Мінфін - Курси валют України

Встановити
14 січня 2011, 14:55

Пал Тамаш: «В кризис устояли молодые европейские экономики, а старые периферийные страны серьёзно пострадали»

Пал Тамаш - профессор, директор института социологии Венгерской академии наук.

- Можно ли сказать, что евро сегодня играет роль «священной коровы» Евросоюза?

- Не только «священной коровы», но и реальной основы постепенной интеграции и улучшения состояния рынков. Помнится, когда в конце 1990-х годов в странах Евросоюза активно обсуждалась возможность расширения, ее оппонентами выступили те, кто выступал за углубление интеграции в рамках уже существующего союза. Это был альтернативный стратегический сценарий. Тогда победили сторонники расширения, и в результате 10 стран Центральной и Восточной Европы стали частью Евросоюза.

Показательно, что, хотя эти экономики и столкнулись с серьезными проблемами, в частности, остановился экономический рост, после кризиса практически везде стали заметны трещины в экономической и социальной сфере, ни одна из этих стран не стала «национальным банкротом» в ирландском или греческом варианте. Можно констатировать, что, в целом, молодые члены Евросоюза выстояли. Хорошо помню, как в 2003-2004 гг. московские проправительственные аналитики крайне отрицательно оценивали их перспективы в контексте Евросоюза. Мол, Запад взвалил на себя ярмо, которые мы тянули предыдущие 40 лет, эти экономики неэффективны, а люди там не привыкли работать.

И что в итоге? В результате первой волны экономического кризиса все эти экономики устояли, а серьезно пострадали старые периферийные страны Евросоюза, которые казались проверенными европейскими кораблями. Это очень важно! И второй момент - новые европейские экономики на сегодняшний день реально интегрированы в экономическую систему Евросоюза, и эта интеграция углубляется. А за это в будущем придется платить суверенитетом, в том числе - в финансовой области, что восточным элитам, в частности, венгерской, не очень нравится.

Я не знаю, будет ли новый Евросоюз, контуры которого вырисовываются уже сейчас, более сильным, но, безусловно, он будет гораздо более интегрированным, чем модель, существовавшая в прошлом. Хотелось бы подчеркнуть, что курс на углубление интеграции существенно усложняет вступление в будущий Евросоюз новых членов. Образно говоря, Евросоюз, который в прошлом был элегантной яхтой, на которую пригласили нескольких туристов в приятное плаванье, сейчас превращается в подводную лодку с четко расписанными функциональными обязанностями, железной дисциплиной, субординацией и так далее.

Я не считаю, что для Украины стать полноправным членом команды подводной лодки менее интересно и заманчиво, но это гораздо сложнее, чем то, что делали Польша, Венгрия и Чехия 10 лет назад. В современном Евросоюзе нет альтернативы углублению интеграции. Альтернатива - это только распад Евросоюза.

- Помнится, в последние годы очень охотно писали об «ирландском экономическом чуде».

- Да, в Европе Ирландию называли «кельтским тигром»! Но, как оказалось, этот, на первый взгляд, «сверхуспешный тигр», а, точнее, его банковский сектор, оказался чрезвычайно подвержен эпидемиям, которые принес с собой экономический кризис.

В ближайшем будущем наиболее серьезной жертвой экономического кризиса может стать Испания. До настоящего времени кризис поражал небольшие экономики. Греция, Ирландия - это страны, которые можно было вытащить из проблем и излечить за счет больших европейских экономик, прежде всего немецкой и французской. Испания - это совершенно иной масштаб, и прежние методы вряд ли здесь сработают. Поэтому особо актуальной становится необходимость проведения единой бюджетной политики, слаженного функционирования европейских банков.

Понятно, что Германия, как основной донор Евросоюза, хочет быть законодателем этой политики, что вполне закономерно, так как реально именно она очень сильно влияет на финансовую политику Евросоюза. Отсюда вытекает ее требование большой дисциплины к странам, которые являются потенциальными получателями «европейской страховки». А это часто плохо стыкуется с локальными политическими традициями.

- Можно ли в настоящее время говорить о Германии как о фактическом лидере Евросоюза?

- Экономически да, но политически этот процесс идет нелегко. Однако необходимость проведения согласованной европейской политики становится все более и более очевидной. Сейчас даже британские консерваторы, которые традиционно сопротивлялись процессам европейской интеграции, стали до определенной степени это признавать. Главные проблемы Евросоюза носят экономический характер, а Германия, образно говоря, обладает контрольным пакетом акций европейской экономики.

Главный вывод для Украины, исходя из всего вышеизложенного, состоит в том, что Евросоюз в настоящее время и в ближайшей перспективе занят самим собой, собственными экономическими проблемами, и все остальные вопросы, например, присоединение новых стран, поддержка хороших и санкции против плохих соседей уже фактически исчезли из числа приоритетов, ожидающих скорейшего решения. Украинские политики поймут это, познакомившись с текущими брюссельскими документами, комментариями и рекомендациями.

- То есть, марксистский тезис о том, что все сферы жизни общества определяются экономическими факторами, сохраняет свое значение и в Европе ХХІ в.?

- Безусловно, так как восстановление работоспособности евро и уменьшение его уязвимости - это сейчас центральный вопрос Евросоюза. Но на повестке дня стоят сейчас не только экономические вопросы. Так, после «расширения» Евросоюза, сейчас насущной становится необходимость углубления интенсивности интеграции в рамках этого образования. И, пока этот фундаментальный вопрос не решен, никто не будет всерьез обсуждать формы и характер возможного нового расширения.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися