Руководство МВФ не спешит открывать свои «объятия» Украине, пока она продолжает газовые переговоры с Россией, дал понять журналистам Альер. "Правительство Украины считает, что будет подписано очередное соглашение с Россией по поводу газа.Руководство МВФ не спешит открывать свои «объятия» Украине, пока она продолжает газовые переговоры с Россией, дал понять журналистам Альер. «Правительство Украины считает, что будет подписано очередное соглашение с Россией по поводу газа. Мы согласились подождать до достижения окончательных результатов», — сообщил чиновник.
Напомним, что правительство Украины добивается от МВФ до конца нынешнего года получить два транша по 1,5 миллиарда долларов каждый. Заимствования предполагается направить в резервы Национального банка Украины, поскольку средства МВФ нужны Украине, прежде всего, для поддержки курса гривны. Так как страна имеет дефицит баланса торговых операций и достаточно высокий уровень спроса на иностранную валюту для расчетов за российский газ. И логично, что среди требований, которые выдвигает МВФ к Украине, — корректировка тарифов на газ и теплоснабжение в сторону их увеличения.
По мнению некоторых украинских экспертов, главная беда страны — это излишняя политизация вопросов финансово-торговых отношений со своими основными стратегическими партнерами, особенно с Россией. «Украина пыталась и пытается строить газовые отношения и с Россией и с ЕС на основании текущих интересов находящихся при власти персон. И именно этот фактор является решающим во всех переговорах», — рассказал РГ эксперт «Фонда общественной безопасности Украины» Юрий Гаврилечко.
И сейчас, уверен специалист, в этот процесс прямо и косвенно вовлекается еще и МФВ. Прямо — из-за своих условий по предоставлению очередного транша кредита Украине. Косвенно — потому как Кабинет министров Украины получил возможность, прикрываясь МВФ, проводить политику, направленную на повышение цен на газ для населения, которое, по мнению Гаврилечко, по сути, дотирует сейчас всех остальных потребителей — и промышленность и теплокоммунэнерго.
Возможно, и этот факт заставляет МВФ особенно взвешенно воплощать свою политику в этой стране. Пример тому — заявление того же Альера о том, что, в целом, прогнозируется ухудшение текущей экономической ситуации в Украине в 2012 году. Так, дефицит платежного баланса страны в следующем году может составить по оценке МВФ до 5,5 процентов от валового внутреннего продукта, рост ВВП в пределах 3,5-4 процентов, а уровень инфляции — менее 10 процентов.
Это удручается и такими политическими решениями, как недавнее списание парламентом Украины многолетних задолженностей предприятий ТЭК, напоминает Юрий Гаврилечко. Причем не только перед бюджетом, но и между компаниями. «В результате чего украинские налогоплательщики »подарят« олигархам в счет компенсации их долгов — примерно 7-7,5 млрд долларов США», — пояснил специалист.
В свою очередь, независимый эксперт Украины Алексей Комаров напомнил РГ, что, отчасти, в политико-экономический тупик страна загнала себя после подписания в 2009 году долгосрочного контракта с Россией на поставку природного газа. «Украина находится в сложнейшей ситуации: с одной стороны, экономика унаследовала крайне неэффективную структуру энергопользования. С другой — выравнивание цен на импортный газ до уровня Европы мгновенно выставило эту неэффективность на всеобщее обозрение», — говорит Комаров. По его мнению, в этих условиях выбор у Украины невелик.
Первый вариант — заниматься снижением неэффективного потребления энергоресурсов. Однако это требует кропотливой целенаправленной работы, схожей с той, что проделали страны Центральной Европы десятилетие назад. И шансы на успех — мизерные. «Несмотря на все заявления чиновников, энергоинтенсивность украинской экономики снижаться не спешит: за первые 6 месяцев 2011 года удельное потребление газа на единицу ВВП выросло на 1,1 процент, электроэнергии снизилось на 2.1 процент», — напомнил эксперт.
Второй вариант — делать разнообразные политические уступки, чтобы снизить цены на газ. Это разнообразные договоренности политического характера с руководством России. «Но как показала практика, долго такие договоренности не живут, и через год-два перестают устраивать стороны», — уверен украинский аналитик.
Гипотетически, возможен и третий сценарий — увеличивать внутреннюю добычу.
Однако поскольку внутренние цены на газ хронически занижены (из-за неэффективности конечного потребителя), этот путь нереализуем, полагает Комаров. Напомним, что в настоящий момент цена для розничного потребителя (30% потребления) составляет около 90 долларов за тысячу кубометров газа. Для предприятий коммунальной теплоэнергетики (20% потребления) — 163 доллара за тысячу кубометров, что намного ниже себестоимости газа новых проектов. Следовательно, планы роста внутренней добычи, как за счет шельфа, так и за счет сланцевого газа, угольного метана, не являются реалистичными и коммерчески рентабельными, полагает Комаров.
Тем не менее, ситуация между Россией и Украиной постепенно выравнивается — и экономическая целесообразность компромиссов начинает преобладать над политическими играми. Судя по недавним заявлениям руководства Газпрома и премьер-министра УкраиныНиколая Азарова, переговоры планируется завершить уже в этом месяце. А по неофициальным данным украинских СМИ, стороны, якобы, уже завершили переговоры и согласовали новую стоимость газа и другие условия. Об этом сообщил сегодня источник в администрации президента Украины газете Экономические известия. И назвал дату оглашения итогов — конец ноября — начало декабря. «Сейчас на уровне правительств, компаний Нафтогаз Украины и Газпром продолжается согласование технических деталей по оформлению новых договоренностей. Когда все будет готово, будет определена дата встречи президентов Украины и России, которые и завизируют документы», — цитирует издание свой источник информации.
Среди деталей новых условий газового сотрудничества называются стоимость газа на уровне 220-230 долларов за тысячу кубометров газа, оплату газовых поставок и возможность кредитования в рублях. Кроме того, по словам источника газеты, новые соглашения предусматривают возможность предоставления преференций российским инвесторам в случае их участия в приватизации предприятий на Украине. Однако газета отмечает, что в пресс-службах Кабинета министров, Минэнергоугля, Нафтогаза Украины и Газпрома в минувший понедельник не смогли прокомментировать данную информацию, сославшись на отсутствие официальных сведений по этому поводу.