Мінфін - Курси валют України

Встановити
26 березня 2014, 12:53

Ваш бизнес в Европе: гид по правам и обязанностям

С чего начинается бизнес за рубежом? Один простой нюанс — он начинается не с вас. Прежде всего, нужно изучить и понять среду, в которой вы хотите строить бизнес. Одного знания английского языка недостаточно, чтобы органично влиться в европейскую бизнес-среду. Вам необходимо понимать менталитет людей, которые так или иначе будут влиять на ваш бизнес. Особенность бизнеса в Европе кроется в мелочах. Общие правила укажут, в каких вопросах вы «плаваете». К примеру, списки прав и обязанностей компаний на первый взгляд полностью совпадают с украинскими, но если вы серьезно настроены на бизнес в Европе, то стоит присмотреться повнимательнее.

Украина сближается с ЕС, и вполне вероятно, что скоро вы найдете массу возможностей ведения бизнеса в Европе, которые открывает Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

Права человека и наемных сотрудников
Многие процессы и правила в европейских компаниях, в отличии от украинских, изначально так или иначе ориентированы на права человека. Правительства европейских стран защищают права человека при помощи соответствующих законов, в то время как предприятия и компании несут ответственность за соблюдение этих прав, а значит, должны прилагать максимум усилий в этой области, независимо от того, насколько хорошо государство выполняет свою функцию в данной сфере.
В европейском бизнесе руководство компаний традиционно делает 5 шагов для того, чтобы оценить все имеющиеся риски относительно прав человека и наемных сотрудников и избежать негативных последствий в будущем:
  1. Компания обязуется соблюдать эти права и внедряет соответствующие обязательства в стратегию развития своего бизнеса.
  2. Проводится диагностика имеющихся рисков относительно прав человека и наемных сотрудников.
  3. Принимаются меры по устранению и предотвращению этих рисков.
  4. Если компания всё же совершает определенное негативное воздействие на сотрудников, им выделяются средства для компенсации.
  5. Дальнейший прогресс в вопросах этих прав тщательно отслеживается и фиксируется.

Чаще всего эти шаги просто включаются в процесс деятельности компании и не выделяются в отдельный блок.

Отношение к правам человека и наемных сотрудников в Европе очень отличается от украинского подхода.Разработанный ЕС перечень признаков, по которым может осуществляться дискриминация, включает в себя 6 пунктов: этническое происхождение, пол, возраст, сексуальная ориентация, инвалидность и религия. Украина может «похвастаться» нарушениями по всем шести пунктам. Но европейцы очень внимательны в этих вопросах. Тщательно изучите все соответствующие законы и документы. Многое может оказаться достаточно непривычными. Например, ночные смены у европейцев длятся как минимум 7 часов, 3 из которых должны выпадать на промежуток между полуночью и 5:00 утра. В то же время, смена не должна длиться более восьми часов, а если работа связана с сильным физическим или умственным напряжением, — и того меньше. Как говорится, дьявол кроется в деталях, а в случае с правами человека и правами наемных сотрудников важных деталей просто уйма.

Корпоративная социальная ответственность (CSR)

Корпоративная социальная ответственность (CSR) определяется Европейской комиссией как «ответственность предприятия за его воздействие на общество». По своей сути — это процесс интеграции социальных, экологических и этических прав человека и интересов потребителей в стратегию бизнеса в соответствии с действующим законодательством и договором между партнерами.

Внедрение CSR не прописано в законах европейских стран, а значит, является добровольным шагом компании. Конечно, далеко не все выступают в поддержку интеграции CSR, и многие критики даже настаивают на неискренности и лицемерии компаний, в которых этот процесс уже завершился. Однако мировые бренды сделали свой выбор. Компания Shell вкладывает деньги в образование взрослых и детей на территории Южной Африки, а благодаря их союзу с Marks&Spencer, теперь там еще и выращивают фруктовые деревья.

Одним из преимуществ корпоративной социальной ответственности является её влияние на лояльность потребителей, так как повышенное внимание к этическим ценностям никогда не остаётся незамеченным. Именно на это и делают ставку многие компании, среди которых The Body Shop и American Apparel.

В мировых масштабах корпоративная социальна ответственность базируется на пяти инструментах:

  1. Руководство ОЭСР для многонациональных предприятий.
  2. 10 принципов Глобального договора ООН.
  3. Руководство стандарта социальной ответственности ISO 26000.
  4. Принципы ООН в вопросах бизнеса и прав человека.
  5. Трехсторонняя декларация принципов международной трудовой организации в вопросах многонациональных корпораций по социальной политике.

Сложность процесса интеграции CSR в компании зависит от её размера и деятельности в целом, но обычно она проходит в три этапа:

  1. Наличие зачатков CSR в пределах выполняемых компанией функций;
  2. СSR как автономная функция;
  3. CSR становится координирующей функцией.

Если говорить малых и средних компаниях, то в них внедрение корпоративной социальной ответственности происходит неформально, так как процедура интуитивно понятна сотрудникам. Но учитывая рост интереса к правам человека в сфере бизнеса, этому процессу всё же стоит уделить дополнительное внимание.

Права потребителей

Права потребителей в Европе обусловлены законодательством ЕС, но порядок защиты этих прав может отличаться в разных странах. Несмотря на общую основу, законы отдельных государств часто выходят за рамки главных требований ЕС (кроме некоторых ключевых правил, которые одинаково согласованы по всей территории Европы, например, как в случае с недобросовестной коммерческой практикой). Как и в любых вопросах связанных с европейским бизнесом, права потребителей имеют множество нюансов, которые формально тоже прописаны в украинском законодательстве, но часто соблюдаются не достаточно прилежно. Европейские компании, например, несут ответственность за продукт их производства даже после его приобретения покупателем: независимо от того производитель ты или импортер, ответственность за дефекты в продукции лежит на компании и ни на ком другом.

Еще один немаловажный фактор — упаковка товара и указанная на ней информация. При выявлении ошибок, несоответствий или же при обнаружении товаров, которые опасны для здоровья потребителя, государство уведомляет Европейскую комиссию с помощью системы быстрого оповещения (RAPEX), после чего принимаются соответствующие меры. Кстати, именно Европейская комиссия по правам потребителей предоставляет единый базовый набор правил, которые применяются ко всем потребительским товарам и услугам, продающимся в Интернете и в автономном режиме на всей территории ЕС. Они также обеспечивают все механизмы разрешения споров в этой сфере, представляют информацию и оказывают поддержку в этих вопросах.

Права интеллектуальной собственности

Права интеллектуальной собственности распространяются на те, созданные компанией продукты или процессы, которые дают ей конкретное преимущество перед остальными. В зависимости от направленности бизнеса выделяют три категории:

  1. Промышленная интеллектуальная собственность: патенты, товарные знаки, промышленные образцы, новые сорта растений и географические указания их происхождения;
  2. Художественная интеллектуальная собственность: оригинальные литературные и художественные произведения, музыка, программное обеспечение, базы данных компании, архитектурные проекты, мультимедийные и рекламные материалы;
  3. Коммерческая интеллектуальная собственность: коммерческие тайны, ноу-хау, соглашения о конфиденциальности.

Способы защиты интеллектуальной собственности зависят от её типа. В Европе в основном используются патенты, товарные знаки и копирайт. Всем этим занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). Также с вопросами на эту тематику можно обратиться в Офис гармонизации внутреннего рынка (OHIM) или Европейский патентный офис (EPO). Важно помнить, что права на интеллектуальную собственность скорее охраняются законами конкретной страны, чем ЕС, поэтому защищать их на территории каждой отдельной страны очень сложно и дорого. Правда, можно упростить себе жизнь, подав заявку на получение товарного знака, действительного на всей территории Европейского союза. Это обойдется в €1050 (при подаче заявки онлайн — €900), но такой товарный знак тоже должен подтверждаться патентным офисом страны, которую вы выбрали для ведения бизнеса. В зависимости от законодательства у компании могут потребовать уплату определенного дополнительного взноса или представить соответствующий перевод патента.

На уплате этого взноса денежные траты для компаний обычно не заканчиваются. Есть несколько процедур, которые могут понадобиться при взаимодействии с юристами или судом. Например, дополнительные экспертизы, стоимость которых зависит от того, где будут проводиться манипуляции с продукцией компании (на региональном уровне или по всей территории страны), или же расходы на подтверждение валидности продукта. Но нельзя считать эти расходы напрасными, так как благодаря им интеллектуальная собственность действительно надежно защищена.

Обязанности по защите окружающей среды

Говоря об обязанностях компаний по защите окружающей среды, нужно помнить, что Европа уже давным-давно отошла от традиционных тем защиты редких видов животных и повышения качества воздуха и воды, которые могут загрязняться производствами. Теперь их подход более систематичен, структурирован и направлен на восстановление окружающей среды. Всем этим заведует Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА), которое также занимается сбором данных для создания единой Европейской базы. По всем этим вопросам агентство отчитывается перед государством.

Европейские потребители начали уделять очень много внимания негативным последствиям производства определенных товаров. Поэтому при ведении бизнеса в Европе не лишним будет позаботиться о наличии документов, подтверждающих надёжность продукции с экологической точки зрения. Одним из возможных вариантов является получение сертификата экоменеджмента и аудита — EMAS (Eco Management and Audit Scheme).

Для его получения компания должна:

  • провести экологическую экспертизу;
  • принять экологическую политику;
  • создать систему экологического менеджмента в рамках компании;
  • представить соответствующий отчет.

В случае успешного прохождения процедуры компания сможет не только привлечь внимание потребителей, но и сократить расходы, связанные с отходами. Кроме того, это является гарантией соблюдения нормативных требований, поэтому компания станет более конкурентоспособна. Небольшие компании даже могут рассчитывать на уменьшение количества проверок в рамках экоаудита. Весь процесс получения EMAS обойдется не более чем в € 1500.

Еще один неплохой вариант завоевания доверия потребителей — получение эколейбла Европейского Союза. Процесс его получения зависит от группы товара, который производит компания. Максимально за него можно заплатить €1,500, а минимально — €350.

Идея вести бизнес в Европе сама по себе хороша. Но простого общения с европейскими партнерами недостаточно для того, чтобы погрузиться в тонкости ведения бизнеса «по-западному». Чем больше вы посвятите времени предварительному изучению особенностей ведения бизнеса в Европе, тем меньше проблем у вас возникнет в будущем.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися