Запуск проекта планируется на апрель 2022 года. При этом ни слова о финансировании, тендере, механизме реализации и сотне нюансов, к которым побуждает инициатива такого масштаба. На первый взгляд, это логическое развитие «Государства в смартфоне» и действенный способ предоставить населению равный доступ к цифровым услугам. Но у меня, как и у коллег по рынку, на этом этапе очень много опасений.
По данным Алло, в среднем в Украине покупается 5,1−5,3 млн смартфонов в год. То есть озвученная цифра в 8,5 млн гаджетов — это более 150% годового рынка смартфонов. Чем это чревато для Украины и рынка?
Прозрачность закупки и финансирования
Множество вопросов вызывает процесс закупки: как и кто будет выбирать гаджеты, будет ли тендер прозрачным, кто сможет принять в нем участие, победит одна компания или несколько, кто покроет финансирование. Минимальная цена смартфона с оптимальной производительностью — в среднем 3 тыс. грн, то есть бюджет проекта будет составлять не менее 25,4 млрд грн, что предполагает запуск тендера. И здесь, по-моему, есть большие коррупционные риски.
Закупка смартфонов одного бренда — очередная лоббистская гонка. Любой вендор в лепешку разобьется, чтобы поставить в одни руки объем, превышающий украинский рынок в 1,5 раза. Чтобы выбрать наиболее выгодное предложение для государства, то есть налогоплательщиков, тендерная процедура должна быть четкой и прозрачной. А это, по нашему опыту, задача со звездочкой.
Компания Алло регулярно участвовала в государственных тендерах, но еще ни разу не подписала контракт: либо мы выиграем, но в результате закупка отменяется; или процедура будет затягиваться настолько, что на 20-й круг «несоответствия в документах» мы откажемся от участия. Ведь неоднократно в тендерах на поставки выигрывали no-name компании, неизвестные ни нам, ни партнерам, ни конкурентам. Это при том, что на рынке техники мы присутствуем уже 23 года, и нам известны все игроки.
И даже если тендер состоится успешно и прозрачно, выиграют несколько компаний, они получат олигопольное преимущество, а мелкие торговцы, в частности, МСБ, окажутся вообще за бортом.
Рост теневого рынка электроники
Не стоит забывать и о рисках для рынка электроники. Во-первых, поставщикам и вендорам будет очень сложно справиться с таким спросом. В условиях мирового кризиса микрочипов реализация проекта будет длиться годами. А если стоит цель уложиться в год, государству придется выбрать малопопулярную модель, которая есть в наличии, или закупать по завышенным ценам из-за срочности, что крайне невыгодно.
Читайте также: E-commerce в Украине: как лучше принимать платежи в интернете
Во-вторых, раздать такое количество смартфонов — это обвалить рынок. Ожидается, что часть гаджетов будет перепродаваться на вторичном рынке. Если даже четверть получателей выставят предложения, ритейлеры лишатся потенциальных клиентов, а для государства уменьшатся поступления от налогов. Кроме того, серые дистрибьюторы могут скупать выданные гаджеты для реэкспорта: с такой схемой мы уже имели дело в 2014—2015 годах, когда из-за девальвации гривны техника в Украине в розничной торговле стоила дешевле, чем, например, в соседних Польше или Румынии.
Предоставляете ресурс? Предоставьте и выбор!
Я считаю, что для реализации программы лучше применить механику проекта «еПоддержка». 8,2 млн украинцев уже воспользовались помощью, потратив деньги по назначению. Это успешный проект, показавший, что подход работает: целевые средства помогают и людям, и бизнесу, в частности малому и среднему. По такой же логике можно перечислить на карту пенсионера целевую сумму на покупку смартфона в магазине техники. В таком решении я вижу по меньшей мере три существенных преимущества:
Комфорт клиента: люди будут выбирать устройство, бренд и магазин, удобные для себя, а не навязанные государством.
Прозрачность: при условии начислений на карту покупки будут осуществляться прозрачно, через кассу и со всеми налоговыми вычетами.
Читайте также: «Тысяча за вакцинацию»: подростки от 14 лет могут получить выплаты
Развитие конкуренции: если деньги попадут на весь рынок, это позволит участвовать в проекте даже самым маленьким МСБ. В условиях свободной конкуренции производители и продавцы будут бороться за клиента, улучшать маркетинг и сервис, объявлять самое лучшее ценовое предложение.