5 октября 2011
Последний раз был на сайте:
16 апреля 2024 в 23:09
-
Mikhail6759
54 года
-
DiGek
Киев
-
Kyleta 12
Полтава
-
vetalmihey
54 года, Запорожье
-
Romancho
40 лет
-
ballistic
3 года
- 26 февраля 2014, 23:24
Финансовые санкции: трудности применения
События в Украине заставили вновь обратить внимание на финансовые санкции в отношении государственных деятелей и крупных бизнесменов, вспомнить механизм их применения и некоторые определения, связанные с обвинениями в отмывании денег. К сожалению, большинство журналистских расследований полезны, но содержат информацию, которая не является указанием на совершение преступления.
Общие подходы
Нужно четко разделять обвинения в «отмывании денег» и в «уклонении от уплаты налогов». К отмыванию денег относятся процессы, связанные с операциями по легализации доходов, полученных преступным путем. Сюда следует отнести: коррупцию, доходы от торговли оружием, проституции, наркотики, нелегальный игорный бизнес и т.д. В Украине по требованию международного объединения финансовых разведок FATF была построена целая система по борьбе с отмыванием грязных денег. В результате реформы по требованию FATF в прошлое ушли анонимные кодированные счета, популярные в 90-ые, а в каждом банке появилось лицо, ответственное за мониторинг по отмыванию грязных денег. Тогда же был создан и орган, специализирующейся на борьбе с отмыванием грязных денег, который ныне носит название Государственная служба финансового мониторинга Украины. Госфинмониторинг и является тем органом, который в Украине отвечает за расследования, связанные с отмыванием денег. Орган имеет довольно широкие полномочия в области мониторинга за движением денег по банковским счетам и де-факто может иметь доступ к любому из банковских счетов клиента, если тот подозревается в отмывании денег. Само собой, что между Госфинмониторингом, СБУ, МВД, налоговыми и другими силовыми органами отлажен обмен информацией. В этой цепочке часто Госфинмониторинг не играет первичной роли, и информация для анализа поступает ему или от банков или от силовиков.
Однако сам Госфинмониторинг полностью интегрирован в структуру исполнительной власти и действует на основе указа Президента. Самостоятельность органа можно оценить как низкую, хотя в целом система противодействия отмыванию грязных денег в стране соответствует требованиям FATF. Главная задача противодействия отмыванию грязных денег – сократить возможности по тратам денег, заработанных преступным путем, и сделать невозможным использование капитала, который создан с помощью преступлений. Конечно в Украине, как и в большинстве стран бывшего СССР, исполнить эту задачу на все 100% не представляется возможным.
Мифическая FATF
С тех пор как Украина побывала в черном списке FATF, утекло много воды, соответственно произошло много перемен. Эти перемены сыграли с украинскими журналистами злую шутку. Изначально FATF представляет собой лишь клуб финансовых разведок. У нее нет задачи анализировать ту или иную страну, обрабатывая конкретные запросы пользователей. Если вы проведете эксперимент и направите жалобу в FATF, то скорее всего вам придет отписка, что FATF не имеет полномочий проводить расследования по Вашему запросу. В лучшем случае этот запрос передадут в Ваш национальный орган, т.е. если он был отправлен из Украины, то он попадет в Госфинмониторинг. Однако FATF все же собирает информацию от финразведок стран-членов, анализирует ее и затем вырабатывает методологию по мониторингу и борьбе с отмыванием денег. Если анализ консолидированной статистики выявит, что в какой-то из стран растет число подозрительных операций, ее могут исключить из состава членов клуба, но по факту прямых обращений этого не происходит.
Вторая плохая новость для любителей обсасывать в СМИ тему отмывания денег – это то, что Украина довольно давно не является непосредственным членом FATF. При Совете Европы была создана другая организация – MONEYVAL, именно она входит в состав FATF. MONEYVAL объединяет 30 европейских стран, включая Кипр, Монако, Лихтенштейн и Россию. Крупные страны, такие как Индия, Китай, Германия, Великобритания и т.д. являются непосредственными членами FATF. Также Украина на правах ассоциированного члена входит в Eurasian Group, которая объединяет страны-члены Евразийского союза. А РФ входит в состав членов сразу трех организаций: FATF, Eurasian Group и MONEYVAL.
По своей сути MONEYVAL – это резервация для небольших европейских стран (исключая РФ), но ее функции подобны FATF и непосредственных следственных действий и оперативной работы она не ведет, ограничиваясь рекомендациями и изучением методологии. MONEYVAL также способствует информационному обмену между странами-членами и создает стандарты для систем по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Создается впечатление, что MONEYVAL может больше влиять на страны чем FATF, поскольку ее документы и рекомендации носят более конкретный характер, чем у FATF. Однако запросы в MONEYVAL которая организована по клубному типу также, скорее всего, будут отправляться в урну.
Найди и отними
А теперь главный вопрос обывателя. Почему при том, что все страны Евразии, Америки и Африки имеют свои финансовые разведки, то тут то там всплывают коррупционные скандалы. Эффективность борьбы с отмыванием денег зависит от двух факторов:
(1) как организован обмен информацией между национальными финразведками
(2) как построена работа в национальной финразведке
Часто оба эти вопроса имеют ответы, суть которых до обывателей лучше не доводить. Ну не может итальянская финразведка подпустить, например, украинскую к своей базе данных, точно так же украинская финразведка не может рассчитывать на беспрепятственный доступ к информации в Германии и т.д. Обмен данными между ними, как правило, затруднен.
Вторая сложность – это то, как именно построена работа самого органа. На практике ему приходится анализировать поток транзакций, в котором специальная программа выбирает «подозрительные транзакции». Данные о транзакциях можно сопоставлять с данными госреестров собственности, отслеживая компании, принадлежащие лицам, которые находятся под подозрением. Но в 99 случаев из 100 возникает проблема, как доказать принадлежность компании или банка «подозреваемому». Финразведка не может работать как журналисты по принципу «люди говорят». Формулировка обвинения должна базироваться на доказанных фактах. Методов спрятать реального собственника изобретено очень много и если бенефициар темного бизнеса не захочет светиться, отыскать и доказать, что это его актив будет сложно.
Третий момент состоит в том, что для обвинения в отмывании денег должны быть очень веские причины. Как минимум сделки должны носить фиктивный характер, а сама разведка должна иметь представление обо всей схеме, в которой обращается капитал, и понимать как из «наличной выручки» он становится «легальной собственностью». Однако проблема современного мира в том, что если один конец схемы находится в Украине, то другой может оказаться на Кипре или в Нидерландах, или в Испании. Только для сбора доказательной базы по солидной международной схеме может потребоваться несколько лет. Если же орган промахнется и предоставит суду недостаточно доказательств, обвинив невиновного, то сумма компенсации пострадавшей стороне за моральный ущерб и арест счетов может быть колоссальной.
Обобщения
Система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в большинстве стран не слишком эффективна. Во всяком случае, эти системы публично дают сбой, но тем не менее их работа необходима.
99% публикаций в украинских СМИ в 2013-2014 гг., где фигурировали FATF и реже MONEYVAL, были типовыми информационными вбросами, поскольку и одна и вторая структура не несут на себе ни оперативной, ни следственной функции, их деятельность ближе к исследовательской.
Публикации в украинских СМИ на тему отмывания денег, как правило, пестрят выписками из госреестров зарубежных стран. Эта информация по закону и у нас и у них является открытой. Факт, что кто-то из родственников чиновников является учредителем фирмы за рубежом установить легко, но очень сложно доказать, что эта фирма причастна к отмыванию денег.
В ближайшие годы Госфинмониторинг должен получить большую независимость в вертикали исполнительной власти в Украине и играть большую роль в финансовой системе страны. Если, конечно, украинские власти действительно хотят бороться с коррупцией, а не использовать орган для накопления информации о «друзьях» и «врагах».
Виталий Шапран
|
16
|
- 20:00 Главное за среду: прогнозы курса валют от МВФ и бизнеса, Дания выделила 300 млн евро для Украины
- 19:16 Аналитики Bernstein подтвердили свой прогноз по цене биткоина в $150 тысяч к концу 2025 года
- 17:45 Акции крупнейших майнеров резко упали в преддверии халвинга
- 17:24 Курс валют на вечер 17 апреля: доллар и евро выросли на межбанке
- 15:56 Бизнес ожидает, что обменный курс в следующие 12 месяцев будет составлять 40,4 грн за доллар.
- 15:16 Пенсии перечислили для 654 тысяч работающих пенсионеров: когда будут выплаты
- 14:37 Чистый отток капитала из спотовых биткоин-ETF составил $58 млн
- 13:56 НБУ отозвал лицензию на осуществление валютных операций ФК «Единое пространство»
- 13:17 Регулирование криптовалют в Украине будет происходить по стандартам ЕС — НБУ
- 12:42 Новая почта снизила тариф на доставку для бизнеса
Комментарии - 28
Об «отмывании денег» достаточно подробно написали,
но укргосслужащие больше практикуют «уклонение от уплаты налогов».
Неужели так сложно доказать арифметическим путем, что за ежемесячную зарплату в 10тыс грн за несколько лет не удасться купить хатынку в столице европейского государства за 500тыс евро.
Успешные родственники-бизнесмены должны не только владеть бизнесами, но и получать задекларированный доход от этих бизнесов, соизмеримый с расходами.
А арифметика начинается и заканчивается при сравнении доходов и расходов.
Когда на никогда и нигде неработавшую невестку два госслужащих первого ранга оформляют хатынку в 500 тыс евро — это видно невооруженным глазом.
Было бы желание увидеть.
Были конечно и уникальные госслужащие, все наворованное оформлявшие на друзей и знакомых, так есть огромная вероятность, что сами же друзья и пригласят на охоту. :)
Какая вам, простым людям, разница, кто будет жировать — Янукович-Азаров-Арбузов или Яценюк-Порошенко-Турчинов?!
Я не считаю себя простым, но и мне есть разница — «Янукович-Азаров» прекрасно показали мастер-класс по разворовыванию страны и вывозу за рубеж частями…
Абсолютно не возражаю против проведения следственных действий и по их итогам конфискации по решению суда заграничных активов семьи Азарова и Януковича.
А об «Яценюк-Порошенко-Турчинов» лучше поговорим по факту их руководства страной. Если тоже будут воровать и вывозить за пределы — я буду также и против них.
Если заныкают что-нибудь по мелочи, и построят на территории Украины свечной заводик или еще что-то полезное (дачи в заповедниках не подпадают под эту категорию) — пусть стоит и работает на экономику НАШЕЙ страны.
Имена людей, чьи активы было решено заморозить, не сообщаются.
Уверен, Азиров там первый по алфавиту…
Швейцарська влада також оголосила про замороження активів 20-ти українських посадовців, включно з Віктором та Олександром Януковичами, а також низки колишніх міністрів.
Віктор Янукович
Олександр Янукович
Микола Азаров
Андрій Клюєв
Віталій Захарченко
Сергій Арбузов
Михайло Добкін
Геннадій Кернес
Олександр Клименко
Валерій Коряк
Олена Лукаш
Олександр Попов
Віктор Пшонка
Станіслав Шуляк
Володимир Сівкович
Олександр Якименко
Юрій Іванющенко
Едуард Ставицький
Николай Азаров
Бывший вице-премьер страны Сергей Арбузов,
Бывший министр здравоохранения страны Раиса Богатырева
Экс-губернатор Харьковской области Михаил Добкин
Мэр Харькова Геннадий Кернес.
Экс-генпрокурор Виктор Пшонка
Депутат от Партии регионов Юрий Иванющенко (Юра Енакиевский)
Экс-министр юстиции Елена Лукаш
Бывший глава МВД Виталий Захарченко.
Бывший министр финансов Юрий Колобов
Экс-глава Министерства доходов и сборов Юрий Клименко
Экс-министра инфраструктуры Владимир Козак
Депутат от Партии регионов Сергей Клюев,
Депутат от Партии регионов Борис Колесников,
Экс-главы МинАПК Николай Присяжнюк
Экс-министра энергетики Эдуард Ставицкий
Старший сын Виктора Януковича Александр
Глава фракции ПР в ВР Александр Ефремов
Экс-глава Администрации Януковича Андрей Клюев
Виктор Янукович.
Как отмечается в тексте документа, блокировка счетов вступила в силу 28 февраля 2014 года и действует до 27 февраля 2017 года.
а если вложатся в укрбанки под 11% — то не сосчитать…
2) распространяемые сейчас в СМИ списки, это своеобразный фейк. Что собственно произошло: украинская сторона подала заявление в финразведки стран ЕС, те посовещались и вынесли решение «арестовать все финактивы, если они есть! Т.е. этот список не означает что на територии Австрии или Швейцарии есть активы этих граждан. Это скажем так список для банков, и приказ — арестовать — если найдут. А найдут ли? вот в чем вопрос. А когда найдут, объявят ли об этом? и возвратят ли? :) На это обычно уходят годы.
Например, Паша Лазаренко купил шикарное поместье в США на свое имя — за что и был наказан конфискацией.
И откуда госпожа Меркель могла узнать фамилию выдающегося бизнесмена современности г-на Кернеса, а по соместительству мэра провинциального города, купившего в Баден-Бадене приличный пул недвижимости, если бы все было оформлено только на оффшоры.
Другой и более правильный вопрос, что будут делать когда найдут.
Американцы ответили однозначно — конфискация в пользу федерального бюджета. Европейцы прописали что-то о направлении на социальные нужды (понятное дело, что свои).
Обьявлено об аресте счетов Бориса Колесникова по швейцарскому списку…
Лихтенштейн заморозил банковские счета 20 граждан Украины.
Об этом сообщил директор Управления финансовой разведки княжества Даниэль Телесклаф, передает ИТАР-ТАСС.
По его словам, такое решение было принято «вслед за подобной мерой швейцарского правительства, вступившей сегодня в силу».
«Все лица, имеющие в распоряжении счета находящихся в списке людей, обязаны немедленно заявить о них в Управление финансовой разведки», — добавил он.
По словам Телесклафа, список в точности повторяет тот, что был распространен ранее 28 февраля Федеральным собранием (правительством) Швейцарии.
В управлении пояснили, что на данный момент сложно сказать, какой объем средств указанных лиц находится в банках княжества: «Это будет ясно на следующей неделе, когда банки проведут проверку и отчитаются перед нами».
Как сообщалось, Фирташ был задержан в одном из центральных районов Вены Маргаретен в среду вечером по запросу ФБР.
Запрос на задержание поступил с США в 2006 году и связан с обвинениями во взяточничестве и организации преступного сообщества.
Семь полных лет ордер лежал и ждал своего часа.
В России резко вырос спрос на оценку недвижимости в Лондоне стоимостью от миллиона фунтов стерлингов, покупка которой дает право на получение визы инвестора и, в дальнейшем, гражданства Великобритании. Как отмечают риелторы, за последние три месяца число запросов на оценку недвижимости с этой целью увеличилось в 2,5 раза. Высокую активность россиян эксперты объясняют планами правительства Великобритании по ужесточению требований к инвесторам.
В евросоюзе «вступительный взнос» легче британского — 500тыс евро и даже ниже…
Им есть что защищать да и ресурсов хватает как материальных так и человеческих.
Здесь вопрос конфликта, не было бы таких действий со стороны России то олигархи не были бы при власти.
Белые и пушистые обычно с третьего по девятый месяц жизни, а затем уже зубки режутся…
Если есть желание поработать в бюджетной сфере руководителем на 3000-4000 тыс грн зарплаты — предлагайте свою кандидатуру.
Есть уверенность, что Вы получаете больше и не согласитесь на такой переход.
— Вадим Колесниченко вышел из Партии регионов и подал документы на получение российского гражданства.
Осталось уточнить у большинства сбежавших за пределы нашей страны депутатов ВР — а не пора ли им отказываться от украинского гражданства в пользу гражданства страны пребывания…
Хоть нагрузку на укрбюджет уменьшат…