Минфин - Курсы валют Украины

Установить
8 июня 2017, 12:21 Читати українською

Литий — топливо XXI-го века

По мнению инвестиционного аналитика компании Global FX, на фоне взрывного спроса на электромобили в ключевых регионах мира давно пора обратить внимание на вещество, которое является для них топливом и создаёт крутящий момент. Не секрет, что большинство моделей электромобилей приводят в движение литий-ионные аккумуляторы. Основными компонентами этих аккумуляторов являются карбонат лития и гидроксид лития. В последние годы потребность в литии растёт в геометрической прогрессии. В аналогичной динамике вздымаются и цены. Судите сами, всего два года назад в начале 2015-го года тонна гидроксида лития стоила $6,100. Сейчас за неё дают $16,300. Управляющий фондом Swiss Lithium Fund Тобиас Треттер (Tobias Tretter) считает, что к 2025-му году ежегодная потребность в литии достигнет 1 млн. тонн или увеличится в пять раз по сравнению с нынешним спросом. Эксперты швейцарского банка UBS предвещают, что широкое распространение электромобилей приведёт к настоящему буму на вещества, служащие химическими компонентами литий-ионных батарей, такие как литий, кобальт и некоторые редкоземельные металлы. Швейцарские гномы скрупулёзно подсчитали, что если весь существующий автопарк заменить на электромобили, что вполне может произойти в ближайшие 20-25 лет, то в этом случае спрос на литий взлетит на 2,898%, потребность в кобальте подпрыгнет на 1,928%, а на редкоземельные металлы увеличится на 655%, соответственно.

Доля электромобилей в общем количестве новых транспортных средств в настоящий момент составляет около 1.5%. Количество новых авто на электротяге в консервативном прогнозе увеличится до 5-6% к 2020-му году и до 20% к 2025-му году. Аналогичного плана придерживаются власти Китая. Они поставили задачу увеличить число электромобилей в Поднебесной до 2 млн. (~ 6.5% авторынка) к 2020-му году и поднять их долю до 20% к 2025-му году. На ещё более амбициозную цель ориентируются индийские товарищи. Они решили, что к 2030-му году все 100% новых автомобилей должны иметь электропривод. Их цели перекликаются с выводами исследования экономиста Тони Себа (Tony Seba) из Стэндфордского университета. Он утверждает, что все новые машины серийной сборки, сходящие с конвейера в 2025-м году, будут на электротяге. Более того, через 10 лет после одобрения регулирующими инстанциями использования автопилота на электромобилях, ориентировочно к 2030-му году, 95% поездок будет совершаться на электромобилях по вызову с автономным управлением. Они будут принадлежать крупным транспортным компаниям, работающим по бизнес-модели «транспорт, как сервис». С такими горизонтами предположения швейцарских банкиров об увеличении спроса на литий в 30 раз уже не кажутся фантастическими.

Согласно прогнозу исследовательского подразделения информационно-аналитического агентства Bloomberg, суммарная мощность литий-ионных аккумуляторов к 2021-му году достигнет 278 гигаватт-часов против 103 гигаватт-часов в конце 2016-го года (см. диаграмму).

Из всего вышесказанного нетрудно догадаться, что акции компаний, занятых добычей лития, кобальта и прочих редкоземельных металлов пользуются повышенным интересом у инвесторов. Рассмотрим некоторые из них.

Крупнейшая из игроков литиевого рынка – Albemarle Corporation (ALB). Корпорация занимается разработкой, производством и маркетингом соединений лития и реагентов, используемых в литий-ионных аккумуляторах. Штаб-квартира компании расположена в штате Северная Каролина, а её капитализация превышает $12 млрд. Представляя квартальный отчёт по итогам I-го квартала 2017-го года президент Albemarle Corporation Лютер Киссам (Luther Kissam) сказал: «Квартальные результаты отчётливо демонстрируют устойчивый рост нашего бизнеса и своевременность изменений в портфеле продукции с учётом конъюнктуры рынка в последние годы». «Исключая влияние колебаний валютных курсов и одноразовых факторов, выручка и прибыль компании повысилась за прошедший год на 15% и 14%, соответственно. Локомотивом роста корпоративных доходов стали поставки соединений лития для аккумуляторов. В этом сегменте корпоративного бизнеса показатель EBITDA вырос на 56%. Это позволило нам повысить прогноз по прибыли на 2017-ый год в расчёте на одну обыкновенную акцию в диапазон $4.20-$4.40 по сравнению с $3.57 на акцию в прошлом году», — прокомментировал квартальные показатели президент корпорации Лютер Киссам. Самым убедительным аргументом для тех, кто ещё сомневается в перспективах литиевого бизнеса, смотрится график движения котировок ALB (см. график 1). За год стоимость акций корпорации выросла без малого на 50%. Учитывая прогнозы ажиотажного спроса на литий и его соединения в ближайшие 8-10 лет, горизонты котировок ALB выглядят безоблачными.

График 1

Ещё одним заметным участников литиевого бизнеса выступает чилийская Chemical and Mining Company of Chile Inc. (SQM). Компания со штаб-квартирой в чилийском Сантьяго специализируется на добыче, производстве и продаже биогенных элементов, химических веществ для производственных нужд, включая литий и его соединения, а также йод и его производные. Капитализация компании приближается к $10 млрд. По итогам I-го квартала 2017-го года выручка чилийских добытчиков лития расширилась на 35.7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом чистая прибыль увеличилась на 76.3% с $58,53 млн. до $103,2 млн. или в пересчёте на одну обыкновенную акцию с $0.22 до $0.39. Реагируя на быстрорастущий спрос на соединения лития, компания приняла решение увеличить поставки карбоната лития с нынешних 48,000 тонн до 63,000 тонн в течение ближайшего года. Показатель рентабельности бизнеса Chemical and Mining Company of Chile Inc. в первой четверти текущего достиг 40.7%. Для сравнения, рентабельность Apple на 2-3% ниже, а рентабельность Boeing не превышает 7-8%. В этой связи нет ничего удивительного в том, что котировки SQM выросли за год на 90% (см. график 2). Сейчас ценовой ориентир для акций SQM определён на отметке $49, что примерно на 35% выше актуальной цены.

График 2

Количество компаний, занятых поставкой лития и его соединений для использования в аккумуляторах не исчерпывается двумя вышеописанными. Но формат статьи не позволяет познакомить со всеми участниками литиевого рынка. Для получения исчерпывающей информации по этому вопросу есть смысл обратиться к экспертам и специалистам.

По материалам Global FX

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться