Минфин - Курсы валют Украины

Установить
73859748
R S
Зарегистрирован:
19 августа 2017

Последний раз был на сайте:
8 апреля 2024 в 08:52
Подписчики (15):
Melissa
Melissa
Anko
Anko
044blog
044blog
36 лет, Киев
viktory2001
viktory2001
18 лет
987
987
kosdie
Космас Диегезис
uliymua
uliymua
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
57 лет, Киев
VictorS
VictorS
oriolik
oriolik
Днепр
AndreyM
Andrey M
45 лет, Киев
Sportmap
Sportmap
все подписчики
R S
Машиностроение и металлообработка
5 января 2020, 14:23

Экономика Украины в 2019 году: 10 самых важных цифр

Оценить качество проведения экономической, монетарной, бюджетной политики и управления государственным долгом в 2019 году, а также те риски, которые они несут для страны в будущем, эксперты GROWFORD Institute* решили посредством 10 самых громких цифр.

19% — ревальвация гривни по отношению к доллару США.

Главной причиной такого показателя стал приток спекулятивного капитала на рынок ОВГЗ (облигаций внутреннего государственного займа), спровоцированного высокими процентными ставками. С одной стороны, ревальвация привела к замедлению годовых темпов потребительской инфляции с 9,8% в декабре 2018 до 5,1% в ноябре 2019 года, с другой — значительно ухудшила финансовое положение экспортеров, углубила дефицит торгового баланса и стала одной из причин недовыполнения доходной части бюджета.

56 млрд. грн. — недополученные плановые доходы госбюджета за январь-ноябрь 2019 года.

Таким образом, процент выполнения доходов бюджета, по данным Госказначейства, составил 94,1% к плану на этот период, что стало худшим показателем после кризиса 2008-2009 гг. Недовыполнение доходной части бюджета было вызвано, с точки зрения экспертов GROWFORD Institute, такими факторами как деиндустриализация экономики и увеличение в структуре ВВП доли отраслей с низким налоговым коэффициентом, номинальная ревальвация гривны и уменьшение поступлений от импортного НДС и пошлин, увеличение теневого оборота подакцизных товаров, снижение эффективности работы таможенных и налоговых органов в отчетном году.

8,2% годовых — реальная процентная ставка по гривневым ОВГЗ,

которые размещались Минфином в IV квартале 2019 года. Это стало абсолютным рекордом среди стран с формирующимися рынками. Ближайшие соседи Украины в рейтинге самых дорогих заемщиков — Уганда и Египет с реальной доходностью 6,5% и 5,9% годовых. В то же время треть стран с формирующимися рынками, имеют отрицательные реальные процентные ставки по государственным облигациям. В Украине номинальная процентная ставка по гривневым ОВГЗ снизилась с 18,9% в I квартале до 13,4% в IV квартале 2019 года. «Однако, подключение Украины к системе „Clearstream“ (что облегчает приобретение и уменьшает транзакционные издержки иностранных инвесторов с украинскими ОВГЗ) и замедление темпов инфляции позволяли Минфину более радикально снизить процентные ставки, однако этого не было сделано. Поэтому расходы бюджета на выплату процентов по внутреннему долгу в 2019 году достигли около 88 млрд грн. Для сравнения: в 2018 году такие расходы составляли 75 млрд грн, а в 2017–м — 73 млрд грн», — говорят эксперты института.

115,5 млрд. грн. — объем ОВГЗ в собственности нерезидентов.

С начала 2019 года вложения нерезидентов в государственные облигации беспрецедентно выросли более чем в 18 раз (или на 109,1 млрд грн). Доля портфеля нерезидентов в общем объеме ОВГЗ увеличилась с 0,8% до 14,2%. Однако, если из общего объема облигаций (815,9 млрд грн) влечет портфель НБУ (337,1 млрд грн), а также ОВГЗ, которые были внесены государством в капитал государственных банков в течение 2016-2017 гг., за исключением приобретенных НБУ, (164,8 млрд грн), то выяснится, что объем «рыночных» ОВГЗ составляет лишь 314, 1 млрд грн, в том числе в портфеле банков — 163,4 млрд грн. В таком случае доля нерезидентов составит уже 36,8% (!), что свидетельствует о высокой рискованности долговой политики государства. Такая высокая доля нерезидентов в структуре государственного долга, по мнению экспертов GROWFORD Institute, создает угрозу внезапного оттока спекулятивного капитала (sudden stop) и резкого обвала валютного курса гривни.

92,9 млрд. грн. — рекордный объем привлечения денег банков на депозитные сертификаты НБУ за один день (13 декабря 2019 г).

С начала года совокупный объем привлечения денег на депозитные сертификаты НБУ превысил 4,8 трлн грн — больше, чем объем ВВП. «Вместо кредитования реального производства банки размещают средства в выгодные для них депозитные сертификаты НБУ и облигации государственного займа», — говорят в GROWFORD Institute. Эксперты обращают внимание на то, что объем выплаченных банкам процентов по депозитным сертификатам НБУ за счет эмиссии в течение последних пяти лет уже достиг более 40 млрд. грн (!), и считают это неэффективным расходованием государственных денег.

59 млрд. грн. — прибыль банков за 11 месяцев 2019 года.

Она почти втрое превышает соответствующее значение 2018 года — 20 млрд грн — и является самым высоким показателем за всю историю банковской системы Украины. Доходы банков (222,1 млрд грн) по сравнению с предыдущим годом выросли на 23,1%, расходы (163,1 млрд грн) — только на 1,6%. С точки зрения экспертов, политика высоких процентных ставок НБУ, тормозит экономический рост, но является вполне приемлемой для банков, поскольку позволяет получать беспрецедентные доходы (от вложений в ОВГЗ и депозитные сертификаты, предоставление потребительских кредитов, скрытых комиссий, торговли валютой и т.д.) на фоне сокращения кредитования реального сектора экономики. По итогам января-ноября 2019 года остатки по кредитам в корпоративный сектор в национальной валюте сократились на 4,4% (в годовом измерении — на 6,4%), в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) — на 4,8% (в годовом измерении — на 9%).

21% — отношение кредитов в корпоративный сектор к ВВП.

Уровень проникновения кредитов в экономику снижается уже пятый год подряд: в 2014 году этот показатель составлял 48%, в 2018-м — 24%. «Учитывая, что 54% кредитов корпорациям классифицированы как неработающие, отношение „живых“ кредитов бизнеса в ВВП не превышает и 10% (!). Такая недоступность кредитов для бизнеса создает угрозу в целом для перспектив экономического роста», — говорят в GROWFORD Institute.

7,5% — падение промышленного производства в ноябре 2019 года

по сравнению с ноябрем 2018 года. Всего за январь-ноябрь 2019 года, если сравнивать с соответствующим периодом прошлого года, сокращение промышленного производства составило 1,2%. То есть — происходит деиндустриализация украинской экономики. Основными причинами таких процессов в институте GROWFORD видят недоступность долгосрочного кредитования для масштабных проектов в промышленности, низкое качество производственной инфраструктуры и транспортных услуг для предприятий, упадок сферы исследований и разработок, масштабная трудовая миграция, плохой инвестиционный климат и низкая привлекательность Украины для международных стратегических инвесторов на фоне фактического отсутствия промышленной политики государства, что в 2019 году было усилено ревальвацией гривни и ухудшением внешней конъюнктуры на некоторых сырьевых рынках (в частности для металлургии).

4,5% — снижение цен производителей промышленной продукции в ноябре 2019 года

по сравнению с ноябрем 2018 года. Такая зона острой, «рекордной» дефляции, по мнению экспертов GROWFORD Institute, несет в себе риск дальнейшего спада промышленного производства. В условиях ухудшения ценовой конъюнктуры на внешних сырьевых рынках и сокращения промышленного производства годовые темпы прироста цен производителей в ноябре 2019 упали до самого низкого значения за всю историю наблюдений с 1991 года. В добывающей промышленности цены за текущий год снизились на 17,2%, перерабатывающей — на 6% и только в поставке электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха выросли на 3%.

$10 млрд — дефицит внешней торговли товарами и услугами за январь-октябрь 2019 года,

ухудшившись по сравнению с соответствующим показателем 2018 года на 3,3%. «Пока этот торговый дефицит смягчается за счет увеличения денежных переводов от трудовых мигрантов, поэтому дефицит текущего счета платежного баланса за 10 месяцев 2019 года составил $3,4 млрд. Но фундаментом стабильности валютного курса и устойчивости экономического развития являются или равновесие, или профицит торгового баланса, поэтому „минус“ $10 млрд в торговом балансе — это сигнал для принятия срочных государственных мер», — отмечают в GROWFORD Institute.

* GROWFORD (Global Research on Optimal Ways for Development) Institute — независимый неправительственный Институт (Think Tank), который занимается стратегическими глобальными исследованиями в сфере экономики и финансов, оценке системных рисков и разработкой оптимальных путей экономического развития для стран, регионов и мира в целом.

https://growford.org.ua/

Просмотров: 273, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться