Мінфін - Курси валют України

Встановити
28 лютого 2017, 12:31

На чем власть не экономила в прошлом году

В 2016 году правительство даже немного увеличило расходы по сравнению с планом. В 2016 году общая сумма трат достигла 46,6% ВВП. Куда ушли бюджетные деньги, и можно ли снизить траты в 2017 году написала в колонке на НВ заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.

Мария Репко
Мария Репко
Заместитель директора Центра экономической стратегии, эксперт РПР

Если сравнить с другими странами, украинское государство тратит очень много. В прошлом году на расходы госбюджета, местных бюджетов, пенсионного фонда и других социальных фондов, а также на рекапитализацию банков и ФГВФЛ и национализацию Приватбанка пришлось в совокупности 46,6% ВВП. Оптимальный же уровень, особенно учитывая коррупцию и низкое качество государственного управления, – примерно на 10 процентных пунктов ниже. Это могло бы снизить налоговое давление на экономику и позволить ей развиваться. И в правительстве об этом знают.

Почему же государство не смогло (или не захотело) в 2016 году снизить расходы? Рассмотрим несколько составляющих затрат, чтобы понять, на что в прошлом году ушли средства, и на чем государство сможет сэкономить в будущем.

Украину подвели банки

Выросли внебюджетные (так называемые квазифискальные) государственные расходы — на рекапитализацию государственных банков потратили 14,3 млрд грн, на поддержку ФГВФЛ – 7,94 млрд грн, а в капитал Приватбанка внесли около 107 млрд грн в декабре 2016 года. В сумме это дало 5,5% ВВП. Хорошая новость в том, что от этих расходов в 2017-м государство может избавиться. После основательной банковской «чистки» и масштабной рекапитализации, столько вряд ли понадобится.

Зато в прошлом году государство впервые за несколько лет избавилось от еще одной квазифискальной нагрузки – перестало вливать деньги в Нафтогаз. До перехода на рыночные тарифы в среднем государство тратило на него около 2,8% ВВП в год. Субсидии населению обошлись стране в 1,3% ВВП в 2015-году и 2,0% ВВП в 2016 году. Сэкономить удалось около 0,8% ВВП, что немало.

Правительство экономило на всем, кроме силовиков

В прошлом году экономили практически на всем, но большого эффекта не достигли. Меньше средств выделили на охрану здоровья (3,2% ВВП против 3,6% ВВП в 2015), на образование (5,5% против 5,7% ВВП), снизили финансирование ЖКХ и других статей. Даже оборона, приоритет для Украины в текущих условиях, получила всего 2,5% ВВП (по сравнению с 2,6% ВВП в 2015 году).

В общем, правительство экономило на всем – кроме силового блока (прокуратура, СБУ, полиция, суды, тюрьмы). В 2015 году доля расходов на силовиков в ВВП составляла 2,8%, в 2016 году – уже 3,1%, что много даже по европейским меркам, в странах Центральной и Восточной Европы на это тратят около 2% ВВП. При этом реформа в этом секторе выглядит настолько далекой от желаемого, насколько это возможно. Перспективы неутешительные: со снижением доверия к власти, ростом тарифов, вялыми реформами и падением уровня жизни населения, власть может начать рассматривать эти расходы как критические для собственной безопасности, и вряд ли станет на них экономить.

Огромный госдолг нужно обслуживать и погашать

Украина должна кредиторам грандиозные 82% ВВП – эта сумма почти покрыла бы совокупные затраты государственного сектора за два года. В виде процентов по долгу Украина заплатила в прошлом году 4,1% ВВП, и если госдолг не снизят, заменив дорогой долг дешевым (например, кредитами МВФ), эта статья расходов не уменьшится.

В 2017 году Украине нужно как следует подготовиться к существенному росту объема погашений в 2018 и пику погашений в 2019 годах – это серьезный вызов для финансового блока правительства. Если в 2017-м наконец запустится приватизация, которая мертвой строчкой «17 миллиардов» кочует из бюджета в бюджет, можно будет собрать хотя бы часть нужной для погашения долга суммы.

В свое время Новая Зеландия поставила себе цель снизить госдолг до 20% ВВП, и успешно справилась с этой задачей. Министр финансов, которой удалось это провернуть, говорит, что просто нужен стратегический подход и жесткие правила – и все получится.

Чего обществу требовать от правительства в бюджетной сфере в 2017 году?

Очень важно, чтобы в этом году состоялся полноценный (а не на бумаге) переход к среднесрочному бюджетному планированию и целевому бюджетированию. То есть планировать государственные программы и их финансирование нужно не на год, а на три года вперед, а у каждой такой программы должна быть четкая, выраженная в цифрах и достижимая цель, связанная с конкретным измеримым положительным результатом для граждан. В этом случае бюджетная экономия станет средством достижения большего меньшими ресурсами, а не бездумным срезанием затрат. А каждая строка бюджета будет служить понятным, конкретным интересам граждан страны, а не отдельных депутатов.

Коментарі - 5

+
0
Maleficarum
Maleficarum
28 лютого 2017, 12:43
#
Кстати- хороший блог… Есть только одна проблемка в оном. Вот цитата автора о силовиках В общем, правительство экономило на всем – кроме силового блока (прокуратура, СБУ, полиция, суды, тюрьмы). В 2015 году доля расходов на силовиков в ВВП составляла 2,8%, в 2016 году – уже 3,1%, что много даже по европейским меркам, в странах Центральной и Восточной Европы на это тратят около 2% ВВП. При этом реформа в этом секторе выглядит настолько далекой от желаемого, насколько это возможно. Перспективы неутешительные: со снижением доверия к власти, ростом тарифов, вялыми реформами и падением уровня жизни населения, власть может начать рассматривать эти расходы как критические для собственной безопасности, и вряд ли станет на них экономить." Это пересказ парадигмы власти «попырэдныка» дважды несудимого Хама. Как видим нонешняя власть- идёт точно такой же дорогой… И как понимаем- финал для сей власти будет таким же что и для Чивакуни.
+
0
messenger
messenger
28 лютого 2017, 21:47
#
Не факт что финал тот же будет.
Но они четко исправляют ошибку Яныка- силовые структуры более чисельные(национальной гвардии больше 20т) и финансирование значительно лучше
На каждом митинге ментов больше чем митингующих
Хорошо бы хоть после выборов ушли бы :-)
+
0
irakez
irakez
28 лютого 2017, 16:32
#
Не стоит сравнивать затраты на обслуживание уже давно построенной и хорошо действующей системы правохранительных органов и затраты на построение новой системы с нуля. Первоначальные инвестиции всегда существенны. А правопорядок — это то, что формирует государство. На него можно и 50% ВВП потратить, если это обеспечит неотвратимость наказания (наша исполнительная служба это цирк без клоунов), безопасную жизнь граждан, водителей на дорогах и бизнеса в своей деятельности. В общем, все по теории разбитых окон.

И не надо тут про полицейский террор и т.д. Сингапур, например, прекрасно живет с этим «террором» и с него можно и нужно брать пример.
+
0
mak damaged
mak damaged
2 березня 2017, 13:30
#
О каком построении с нуля идёт речь? На данный момент уже отчётливо видно, что система осталась прежней, просто «подвигали кровати» и лейбочку новую поверх старой наклеили.
+
+2
Игорь Коляда
Игорь Коляда
28 лютого 2017, 19:54
#
Зато в прошлом году государство впервые за несколько лет избавилось от еще одной квазифискальной нагрузки – перестало вливать деньги в Нафтогаз.

Да просто-напросто вместо внедрения эффективного управления переложили эту нагрузку на население.
Гордиться нечем.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися