Мінфін - Курси валют України

Встановити
6 квітня 2012, 17:10

Кто платит сбор в ПФ — продавец автомобиля или покупатель: Сбор в Пенсионный фонд вне закона?

Многие автомобилисты не понаслышке знают, что такое сбор в Пенсионный фонд — при регистрации транспорта в МРЭО им приходится делать в него немалые отчисления. Но в данный момент это требование, мягко говоря, незаконное.

Сбор в Пенсионный фонд на практике платят покупатели ТС при их регистрации в МРЭО ГАИ. Он составляет 3% от цены автомобиля, указанной в справке-счете или удостоверении таможни, либо в справке таможенного органа о стоимости ТС (если оно импортировано из-за рубежа). Это самое большое отчисление при постановке авто на учет. Остальное — услуги ГАИ, выдача техпаспорта и номеров — обходится в 600-700 грн, пишет ЛигаБизнесИнформ.

Не платить в Пенсионный фонд при регистрации нельзя — контролирует внесение налога ГАИ, которая отчитывается перед налоговой службой. Поэтому если владелец авто не заплатит налог и не предоставит квитанцию, ГАИ не поставит такое ТС на учет.

Законно или нет?

По поводу уплаты сбора в Пенсионный фонд при регистрации ТС в законодательстве есть правовая коллизия. Обязательство о внесении пенсионного сбора возложено на владельцев транспорта п. 12 Постановления Кабмина № 1740 от 03.11.1998 года «Об утверждении Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций». Данный пункт гласит, что "плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций по отчуждению легковых авто являются предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также физические лица, приобретающие право собственности путем:

купли легковых авто, в том числе у производителей или торговых организаций (кроме случаев обеспечения автомобилями инвалидов согласно законодательству); обмена; дарения (безоплатной передачи); наследования (кроме случаев наследства легкового авто по закону).

То есть согласно этому постановлению плательщиками сбора в Пенсионный фонд являются лица, приобретающие ТС. Однако п. 12 Постановления Кабмина № 1740 противоречит требованию Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», п. 7 которого гласит: «Плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются: юридичес­кие и физические лица при отчуждении легковых автомобилей, кроме тех, которыми обеспечиваются инвалиды и которые переходят во владение наследников по закону». То есть закон предполагает, что сбор в Пенсионный фонд оплачивается лицами при отчуждении легковых авто — при продаже, а в постановлении указано, что налог платят лица, приобретающие право собственности, — покупатели.

Законы Украины — нормативные акты высшей юридической силы по сравнению с постановлениями Кабмина, которые являются подзаконными актами и не должны противоречить действующим законам и Конституции. Налицо явная законодательная коллизия.

Интересный поворот!

Некоторые владельцы авто и раньше замечали противоречие нашего законодательства и обращались в суды с заявлениями. Судебные инстанции часто удовлетворяли их требования, но лишь по отношению к конкретным истцам и несправедливым требованиям ГАИ об уплате пенсионного сбора при регистрации транспортного средства.

При подготовке материала к нам обратился читатель, который сообщил сенсационную новость — суд удовлетворил его исковые обращения не только к ГАИ, но и к Кабмину, признав, что п. 12 Постановления № 1740 не соответствует акту высшей юридической силы и является недействительным. После этого логичным шагом правительства было бы приведение постановления в соответствие с требованиями закона. Но, скорее, произойдет обратное — в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 10110 от 23.02.2012 года. В нем предлагается изменить не подзаконный акт, а сам Закон «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Предполагается, что платить сбор будут лица, приобретающие право собственности, — покупатели.

Теоретически закон предполагает, что сбор в Пенсионный сбор вносится продавцами легковых автомобилей, а в постановлении Кабмина указано противоположное — на практике этот налог платят покупатели.

За справедливость!

Несмотря на кажущуюся нелогичность предложения законодателей, оно все же справедливо. Ведь лица, продающие ТС, и так обременены налогами: подоходным в 1% от стоимости ТС (платится при оформлении справки-счета, а если это вторая продажа транспорта в календарном году — 5%) или же подоходным + госпошлиной в 5% от стоимости ТС (при оформлении купли-продажи, для близкого родственника — 1%). Если на них взвалить еще и оплату 3-процентного сбора в Пенсионный фонд, официальные продажи ТС могут уйти в тень — люди массово начнут передавать право собственности путем оформления гендоверенностей, не предполагающих упомянутых отчислений. Поэтому такое предложение можно считать разумным и обоснованным.

Андрей Евстигнеев, партнер адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев», к.ю.н., г. Киев

По моему мнению, Закон и Порядок обязывают платить разные лица: Закон — продавцов (так как содержит словосочетание «при отчуждении», то есть при передаче права собственности другому лицу, что и делает продавец), а Порядок — покупателей (лица, которые приобретают право собственности на авто). Именно последний применяется на практике. Теоретически покупатель авто может обжаловать отказ МРЭО в регистрации ТС в связи с неуплатой им сбора. И Административный суд согласно ст. 9 Кодекса админсудопроизводства сможет применить норму Закона, а не противоречащего ему Порядка. Однако процесс может быть длительным (до полутора лет), да и нельзя на 100% гарантировать результат, ведь в последнее время судиться с государством стало сложнее. А пока будет длиться суд, незарегистрированное авто использовать не удастся. Поэтому покупателям проще выполнять именно Порядок, а не Закон.

Коментарі - 1

+
+7
vikki
vikki
6 квітня 2012, 20:07
#
Гендоверенность — навсегда и справедливо
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися