2 июля 2020, 19:37 Читати українською

Корона-кризис: Максим Криппа и другие эксперты о том, как бизнесу спастись от вирусного вулкана

«Коронавирус принес с собой пандемию и экономический кризис, однако это реально пережить», – успокаивает бизнесменов Максим Криппа. Основатель ивент-агентства также пострадал от последствий карантина. За 11 лет существования его компания еще не сталкивалась с такими серьезными финансовыми проблемами. Однако немного изобретательности и умение адаптироваться спасли ситуацию.

Правда, не все оказались столь находчивыми, как Максим Криппа. COVID-19 спровоцировал извержение экономического вулкана, накрывшее малый и средний бизнес. Многие попросту опустили руки, не зная, что предпринять. Но рецепт выхода из критического положения прост, если действовать последовательно и с холодным умом. О методах спасения предприятий мы поговорили с тремя экспертами:

  • Криппой Максимом Владимировичем – собственником «Три Н»

  • Макаровым Виктором Александровичем – аналитиком компании Evoplay

  • Листьевым Анатолием Геннадьевичем – владельцем сети пекарен Karavay

Адаптируйтесь и помните о самопомощи

Криппа Максим Владимирович: Выживание бизнеса зависит от навыков самопомощи его создателя. Так было до карантина, ничего не изменилось и в его разгар. Просто обстановка накалилась, и обстоятельства превратились в жесткое испытание на прочность. В Украине 29% предприятий временно закрылись, а 6% – исчезли (еще в апреле). «Три Н» тоже могло стать частью мрачной статистики. Однако мы видели, что творится в Китае – поэтому готовились к пандемии заранее. Спас четкий план действий, включающий:

  • Развитие онлайн-направлений

  • Усиленную рекламу, направленную на нашу целевую аудиторию

  • Поддержку клиентской базы

Но даже если ситуация застала врасплох – варианты остаются. И со дна можно выплыть на поверхность, сделав волевой рывок. Достаточно методично изучать рынок. Причем – не раз в неделю: мониторить нужно ежедневно, отслеживая тенденции и перенимая успешные решения других компаний.

Например, музеи мира задали моду на VR-экскурсии. Это вдохновило меня сделать виртуальное мероприятие для клиентки агентства. На ее день рождения мы «свозили» гостей в цифровую версию казино Монте-Карло (заказчица – любительница гемблинга) и провели их по Лазурному берегу. Что в итоге? Получили десяток похожих заказов. «Три Н» сыграло на новом социальном тренде (общении без физического контакта) и нашло актуальную нишу для работы.

Следите за «биографией» рынка

Виктор Макаров: Я на 100% согласен с Максимом Криппой насчет важности адаптации. Кризис – повод пересмотреть свой бизнес, переосмыслить подход к организации дел. Рынок меняется. Единственный способ остаться его частью – следовать тенденциям. Относитесь к переменам в сфере, как к биографии человека, жизнь которого резко изменила направление.

Взгляните на происходящее свежим взглядом. Забудьте, что делали раньше – бизнес перевернулся с ног на голову. Какую нишу в новом странном мире займет ваше предприятие? Чем приманит клиентов и как обойдет конкурентов? Подумайте и выберите актуальное направление для развития.

Максим Криппа: Самый простой пример для иллюстрации слов Виктора – рестораны. Допустим, ваше заведение закрыто, посетители сидят дома, коллектив без работы. Что делать? Развивать доставку. Станьте партером Glovo или другого сервиса. Либо наймите личного курьера. Также поступить могут и другие предприятия сферы услуг. Владеете салоном красоты? Предлагайте выезд мастера на дом. Продаете одежду? Развивайте онлайн-магазин. Работаете нотариусом? Консультируйте через Zoom, Skype и другие сервисы. Вариантов много. Главное – выйти за рамки уже неактуальных, но вошедших в привычку действий.

Экономьте

Максим Криппа: Уменьшение расходов – самый эффективный способ спасения бизнеса. Откажитесь от всего лишнего. Грубо говоря, существуют два вида расходов: стратегические и нестратегические. К первой категории относятся затраты, обеспечивающие работу компании, чтобы та приносила прибыль. Ко второй – все остальное (вроде аренды офиса, покупки продуктов для кофе-поинтов, организации корпоративов и тимбилдингов).

«Главное – выйти за рамки уже неактуальных, но вошедших в привычку действий», – Максим Криппа

Максим Криппа: Именно нестратегические расходы нужно сбрасывать, как балласт. Однако не перегибайте. Помните – каждое действие отражается на сотрудниках. Если уменьшаете затраты на что-то, связанное с коллективом – предупреждайте людей. Избегайте «сюрпризов», провоцирующих скандалы. Объясните временность мер, их вынужденный характер.

Важный момент: урезание зарплат, уменьшение расходов на рекламу и снижение качества товара – крайние меры. Любое из этих решений, принятое поспешно, способно загубить копанию. Начнется скандал, против вас ополчатся работники. Нарекут аферистом и мошенником, испортят репутацию. Так что лучше будьте выше аморальных и эгоистичных решений.

Анатолий Листьев: Когда что-то отбираете у коллектива – компенсируйте в будущем. К примеру, в начале года я планировал провести в мае корпоратив – масштабный, с конкурсами, брендированными стендами для фото и так далее. А уже спустя несколько месяцев думал о том, чем же платить сотрудникам пекарен зарплату. Пришлось отменить мероприятие и отправить в неоплачиваемый отпуск большую часть коллектива.

Затем я отказался практически от всех расходов – сконцентрировался только на зарплатах и производственных затратах. Так как почти все пекарни закрылись, сэкономил на аренде – осталась одна точка, ставшая отправным пунктом для курьеров. Однако я пообещал сотрудникам: после нормализации ситуации в мире рабочие места восстановятся, и они вернутся. Намерен сдержать слово.

Эволюционируйте

Анатолий Листьев: Если реальный мир не оставляет простора для развития бизнеса – уходите в онлайн. Карантин окончательно дал понять, что стоит развиваться в цифровом пространстве. Возможности там огромные, но почему-то большинство предпринимателей застряли в прошлом. Однако гром грянул, и Сеть превратилась в спасение для тех, кто готов меняться.

Максим Криппа: Признаюсь – я тоже был далек от онлайна. «Три Н» долгое время работало по старинке – информация о нем передавалась из уст в уста, а не через посты и личные сообщения. Однако в 2019-м понял: нужно сделать шаг вперед, выйти на новый уровень. Тогда агентство стало публичным, а я начал давать интервью разным изданиям. Оказалось, вовремя принял решение – пандемия грянула меньше чем через год.

«Уменьшение расходов – самый эффективный способ спасения бизнеса. Откажитесь от всего лишнего», – Максим Криппа

Прокачивайте команду в стиле Evoplay

Максим Криппа: Самый важный ресурс любого предприятия или бизнеса – сотрудники. От их уровня зависит качество продукции, репутация компании и конкурентоспособность. Простая истина, о которой многие забывают. Предприниматели концентрируются на доходе и уделяют минимум внимания активам, используемым для его получения. Карантин заставил переосмыслить отношение к вопросу.

Виктор Макаров: На первое место вышло желание удержать клиентов и не остаться у разбитого корыта. Как это сделать? К примеру, прокачивать сотрудников. Компания Evoplay всегда делала упор на улучшение кадров – у нас множество внутренних программ для саморазвития. Владелец часто приглашает известных спикеров для проведения семинаров.

На период карантина мы не отказались от курсов и тренингов. Просто перешли в онлайн. Собственник Evoplay лично проводит некоторые занятия для ТОПов. Кроме того, рассказывает об актуальном состоянии компании, что помогает поддерживать нормальный психологический климат в коллективе.

Напоминайте о себе рекламой и акциями

Максим Криппа: Вы же знаете золотое правило бизнеса? Чтобы клиенты помнили о вас, нужно помнить о них. Люди вам ничего не должны. Сдадите позиции в плане заботы о потребителях – те найдут кого-то получше. Так что напоминайте о себе. Акциями, распродажами, бонусной системой. Также пригодится развитое онлайн-направление, чтобы поддерживать контакт с людьми.

Удержать старых клиентов и найти новых помогут социальные сети и мессенджеры. Например, мой знакомый повар завел видеоблог на YouTube – теперь учит подписчиков готовить. А еще схитрил и купил на сервисе рекламу для сайта своего ресторана – та всплывает, когда идет ролик. Креативно? Да. Эффективно? Еще бы – благодаря прибыли от заказов через интернет он уже накопил средства для возобновления работы заведения.

«Чтобы клиенты помнили о вас, нужно помнить о них», – Максим Криппа 

Максим Криппа: А еще соберите информацию о клиентах и создайте базу данных. Поздравляйте людей с днями рождения и другими праздниками, подогревайте интерес к себе промокодами, email- и SMS-рассылка. Но не становитесь навязчивым. Меньше прямого контакта с покупателями и больше непрямого – с помощью постов в том же Facebook.

Именно так мы «продали» мероприятие в VR, о котором я рассказал выше. Думаете, заказчица сама попросила у агентства организовать виртуальный гемблинг в казино Монте-Карло? «Три Н» провело ресерч социальных сетей женщины, изучило вкусы и вышло на связь за месяц до дня рождения.

Как говорится, не можешь изменить ситуацию – подстройся под нее. В этих словах сконцентрированы все советы для бизнесменов, страдающих из-за карантина. Будьте активны, не опускайте руки и развивайтесь в рамках ограничений. Даже когда пандемия закончится, обновленные стандарты никуда не денутся. Однако вы будете готовы к новым правилам игры.

Комментарии - 1

+
0
1112VFRFH
1112VFRFH
3 июля 2020, 16:44
#
Молодці
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Страницу просматривает 1 незарегистрированный посетитель.
Реклама