский пластик будет в авангарде таких процессов. А то, что происходит с ним сегодня это все го лишь перерождение, банальный процесс эволюции такого инструмента с учётом существующих реалий. А собственно причин для текущих изменений несколько, они предельно просты и лежат на поверхности, «Имеющий глаза, да увидит!».

Для начала не лишним будет сказать, что количество активных платежных карт в Украине в первом полугодии 2012 р. уменьшилось на 7,6% — до 32,199 млн. штук. При этом, за этот же период общее количество карт выросло на 8,2% — до 62,663 млн единиц, а количество держателей карт — на 14,7%, до 40, 364 млн. человек. Это, казалось бы, подтверждает теорию о уменьшении наиболее значимой части общего пула платёжных карт, а именно активных платёжных карт (ПК, по которым за последние 3 месяца была совершена хотя бы одна транзакция: снятие наличных или расчёт такой ПК в торгово-сервисной сети). Однако это не так и приведённые далее пояснения, убеждён, не только помогут понять истинные причины изменений, но и понять, что на самом деле происходит на этом рынке.  

Для начала разберёмся с цифрами, так как в них есть определённая погрешность. Не в цифрах эмиссии, а в количестве пользователей. Ибо 40,364 млн. пользователей объективно не соответствует действительности. Проблема так называемого «задваивания» пользователей – один и тот же человек, имеющий пластик в двух (трёх-четырёх) банках, каждый из банков учитывает его как уникального пользователя. В общем-то, в рамках конкретного банка, он таковым и является. Однако мы понимаем, что это не так и при возможности синхронизации баз данных пользователей мы смогли бы в этом убедиться. Вот только по многим причинам (и проблема техническая тут не главная) сделать это не представляется возможным. В таком случае приходится оперировать данными статистики, которые позволят с довольно высоким уровнем погрешности высчитать количество действительно уникальных пользователей – по сути ответить на вопрос: сколько человек в стране имеют хотя бы одну банковскую платёжную карту?  Наибольшее количество таких «задваиваний» происходит по причине наличия у многих клиентов пластика нескольких финансовых учреждений. Через первый банк он получает зарплату – вот тебе зарплатная карта (а лучше сразу две: основная и дополнительная), во втором держит депозит – получи ПК для перечисления на неё процентов по вкладу; карту третьего банка получил при установлении кредитного лимита; четвертый – плачу в их отделении коммуналку, а при наличии их карты это бесплатно… Многие из нас, заглянув в собственный кошелёк, придут к выводу, что приведённые примеры весьма справедливы.

Кроме того не лишним будет упомянуть и о бесчисленном множестве кобрендинговых проектов, расплодившихся в последние годы и представленных во многих областях. Заправляешь авто на АЗС – вот тебе полноценная банковская ПК, к тому же дающая право на скидки/бонусы/призы в сети этих заправок. Летаешь на самолётах местных авиакомпаний – держи «пластик», пользуйся традиционными банковскими услугами и накапливай бонусы для последующих скидок на авиаперелёты. Ходишь в супермаркет, покупаешь авто, играешь в боулинг, бильярд, покер…. Везде тебя встретят с распростёртыми «пластиковыми» объятиями. Это всё здорово и во многом правильно, борьба за клиента имеет и такие стороны. Вот только говорить о 40 миллионах пользователей не совсем правильно. Посему из 40 миллионов, уникальных не более 28-30.

Чего ждать от рынка банковских платёжных карт, в ближайшие годы, каким он будет? Что происходит внутри этого сегмента?

Банки чистят балансы от «мёртвых» карт – давно минули те дни, когда банки всеми правдами и не правдами стремились выпускать пластик, не взирая на то, что стоит за этой пустой эмиссией. После приснопамятных проблем 2008-2009 года, вынужденные считать каждую «копейку» и экономить на том, на чём раньше экономить считалось моветоном, руки дошли и до этого. Когда посчитали, прослезились: более 30% эмитированных ПК оказались не активными, по которым не то чтобы за последние 3 месяца, а за последний год не было сделано ни одной транзакции. Наибольшая активность наблюдается в сегменте зарплатных, частных и пенсионных карт. Это если не принимать во внимание пластик выпущенных под операции с кредитными лимитами на ПК.  Наименьшая, выпущенных в рамках кобрендинговых проектов, эмитированных под системы дистанционного обслуживания (системы Интернет – банкинга) и, как не странно, депозитных карты. Именно депозитный «пластик», которого в структуре среднего универсального банка, более 20%, имеет наименьшую активность и используется по сути исключительно для получения процентов по вкладу. Эмиссия «пустого пластика» была оправдана в период активного роста рынка, когда каждый второй банк (если не каждый первый) стремился удачно продаться иностранным инвесторам. А такой показатель как объём эмиссии, для потенциальных покупателей, всегда стоял в первых рядах при принятии решения о приобретении того или иного финучреждения. Поэтому и клепали его безбожно… Сейчас наличие не активных платёжных карт это лишние затраты на его эмиссию и поддержку. Сопровождение каждой действующей ПК на процессинге стоит денег. И ему, процессингу, глубоко все равно – есть обороты по этой карте или нет, пока он её сопровождает, банк эмитент будет платить. Безусловно это в значительно меньшей степени относится к тем банкам, которые имеют свои процессинговые центры, но таких единицы, уж слишком это дорогое удовольствие. А теперь экстраполируем этот объём не работающего пластика (30%) к общему объёму эмитированного. Колоссальные цифры ничем не объяснимых потерь. Вот и бросились банкиры чистить эти авгиевы конюшни. И, кстати, цифра уменьшения количества активных платёжных карт во многом обязана именно операциям закрытия карт не активных, при которых снятие остатка по такой карте (даже 1 копейки), для её закрытия, автоматически дает ей статус активной. «Умрёт» она завтра, а в отчётах на квартальную дату будет «светится» как активная;

— сокращение затрат – о сокращении затрат в банковской отрасли не говорил только ленивый, коснулись они и рынка платёжных карт. Эмиссия основной и дополнительной платёжной карты в рамках зарплатных проектов, обязательный выпуск карты при размещении депозитного вклада, тонны не персонализированного пластика, всё это постепенно отходит в прошлое. За последний год стоимость «болванки» ПК выросла в среднем на 30%, примерно на четверть возросли затраты на доставку уже персонализированного пластика в филиалы/дирекции/отделения. И это далеко не полный перечень затрат на сопровождение такого вида бизнеса. Если добавить сюда стоимость приобретения и поддержки банкоматных сетей, пост терминалов, аренду, инкассацию то уже хочешь не хочешь, а нужно искать пути минимизации затрат;

— рост финансовой грамотности клиентов – по разным причинам многие из клиентов стали гораздо более пристально следить за всеми своими финансовыми потоками и инструментами, которые при этом используются. И если раньше «пачки» банковского пластика в портмоне в большей степени воспринимались как потенциальные закладки для книг или брелоков для ключей, появлявшихся у клиентов по принципу «а, пусть валяется». То уже сейчас многие понимаю, что пластик, даже при закончившемся сроке его действия, несёт в себе потенциальные финансовые риски. Многие были удивлены тому, что по ПК, срок действия которой закончился год и более тому назад, банки выставляют требования по уплате комиссий и штрафов. Не все и не всегда, но это есть. Так к чему же тогда рисковать? Теперешний тренд поведенческой модели клиентов: закрыть всё, что не нужно и не открывать ничего нового, без крайней необходимости;

— влияние потребительского кредитования на сегмент – во многом именно благодаря банкам – активным операторам рынка потребкредитования, банковская система обязана росту эмиссии ПК. Львиная доля потребкредитов как раз и выдаётся в виде кредитных лимитов на банковский пластик;  

Именно во многом благодаря вышеописанным причинам создаётся обманчивое впечатление о снижении активности рынка ПК при продолжающемся росте эмиссии. Впрочем для меня наиболее важными являются показатели роста «среднего чека» по таким операциям, который на сегодняшний день составляет без малого 230 гривен. По состоянию на 1 июля показатель расчёта за товары и услуги в торгово-сервисной сети составил 10% от оборота. При том, что год назад мы имели показатель 8%, два года назад 7%, и 5% в 2005 году. Как видим тренд восходящий. Хотя безусловно до показателей западной Европы, где процент оплаты товаров и услуг с помощью ПК находится в диапазоне 70-85%, нам ещё очень далеко. Хотя при трезвой политике на рынке ПК и при эффективной работе с детенизацией рынка выйти на удельный вес расчётов пластиком 40-50% можно за 3-4 года.

Сегодня рынок банковского пластика в Украине эволюционирует по европейской модели. Где основопологающим является функциональность такого инструмента, а так же уровень безопасности и качества клиентского сервиса. Другого выхода у банков нет. Емкость рынка весьма высока и это плюс, но «осваивание» этого рынка всё больше связанно с ростом затрат: банкоматы, пост терминалы, платёжные терминалы, их сопровождение, инкассация, аренда и многое другое, особенно при проникновении бизнеса «в глубинку», где уровень потенциальных доходов жестко коррелируется с реалиями доходов потенциальных пользователей. В таком случае есть три основных варианта дальнейшего развития бизнеса:

Первый – нести затраты на расширение сети «в глубинку», стремясь занять ещё свободные клиентские ниши. При этом нести уже сегодня ощутимые затраты, без гарантий их окупаемости в обозримом будущем;

Второй – работать на уже сложившемся рынке, «выгрызая» действующих клиентов у конкурентов. Тут без серьёзный, системных изменений не обойтись. И речь, в первую очередь, идёт о качестве клиентского сервиса, без которого клиенту переходить из одного банка в другой попросту нет смысла. Вот отсюда и начинается вменяемая работа колл – центра, трезвые тарифы, возврат клиенту части торговой комиссии, а так же многое, что будет с одной стороны стимулировать клиентский спрос, с другой стороны увеличение объёмов и количества таких операций для банков;

Третий – мягкая экспансия в не занятые рыночные ниши с одновременной работой в уже существующих. Вполне реальный сценарий. Однако большой объём затрат оставляет этот путь пожалуй лишь крупным банкам.

Думаю, что не ошибусь, если к основным трендам рынка банковских платёжных карт, на ближайшие три года отнесу следующее:

— увеличение уровня конкуренции в уже существующих сегментах, как за счёт ценовых методов (в первую очередь тарифов за пользование) та и не ценовых (качественное улучшение уровня клиентского сервиса, развитие программ лояльности, прочее);

— уменьшение количества не активных карт, в том числе за счёт отказа от выпуска дополнительных карт к депозиту, пластика не персонализированного и ПК в рамках зарплатных проектов;

— увеличение «парка» пост – терминалов и терминалов самообслуживания;

— увеличения активности в новых сегментах – в том числе за счёт кобрединговых проектов с крупными и средними торгово-сервисными сетями. Плавный переход от кобрендовых программ к мультибрендовым – программам лояльности с максимально широким кругом партнёров;

— существенное увеличение операций связанных с дистанционными каналами обслуживания, в первую очередь за счёт систем «Интернет-банкинга»;

— увеличение доли чиповых ПК;

— увеличение расчётов в сети интернет;

— рос бесконтактных платежей – с использованием мобильных устройств в том числе за счёт голосовых авторизаций;

— увеличение количества полноценных кредитных карт в среднем на 4-5% ежегодно. Около 60-70% от этого роста «заслуга» банков – операторов рынка потребительского кредитования;

— резкое сокращение (отказ) эмиссии ПК с годовым сроком действия, приоритет ПК с трехлетним сроком действия;

— значительный рост торгово-сервисных операций и, как следствие, размера «среднего чека», а так же уменьшения объёма операций по снятию наличных в банкоматах и в отделениях банков. Впрочем исполнение этого прогноза будет во многом зависеть от эффективности работы по детенизации экономики. Без этого оптимистичным станет темп роста 3-4% ежегодно;

— дальнейшее объединение банкоматных сетей банков — активных участников рынка;

— рост предложений являющихся уникальными (условно уникальными) на сегодняшний день для украинского рынка: — эмиссия карт с использованием новых материалов (прозрачный пластик, драгоценные металлы и камни), карты с уникальным дизайном (вплоть до нанесения фото клиента), позиционирование по гендерному, религиозному и другим признакам;  

— основной тренд – увеличение функционала банковского пластика.

В заключение хотелось бы сказать, что бизнес платёжных карт это приоритетное развитие банковского сектора, равно как приоритетна для государства задача детенизации экономики. Путь сложный и долгий, но тем весомее будет победа. Не стоит иронизировать о личностях победителей, победители это все мы.  

Просмотров: 1751, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 10

+
0
gricyk5
gricyk5
16 августа 2012, 7:52
#
Спасибо что так много написали-читал методом «прыжка»… Я понимаю Вы за «пластик».Но убеждаете не сильно.Для того чтоб экономику вывести с «тени»-ответ очень простой-надо поставить вопрос-А почему она в тени?-Ведь не «пластик» и наличка ее туда завели-завели экономику в «тень» драконовские налоги-все прекрасно это понимают-но… как не странно понять не хотят… К тому же «пластик» не выведет и не решит проблему теневых денег.«Тень» так или иначе сможет существовать и при помощи «пластика»… Я уже человек не юных лет и много чего в этой жизни повидал и научился.-Если меня вдруг кто-то рьяно убеждает что если я сделаю то что мне предлагают и буду «озолочен»-у меня сразу включается «защитный механизм»(что-то тут не так)-Не надо меня убеждать не надо меня заставлять (как и других людей)-сделайте и докажите-а мы сами решим-подходит нам это или нет…
Когда-то мой один хороший знакомый вывел очень простую формулу как надо поступать при виде таких предложений и свел их в «свои» поговорки так вот это предложение подходит под такую-«Посмотри вокруг себя-не е.ет ли кто тебя».Спасибо.
+
+12
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
16 августа 2012, 8:46
#
Доброе утро.
По поводу ситуации с экономикой в целом и как она туда (на темную сторону попала) я с Вами даже спорить не стану, Вы все правильно написали. Но это настолько очевидно, что даже как то не хочется и время на это тратить. Мы все понимаем где мы живем и знаем первопричины этих процессов. Тут можно писать и писать… только стоит ли?
Я больше о пластике как таковом. Помните как в «Человек с бульвара Капуцинов»- философ-гробовщик сказал о необходимости издания газеты, посвященной синематографу «… что в нем хорошо и, главное, что в нем плохо...». Я не фанат пластика как такового. Однако есть вещи, которые будут происходить вне зависимости от того нравится это нам или нет: люди будут стареть, солнце появляться на горизонте именно на востоке, депутаты врать и подгребать под себя, собаки лаять а кошки мяукать, мужики пить пиво и восхищаться женщинами, женщины следить за модой и жаловаться на мужиков…
А выражение Вашего знакомого мне понравилось, обязательно запомню.
Еще раз спасибо.
+
0
gricyk5
gricyk5
16 августа 2012, 13:01
#
Ну тогда еще пару поговорок-
Плюнь в колодец-выпить придется.
Не мы такие-жизнь такая.
На заборе написано х..-но это забор.
Никогда не было и опять так стало…
+
+5
Donkey
Donkey
16 августа 2012, 9:35
#
Прежде всего хотелось бы узнать кто наделил Вас почетным званием — эксперт банковского рынка? И как можно определить являетесь ли Вы экспертом или лжеэкспертом и банковской марионеткой? Только без обид. Вы сторонник пластика и это Ваше право. Вы сторонник честной банковской системы и это тоже Ваше право. Дело в том, что люди имеют право иметь отличное от Вашего мнение, высказывать его, отстаивать в том числе и в интернете. А граждане Украины сами решат чью сторону принять и кого послушать или поступить по-своему — это их право.
+
+11
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
16 августа 2012, 16:40
#
А я уж было подумал, что Вы не отреагируете .
Понимаю, что именно Вас задело. В отличии от изложенного Вами в материале minfin.com.ua/blogs/Donkey/27256/ всё несколько иначе. Не правда ли? Самое забавное, во всём этом, что это ведь не я «ломанулся» к Вам в блог, бросаться «сцаными тряпками». Это Вы пришли. Видите ли. Я считаю, что путь, предложенный мной, гораздо более справедлив по отношению к чужому мнению. Я не бросился обличать Вас в грехах и просто предложил читателям свой вариант или даже собственный взгляд на проблему. В виду этого крайне забавным выглядит Ваш меседж «…Дело в том, что люди имеют право иметь отличное от Вашего мнение, высказывать его, отстаивать в том числе и в интернете. А граждане Украины сами решат чью сторону принять и кого послушать или поступить по-своему — это их право…». Вот именно, они сами решат! Прочитают Ваш материал, сравнят, сделают выводы. Несомненно обратят внимание на подачу материала, стиль изложения и доказательную базу. Равно как обратят внимание и на то, что Вы скромно умолчали о том, что «таки да, количество активного пластика, на отчётную дату снизилось, но ведь объём эмиссии продолжает расти». И на всё остальное тоже взглянут без лишних эмоций. И действительно сами для себя решат. И поверте решат не зависимо сколько ещё ушатов грязи Вы выльете на мою голову. «Без обид?» — да Господь с Вами, какие обиды? Вы, что думаете Вы меня обгадили? Увы, Вы плюнули в собственный портрет. Хотя пожалуй для обезличенного пользователя нет такого понятия как репутация. Но мне право, всё равно. Равно как всё равно окружающим, кто победит в этой словесной перепалке, «по –ба-ра-ба-ну!». Более того, вне зависимости от того как мы с Вами относимся к данной проблеме и как к ней относятся другие, существующие процессы не обратимы. Ибо есть это естественная эволюция. Против которой бессильны и Вы и я. Можно конечно как Вы пытаться исповедовать философию луддизма, но что это даст Вам и, главное, что это даст СТРАНЕ? О людях которой Вы так «беспокоитесь». Если Вам есть что аргументировано возразить на мою позицию (данную статью), пожалуйста «умойте» меня, только «умойте» без амикошонства и добейте аргументами, аргументами ПО ТЕМЕ! В противной случае Ваши претензии быть моралистом, простите, не уместны. И кричать «вас тут не стояло»…ну это не серьёзно.
Теперь о том «кто меня наделил». Да вообщем то никто, само знаете ли. Вот понравилось так журналистам, я не возражаю. Хотя, знаете ли, каждый из нас (если он конечно трезвый человек) вправе делать выводы по всем темам, которые его касаются и уж по своей персоне так точно. За 16 лет я прошел путь от кассира до зампреда банка. Вероятно я в этой жизни чего то стою. И если ежедневно я даю по нескольку комментариев пишущей-снимающей журналисткой братии, то наверное не потому, что у меня такая красивая фамилия. Слава Богу обращаются. Не скромно? Я и не кичусь. Всё это суета, теперь я это понимаю. А что касается «марионетки». Знаете ли, марионетка это немой исполнитель чьей то вили, заказа. Я абсолютно, тоесть на 100% независим. Никто не даёт мне заданий, по заказу я не пишу. Более того, в своих блогах (а их у меня пять), я пишу что хочу и когда хочу, с одной важной оговоркой – только по тем темам, в которых я разбираюсь. Именно поэтому никто не найдёт моих комментариев, например, на тему документарных операций. Почему? Я реально плохо в них разбираюсь. Но на тему той же розницы…простите, но мне есть что сказать, в ней я «секу». Посему, простите, но писать я буду ежели у меня будет к этому живой интерес. Вот сейчас модно рассуждать на тему объёмов покупки валюты. Актуально? Вроди да. Но мне не интересно, я не пишу. Я свободный человек, хотя и в не свободной стране. Но Вы должны понять, что свобода человека, это не количество денег в кошельке, должность, толщина бронированной двери…свобода человека начинается со свободы мысли и права её изложения. Поверьте, я знаю о чём говорю, мне есть с чем сравнить.
Так что не утешайтесь, стремясь бросить в меня очередной камень, мне это безразлично. Впрочем как и Вам, по всей видимости, когда Вы сталкиваетесь с абсурдными вещами и мнениями. Так что, простите, но «курить я буду, но пить не брошу» Мнение своё никому не навязываю, но и меняться в угоду кому то не собираюсь.
Вот, навеяло творчеством группы «Крематорий», по моему в тему:
«… В отличье от тех, кто на каждом аккорде
Ставил эксперимент,
В отличье от тех, кто упорно пытался
Петь о том, чего нет,
Я никогда не пел о глобальном,
Я считал всегда,
Что лучше иметь живую собаку,
Чем дохлого льва,..»
П.С. «…Слава вам и хвала, мёртвые львы…»
+
0
Toha
Toha
16 августа 2012, 11:44
#
Граждане Украины в своем абсолютном большинстве финансово близоруки — дальше своего носа ничего не замечают.И этой близорукость и руководствуются в жизни.
+
0
gricyk5
gricyk5
16 августа 2012, 13:01
#
Не мы такие-жизнь такая…
+
0
Toha
Toha
16 августа 2012, 13:47
#
А кто эту жизнь живет? Жизнь? или мы?
+
0
gricyk5
gricyk5
16 августа 2012, 19:03
#
Да в этом круговороте как в кольце-ни начала ни конца.
+
0
FTCrimea
FTCrimea
17 августа 2012, 10:49
#
У меня 4 карточки: 1-я взяла сама (кредитка на 500 грн) + 2-я дали в подарок ( расчетная), которую сейчас Приватбанк отменил, 3-я -покупала в кредит диван и дали кредитку на 2000 грн(типа на всякий случай, вдруг кредит не дадут), а 4-ю сами выслали, без моего запроса -кредитка на 10000 грн. (Банк Русский стандарт) ПОЛЬЗУЮСЬ ТОЛЬКО ОДНОЙ, Т.К. ЧТОБ ОБМЕНЯТЬ ВАЛЮТУ ТРЕБУЮТ КАРТОЧКУ ПРИВАТА
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться