На Кипре живет всего 800 тыс. жителей. Объем всех производимых киприотами за год товаров и услуг оценивается в 18 млрд евро — это лишь 0,15% от ВВП всех стран еврозоны. Казалось бы, спасти от дефолта небольшое островное государство можно в два счета. Для этого достаточно, по последним данным, всего 17,5 млрд евро.
Киприоты слишком поверили в силу денег
По сравнению с Грецией, для которой страны еврозоны готовы выделить не менее 240 млрд, это немного. Но не для властей в Никосии. Ведь если после президентских выборов, которые пройдут в феврале, страна получит кредит на указанную сумму, то ее общая задолженность вырастет до 170-180% от ВВП. Такого соотношения нет ни в одной другой стране, входящей в еврозону.
К тому же, набрав столько долгов, Кипр не сможет рассчитывать на помощь Международного валютного фонда, так как по правилам этой организации задолженность страны не должна превышать 120% от объема ВВП.
Трудности Кипра можно рассматривать как комбинацию греческих и ирландских проблем. Дефицит бюджета и неэффективные госструктуры напоминают ситуацию в Греции, а раздутый финансовый сектор — Ирландию. Средства, которые находятся на балансе кипрских банков, в 9 раз превышают размер ВВП страны.
«В кипрских законах, регулирующих контроль над финансовыми потоками, много пробелов», — считает Николаус Хайнен, аналитик DeutscheBank. Свобода движения капиталов в ЕС привела к тому, что «огромные средства пришли на остров». Но приток капиталов заставил киприотов «забыть о необходимости экономить и проводить реформы», что и привело к столь тяжелой ситуации, отметил Хайнен.
Дилемма кредиторов
МВФ предлагает при урегулировании кипрского долга поступить точно так же, как с Грецией, то есть списать островному государству часть его долгов. Это будет означать, что инвесторы потеряют долю своих вложений. И, кроме того, страны еврозоны нарушат обещание, данное всего год назад. Тогда списание долгов Греции было названо исключением.
Чтобы спасти Кипр от банкротства, не списывая ему долги, придется воспользоваться средствами налогоплательщиков. А это ставит европейский валютный союз перед моральной дилеммой. Дело в том, что Кипр с его самыми низкими в ЕС ставками корпоративного налогообложения (около 10%) в течение многих лет привлекал деньги из России, в том числе сомнительного происхождения.
Именно поэтому Германия пытается сделать одним из условий предоставления помощи Кипру проведение правительством этой страны реформ в сфере финансового контроля и введение более жестких норм в борьбе с отмыванием денег. Речь идет о крупных суммах.
По данным Федеральной разведывательной службы Германии (BND), всего у российских клиентов скопилось в кипрских банках до $26 млрд. Именно поэтому министр экономики ФРГ Вольфганг Шойбле (WolfgangSch?uble), как сообщает агентство Bloomberg, предложил пригласить Россию к участию в спасении Кипра.
Кипру спешить некуда
Курьезность ситуации заключается в том, что должник в лице Кипра, похоже, оказался в более комфортной ситуации, чем кредитор в лице стран ЕС. Руководство островного государства совсем не торопится брать на себя обязательства по реформированию собственной экономики, в частности, проведению приватизации.
Сложившуюся ситуацию можно объяснить двумя причинами. «Во-первых, у Национального банка Кипра есть возможность поддерживать финансовую систему страны ликвидностью», — объясняет Николаус Хайнен. Инструмент оказания чрезвычайной помощи (в виде работающего печатного станка) подключается с согласия Европейского центрального банка.
Во-вторых, киприоты прекрасно понимают, что в случае ухудшения ситуации им все равно будет оказана помощь хотя бы для того, чтобы не провоцировать нестабильность в еврозоне. «Посредством выжидательной тактики Никосия надеется выторговать для себя более выгодные условия», — полагает эксперт DeutscheBank.
Еврозона в тисках
Европейский валютный союз оказывается зажатым в тисках переживающих кризис государств-членов еврозоны и кредиторов, требующих спасения этих стран. Именно по этой причине в Германии раздаются голоса тех, кто считает, что Кипр спасать не следует.
«Тогда инвесторы будут знать, что можно и потерять свои деньги, если выбрать неверный объект для капиталовложений», — заявил в интервью DW глава влиятельного мюнхенского института экономических исследований ifoХанс-Вернер Зинн (Hans-WernerSinn).
Но практически никто из наблюдателей не сомневается в том, что финансовая помощь Кипру после президентских выборов на острове все же будет оказана. Не исключено, что противники такого решения в Германии обратятся в Федеральный конституционный суд. «Европейский стабфонд ESMможет быть подключен к решению проблем только в случае, если финансовые трудности одной из стран еврозоны угрожают зоне евро как единому целому. Является ли ситуация с Кипром таким случаем, не ясно», — заключил банковский аналитик Николаус Хайнен.