- 25 червня 2010, 8:55
Несколько слов о Налоговом кодексе
Проект Налогового кодекса обсуждали очень многие, и еще будет обсуждать и дальше. С Вашего позволения пару слов об этом.
Это существует, но это принимаем, как есть...
Идея принятия Налогового кодекса витала в умах еще из середины 90-х. И это сформировало некий фетиш его значимости и важности для всей экономки страны. Никто не занижает важность Налогового кодекса, но было бы ошибкой считать, что с его принятием или не принятием можно решить все наши налоговые головоломки и проблемы. Скорее всего, сразу после того, как этот кодекс будет принят, начнется активная работа по внесению изменений и уточнений. Есть большая вероятность, что уже в Законе о госбюджете на 2011 год ряд статей этого кодекса будут приостановлены, как это принято в нашей законодательной традиции.
Действительно, предлагаемая система налогообложения является низкой, если сравнивать с развитыми европейскими странами. Но проблема нашей системы налогообложения, как раз не размере налоговых ставок, а в система администрирования налогов. И наши эксперты, и зарубежные эксперты указывали, что существующая у нас система администрирования налогов очень запутанная, громоздкая и дорогостоящая, так как требует большего количества времени и финансовых затрат, чтобы вовремя и правильно сформировать и сдать все налоговые отчеты и документы.
Действительно, полномочий у налоговых служб Англии, Германии, а тем более США значительно больше, чем украинских. Но при этом следуют помнить, что в той же Америке, если бы пресса написала, что работник налоговой службы купил своей любовнице автомобиль за сумму эквивалентную его десятилетней заработной плате, то уже на второй день такой работник не работал бы, несмотря на все заслуги перед партией и правительством. У нас эта система не работает и скорее всего в обозримом будущем работать не будет.
Теперь, собственно, о Налоговом кодекса
Проект Налогового кодекса предполагает существенное расширение прав налоговых органов, ликвидацию лазеек, которые использует бизнес для уклонятся от уплаты налогов, радикальное уменьшение количества среднего и мелкого бизнеса. При новом Налоговом кодексе среднему и малому бизнесу придется или разорится, или перейти в подчинение к крупному бизнесу. Для налоговых органов наличие ограниченного количества предприятий дает возможность проще контролировать их бизнес и тем самым упрощать систему сбора налогов. Система среднего и мелкого бизнеса, которая появилась в конце 90-х благодаря механизму упрощенного налогообложения, является нежелательным элементом для фискальной системы, так как не дает ей осуществлять тотальный контроль их деятельности. Стоит заметить, что желание все контролировать и максимально взыскивать налоги — это не только желание украинских фискальных органов. Во всех европейских странах фискальные органы нацелены на максимальный контроль за деятельностью бизнеса. Хотя, как правило, крупного бизнеса. И дискуссия о том, что лучше: все контролировать или доверять бизнесу, ведется годами.
Если же попытаться оценить главную цель Налогового кодекса, то это — уменьшение доли «теневой» экономики. По разным оценкам, доля «теневой экономики» Украины составляет от 35 до 60%. Для усреднения можно взять 50%, но и этот показатель высокий, если сравнивать с развитыми европейскими странами. С такой долей «теневой» экономики Украину никто в ЕС не примет.
Расширение прав фискальных органов в новом Налоговом кодексе — это классический пример «запугивания» бизнеса с целью создания условий, когда риск уклонения от уплаты налогов будет столь большим, что бизнес будет избегать это делать. Аналогичный метод использовали фактически все страны, которые боролись с уменьшением «теневой» экономики. Нереально уменьшить долю «теневой» экономики с помощью лозунгов и плакатов.
«Теневая» экономика — это всегда проблема любой экономики, но, как любая сложная система, она имеет и положительные и отрицательные стороны.
Что получим, если уменьшим «теневую» экономику
— теоретически, сумма собираемых налогов должна вырасти в 2 раза. Этого, фактически, должно быть достаточно, чтобы перекрыть действующий дефицит госбюджета. Хотя опыт показал, что крупные компании — не всегда дисциплинированные налогоплательщики. А, если учесть, что крупные компании имеют большие возможности получения различных льгот и преференций при уплате налогов, то, скорее всего, общая сумма собираемых налогов будет меньше, хотя бы за счет уменьшения дохода от единоналогоплательщиков.
— если бизнес будет платить заработную плату «по белому», вырастет стоимость рабочей силы, уменьшатся злоупотребления бизнесменов при выплате заработной платы, уменьшатся различия в размерах заработной платы по различным компаниям за однотипную работу. Но это породит настоящую безработицу. В отличие от развитых европейских стран, у нас никогда не обращали внимание на уровень безработицы, а, тем более, не задавались вопросом, где население берет деньги для того, чтобы пережить кризисы. По уровню тяжести кризис 1998-1999 года и 2008-2010 года в Украине был значительно сложнее, чем в европейских странах. Но, в отличие от Греции, Испании, Франции, в Украине никто не выходил на демонстрации и даже попытки собрать митинги трудящихся заканчивались провалом.
— банкам и любым другим инвесторам будет проще оценивать реальную стоимость бизнеса, когда будут принимать решения о выдаче кредита или при инвестировании в этот бизнес. Кроме того, если существенно уменьшить долю наличных денег в обращении, а именно эти деньги обслуживают «теневую» экономику, то это приведет к существенному снижению ставок и по депозитам, и по кредитам. В итоге можно будет достичь условий, когда кредиты можно будет получать по ставке 3-4% годовых. Но и ставки по депозитам будут не выше 1-2% годовых.
«Теневая» экономика — это атрибут развивающейся страны. В любом случае, для развитых стран доля «теневой» экономики находится на низком уровне. Поэтому, всегда возникает вопрос, кто и чего хочет.
P.S. В Греции до введения евро доля «теневой» экономики оценивалась на уровне около 22-25%. Это было в основном связано с тем, что в Греции при обращении драхмы средний и мелкий бизнес имел упрощенную систему налогообложения и не пользовался кассовыми аппаратами и вообще работал на себя. После введения евро все льготы и малого, и среднего бизнеса был ликвидированы и система обращения денег была ужесточена. В результате доля «теневой» экономики уменьшилась до уровня ниже 10%. И когда население Греции вышло на демонстрации, это было вполне закономерно: в условиях кризиса у них нет другой возможности получить заработок, только как за счет государственных доплат и пособий. А у правительства очень часто не хватает денег, что бы эти выплаты выплачивать на необходимом уровне.
|
93
|
- 20:01 Головне за середу: у США остаточно схвалили допомогу Україні, у бюджет надійшов транш від ЄС на 1,5 млрд євро
- 19:46 У контексті емісії біткоїн остаточно став дефіцитнішим ніж золото — експерти
- 17:30 Курс валют на вечір 24 квітня: євро на міжбанку зросло на копійку
- 16:18 Інвестори DOGE купують ці нові мемні криптовалюти
- 15:52 Обсяг надходжень готівки до кас банків за січень-березень зріс на 4,8%
- 14:33 Binance спалила майже 2 млн BNB на $1,17 млрд
- 14:13 Tether буде заморожувати USDT-адреси, пов’язані з підсанкційними особами
- 14:02 Банки продовжують знижувати готівковий курс долара
- 13:34 Вперше з початку повномасштабної війни банки прогнозують підвищення якості портфеля
- 13:17 SEC запросила штраф у $5,3 млрд для Terraform Labs та її засновника До Квона
Коментарі - 35
Так что ни что иное, кроме как правильно вы заметили ...«среднему и малому бизнесу придется, или разорится, или перейти в подчинение к крупному бизнесу. Для налоговых органов, наличие ограниченного количества предприятий дает возможность более проще контролировать их бизнес и тем самым упрощать систему сбора налогов»… не предусмотрено введением нового НК + убрать с рынка а может и со страны не лояльных к власти.
Разделяй и властвуй! (с).
А сейчас, когда выбор «вкладывания» заработанных средств достаточно обширен, здравомыслящий человек не понесет деньги в банк с такими (как Вы предполагаете 1-2%) депозитными ставками, потому что они не покроют даже уровень инфляции, не говоря уже о рисках вообще потерять сбережения (примеры я думаю называть не нужно)…
«Дикий запад» Украины и цивилизованные страны.
Там действую законы цивилизованной развитой экономики, развита промышленность и нормально работают производства и работают социальные программы (народ защищен финансово). При этом средства из бюджета не разворовываются как в Украине, а идут по назначению.
А в Германии социальную программу резко сокращают и наемные работники там тоже не защищены.
Не верьте в скахки, что там хорошо, где нас нет.
А по поводу сказок, никто и не говорит, что там сейчас все в шеколаде, «плохо» сейчас везде, и в Европе и в Штатах, а за «ридну неньку» вообще нечего говорить…
Просто пан Александр пытается «сравнивать» приравнивая фин.условия граждан в странах, в которых уровень развития отличается даже не в разы, а на порядки (имея ввиду Германию и Украину).