Мінфін - Курси валют України

Встановити
14 квітня 2017, 12:26

Русские не продаются

Россияне не спешат уходить из Украины. Поиски инвесторов для местных «дочек» российских госбанков затянулись. На первый взгляд, безнадежно. 

Проблеск надежды появился у Сбербанка. Его заставила поторопиться блокада отделений радикально настроенными украинскими активистами.

Спустя две недели после официального объявления о продаже Сбера, НБУ получил официальные документы от инвесторов. 77,5% его акций хочет купить сын российского нефтяного магната Михаила Гуцериева Саид. Остальное - латвийский Norvik Banka, принадлежащий россиянину Георгию Гусельникову.

Кто из российских банков пойдет на продажу следующим? «Минфин» посмотрел на балансы оставшейся четверки. Привлекательного для инвесторов там довольно мало. Но кандидат на первоочередную продажу все же нашелся.

Проблемы гигантов

В интервью Deutsche Welle глава НБУ говорила, что реальные переговоры о продаже всех российских госбанков начались еще год назад. Сейчас все сделки находятся на финальных этапах.

Но кто и кого будет покупать – неясно. СМИ писали, что ряд реальных покупателей есть у Проминвестбанка. По остальным (ВТБ, его «дочка» — БМ Банк и принадлежащий Сбербанку VS Банк) подобной информации пока не было.

«Если судить по времени появления информации о планах ухода акционеров c украинского рынка, то больше всего шансов у Проминвестбанка. Новости о его предполагаемой продаже  появились еще в середине прошлого года - задолго до введения санкций» — говорит Николай Ткаченко из рейтингового агентства «Рюрик».

Проминвест и ВТБ – действительно на первый взгляд выглядят самыми очевидными кандидатами на скорую продажу. Оба входят в группу крупнейших по старой методологии НБУ (11 и 15 места по активам в системе). ВТБ с 2014-го увеличил уставный капитал на 28,8 млрд гривен, ПИБ – на 32,4 млрд. гривен.

«ВТБ и Проминвест привлекательны каждый по-своему. У ВТБ – современная сеть. А у ПИБа есть системно важная клиентура и хорошая репутация в регионах» — считает главный финаналитик агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.

«Системно важная клиентура», о которой говорит эксперт – это, в том числе, корпоративные заемщики Проминвестбанка, среди которых госкомпании и крупный бизнес, пострадавший от войны на Донбассе. Кредитный портфель юрлиц ПИБа действительно большой – 27,121 млрд гривен. С физлицами банк практически не работал – всего 34,651 млн гривен задолженности по состоянию на 1 января этого года.

Общий кредитный портфель ВТБ меньше более чем в два раза - 12,684 млрд гривен. Из них 12,219 млрд занимают юрлица. Оба банка концентрировались на обслуживании бизнеса. Об этом говорит и сравнительно небольшая розничная сеть: 32 отделения по всей Украине у ВТБ (в 2014-м году их было 59) и 57 – у ПИБа (было 112).

В этом и есть их главная проблема. По словам главы аналитического отдела Concorde Capital Александра Паращия, качество кредитных портфелей у обоих банков одинаково плохое, хотя и из официальной отчетности оценить реальное положение дел почти невозможно. В любом случае, ценность для потенциального покупателя представлять может только ритейл, малый-средний бизнес и население. Это те сегменты, которые обслуживают свои задолженности гораздо лучше крупных заемщиков. У кого таких клиентов больше, можно косвенно оценить по признаку докапитализации.

«ПИБ, учитывая размер докапитализации, выглядит менее надежным. Потому что размер уставного капитала обратно пропорционален качеству кредитного портфеля. Докапитализация не с неба свалилась – это был результат стресс-теста Нацбанка в 2015 году. Тот, кто больше внес капитала, у того хуже портфель» — поясняет Паращий.

Оценка грубая, но довольно логичная. Поправку нужно сделать только на объем портфелей - 27,121 млрд гривен у ПИБа и 12,219 - у ВТБ. Получается, что каждый миллиард кредитной задолженности Проминвестбанк покрыл миллиардом дополнительного капитала. У ВТБ этот показатель выше - 1,54.

Уровень докапитализации крупнейших росбанков

Средний кредитный портфель в 2014-2016 гг, млрд грн Докапитализация в 2014-2016 гг, млрд грн Покрытие кредитов капиталом
Сбербанк 40,443 9,073 0,22
Проминвестбанк 32,446 32,403 1,00
VTB 18,654 28,8 1,54

Данные: НБУ

Но по оценке Алекснадра Паращия, ВТБ свои вопросы по стресс-тестам Нацбанка уже закрыл. Но Проминвесту, возможно, понадобится дополнительная докапитализация.

Кому это интересно

Выходит, что всю докапитализацию российских госбанков последних лет почти полностью «съели» отчисления под плохие кредиты. Об этом свидетельствует разрыв между уставным капиталом и собственным капиталом этих банков.

Данные: НБУ

Если добавить к этому безнадежно убыточную деятельность и ВТБ и Проминвеста (ВТБ вообще в 2015 году сгенерировал почти миллиард гривен отрицательного процентного дохода – по своим долгам он платил больше, чем ему возвращали), то их привлекательность для реального покупателя становится слишком сомнительной.

«Если у кого-то из иностранных инвесторов возникнет интерес к Украине, выбор у них будет очень широкий. Конечно, не 100, но 80% оставшихся банков теоретически могут быть проданы. ВТБ и ПИБ – не самые интересные варианты в этом смысле» — говорит Паращий.

Как отмечает Виктор Шулик из рейтингового агентства IBI-рейтинг, Проминвест и ВТБ могут представлять интерес разве что для представителей украинских финансово-промышленных групп.

«Крупные банки с российским государственным капиталом активно кредитовали реальный сектор, они имеют влияние на деятельность этих предприятий. ФПГ эти банки могут быть интересны с точки зрения контроля над кредитами их основных конкурентов» — говорит Шулик.

То есть продажа ВТБ и Проминвестбанка вряд ли будет иметь рыночный характер. По словам старшего аналитика Альпари Вадима Иосуба, сделка по их продаже, скорее всего, пройдет по схеме Сбербанка. Тот был продан в «безденежной форме» - речь шла об обмене активами.

Возможность такого сценария косвенно подтверждают и слухи о претендентах на покупку ВТБ и Проминвеста. Российский Коммерсант, ссылаясь на свои источники, писал, что покупку Проминвеста рассматривает экс-глава СБУ Валерий Хорошковский и его бизнес-партнер Сергей Тронь (он же - глава федерации бокса Киевской области).

Еще одним кандидатом на покупку ПИБа якобы была венгерская группа OTP. Но, как в конце марта объяснял предправления российского Внешэкономбанка (материнской структуры Проминвеста) Сергей Горьков, венгры стали затягивать решение по сделке. В итоге они выбыли из числа основных покупателей.

По ВТБ подобной информации пока не было. Первый зампредправления российского ВТБ Юрий Соловьев только заявил, что ближе к лету этого года БМ Банк будет продан некоему украинскому покупателю или европейско-американскому консорциуму ивесторов. 

Преимущество мелких

БМ и VS Банк - мелкие финучреждения, но в этом заключается их преимущество. Именно их можно считать главными кандидатами на рыночную продажу. 

Шансы БМ Банка (дочерняя структура ВТБ) не очень хороши. Он не выглядит особо ценным объектом для инвестора: 17 отделений по Украине, убыток 1,759 млрд гривен в 2016 году при активах в 1,752 млрд и кредитном портфеле меньше миллиарда гривен. Слишком слабо даже для украинского рынка. Но главная проблема БМ Банка в том, что он стал первым российским госбанком, против которого СНБОУ вводил санкции. В 2016 году Совет на несколько месяцев практически полностью заморозил деятельность финучреждения. Мало-мальски возобновить работу (ему запретили почти все: от управления своими активами до операций с ценными бумагами) БМ смог только осенью 2016-го.

А вот VS Банк – единственный из «пятерки» (включая Сбербанк), кто с 2014 года не был убыточным. Его кредитный портфель физлиц сопоставим с ВТБ банком (437,365 млн против 464,633 млн грн у ВТБ). Всего же банк выдал кредитов больше миллиарда. Активы – в два раза превышают БМ банк – 3,909 млрд гривен. При этом, что очень важно – банк с 2014 года не нуждался в докапитализации. Его уставный капитал за это время не изменился – 420 млн гривен.

Неудивительно, что в сделку между Сбербанком и Norvik Banka VS не вошел. Он по-прежнему принадлежит крупнейшему российскому госбанку. Это хороший актив, который можно продать на рыночных условиях, без учета политических рисков.

«С точки зрения репутации, это, наверное, самый чистый банк. Даже по названию – очень немногие люди реально ассоциируют его с Россией. По балансу он тоже выглядит довольно сильно. К тому же его размер позволяет рассматривать покупку такого актива многим официальным инвесторам» — говорит Александр Паращий.

По мнению аналитика группы ICU Михаила Демкива, для потенциального инвестора, который хочет выйти на украинских рынок, покупка такого банка как VS (или в крайнем случае - БМ Банк) - это возможность получить готовую сеть отделений, необходимые лицензии и относительно небольшое «наследство» проблем. В то время как покупателям ВТБ и Проинвеста придется вести борьбу с крупными заемщиками этих банков.

Цена

По оценке Виталия Шапрана, «отпускная цена» по каждому из российских госбанков, может составить до половины от их уставного капитала. По VS банку Сбербанк России может рассчитывать и на большие деньги. Остальным рыночные условия явно не светят.

Как поясняет Вадим Иосуб из Альпари, формально продав Сбербанк по цене, сопоставимой с его уставным капиталом, россияне как бы установили крайний ориентир и для всех остальных своих банков. 

«Скорее всего, сделки пойдут по той же схеме: продажа лицу, аффилированному с российским бизнесом, но формально подпадающему под другую юрисдикцию (или гражданство, если речь пойдет о покупателе – физическом лице)» - говорит Иосуб.

Но есть еще один вариант. По словам Михаила Демкива из ICU, вполне возможно, что при длительном отсутствии покупателей (реальных или формальных), один их крупных российских госбанков вполне может самостоятельно рассчитаться с вкладчиками и добровольно сдать банковскую лицензию.

Коментарі - 7

+
0
sergun
sergun
14 квітня 2017, 13:42
#
Один российский банк продается русским и так и останется российским банком? В чем смысл сделки?
+
0
Ukrmercy
Ukrmercy
14 квітня 2017, 14:54
#
Дело в ура-патриотах: так он типа государственный рос банк, а так- в частных руках. В шароварах вылазим на броневик и кричим что цэ перемога =)
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
14 квітня 2017, 14:58
#
Он станет НЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ русским банком.
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
14 квітня 2017, 14:59
#
В смысле банком не принадлежащим государству россия а частному гражданину. Гос-во интересует политика, а граждан прибыль.
+
0
Ukrmercy
Ukrmercy
14 квітня 2017, 15:05
#
Прибыль будет что так что эдак, а частным лицам быть аффилированным с государством- проще некуда, особенно если мы говорим про росию
+
0
sergun
sergun
17 квітня 2017, 12:18
#
Напомните мне когда Сбербанк действовал не с точки зрения прибыли?
+
0
Денис Денис
Денис Денис
14 квітня 2017, 22:55
#
Раньше эдак, чем так
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися