В сообщении отмечается, что результатом работы специальной группы, в которую вошли представители таких организаций как: World Bank, USAID, НБУ, НКЦБФР, НДУ, ВДЦБ стала разработка проекта закона «О системе депозитарного учета ценных бумаг», предусматривающий создание Центрального депозитария и выделение клиринга в новый вид профессиональной деятельности. Этот важный законопроект был положительно оценен всеми участниками фондового рынка.
Проект этого закона в редакции, разработанной рабочей группой, был принят в первом чтении Верховной Радой 22 декабря 2011 года (регистрационный номер 9428). Однако, как отмечается в сообщении, при подготовке проекта закона ко второму чтению редакция проекта претерпела кардинальных изменений в части, касающейся клиринговой деятельности.
Этим проектом закона в структуры фондового рынка вводится такой новый элемент, как Центральный расчетный центр (ЦРЦ), для создания которого Национальный банк, как единственный владелец ЦРЦ, должен выделить 100 млн грн бюджетных средств. Как результат, создается монополия на такие рыночные функции, как клиринг и расчеты по сделкам с финансовыми инструментами, которые относятся к элементам системы управления рисками при выполнении обязательств участниками рынка.
В предыдущей редакции, разработанной рабочей группой, была закреплена многовариантность. То есть эти функции могли выполнять как центральный депозитарий, так и фондовые биржи, и специализированные клиринговые учреждения.
Таким образом, участники фондового рынка просят главу государства обратить внимание на недопустимость такого подхода к созданию инфраструктуры фондового рынка страны. В подтверждение вышеуказанной позиции приведены такие аргументы:
1. Монополизация — отсутствие конкуренции, основного стимула развития.
Введение на рынок, находящийся в состоянии становления, государственной организации, осуществляющей клиринговую деятельность, приводит к монополизации всей пост-трейдинговой инфраструктуры фондового рынка. Для участников рынка исключается возможность влиять на развитие пост-трейдинговых услуг — важного элемента биржевой торговли и фактора привлечения инвесторов на рынок.
2. Клиринг, расчеты и управление рисками — неотъемлемая часть биржевого продукта.
Практика рынка показывает, что новые классы финансовых инструментов и технологий на рынке появляются вследствие диалога участников рынка и биржи. Биржа анализирует потребности рынка в том или ином инструменте и выделяет ресурсы на его разработку, запуск и обслуживание. Одним из ключевых вопросов для участников рынка в работе любого инструмента является гарантия выполнения обязательств, то есть вопросы управления рисками, клиринга и расчетов.
Во всем мире система гарантий на фондовом рынке построена на технологиях, которые не предусматривают полного предварительного обеспечения. Срочный рынок априори строится на частичном обеспечении соглашений и строгой системе риск-менеджмента клиринговой организации, контролирующей рыночные риски.
Сегодня украинский рынок находится на таком этапе развития, когда использование полного предварительного обеспечения в расчетах по сделкам уже недостаточно — необходимо переходить на такие мировые стандарты, как торги с частичным обеспечением, единую денежную позицию на фондовом и срочном рынках, гарантированное репо с центральным контрагентом. И в этом случае доверие к системе риск-менеджмента со стороны участников рынка — главный залог успеха биржевого продукта.
Управление рисками — высокотехнологичный и высококвалифицированный вид деятельности, требующий значительных затрат на строительство инфраструктуры. Но если биржи не смогут управлять рисками, они не смогут предложить рынку качественные услуги и технологии, способные составить конкуренцию международным финансовым центрам.
3. Использование средств налогоплательщиков для покрытия неограниченных рыночных рисков и рисков надежности участников рынка.
В ситуации, когда ЦРЦ является единственным центральным контрагентом, он берет на себя обязательства по всем договорам, заключаемым на всех биржах страны, и, таким образом, несет неограниченные рыночные риски. Этими рисками ЦРЦ должен будет управлять в соответствии с построенной системы риск-менеджмента и, в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры или дефолтов участников рынка, будет вынужден выполнять обязательства за счет собственных, то есть государственных, средств.
Учитывая кризисные явления, происходящие во всем мире, рыночная инфраструктура приближается к оптимизации и построения более ответственной системы управления рисками. На сегодняшний день участники рынка уже инвестировали в инфраструктуру фондового рынка Украины (биржи, системы управления рисками, клиринг деривативов) немалые средства. Вкладывая их, они понимали, что в первую очередь повышают свою собственную ответственность перед клиентами, демонстрируя рынка готовность отвечать своими вкладами и гарантийными фондами за свою работу.
В такой ситуации государственные средства будут потрачены фактически на попытку подменить уже существующую инфраструктуру, созданную на рыночных принципах, и введение государственного по сути ЦРЦ отбросит Украину в развитии рыночной экономики на несколько шагов назад и усложнит интеграцию с мировыми финансовыми рынками.
Таким образом, участники фондового рынка и инвесторы разделяют позицию относительно необходимости создания в Украине такого важного элемента инфраструктуры фондового рынка как Центральный Депозитарий и поддерживают принятие закона «О системе депозитарного учета ценных бумаг» в целом. «Но, учитывая вышесказанное, просим вас принять меры по пересмотру редакции законопроекта с учетом мнения профессиональных участников рынка в части, касающейся клиринговой деятельности», — говорится в открытом письме президенту Украины.