Минфин - Курсы валют Украины

Установить
VictorS
Зарегистрирован:
14 ноября 2012

Последний раз был на сайте:
10 апреля 2024 в 18:52
Подписчики (482):
squeez
squeez
kingcity
kingcity
53 года, Львів
Secsott
Secsott
044blog
044blog
36 лет, Киев
norma3
norma3
987
987
83897534
Dmitriy Pankov
Odessa/Yuzhny
Pawa13
Pawa13
naf422
naf422
KIA47
KIA47
uliymua
uliymua
meag
meag
50 лет, Вараш
все подписчики
VictorS — Я вернусь
14 марта 2017, 6:46

Разгромная статья

Монетарная власть отдельно, социально-экономическая жизнь отдельно
Станислав Аржевитин 10 марта, 23:03

Завершился монетарный 2016 год. Совет Национального банка одобрил деятельность его правления за прошлый год. Вместе с тем Общественная коллегия Совета НБУ выразила свою негативную позицию относительно оценки денежно-кредитной политики (ДКП) Нацбанка. Решение независимых профессиональных экспертов я лично донес до членов Высшего экспертного совета при Совете НБУ 23 февраля с.г., а также до членов Совета НБУ на заседании 28 февраля в ходе заслушивания отчета и оценки деятельности правления в 2016 г. А что на самом деле происходит в реальной социально-экономической жизни страны от реализации такой ДКП? Попробую ответить на языке цифр. Прежде всего хочу напомнить, что выполнение правлением НБУ Основных принципов денежно-кредитной политики на 2014-й, а также на 2015 г. оценивались Советом НБУ неудовлетворительно. Были все основания дать такую же негативную оценку работе правления и в 2016-м. Парадокс заключается в том, что на прошлый год Основные принципы ДКП фактически вообще не утверждались, а правление НБУ в своих предложениях по разработке этого документа на 2016 г. (постановление №541 от 18 августа 2015 г.) в виде «Стратегии монетарной политики на 2016–2020 гг.» провозгласило целью ДКП ценовую стабильность. Таким образом НБУ отмежевался от проблемы экономического роста в стране, обеспечения финансовой стабильности, регулируемого валютного курсообразования и т.п., ведь теперь безоговорочной целью является только выполнение показателя инфляции (ИПЦ). Между тем к реалистичности этого показателя в обществе возникает все больше недоверия и замечаний. Своими достижениями в 2016 г. правление НБУ, отчитываясь перед Советом НБУ, определило: достижение количественной цели относительно инфляции; увеличение объемов международных резервов; выполнение количественных критериев согласно Меморандуму с МВФ; соблюдение режима плавающего валютного курса; усовершенствование операционной работы; усиление подотчетности и прозрачности ДКП. Что же в действительности скрывается за этими достижениями? Привожу основные тезисы своих выступлений на Общественной коллегии, Высшем экспертном совете при Совете НБУ и заседании Совета НБУ в ходе заслушивания отчета и оценки деятельности его правления. 1. Учитывая продолжительное отсутствие Совета Национального банка, Основные принципы денежно-кредитной политики на 2016 г. не были утверждены, что создает юридическую коллизию относительно оценки их выполнения правлением. Предложения последнего о разработке Основных принципов денежно-кредитной политики в виде стратегии на 2016–2020 гг. от 18 августа 2015 г. не имеют никакого юридического статуса, потому что они не были утверждены Советом НБУ. Принимая это во внимание, Общественная коллегия согласно п. 3 ст. 9 Закона «О Национальном банке Украины» считала, что в условиях указанной коллизии наиболее приемлемым путем проведения оценки деятельности правления НБУ в 2016 г. является оценка влияния денежно-кредитной политики на состояние социально-экономического развития Украины. 2. Согласно ст. 6 закона о НБУ при выполнении своей основной функции Национальный банк должен исходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности в государстве. Статья 1 определяет ценовую стабильность как сохранение покупательной способности национальной валюты путем поддержания в среднесрочной перспективе (от трех до пяти лет) низких, стабильных темпов инфляции, измеряемых индексом потребительских цен. На протяжении последних пяти лет показатель потребительской инфляции в Украине составлял (в расчете декабрь к декабрю предыдущего года): в 2012 г. — минус 0,2%, 2013 г. — 0,5, 2014 г. — 24,9, 2015 г. — 43,3, 2016 г. — 12,4%. Между тем рост цен производителей в 2016 г. составил 36%. Результаты такого роста украинцы почувствуют уже в первом полугодии текущего года через очередное облегчение их кошельков. Указанное выше не свидетельствует о достижении и поддержании ценовой стабильности в государстве на протяжении 2014–2016 гг. Таким образом, вопреки снижению темпов инфляции в 2016-м, нельзя считать, что Национальный банк выполнил свою основную функцию, как это определено ст. 6 закона о НБУ и ст. 99 Конституции Украины. 3. Жесткая денежно-кредитная политика и непрозрачная и неоправданная политика так называемого очищения банковской системы привели к кредитному кризису, отрыву банковского сектора от реальной экономики и потере доверия общества к Национальному банку и банковской системе в целом. Национальный банк декларирует переход к инфляционному таргетированию, однако де-факто он избрал неэффективные инструменты борьбы с инфляцией путем жестких количественных ограничений чистых внутренних активов и денежной базы (которые даже жестче, чем требует МВФ). То есть по сути используется режим таргетирования монетарных агрегатов на очень низком уровне, который обостряет кредитный кризис, препятствует экономическому росту и вместе с тем не является действенным для валютной и ценовой стабилизации вследствие того, что потребительская инфляция в Украине носит немонетарную природу. В 2014–2015 гг. инфляция было вызвана девальвацией и ростом тарифов, а в 2016-м — также преимущественно административными факторами, в частности тарифы на жилищно-коммунальные услуги за год выросли на 47,2%, цены на алкогольные напитки и табачные изделия (из-за повышения акцизов) — на 22,5%. 4. Де-юре НБУ декларировал режим плавающего обменного курса, а де-факто административные валютные ограничения были даже более жесткими, чем в условиях прежнего фиксированного обменного курса. Это привело к значительному сужению межбанковского валютного рынка, что обостряет риски реализации шоков любой природы. В результате обменный курс в течение 2016 г. снизился с 24,00 до 27,19 грн/долл., или на 13,3%. 5. Процентная политика имеет существенные недостатки и с точки зрения операционного дизайна, и с точки зрения завышенного уровня ставок по пассивным операциям НБУ (по депсертификатам), что разрушает мотивацию банков к кредитованию и искажает рыночные механизмы денежно-кредитной сферы. На протяжении 2016 г. общий объем остатков по кредитам в экономику вырос только на 1,7%. Статистический эффект увеличения объема гривневых кредитов на 16,4% в значительной степени обусловлен конвертацией кредитов в иностранной валюте в национальную (остатки по кредитам в иностранной валюте в долларовом эквиваленте сократились на 20,5%). 6. В условиях денежного голода в реальном секторе Нацбанк продолжал изымать значительные объемы ликвидности из банковской системы. За прошлый год общий объем размещения депозитных сертификатов Национального банка превысил показатель 2015-го и приблизился к 3 трлн грн, что даже превышает размер номинального ВВП. Ежедневные остатки мобилизованных средств в течение года в среднем составляли 55 млрд грн. Объем годовых эмиссионных расходов НБУ в 2016-м по процентным выплатам по депсертификатам составил около 9 млрд грн. Указанные процессы обусловлены поддержанием процентных ставок Национального банка на завышенном уровне. Вопреки снижению учетной ставки (которая с конца апреля 2016-го равняется ставке по депсертификатам на 14 дней) в течение года с 22 до 14%, ее номинальный уровень превышает инфляцию и приближается к ставкам по новым гривневым кредитам, выданным в корпоративный сектор. Более того, в октябре и ноябре 2016 г. среднемесячные ставки по таким кредитам были, по данным НБУ, все же ниже (13,6 и 13,1% соответственно), чем учетная ставка, что свидетельствует об игнорировании Национальным банком рыночных процессов. Такая процентная политика Национального банка обусловила также поддержание на высоком уровне доходности ОВГЗ на первичном рынке (14,9% в среднем за 2016-й) и соответствующий рост госрасходов по обслуживанию долга. Также это привело к значительному наращиванию банками портфеля гособлигаций: в течение 2016 г. остатки ОВГЗ в собственности банков выросли втрое — с 81,6 млрд грн до 255,5 млрд (с учетом облигаций, выпущенных для капитализации Приватбанка). Таким образом, происходит искусственное блокирование ресурсов банковской системы (вложение в ОВГЗ и депсертификаты НБУ), которые могли быть направлены в реальный сектор экономики. Низкая кредитная активность является одним из основных факторов продолжения рецессии в экономике. По оценкам НБУ, прирост реального ВВП в 2016 г. составил 2,2%, что на фоне низкой базы сравнения (на протяжении 2014–2015 гг. реальный ВВП сократился на 15,8%, а в долларовом эквиваленте —с 183 млрд долл. в 2013 г. до 90,1 млрд в 2015-м) является стагнацией. Прирост промышленного производства в 2016 г. составил лишь 2,4%, тогда как за два предыдущих года произошло его сокращения на 21,8%. В результате медленного восстановления промышленного производства (в т.ч. из-за низкой кредитной активности и фактического отсутствия структурных реформ) объемы экспорта продолжили сокращаться (на 4,1%), тогда как импорт, после трех лет сокращения, в 2016 г. возобновил рост (на 3,9%). Как следствие, дефицит текущего счета платежного баланса вырос с минус 189 млн долл. в 2015 г. до минус 3,4 млрд в 2016-м. Высокие процентные ставки не позволяли активизировать производство для импортозамещения, поэтому шанс расширить внутреннее производство вследствие значительной девальвации гривни в 2014–2015 гг. был утрачен. А именно импортозамещение могло бы стать ключевым драйвером валютной и ценовой стабильности и вместе с тем стимулировать экономический рост. 7. Деятельность правления НБУ по очищению банковской системы, которая привела к ликвидации более 90 банков с украинским капиталом, проявилась, в частности, и в потере значительной части активов банковской системы, сбережений населения и средств субъектов хозяйствования, снижении кредитной активности, уменьшении денежного мультипликатора, увеличении долговой нагрузки на бюджет и потере доверия общества к банковской системе. Общие прямые убытки, нанесенные государству и обществу такой политикой «очищения», превышают, по разным оценкам, 500 млрд грн. Становится все более очевидной необходимость проведения независимого аудита эффективности подобной политики и подсчета общих прямых и косвенных потерь для страны. Учитывая изложенное, экспертная среда, в том числе Общественная коллегия Совета НБУ, предлагала Совету Национального банка признать, что денежно-кредитная политика в 2016 г. оказала негативное влияние на состояние социально-экономического развития страны, а деятельность правления НБУ в сфере банковского регулирования и надзора отрицательно влияла на состояние финансово-банковской системы. Однако Совет НБУ такую оценку не учел, вместо того в пресс-релизе указано: «Несмотря на финансово-экономические трудности нашего государства, Национальный банк Украины смог мобилизовать все ресурсы и выполнить главную цель, определенную Основными принципами денежно-кредитной политики на 2016 год». Вывод. Пока монетарная власть не учитывает мнение профессиональной общественности. Так, в июне 2016 г. всеукраинским научным сообществом и практиками банковской системы был разработан проект Стратегии развития банковской системы Украины на 2016–2020 гг. Этот документ был рассмотрен и одобрен комитетом ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности и направлен в НБУ и КМУ. Реакция со стороны Национального банка — нулевая. В конце 2016 г. независимыми экспертами из числа 33 докторов наук и десятков кандидатов наук были подготовлены и направлены в Совет НБУ предложения к Основным принципам ДКП на 2017 г., принципиально отличавшиеся от проекта правления НБУ в части поддержки экономического роста. Однако окончательный (утвержденный) вариант Основных принципов денежно-кредитной политики на 2017 г. и среднесрочную перспективу в ключевых моментах оказался максимально приближенным к предложениям правления НБУ — политика инфляционного таргетирования, плавающий валютный курс, изъятие денежных ресурсов из банковской системы через государственные ценные бумаги и т.п. Независимую и обоснованную оценку деятельности правления НБУ в 2016 г. и предложения Совет НБУ, к сожалению, не принял во внимание. Да, это его право. Но улучшится ли от этого социально-экономическая жизнь в стране в ближайшее время, теперь уже персональная ответственность членов Совета, ведь такую монетарную политику правления НБУ на 2017 г. одобрил новообразованный Совет Национального банка.

И очередной автор, опять таки, не анализирует основные причины такой монетарной политики.

А она проста и, надо признать, эффективна до невозможности.

  1. Все усилия направлены на удержания курса гривны.
  2. Достигается это путем предельного обнищания народа и его откровенного грабежа неадекватными тарифами.
  3. В ДКП основным инструментом стало создание денежного голода в реальном секторе экономики путем изъятия значительных объемов ликвидности из банковской системы при помощи депозитных сертификатов НБУ и наращивания банками портфеля гособлигаций (ОВГЗ).

Справедливости ради нужно отметить, что громадные внешние долги правительства и такие же громадные внутренние дефициты ПФУ + расходы на войну почти не оставляют выбора. Но он все же есть. Нужно отказаться от искусственного сдерживания курса гривны ценой стагнации экономики и нищеты граждан. Невозможно насытить экономику деньгами и существенно повысить платежеспособный спрос населения без девальвации гривны, если только не попытаться существенно уменьшить дефицит бюджета вплоть до нуля. Только путем существенного разгона прихлебателей от госкорыта и справедливой тарифной политики + насыщения экономики дешевыми деньгами на протяжении целого ряда лет можно постепенно оживить экономику и дать ей стремительный рост. При этом не избежать девальвации, по крайней мере, на начальном этапе. Но девальвация гривны принесла бы и полезные результаты. Улучшился бы платежный баланс, и пришлось бы продолжать работу по замещению критического импорта. Не сразу, но результаты бы появились. А пока корабль под управлением столь бездарных руководителей все быстрее идет ко дну. Ведь кроме тотальных спекуляций азам рыночной экономики они так и не научились.

Просмотров: 2408, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 27

+
0
CRI
CRI
14 марта 2017, 7:46
#
Но девальвация гривны принесла бы и полезные результаты // по робітничо-селянському: якщо стукати по акваріуму рибки привикають, що зараз буде їжа. Так і з девальвацією, гривня буде потрібна щоб добігти до обінника — це буде рефлекс. Гривня — це одне з усоблень держави, відповідно повинна вселяти впевненість. Якщо малася на увазі значна одномоментна девальвація — це обман пересічних, знову ниточки до держави. В статті про дешеві кредити при девальвації — не зрозумів як це.
+
+29
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 7:58
#
В кінцевому рахунку знову повертаємося до ринкового курсу гривні і бездефіцитного бюджету. Ринковий курс покладе край рефлексу бігти до обмінника. Бездефіцитний бюджет покладе край інфляції + девальвації і дасть дешеві кредити.
+
+79
CRI
CRI
14 марта 2017, 8:04
#
Ринкового курсу гривні // це як ринкові ціни на газ — знову рефлекс, що десь дурять і по крупному
+
+11
CRI
CRI
14 марта 2017, 8:04
#
В кінцевому рахунку // це як обіцянки про комунізм
+
+21
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 8:19
#
Історія утримування курсу 8 свідчить, що саме відмова від девальвації разом з високим дефіцитом бюджету і привела до кризи. В кінцевому рахунку курс виріс з 8 до 27. І знову ті самі граблі. На цей раз курс стрибне з 27 в стільки ж разів. Між іншим, МВФ рекомендував Арбузову девальвувати гивню. Але ж він свідомо тримав 8, бо розумів, що за це заплатить Україна.
+
+69
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 8:26
#
Потрібна дешева гривня і якщо, наприклад, завтра курс буде 30, то це і означатаиме, що вона стає дешевшою. Звичайно, це потрібно було робити давно і перманентно. Так, між іншим, робить весь світ. Яскравий приклад: Японія і Китай.
Розумію, що тема девальвації чомусь відразу викливає асоціацію з подорожанням смартфонів і т.п., але ж це і є життям в борг. Ми так жили і тепер за це платимо.
+
+22
serg800
serg800
14 марта 2017, 9:10
#
Дешеві кредити — це мрія великого бізнесу у наших реаліях. Для усіх решта — воно нічим не допоможе, бо ресурси розподілені нерівномірно, без застави вони будуть недоступні. Заставити житло — схоже на відчай, а не бізнес. Те саме і з девальвацією. Виграють спекулянти та в короткому терміні експортери. Бізнес гасне при постійному девалі нацвалюти.
+
0
AAA
AAA
14 марта 2017, 9:19
#
После реструктуризации долгов яресько подсчитали, что единственным способом их выполнять станет повышение цен в дол, соответственно ограничение девальвации. В любом случае, девальвация и подобные механизмы у нас результата не дадут, проблемы поглубже — социально-экономические.
+
+37
Валерий Шувалов
Валерий Шувалов
14 марта 2017, 9:25
#
И шо, где в ней разгром!?
Куча подобраных на усмотрение автора фактов подтверждающих его тезисы.
А по сути бред, обида и эгоизм.
Сам автор же и говорит «Парадокс заключается в том, что на прошлый год Основные принципы ДКП фактически вообще не утверждались» То есть нет критериев по которым можно проводить оценку, так что это уже будет субъективная оценка.
Я так тоже могу Валерку Г.приложить.
А тезис про обнищание населения за счет повышения тарифов, вообще не к НБУ.
А к олигархам энергогенерирующих контор, спонсорам Аржевитина.
А вот это вообще бред сивой кобылы: «Нужно отказаться от искусственного сдерживания курса гривны ценой стагнации экономики и нищеты граждан.»
Это как?! Отпустим гривну и население станет богаче?! Ну экономика вначале стартонет. но потом цены убьют спрос и получим глубокую ж.
Так, что не надо кидаться красивыми заголовками если не проанализировали статью сами.
А так все ложиться в план медведчука-жульки.
+
+69
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 9:37
#
Гиблая тема, в чем убедился в очередной раз. Пипл не понимает, что главное в этом мире — продать и от этого зависит рост экономики и его, кстати, благосостояние. Все аргументы оппонентов сводятся к аргументам А. Охрименка, что в Украине, мол, это не работает! Но вот парадокс — во всем мире работает, а у нас почему-то нет!
+
+11
AAA
AAA
14 марта 2017, 9:47
#
В мире уже давно поняли, что продать не главное, эту технологию назвали экономикой помойки, и еще в прошлом веке пошли ограничения на нее, стало ясно, что экосистема Земли помойки не выдержит. Однако экономика вещь очень инерционная, поэтому создавались страны с помоечной экономикой, где внедрялась даная технология. Доходит до смехо-трагического — эти страны завалены мусором.
+
+10
serg800
serg800
14 марта 2017, 9:49
#
Буде зарплата 5000$ — будем всяку хрень скуповувати:) А брати в кредит смартфони — ознака недоумства:)
+
+28
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 10:06
#
Але ж беремо! Курс утримують завдяки новим траншам від МВФ (життя в борг) і за ці гроші українці і купують смартфони.
+
0
serg800
serg800
14 марта 2017, 10:10
#
В петлі воно як — чим більше вириваєшся, тим більше затягується:) Берем нові, щоб старі повернути. Позитив — можливо з-під палки якісь реформи пройдуть.
+
+43
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 10:15
#
Але якщо ціна смартфона підвищиться в рази, що неодмінно відбудеться без нових траншів від МВФ і ЕС, то петля стане слабішою. Саме тому і дають — щоб петля не слабішала.
+
+41
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 9:45
#
Любой крупный бизнесмен или мелкий предприниматель знает — главное — ПРОДАТЬ! При этом растет его личное благосостояние, благосостояние производителей и его наемных работников. Так и для страны.
+
+50
AAA
AAA
14 марта 2017, 10:03
#
Продать для отдельного бизнесмена — значит вписаться в разделение труда и получить оценку своего труда. Тут да. А для страны? — продаем лес, завозим отходы, что тоже продажа, только услуги. Результат — повышается заболеваемость, смертность, зато растет рынок медицины, медпрепаратов, похоронных услуг, эммиграции.Ох, сколько можно продать. И человек, продавших лес и тд, с гордостью что он такой крутой, может купить дорогой гроб и похороны для своего ребенка, и себе место на дорогом кладбище.
+
+11
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 10:10
#
А Вы заметили, что в меморандуме МВФ как раз и содержится снятие запрета на экспорт леса-кругляка.
+
+65
AAA
AAA
14 марта 2017, 10:17
#
И Европа то же хочет, но брать в ЕС НЕ ХОЧЕТ. Это говорит только об их отношении к нам. Просто самый быстрый способ обогащения — развести лоха.
+
+42
timir
timir
14 марта 2017, 10:05
#
« В конце 2016 г. независимыми экспертами из числа 33 докторов наук и десятков кандидатов наук были подготовлены и направлены в Совет НБУ предложения к Основным принципам ДКП на 2017 г., принципиально отличавшиеся от проекта правления НБУ в части поддержки экономического роста.»

Пока не прекратится отрицательная селекция, при которой мнение 33 докторов наук ничего не значит, будем идти ко дну.Это ключевое понятие.
+
0
VictorS
VictorS
14 марта 2017, 10:11
#
+
+
+57
serg800
serg800
14 марта 2017, 10:20
#
Прайс:
-кандидат ек.наук — від 10 тис.дол.
-доктор ек.наук — від 25 тис.дол.
Ці люди ще й вказівки дають???
+
+27
timir
timir
14 марта 2017, 10:27
#
Так в этом и заключается селекция настоящих, от ненастоящих.И все развитые страны научились отделять при помощи различных тестовых фильтров знания от мусора, поэтому они и процветают.
+
+10
AAA
AAA
14 марта 2017, 10:50
#
Фильтр один — практика. Это БИОЛОГИЧЕСКОе свойство человека. На Западе грантоедов- мошенников тоже немерянно. А у нас просто нет обеспеченного спроса на науку.
+
+81
Artur911
Artur911
14 марта 2017, 19:16
#
Есть такое: при девальвации ускоряется оборот денег.Чем выше девал, тем сильнее «деньги горят в руках» и есть природное желание от них быстрее избавиться, в товар, валюту… ибо товар завтра будет дороже.Как следствие экономика может обходиться мЕньшим обьемом денег, стимулируется увелич. производствыа товаров, т.к. его разбирают, избвавляясь от денег.Итог больше выпускаем и растет ВВП.
Но мы — импортно-зависимая страна.Почти ничего сами не выпускаем, треть ВВП — экспорт, причем в экспорте большая доля имп. комплекташки.Так вот девал из-за этого плох и для экспортеров.Надо развивать внутр. рынок, который в наст. момент у нас еле живой (выпуск товара отечественным производителем для внутр. рынка).Сюда же — импортозамещение при обязат. перекрытии контрабаса (без этого невозможен).параллельно — реструктур. отсрочка долгов на длит. срок (5-10… лет).Ну и реформы — равные условия для бизнеса+суды.
+
0
serg800
serg800
14 марта 2017, 19:32
#
Усі знають ці очевидні речі, але ніхто нічого не робить. Тому все буде як є зараз.
+
0
Artur911
Artur911
15 марта 2017, 8:42
#
Да.если бы можно было делать как в известном фильме ;«а если не будут......, отключим газ».В нашем случае не газ, а что-нибудь другое.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться