NKurylenko
Наталья Куриленко
Зарегистрирован:
3 декабря 2015

Последний раз был на сайте:
1 июня 2016 в 15:03
Просмотров профиля:
Сегодня: 0
Всего: 1368
Подписчики (18):
tehnomir
tehnomir
guevara
guevara
Krott
Krott
A13A13
A13A13
yurfars
yurfars
киев
Valent
Valent
Киев
krasotka48
Lana Sanny
Киев
Vadim
Vadim
38 лет, Киев
pab
pab
50 лет, Львов
alfared
Виталий Головко
26 лет, Kyiv
romava
romava
Tapacik
Tapacik
33 года, Киев
все подписчики

Наталья Куриленко - блог

RSS блога
Пол:
женский
Город:
Киев
Место работы:
Старший советник адвокатской компании «Соколовский и партнеры»
Блог
Комментарии
Валютный форум
Отзывы
Горячая линия

Налоги по-новому

24 декабря 2015, 10:15   + 115 голосов 44 комментария

Спешка — плохой союзник. Правительство и парламент срочно ищут компромисс по поводу налоговой реформы. Результат — очередной «сырой» проект изменений в налоговое законодательство.

На сайте Верховной Рады позавчера появился законопроект №3688 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году». Это — попытка компромисса между налоговым комитетом парламента и Министерством финансов. Разберем ключевые нормы законопроекта.

І. Налог на прибыль. Предусматривается отмена авансовых платежей.
Изменены налоговые периоды. Годовой для: новосозданных; производителей сельскохозяйственной продукции (с 1 июля текущего года по 30 июня следующего отчетного периода); налогоплательщиков, годовой доход которых не превышает 20 миллионов гривен. Для других: квартал, полугодие, три квартала, год.

Соответственно, оплата налога на протяжении 10 дней после окончания граничных сроков подачи налоговой декларации (годовой или квартальной).

Но, переходными положениями предусмотрено, что по результатам налоговой декларации за три квартала 2016 насчитывается авансовый взнос в размере 2/9 налога, который оплачивается до 31 декабря 2016 года. То есть, доходная часть бюджета будет частично вымывать поступления года 2017.

Изменен объект налогообложения и ставки налога (только 18%, вместо 10% и 18%) для доходов операторов, полученных от букмекерской деятельности, деятельности по выпуску и проведению лотерей, азартных игр (в том числе казино и азартных игр с использованием игровых автоматов).

При этом, не меняется общий подход к определению объекта налогообложения, т.е. в зависимости от размера полученного годового дохода (не превышает/превышает 20 млн гривен), но предусматривается внесение изменений в перечень сумм, которые корректируют финансовый результат.

Предусмотрены особенности налогового учета объектов основных средств, нематериальных активов и финансового результата юридического лица, которое прекращается во время реорганизации или выделения, в составе баланса правопреемника.

Переходными положениями предусмотрено внесение изменений в расчет объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий за 2015 налоговый (отчетный) период (в частности, увеличение финансового результата для плательщиков налога на прибыль, которые не корректируют финансовый результат).

Это не только нарушение принципа «стабильности» (предусмотренного пп.4.1.9 п.4.1 ст.4 Налогового кодекса Украины), но и полное пренебрежение нормами статьи 58 Конституции Украины.

ІІ. Налог на доходы физических лиц. В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включаются, в частности, такие доходы:

  • сумма средств, которая представляется международной финансовой организацией или фондом, которые занимаются финансированием программ развития, в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережением (в т.ч. в порядке, предусмотренном Кабинетом Министром Украины);
  • сумма, прощенная (аннулированная) кредитором в порядке, предусмотренным Законом Украины «О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, которые получены на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты).

Предусмотрено изменение ставок. Так, ставка 18% (вместо 15%-20%) на доходы в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам, для ФЛП на общей системе налогообложения и тех, кто занимается профессиональной деятельностью; других доходов, которые раньше предусматривали применение дифференцированной ставки 15-20% (за некоторым исключением).

Ставка налога 15% от базы налогообложения на превышение свыше трех минимальных ЗП суммы пенсии (включая сумму ее индексации), которую налогоплательщик получает из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закона.

Вместе с тем сделаны значительные преференции на такие доходы как выигрыш (приз) от участия в лотереях и азартных играх (в т.ч. и казино), которые на сегодняшний день облагаются налогом по ставке 30%. Предусматривается, что такие доходы не будут облагаться налогом если доход не превышает 20 минимумов ЗП (из расчета на месяц!!!), установленной на 1 января отчетного налогового года, а к превышению будет применяться ставка 18%. По другим доходам в виде выигрышей и призов ставка составит 18%.

Почему сделаны такие явно лоббистские уступки в пользу лотерейного и азартного бизнеса при разбалансированности бюджета, остается только догадываться по принципу «кому это выгодно?». Но на фоне налогообложения превышения пенсий над тремя минимальными ЗП это выглядит очень ярко.

Предусматривается снижение ставки с 20% до 18% для:

  • пассивных доходов (роялти, процентов и дисконтных доходов), в том числе, дивидендов по акциям и/или инвестиционных сертификатах, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования (кроме доходов в виде дивидендов по акциям и корпоративным правам, насчитанным резидентами-плательщиками налога на прибыль предприятий);
  • доходов от операций с инвестиционными активами с использованием услуг профессионального торговца ценными бумагами;
  • выплаты (процентов), которые распределяются на паевые членские взносы членов кредитного союза.

Устанавливается размер социальной льготы 50% (вместо 100%) прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц) на 1 января отчетного налогового года – для любого налогоплательщика.

Исключаются нормы, согласно которым плательщики НДФЛ обязаны подавать налоговую декларацию, если доходы на протяжении года получались одновременно от двух или более налоговых агентов. Это, на мой взгляд, вполне разумно, так как налоговые агенты ежеквартально подают соответствующую отчетность о начисленных и выплаченных/предоставленных доходах.

ІІІ. НДС. Законопроект предлагает возвращать излишне уплаченный НДС только на счет плательщика в системе электронного администрирования. И плательщику для возврата денег на счет в банке придется заполнять заявление в текущей декларации и ждать возврата денег непонятно сколько еще времени.

То есть, механизм возврата излишне (ошибочно) уплаченных средств не только усложняется созданием лишних документов, но и дает государству возможность «безвозмездно, то есть, даром» пользоваться деньгами налогоплательщика. С точки зрения «сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» — вполне продуманный шаг. А вот с точки зрения экономической теории («товар-деньги-товар-деньги…») нехорошо ни предприятию, ни государству.

Предусматривается, что за счет бюджетного возмещения по НДС (на основании соответствующего заявления налогоплательщика), может проводиться уплата денежных обязательств или погашение налогового долга налогоплательщика по соответствующему платежу.

Одно из позитивных изменений, которое могут ожидать плательщики НДС – отмена основания для аннулирования регистрации: записи в ЕГР об отсутствии юридического или физического лица по местонахождению (месту проживания) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Сейчас это – самое распространенное основание для аннулирования регистрации плательщика НДС, которое фискальные органы используют для уничтожения бизнеса и легкого выполнения плановых показателей. Кроме начисления НДС при условной продаже, фискальные органы, начиная с 01.07.2015 противоправно (в день аннулирования регистрации) списывают сумм на счетах электронного администрирования НДС, на которые налогоплательщик имеет право регистрировать налоговые накладные.

Планируется изменить базу налогообложения операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг не ниже обычных цен (на сегодня — не ниже себестоимости).

На сегодня в определении обычных цен указано, «если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена (цена, определенная сторонами договора) соответствует рыночному уровню». А как известно, фискальные органы настаивают на том, что изложенное в акте проверки и является доказательством, в т.ч. «доказательством обратного». На мой взгляд, привязывать базу налогообложения по НДС к обычным ценам достаточно рискованно.

Предусматривается исключение нормы, согласно которой поставщик товаров/услуг имеет право уменьшить сумму налоговых обязательств по расчету корректировки только после его регистрации получателем в Едином реестре. То есть, в случае вступления в силу этих изменений, не надо будет ждать и просить контрагента.

Освобождаются от налогообложения НДС операции по:

  • поставке товаров и услуг на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины товаров как международной технической помощи (или которая финансируется за счет международной технической помощи), предоставляемой в соответствии с международными договорами Украины;
  • ввозу имущества, как гуманитарной помощи, предоставленной согласно Закону Украины «О гуманитарной помощи».

Предусмотрено, что налогоплательщик обязан насчитать налоговые обязательства, в случае, когда на момент проверки налогоплательщика контролирующим органом в акте выборочной (частичной инвентаризации), проведенной налогоплательщиком по требованию такого органа, выявлена недостача приобретенных таким плательщиком товаров.Это не касается случая, когда такая недостача обусловлена уничтожением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, что подтверждается в соответствии с законодательством. Следует отметить, что нормами Налогового кодекса не предусмотрено проведение выборочной (частичной) инвентаризации по требованию контролирующего органа или инвентаризации при участии (в присутствии) должностных лиц такого органа. Соответственно, вероятность получения акта инвентаризации, которая подтверждает факт недостачи, крайне мала.

Законопроект вносит норму, согласно которой к налоговому кредиту не относятся суммы НДС по налоговым накладным/расчетам корректировки с неправильно указанным налоговым номером налогоплательщика покупателя и/или продавца. При этом, основанием для отнесения покупателем сумм налога в налоговый кредит может быть налоговая накладная, которая содержит ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать операцию, ее содержание (товар/услугу, которая предоставляется), период, стороны и сумму налоговых обязательств, а также не приводят к занижению/завышению суммы, определенной в формуле, для продавца/покупателя.

В случае обнаружения ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной и/или нарушения предельных сроков регистрации в Едином реестре налоговых накладных налоговой накладной и/или расчета корректировки, налогоплательщик (который получил документ с ошибкой) имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный период заявление с жалобой. Такое право сохраняется за ним на протяжении 365 календарных дней, которые наступают за граничным сроком подачи налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором допущены ошибки, нарушены сроки регистрации. К заявлению прилагаются копии документов, которые свидетельствуют о факте оплаты налога или копии первичных документов, которые подтверждают факт получения таких товаров/услуг. На протяжении 15 календарных дней с момента поступления такого заявления с жалобой, контролирующий орган обязан провести документальную внеплановую выездную проверку налогоплательщика, который нарушает нормы законодательства.

Нововведением является применение санкций за такое нарушение. В случае выявления контролирующим органом по результатам документальной внеплановой выездной проверки (проведенной по заявлению) факта допущения ошибок в обязательных реквизитах налоговой накладной, предусматривается штраф в размере 170 гривен и обязательство исправить такие ошибки.

Если ошибки не исправлены, то применяется штраф:

10 % от суммы НДС, указанной в такой налоговой накладной, — на протяжении 15 календарных дней;

  • 20% — 16-30 дней;
  • 30% — 31-60 дней;
  • 40% — 61-90 дней;
  • 50% — 91-120 дней;
  • 60% — 121-150 дней;
  • 70% — 151-180 дней;
  • 100% — после 181 дня.

Изменяется порядок подтверждения суммы возмещения. Предусматривается без проведения документальной внеплановой выездной проверки на протяжении 30 календарных дней после истечения предельного срока для камеральной проверки. Но контролирующему органу оставлено право провести документальную проверку (не указано, какую именно) налогоплательщика в случае, если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям за периоды до 1 июля 2015 года, которые не подтверждены документальными проверками. После окончания проверки, контролирующий орган обязан: или на протяжении пяти рабочих дней подать казначейству заключение с указанием суммы возмещения из бюджета; или, по заявлению налогоплательщика, зачислить такую сумму в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого налогоплательщика по другим платежам. Процедура автоматического бюджетного возмещения отменяется.
Во избежание нарушений прав налогоплательщиков во время получения сумм НДС-возмещения, предложено публичное ведение Реестра сумм бюджетного возмещения, в который в хронологическом порядке вносятся данные о налогоплательщике, задекларированные им суммы и состояние его возмещения (в хронологическом порядке соответственно очередности декларирования сумм бюджетного возмещения, задекларированных с 1 июля 2015 года). При этом, возврат бюджетного возмещения касается только «согласованных сумм».

Но нормы Налогового кодекса связывают «согласованность» исключительно с налоговыми и денежными обязательствами налогоплательщика. На мой взгляд (который подтверждается собственной многолетней практикой), введение словосочетания «согласованных сумм» в порядок возмещения НДС будет иметь негативные последствия для налогоплательщиков. Поскольку есть основание для манипулированием этим термином, а значит и сроками возмещения.

Также предусматривается, что, в случае нарушения сроков бюджетного возмещения, должностные лица контролирующих органов и органов, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством. Следует указать, что ответственность предусмотрена и сегодня, но по факту привлечь к ответственности довольно сложно: система своих защищает, а здесь еще и проблема дискреционных полномочий двух органов (ищи кто виноват).

Что касается бюджетного возмещения сумм НДС, задекларированных до 1 июля 2015 года, оно будет осуществляться в порядке, который действовал по состоянию на 1 июля 2015 года. Т. е. без проведения документальной внеплановой выездной проверки на протяжении 30 календарных дней после истечения предельного срока для камеральной проверки.

Снова пытаются усовершенствовать формулу, по которой рассчитывается сумма НДС, на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных. Так, введено положительное значение ΣОвердрафт – сумма среднемесячного размера сумм налога, которые за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев были задекларированы плательщиком к уплате в бюджет или погашены/расстрочены/отстрочены, а также задекларированы плательщиком-сельхозпредприятием, который выбрал специальный режим налогообложения. Этот показатель ежеквартально (на протяжении первых шести рабочих дней) подлежит автоматическому перерасчету.

ІV. Единый налог. Изменения вносятся только для: третьей группы — уменьшается доход с 20 млн. гривен до 5 млн. гривен, а процентная ставку увеличивается с 2 % до 3% в случае оплаты НДС и с 4% до 5 % в случае включения НДС в состав единого налога; для четвертой группы — размер ставок налога увеличивается в 2 раза.

V. Другие изменения. Предусматривается изменить основание для проведения документальных внеплановых проверок (пп.78.1.1 п.78.1 ст.78 Налогового кодекса): «получена налоговая информация, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком валютного и другого, не урегулированного Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются возможные нарушения этим налогоплательщиком соответственно валютного и другого, не урегулированного этим Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение 10 рабочих дней с дня получения запроса".

Вносятся изменения в значение некоторых терминов, в порядок специального режима налогообложения НДС деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства; в разделы «Акцизный налог», «Экологический налог», «Рентная плата», «Налог на имущество» (в частности, изменен объект налогообложения транспортного налога «легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более 5 лет и среднерыночная стоимость которых составляет свыше 750 минимальных размеров заработной платы»). Предусмотрено внесение изменений в Переходные положения.

VІ. Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Увеличивается максимальная величина базы начисления единого взноса с 17 до 25 размеров прожиточного минимума. В корне изменен перечень плательщиков взноса и работники уже не являются плательщиками взноса. Среди тех, кто остался, также:

1. Работодатели: предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, которые используют труд физических лиц или по гражданско-правовым договорам; физические лица-предприниматели, в частности, те кто используют труд других наемных лиц или по гражданско-правовым договорам; физические лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, и физические лица, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта).

2. Физические лица-предприниматели, в том числе на упрощенной системе налогообложения.

3. Лица, которые проводят независимую профессиональную деятельность и получают доход от этой деятельности.

База начисления единого взноса для работодателей – сумма насчитанной каждому застрахованному лицу зарплаты и других выплат соответственно Закона Украины «Об оплате труда», а также сумма вознаграждения физическим лицам по гражданско-правовым договорам. База начисления единого взноса для физических лиц-предпринимателей (независимо от системы налогообложения) и для лиц, которые ведут независимую профессиональную деятельность, осталась без изменений.

База начисления единого взноса не может быть меньше размерa минимальной зарплаты. Но, при начислении зарплаты (доходов) физическим лицам не по основному месту работы, ставка единого взноса применяется к базе начисления, независимо от ее размера.

Спешка в законотворчестве – это плохо. Принцип стабильности заложен в Налоговый кодекс Украины именно для поиска компромиссов во время взвешенного, последовательного и конструктивного диалога между заинтересованными сторонами. Такой подход предназначен для исключения дискриминации прав, дисбаланса интересов налогоплательщика и государства и обычных описок (ошибок) в налоговом законодательстве. Постоянные изменения в НКУ – индикатор неудовлетворительной работы законодателя. Остается надеяться, что следующие изменения будут более выверенными и не такие скороспелые.

 

Чем плох новый Налоговый кодекс

3 декабря 2015, 15:39   + 58 голосов 26 комментариев

Проект Налогового кодекса показывает, что Минфин продолжает необдуманную фискальную политику, которая приводит к увеличению цен внутри страны, подстегивает инфляцию, ведет к снижению покупательской способности и экономическому кризису.

Министерство финансов Украины опубликовало на своем сайте текст редакции Налогового кодекса Украины. Он соответствует ранее обнародованной концепции «20-20-20-20». Единой ставки налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого налога и единого социального взноса.

Относительно налога на добавленную стоимость предполагается увеличение порога для обязательной регистрации с одного до двух миллионов (кроме плательщиков единого налога). Изменены условия аннулирования регистрации плательщика НДС. Так, уменьшен с 12 до 6 последовательных месяцев срок на протяжении которого, в случае неподачи деклараций или их подачи, подтверждающих отсутствие налогового кредита или налоговых обязательств, регистрация НДС аннулируется. Удален пункт, согласно которому регистрация аннулировалась, если в Единый государственный реестр внесена запись об отсутствии юрлица или физлица по местонахождения или запись о отсутствии подтверждения ведомостей о юрлице.

По-новому изложено понятие «место поставки услуг», кроме прочего, в зависимости от наличия статуса «субъекта хозяйствования» (в понимании Налогового кодекса Украины) у покупателя таких услуг.

Изменена база налогообложения для ввозимых на территорию Украины товаров. Ей стала таможенная стоимость (а не договорная, но не ниже таможенной). Вводя определение базы налогообложения НДС при поставке товаров, Министерство финансов продолжает необдуманную фискальную политику, которая приводит к увеличению цен внутри страны, подстегивает инфляцию, ведет к снижению покупательской способности и экономическому кризису. Ведь доля товаров/услуг произведенных в Украине с использованием только отечественных оборотных и основных средств незначительна.

Основная ставка 20%; ставка 0% будет применяться к освобожденным от налогообложения операциям и тем, которые облагаются по ставке 0%, в соответствии с действующей редакцией Кодекса.

Введение системы электронного администрирования НДС предусматривало, в том числе, сокращение проверочных процедур (ведь НДС уплачен в бюджет по первому событию). При этом проектом не предусмотрено упрощение процедуры возмещения НДС (например, по ускоренной процедуре для всех). Хотя оставлены нормы, останавливающие проведение внеплановых документальных проверок по возмещению НДС, полную неэффективность которых показала практика. Фискальные органы тормозят процесс возмещения, инициируя запросы на предоставление документации и проведение внеплановых проверок. Учитывая проблемы наполнения бюджета, можно прогнозировать продолжение данной тенденции.

Разделом «Налог на прибыль предприятий» введена «надбавка к налогу на прибыль предприятий», порядок ее администрирования и уплаты. Хотя нормами новой редакции Кодекса не предусмотрено такой надбавки в перечне общегосударственных и местных налогов и сборов, в том числе как составляющей части налога на прибыль предприятий. Под действие надбавки попали субъекты хозяйствования, которые являются плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за газ природный. Ставка надбавки в размере 15% используется одновременно со ставкой налога на прибыль предприятия в размере 20%. Надбавка является частью налога на прибыль предприятия.

Объект налогообложения по налогу на прибыль предприятия такой же, как и в действующей редакции (финансовый результат, определенный по бухгалтерским стандартам, который корректируется для плательщиков с годовым доходом более 20 млн гривен) Хотя были внесены изменения в перечень таких «корректировок». Базовая ставка 20%. Годовой отчетный период устанавливается для плательщиков с выручкой до 20 млн гривен; зарегистрированных в течение года; сельхозпроизводителей; неприбыльных. Для остальных плательщиков налога предусмотрена поквартальная отчетность.

Для плательщиков единого налога предусматривается три группы:
«А» — физические лица -предприниматели, не использующие наемный труд, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 300000 гривен;

«В» — физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не превышает 10 человек, а годовой объем дохода не превышает 2000000 гривен;

«С» — сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий год равна или превышает 75 процентов и годовой объем дохода за предыдущий год не превышает 2000000 гривен.

Таким образом, юридические лица (не сельхозпроизводители) не могут быть плательщиками единого налога. При этом, введено новое ограничение: плательщики единого налога группы «А» и «В» не могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность по импорту товаров по любым внешнеэкономическим договорам.

Ставка налога для группы «А» установлена в размере 20% к размеру минимальной заработной платы (по состоянию на 01 января отчетного года). А размер отчислений с полученных доходов плательщиков группы «В» будет осуществиться по факту в размере 4% (2016, 2017), 8% (2018), 12% (2019 и далее). Ставка 20% применяется к доходам для группы «В»: превышающим 2 млн гривен в год; полученным при использовании других средств расчета чем наличный/безналичный; полученных от видов деятельности, при которых нельзя использовать упрощенную систему налогообложения.

Поскольку, юрлица не смогут использовать упрощенную систему налогообложения, они становятся плательщиками налога на прибыль предприятий. А если выручка превысит 2 млн гривен в год, обязаны будут зарегистрироваться плательщиками НДС. Что в конечном итоге существенно повышает затраты предприятия на ведение налогового учета и фискальные риски, связанные с его ведением.

Введен новый раздел «Трансфертное ценообразование», в котором изменены критерии для определения операций контролируемыми (в частности отменен критерий по объему годовой доходности и объему операций); критерии для определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сделок. Расширены требования к определению диапазона рентабельности; введен принцип группирования операций в том числе для определения показателей рентабельности, а также, принцип «низкой добавочной стоимости услуг». Введен денежный критерий для подачи документации по трансфертному ценообразованию для плательщиков налогов с доходом более 20 млн гривен; изменен перечень документации по трансфертному ценообразованию, который также предусматривает обоснование ожидаемой экономической выгоды от приобретения услуг; введено требование по подготовке и предоставлению «глобальной трансфертной документации (мастер-файл)» и «отчета в разрезе стран». Изменены основания для проведения проверок контролируемых операций; предусмотрено проведение компенсационных корректировок для определения денежных обязательств.

Учитывая, что последние глобальные изменения по трансфертному ценообразованию вступили в действие только в середине августа этого года, внесение новых изменений окончательно дестабилизирует данное направление налогового права.

Обобщая анализ нескольких разделов проекта Налогового кодекса Украины от Минфина, стоит еще раз подчеркнуть необходимость соблюдения принципа стабильности налогового законодательства. Ни одна экономика не выдержит столь непоследовательных и стремительных изменений правил ведения бизнеса. Любые предложения по их изменению необходимо вынести на суд бизнеса, специалистов и профильного комитета Верховной Рады. Такая процедура должна занимать продолжительное время (хотя бы полгода). И это связано не только с необходимостью усовершенствования правовых норм (приведение их к реалиям жизни), но и с необходимостью подготовки бизнеса к новым правилам налогообложения (составлением стратегий и бизнес-планов, проведением расчетов, подготовкой к кредитованию и т.п.).