Минфин - Курсы валют Украины

Установить
Kucher

Галина Кучер

0 подписчиков0 подписок

Был на сайте 11 октября 2023 в 21:34

Женский

15 ноября 1965

Киев

кандидат економічних наук

На Минфине с 16 августа 2012

Заблокировать

Kucher - блог

Записи

3

27 августа 2012, 10:22

Альтернативи фінансування розвитку територіальних громад

Тривалий час в Україні існує тенденція, коли більшість місцевих органів самоврядування демонструють діяльність, пов’язану із перерозподілом наданих державою міжбюджетних трансфертів, та виявляють абсолютну безпорадність й безініціативність щодо пошуку нових джерел і механізмів фінансування потреб місцевих громад. Така позиція негативно впливає не лише на розвиток територій, вирішення соціально-економічних завдань, але й дозволяє місцевим керівниками виправдовуватися тим, що у бюджеті немає коштів, та спонукає місцевих жителів “шукати правду” у Києві, перекривати дороги загальнодержавного та міжнародного значення тощо. Централізація перерозподілу ВВП через державний та місцеві бюджети негативно впливає на фінансовий потенціал окремих територій та формує різні види залежності місцевих органів влади від центрального уряду. Науковці тривалий час звертають увагу на необхідність бюджетних та податкових реформ (попередні не вирішили нагальних питань), затвердження поточного бюджету та бюджету розвитку, що дозволяє застосовувати різні методи їх формування та механізми управління. Це певним чином дозволяє зняти питання “бюджетів проїдання”, обмежити боротьбу за бюджетне фінансування та корупцію у даній сфері. Зосередження уваги на відповідальності лише центрального уряду повертає нас до минулого досвіду, коли місцеве керівництво чекало вказівок “зверху” та фінансування окремих програм та заходів. Досвід м. Славутича, м. Чернівців та інших, а також окремих країн свідчить, що існують різні підходи, механізми та шляхи забезпечення розвитку місцевих громад, спільного вирішення питань відновлення інфраструктури, житлово-комунального господарства, залучення недержавних джерел фінансування пріоритетних напрямів розвитку. Але для цього місцеві громади мають визначити, обговорити та затвердити стратегію та пріоритети розвитку власних територій, розробити шляхи залучення ресурсів, як самих громад, так інвесторів. Важливу роль в цьому можуть відіграти міжнародні грантові проекти, можливості яких ми не використовуємо, та облігаційні запозичення місцевих органів влади, які теж майже не використовуються. Багато національних та міжнародних проектів передбачають комплексність їх фінансування. Для цього обов’язкове використання ресурсів з різних джерел фінансування та зацікавленість місцевих громад у реалізації таких проектів, яка юридично визначається в Стратегії розвитку території. Актуальним може стати використання такого інструменту для запозичення ресурсів на рівні місцевих громад як прибуткові облігації місцевих позик. Їх особливість передбачає довгострокові терміни застосування, що дозволяє забезпечувати реалізацію довгострокових прибуткових проектів (наприклад, розвиток місцевої інфраструктури). Забезпеченням виступає комунальна власність, а вигоди інвесторам формуються як за рахунок відсотків до номінальної вартості паперів (вони, як правило, нижче ринкових), так і дивідендів від діяльності об’єктів, під які випускаються дані папери.

Нет голосов

3

21 августа 2012, 17:24

Банк и финансовая пирамида — найди 10 отличий

Недавно, как удалось прочитать в СМИ, банкиры, правоохранители и финансовые эксперты на круглом столе решили разобраться, что такое финансова пирамида и как с ней бороться. Особенно занятно по этой теме выразился директор юрдепартамента НБУ Виктор Новиков, поведавший, что в работе некоторых легальных фининститутов может проявляться «пирамидальность», и что «всем известны примеры в США, когда корпоративные пенсионные фонды имели элементы пирамид». Сразу же на память пришла известная цитата из сайта МММ-2011, где «пирамидчики» «выражали солидарность» с представителем Нацбанка: «А что не пирамида? Вы знаете, как работают банки? Они умножают свои средства по индульгенции центрального банка и раздают воздух в замен на бешеные кредитные проценты. Ни у одного банка мира, нет тех средств, которые они якобы дали в кредит!». Хотя подобное равнение звучит резонансно и, как я понимаю, многие с ним согласны, я все же не соглашусь с пропагандистами МММ. Если рассматривать вопрос глубже, то они отличаются, по сути, по форме,  методам, функциям, направлениям деятельности, механизмам и т.д.   Деятельность банков четко регламентирована законодательством, для осуществления такой деятельности необходимо получение лицензии от главного регулятора, обязательно формируются уставный капитал, осуществляется резервирование средств, государство частично гарантирует возврат вкладов физических лиц, четко определяется политика банка на рынке, ведется реестр банковских учреждений и контроль за их деятельностью, деятельность банковских учреждений должна многовекторный направление и рассчитана на долгосрочное развитие и формирование положительного имиджа и доверия к банковской учреждения, как на внутреннем, так и мировом рынках. Абсолютно противоположно выглядит функционирования финансовых пирамид. Их деятельность не регламентирована государством, контроль за ней не осуществляется, средства от вкладчиков распределяются, главным образом, на формирование доходов учредителям и предшественникам (тем, кто раньше вложил деньги), распределяются в пределах узкого круга заинтересованных лиц, ответственность за деятельность перед вкладчиками отсутствует (поскольку уже предупреждали о возможных рисках), срок ее деятельности определяется интересами и рисками учредителей, пострадавшие в милицию обращаться не могут, потому что их уже предупреждали о рисках, и основатели предыдущей «пирамиды», например, МММ-2011 провозглашают, что часть средств от функционирования новой МММ-2012 направят на частичное возмещение потерь, поэтому формируются потенциальные вкладчики из пострадавших от деятельности МММ-2011, которым дают надежду. И все же определенные сходства в пирамидах и банках есть. Когда в отечественных банков пахло «жаренным», их топ-менеджемент поступал в лучших традициях основателей пирамид – разведя клиентов, уезжали за границу. Надра, Укрпромбанк, Родовид … список длинный  :)

+14

60

16 августа 2012, 17:02

Украинцы как альтернатива МВФ

      Сегодня государство имеет возможность комплексно влиять на ситуацию на финансовом рынке, для этого нужно не так много — привлекать более дешевые валютные ресурсы на внутреннем рынке. Преимущество внутреннего инвестора перед внешними заемщиками очевидно. Привлечение средств от внешних кредиторов предполагает использование специфических механизмов, особенностей и интересов кредиторов: правительств, международных финансово-кредитных организаций, раздробленных инвесторов мирового рынка. Это влияет на условия, сроки и стоимость привлечения ресурсов. Часто при таком кредитовании правительства других стран и международные финансово-кредитные учреждения выдвигают собственные дополнительные требования, которые не всегда отвечают интересам страны-заемщика. Показательный пример, когда МВФ выдвинул Украине наряду с финансовыми требованиями, еще и ряд политических.      Одновременно использование внешних заимствований осуществляется при отсутствии необходимых объемов средств, высокой стоимости обслуживания долговых обязательств на внутреннем рынке. Специфичность современной ситуации заключается в том, что внутренние валютные заимствования становятся дешевле заимствований на внешнем рынке (при этом нужно учитывать, что стоимость кредитных ресурсов формируется не только за счет процентных ставок за их использование, но и из целого комплекса расходов, охватывающие весь процесс привлечения и погашения).     Использование ресурсов внутренних инвесторов позволяет проводить собственную политику на финансовом рынке. При формировании взаимовыгодных условий выгоду от перераспределения кредитных ресурсов через систему государственного кредита получают все участники рынка. При этом государство избегает внешнего давления и накопление внешнего долга.


Главная/

Галина Кучер