8 апреля 2012
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:28
-
register
45 лет, Харьков
-
Олег Соколов
46 лет, Полтава
-
A ZART
44 года
-
Михаил Самков
68 лет, Киев
-
Denis Sekreta
г.Запорожье
-
Андрей Горченков
52 года, Хмельницкий
-
ballistic
3 года
-
Letos
38 лет
-
Allin
45 лет
- 17 февраля 2013, 22:57
Поддерживаете ли вы идею сноса хрущёвок для строительства на их месте нового жилья?
Хороша ли идея сноса «хрущевок» для строительства на их месте нового жилья?
Региональный координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети «ОПОРА» Руслана Величко:
«Мой дом — моя крепость — для граждан собственный дом всегда находился в таком статусе. Отселение — это больная тема ведь очень часто получалось так что вместо своих законных метров людям предлагали общежития.
Сейчас в парламенте открыто лоббируются интересы застройщиков, по-другому это трудно назвать, хотя бы обращая внимание на закон «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», которым в свое время было запрещено расторжение договоров инвестирования в жилищное строительство. Этим законодатели на пару лет связали руки инвесторам и дали застройщикам передышку, свалив все экономическое бремя от кризиса на плечи физических лиц-инвесторов. И только в 2012 году Конституционный суд Украины признал эти положения неконституционными. Подобные промахи допускать законодателям нельзя.
Так же будет и с отселением. Нельзя пренебрегать мнением граждан ведь тогда застройщики окончательно обнаглеют через не контролируемость и многие снова останутся один на один со своими семейными трагедиями. Парламентарии могут только расширять свободы граждан, а не посягать на их частную собственность. Впрочем, если этот закон будет принят, он будет противоречить Конституции. Но пройдет несколько лет, пока его таким признают. А за это время множество людей должны будут в принудительном порядке покинуть свои дома.
Сейчас закон и без каких-либо изменений позволяет нормально работать застройщикам. Установлено адекватные нормы, которые не позволяют застройщикам залезать на шею гражданам — и наоборот. Если добавить надлежащую работу контролирующих органов, то никаких проблем не возникнет. Но настоящая проблема в том, что из-за коррупционной составляющей или из-за служебной халатности эти контролирующие органы оказываются на стороне застройщиков и защищают только их интересы».
Президент Всеукраинской общественной организации Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам» Алексей Гончарук:
«Поднятая проблема сложна и неоднозначна. Ее решение лежит в плоскости ответа на практически вечный вопрос — что важнее частный или коллективный интерес? И если в советское время ответ был очевиден, то в капиталистическом обществе — гарантия частной собственности — это строительный материал фундамента всей экономики. Не случайно принцип ее гарантированности заложен в нашей Конституции.
Анализируя эту проблему я бы выделил 2 основных аспекта (вопроса):
— как следует в идеале урегулировать отношения между собственником недвижимости, которую хотят снести и желающим это сделать? (правовой аспект);
— как следует планировать развитие города чтобы жизнь в нем была максимально комфортной? (политический аспект).
Правовое регулирование
Представьте себе на секундочку такую ситуацию: у вашей бабушки/дедушки в селе есть домик с небольшим двориком, в котором выросла она, кто-то из ваших родителей, а потом и вы сами. В этом домике даже для вас все напоминает о детстве и есть что-то что дороже любых денег, не говоря уже о ней. И вот однажды приходит какой-то инвестор, и предлагает бабушке продать этот домик, потому как на его месте он планирует построить что-то более современное и дорогое. Бабушка, конечно, не хочет продавать свой домик, потому что хочет, извините, умереть в родном, особом для себя месте и ни за какие деньги расстаться с этой ценностью не готова… Инвестор сначала уговаривает ее, потом угрожает, а потом начинает этот домик отнимать…
А теперь представьте что «бабушка» — это вы. Вы все еще считаете, что нашему обществу нужен механизм определения «честной», «справедливой» и так далее цены для принудительного выкупа домика у бабушки? Молчу уже о том, что в нынешней Украине в отношениях «бабушка-инвестор» «честная» цена будет зависеть только от степени наглости и цинизма инвестора, и ни от чего более. Так вот в Киеве есть такие же бабушки и дедушки, с такими же двориками и такой же – не денежной – ценностью для отдельных людей…
В современном мире подход — обязать собственника расстаться с собственностью против его воли — практически проявление варварства. И ни о каком «принудительном отселении» из своей собственности в интересах третьих лиц (даже если этим лицом является государство) тоже речи быть не может, иначе мы скатимся в такой передел собственности, что пресловутые 90-е нам покажутся сказкой.
Совсем другое дело — ответственный подход собственника к управлению и распоряжению своей собственностью. Собственник — не зависимо от того, «бабушка» он или «не бабушка», — должен следить за тем, чтобы его собственность эксплуатировалась безопасно и не причиняла ущерб окружающим — обществу, которое в отношениях с собственником представляет государство. Нужно помнить что даже изуродованный фасад здания — это ущерб благоустройству города, не говоря уже об откровенной аварийности отдельных зданий.
Государство, в свою очередь, должно осуществлять контроль за тем, чтобы собственники не нарушали правил эксплуатации зданий в населенных пунктах и привлекать к ответственности нерадивых собственников, которые своими противоправными действиями или бездействием причиняют ущерб. Вот тут мерой ответственности может быть и предупреждение, и штраф, и, если вследствие противоправной эксплуатации недвижимости был нанесен существенный ущерб обществу, — даже конфискация такой недвижимости.
В такой ситуации, если здание действительно признают аварийным и эксплуатировать его в дальнейшем не безопасно, собственник серьезно и ответственно подумает — вкладывать ли ему деньги в ремонт своего здания или принять предложение инвестора.
Политический аспект
В современной Украине, генеральный план населенного пункта до недавнего времени был вещью — как документ — практически бесполезной. Даже в Киеве изменения в него вносились практически при согласовании строительства каждого объекта. После принятия закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» ситуация должна была измениться к лучшему, но пока что изменилась только на бумаге. О чем говорить, если даже в столице его все еще нет. Есть старый документ, к целостности и достоверности которого столько вопросов, что задавать их просто не прилично, но здания строятся, и строятся…
«Работодателем» архитектора в Украине сегодня является частный инвестор, который, как правило, ставит задачу «выжать» из территории максимум «продажной площади недвижимости» и которого общественные интересы интересуют, мягко говоря, не в первую очередь. Ожидать, что частный инвестор придет строить новые кварталы на месте старых «хрущевок» во благо общества — я не стал бы. Ведь именно в результате таких вот «благих намерений» на холмах появились несуразные и опасные для исторической части Киева «дорогущие здания-мостры», а в деловом центра «Парус» и «Гулливер» без адекватных решений по паркингам и транспортным развязкам.
Поэтому инициатором и заказчиком проектов по «реконструкции» кварталов города должен быть сам город — читай его территориальная община в лице органа местного самоуправления. Для принятия решения такой сложности архитекторов мало — нужны нанятые обществом градостроители. Ведь, принимая решение о «сносе» старого и постройке нового микрорайона нужно понимать, что это серьезно скажется на всем городе и коммерческий интерес при принятии таких решений во главе угла стоять не должен. Речь не только о нагрузках на канализационные и электросети, водопровод, очистные сооружения и дороги, но и о изменениях маршрутной карты общественного транспорта, количества зеленых насаждений для продуцирования качественного воздуха, нагрузки на учебные заведения и больницы и даже административно-территориального деления столицы. Кроме того, нужно помнить, что для комфортного проживания конкретная территория может вместить только заведомо определенное количество человек и цифру эту можно увеличивать только в ущерб общей комфортности.
Хочу закончить словами своего товарища — опытного и уважаемого мною градостроителя — «Город — как трехлитровая банка. Больше трех литров жидкости в нее не влезет». Именно они, на мой взгляд, максимально коротко и емко отражают суть правильной позиции по этому вопросу».
Владислав Чайка: «Да, поддерживаю — целиком и полностью. Архитектура должна эволюционировать и вдохновлять своих жителей и гостей.
Но, при этом должно соблюдаться два условия: 1) закреплённых в законодательстве: жильцам прежних квартир должно быть предоставлено не ниже по равнозначности жильё; 2) застройщик должен обеспечивать условия для существования жильцам хрущёвок в период строительства».
TOTTI: «Идея сноса хрущевок сама по себе замечательная, но как говорят ломать не строить, и это скорее утопия, чем реальность. Первый вопрос, куда отселять жителей этих самых хрущоб? К примеру при Союзе, чьи дома шли под снос, людям выдавали новые квартиры в новостроях, а на этом месте велось строительство нового жилья для абсолютно новых жителей.
Моё мнение если выбрать такой путь, то в принципе это реально. Но, если же просто обещать, что мы построим, а потом вам дадут жилплощадь, то на это никто не поведется, и за этого всегда будет замкнутый круг с отселением. И второй вопрос, где взять деньги и если всё таки деньги найдут, то, как быстро их своруют?».
Anko: «В этом проекте участвуют 3 стороны: городская власть, инвесторы, жильцы. Если всем трем сторонам проект будет выгоден, то он будет успешным. В принципе данную идею поддерживаю, 5-этажные панельки свое отжили. Вопрос как всегда в реализации, и что под шумок захотят намутить наши чиновники. Например, признать дом (на хорошем месте) аварийным, который еще простоит 30 лет.
Сложный вопрос — отселение жильцов. Насколько я знаю, законодательно процедура полного отселения жильцов одного дома не урегулирована. Простые люди власти не поверят, что дом в аварийном состоянии, значит, инвестор должен предлагать «пряник». Считаю «справедливой» (оптимальной для сторон) премию в 20-30% в деньгах к рыночной цене квартиры, или 30-50% в квадратных метрах, если жилец выберет обмен на новую квартиру, но в более удаленном районе.
Второй интересный вопрос — коммуникации, прежде всего электрические. На месте 5-этажной хрущевки инвестор построит 15-20 этажный дом. Из опыта, у молодых и более обеспеченных семей общая мощность всех электроприборов в квартире в 3-5 раз выше, чем у пенсионеров. Так что потребуется увеличение входной мощности на новый дом минимум в 10 раз, а потянут ли такую нагрузку старые сети Киева?».
А вы поддерживаете идею сноса хрущевок для строительства на их месте нового жилья?
|
57
|
- 10:20 Курс валют на 25 апреля: евро в банках прибавило семь копеек
- 09:37 В ОАЭ потратят более $544 млн на устранение последствий недавних ливней
- 09:16 Венеция будет взимать плату за въезд в город
- 09:00 Какую криптовалюту купить после халвинга Биткоина: топ монет с перспективами
- 08:00 Официальный курс: НБУ снова укрепил гривну на 11 копеек
- 24.04.2024
- 20:01 Главное за среду: в США окончательно одобрили помощь Украине, в бюджет поступил транш от ЕС на 1,5 млрд евро
- 19:46 В контексте эмиссии биткоин окончательно стал дефицитнее золота — эксперты
- 17:30 Курс валют на вечер 24 апреля: евро на межбанке вырос на копейку
- 16:18 Инвесторы DOGE покупают эти новые мемные криптовалюты
- 15:52 Объем поступлений наличных денег в кассы банков за январь-март вырос на 4,8%
Комментарии - 77
посему вопрос не стоит — «нужно или не нужно». вопрос стоит «как организовать этот процесс максимально безболезненно».
Для того, щоб щось руйнувати — потрібно бути в змозі будувати. А в нас організувати роботу вертикалі органів виконавчої влади не можуть, носяться, як з мальованою торбою і все відповідальність з однієї голови на іншу перекладають.
Тому тільки тут в коментах і обговорювати можемо, а толку ніякого.
Хто візьме відповідальність за всі недобудови, котрі зараз є? А ніхто, тому не треба чіпати по ваших думках бабусь і переселяти їх. Неспроможні ми щось довести до кінця. Нема в нас свідомого громадського суспільства для того, щоб контролювати це все. Не хочемо ми напрягатись поки проблема не торкнеться нас самих.
Вам не хватает какого-нибудь «Министерства жилья»? мало чиновников?
Бабушек можно и не трогать. Бум строительства закончился, бабушки, которые понаприписывали у себя в квартирах по 20 родственников, надеясь что им дадут за их хрущебу 5 трехкомнатных квартир новых — все равно в пролете… Вопрос в другом — пятиэтажные хрущебы (типа киевской Воскресенки) — начнут тупо разрушатся. И тогда оставшиеся жильцы будут бегать под горадминистрацию с криками «нам негде жить — дайте нам квартир». И получится ситуация как с «Элита-центром». когда люди у частной конторы покупали себе квартиры — а в результате требовали жилья у городских властей (т.е. у всех остальных киевлян)…
Держава повинна контролювати забудовників, а не вмивати руки. Адже саме вона дала дозвіл забудовникам на їх діяльність. І тут не потрібно говорити, що на що вішається. Дуже часто наші парламентарі є лобістами інтересів забудовників.
Единственный выход — четко прописанная процедура — и суд, в случае нарушений.
Как Вы себе представляете вот это «брати відповідальність »? приставить контролера к каждой стройке? брать их на баланс? практически — как?
Насколько я понимаю — процедура упирается в коефициенты обмена старой площади на новую и в то, что делать с жильцами, которые нежелают переселятся (выторговывая себе отдельные преференции).
Вопрос упирается в значение термина «адекватная замена» и «реальная компенсация».
Адекватная замена давно прописана — 21 м2 на каждого члена семьи плюс дополнительные 10,5 м2 на всю семью. Новая квартира в границах района проживания, если не согласовано с «выселенцем» другого. Инвестор должен компенсировать перевозку и другие расходы по переселению.
Реальная компенсация — рыночная стоимость квартиры с параметрами адекватной замены + расходы по переселению.
У меня мама всю жизнь проработала в гос органе, работающем с населением. Она утверждает, что минимум 30 % — в различной степени имеют психические отклонения. Ну и еще процентов 20 — приступы банальной жадности.
Вы рискнете начать процесс расселения 70-квартирного дома зная, что в самом конце один из жильцов может уперется и отказатся? и потребовать Бог знает чего? вот. и никто не рискнет. Значит все эти моменты должны быть нормативно учтены и согласованы. Пока этого не будет — все это только блгие пожелания. Аналогично — и с ответственностью застройщика.
Не хочу обидеть вашу маму, но не интересовались ли вы, какой процент людей, работающих с населением считают нормальными само население? :)
Вы хотите, законодательно закрепить возможность принудительного отселения? Так этого делать НЕЛЬЗЯ! Здесь я согласен с Русланой Величко.
Есть нормы и законы. Если другие варианты будут хуже и дороже, то инвестор пойдет на риски. Еще раз подчеркиваю, многое зависит от воли горадминистрации.
Импотенция — этот диагноз сквозит в каждом информационном сообщении в любой сфере жизнедеятельности на Украине. Печалька. А могли бы нормально жить…
Не зря же они — «хрущевками» называются — строились с конца 50-х по конец 60-х… Строились они по причине того, что оказалось, что не смотря на болтовню о скором пришествии коммунизма большая часть населения жила в бараках и коммуналках.
Нашим властям не хватает жесткости и решительности там, где они нужны. Посмотрите на Москву — приняли решение. Расселили. снесли и застроили город новыми массивами. Все.
А наши будут думать «как бы старушку не обидеть» (и в результате все равно все обиженными ходят), думают как бы на этом что-то урвать себе (да побольше)… вот и затянули процесс до неприличия.
Біда нашого народу в тому, що кожен переживає тільки за себе і максмум за рідного брата/сестру. Ми можемо глобально мріяти, але лише б не реально ходити своїми двома по цій землі.
Я вообще живу не в хрущевке — и мне на проблеммы хрущей начхать. Это если подходить с популярной у вас точки зрения. типа «моя хата скраю». А если смотреть с точки зрения государства — получилась фигня.
Во-первых, решается вопрос безопасности проживания в аварийных домах жильцов. А жизнь человека является наивысшей ценностью.
Во-вторых, на месте существующих ветхих строений возможно строительство жилых домов на сотни квартир. При строительстве новых домов будут заменены старые коммуникации, что параллельно решает вопрос их ремонта или замены. Снос кварталов позволяет заново распланировать территорию, с учетом современных потребностей жителей микрорайона.
Здесь важна позиция главы городской администрации (для Киева — КМДА). Политика выделения земли под строительство новых домов только под гарантии расселения жильцов аварийных домов (не в общежития, а в реальные новые квартиры в тех же микрорайонах или компенсировать рыночную стоимость нового жилья — по желанию «отселенца») и замену близлежащих коммуникаций — решает насущные проблемы города без дополнительного финансирования из бюджета. А также является выполнением прямой миссии горадминистрацией — забота о жизни горожан.
В любом случае, строительство новых домов на месте старых аварийных гораздо лучше, чем на месте парков, детских садов и спортивных площадок.
В любом случае, вопрос модернизации решать необходимо. Решать, а не вести полемику.
Поэтому, не вижу противоречий в выше написанном.
Мы обсуждаем «Хороша ли идея сноса «хрущевок» для строительства на их месте нового жилья?»и почему это необходимо. И не говорим, что коррумпированная власть не видя личных дивидендов, не сделает шаг в этом направлении.
А начнут они сыпатся — и что делать? Ведь их понастроено много. А каждый дом — 70 квартир. 70 семей. 150-200 человек. один дом упадет — еще можно по гостиницам и общагам распихать людей. А 10 домов? а 20? Если не занятся этим сейчас и не растянуть процесс во времени — может получится так, что в течение нескольких лет тысячи людей окажутся буквально на улице. Не «на улице» в понимании бульварных газет, а реально и буквально.
1)До сих пор не разрешённый вопрос с массовыми недостроями;
2)Отсутствие нормативно правовой базы;
3)Отсутствие/недостаток технических средств (например, для вопросов новой прокладки трубопроводов, существует техника позволяющая делать «прокол» для прокладки без рытья траншей);
4)Отсутствие/недостаток «длинного» финансирования проектов;
5)Зачастую отсутствие стратегического видения развития города, посёлка как следствие невозможность предугадать востребованность потенциальных квадратных метров.
Это если на пальцах, но как Вы понимаете далеко не весь перечень нерешённых вопросов.
2) Нормативная база есть.
3) Технические средства есть и используются СК. При желании и небоскребы строили в США 100 лет назад, и Германию с Японией отстроили после мировой войны. Уже 21 век на дворе. Нет возможности использовать последние технологии, используйте доступные. Сидеть и ждать нельзя — все разрушается.
4) Сейчас нет войны, нет катастроф. Налоги идут в бюджет. Строительство может запустить в работу многие отросли. Если на внешних рынках кризис, то появится потребность в продукции на внутреннем рынке. А это рабочие места, зарплаты и налоги. Есть невостребованное жилье — используйте как стартовое жилье. Идеальный период времени для начала такой программы наступил еще 4 года назад. Поэтому, отсутствие/недостаток финансирования, невозможность создать такую программу — признак «не тех людей» у власти.
5) Информация о необходимых квадратных метрах, как минимум, собрана в горадминистрации. А отсутствие стратегического виденья — так это вопрос в желании его увидеть ) ) )
PS Не имеющий желание — ищет причину, имеющий желание — ищет возможность.
1) Покажите мне того бизнесмена который будет вкладывать деньги без ожидаемого спроса на продукцию?
2)Она не совершенна, так как в ней много мест двоякого трактования.
3)Речь не идёт о строительстве многоэтажек, речь идёт о прокладке коммуникаций, а точнее их стоимости. Повторюсь ещё раз, как Вы собираетесь проложить коммуникации большего диаметра без опасности разрушения фундаментов, дорожных покрытий, создания хронической пробки на момент прокладки ну и т.д.
4)Нет невостребованного жилья, есть не проданное жильё и передача его как стартового без утверждённой процедуры компенсации, технического освидетельствования состояния недостроя и т.д. обрушит рынок, что приведёт к ещё большему краху.
5)Ну собрана и что? И какая? Стратегическое виденье, это то когда, например возводится новый завод/фабрика, идёт расширение производства и в связи с этим возникает потребность в людях мигрантах/молодёжи/специалистов. Как Вы понимаете, завод/фабрику не построишь за год, планы утверждаются, одновременно с этим идёт заказ на строительство жилья и инфраструктуры. Так работает эта система без надувания пузырей и популистских лозунгов.
Перечитайте PS еще раз.
По теме, свои предложения я написал. От вас не увидел ни одного предложения, только список «невозможного», которое, как оказалось, совсем таким не является. Можете продолжать высасывать из пальца причины и трудности, только это путь в никуда.
В Москве этот вопрос решен путем сноса старых пятиэтажек и строительством на их месте двадцатиэтажных жилых домов. Но это Москва, там совсем другой бюджет города и совсем другая демографическая ситуация. У нас дело обстоит несколько по другому. Возьмем, для примера, Днепропетровск, в котором имеется порядка тысячи хрущевок. По оценкам, в них проживает двести тысяч человек. Инвестор, скорее всего, проявит интерес если сможет увеличить количество проживающих на одной и той площади втрое. Таким образом если заменить все пятиэтажки в городе то появится дополнительна площадь для проживания четырехсот тысяч человек. Есть ли такой платежеспособный спрос в городе? НЕТ и в ближайшее время не появится. Настроить на месте снесенных пятиэтажек новые торговые центры? Так и старые не все заполнены.
С одной стороны, у нас уменьшается количество проживающих людей и в данном городе и в целом по стране. В ближайшие десять лет население страны уменьшится еще на пару миллионов человек. Поэтому ожидать увеличения спроса маловероятно. С другой стороны, в городе до кризиса строилось не более десяти жилых домов в год. Значит для замещения всех пятиэтажек в городе, при условии пятикратного роста темпов строительства, нужно не менее двадцати лет. Опять же маловероятно.
Это если не принимать ко вниманию всякие коррупции и прочие прелести нашей жизни, А еще в городе имеется целая серия выселенных, пустующих домов построенных после хрущевок и не доживших до наших дней. Так что рано хоронить пятиэтажки, на плывунах высотное жилье не сильно и построишь.
Вывод: думаю, что массовой замены хрущевок в стране пока не предвидится. Каждый дом будет решать свою судьбу по своему. Пока так.
«… если заменить все пятиэтажки в городе то появится дополнительна площадь для проживания четырехсот тысяч человек. Есть ли такой платежеспособный спрос в городе? НЕТ и в ближайшее время не появится.»
и дальше «Значит для замещения всех пятиэтажек в городе, при условии пятикратного роста темпов строительства, нужно не менее двадцати лет.».
Т.е. при темпах строительства 2007-08 г.г. для замены старых домов на новые потребуется 100 лет.
Отсюда вопросы:
1) через 100 лет население Днепропетровска увеличится на 400 тыс. человек?
2) нужно ли ждать, когда население Днепропетровска увеличится на 400 тыс. человек, а потом сносить старые и строить новые дома?
3) 400 тыс. человек/100 лет = 4 тыс. человек/год (темпы строительства, как в 2007-08г.г.) — возможен такой спрос на жилье в г.Днепропетровске?
1. Неизвестно. За двадцать прошедших лет численность населения города официально уменьшилась на двести тысяч человек, город потерял статус миллионика. При сохранении существующих темпов ни о каком приросте населения речи не ведем.
2. Ждать не надо. Сейчас на центральном проспекте города стоят развалины, в которых живут бомжи. А если свернуть метров сто-двести от центрального проспекта, то таких зданий насчитаем десятками. В центре города имеются значительные площади частной, одноэтажной застройки времен середины прошлого века. Начинать сносить надо с этих категорий домов.
3. На сегодняшний день в городе еще имеются площадки, застройка которых не требует сноса пятиэтажек. Но я не вижу нового массового строительства эконом-класса. А вот «Продается» в уже построенных домах бизнес-класса читаю каждый день.
первое — расчистка площади под новое строительство
второе — необходимость замены этого стремительно ветшающего полу-временного жилья
Вы рассматриваете только первый аспект. Но второй — никуда не девается. Через несколько лет в хрущевках начнут отваливатся балконы, пойдут трещины, начнутся признания домов аварийными, походы жильцов под горадминистрацию с требованием дать им новые квартиры взамен аварийных…
Может лучше совершать упреждающие действия?
Пока не просматривается экономика вопроса. Ко мне, как банковскому клерку, пару раз приходили люди с бизнес-проектами модернизации пятиэтажек за счет надстройки десятка этажей свыше без отселения людей. Поддержка горисполкома, архитектуры, все дела. Только нет денег даже на стартовые работы. Бюджет города не тянет, Государственный бюджет на такие мелочи не разменивается, это не стадион во Львове.)
Пусть город отдает участки под строительство инвестору бесплатно, не тратя деньги на реконструкции домов, коммуникаций, расселение жителей. В итоге, город не потратив ничего будет с прибылью.
PS Почему вы не отвечаете за коррупцию? :)