22 сентября 2011
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:17
- 4 октября 2011, 18:58
О плодотворных финансовых идеях
«По плодам их узнаете их»
(Матф.7:16).
«Остап поклонился, протянул вперед руки, как бы отвергая не заслуженные им аплодисменты, и взошел на эстраду.
Товарищи! — сказал он прекрасным голосом. Товарищи и братья по шахматам, предметом моей сегодняшней лекции служит то, о чем я читал и, должен признаться, не без успеха в Нижнем Новгороде неделю тому назад.
Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, это quasi una fantasia. А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму».
(И. Ильф и Е. Петров «12 стульев»)
Поскольку финансовая (в частности банковская) система Украины старше самой Украины, разговоры о дебюте мы с негодованием отвергнем, как неуместные и даже вредные, а вот об идее продолжим.
Любая идея, будь она шахматная или финансовая, ценится, прежде всего, своим уникальным содержанием, но выделяется среди всех прочих, зачастую все-таки формой, подачей, упаковкой. Этот факт очень хорошо известен маркетологам и достаточно широко ими используется.
В том не было бы беды, если бы форма, как в добрые старые времена, исходила из содержания и отражала его суть. Однако, как говорится, «нынче не то, что давеча»; в современной рекламе форма все чаще выдвигается на первый план и не только, что не отражает, а иной раз даже и сознательно искажает реальное содержание или просто прикрывает его ущербность.
О чем говорит, например реклама депозитной ставки в 24%, если на поверку оказывается, что в ней отражается двухлетний доход вкладчика, то есть реальная годовая ставка равняется всего лишь 12%? Наверное, — о неуважении к вкладчику, о презрительном отношении к его финансовой неграмотности, о грубой манипуляции инстинктами и игрой чувствами.
Тем не менее, этот прием вплоть до последнего времени работает. Но насколько эффективно, вот в чем вопрос. Ответ дают исследования Мирового банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и USAID, проведенные во многих странах, в том числе и в Украине.
Эти международные институты тоже выдвинули идею, смысл которой заключается в том, что устойчивым и стабильным финансовый сектор страны может быть лишь в случае, если он опирается на грамотных потребителей финансовых продуктов.
И вот некоторые выводы из их исследований.
1. Финансовое образование потребителей является тем фундаментом, который должен поддерживать нормальное функционирование рынков капитала и в целом экономики.
2. В Украине нет ни одного коммерческого банка, который отстаивал бы важность наличия осведомленного потребителя.
3. Лишь 15% населения Украины доверяют частным банкам, 11% — страховым компаниям, 6% — инвестиционным фондам, 5% — негосударственным пенсионным фондам.
4. Только 13% украинцев делают сбережения и только 7% имеют полис страхования жизни.
5. Каждый четвертый украинец имеет негативный опыт пользования финансовыми услугами, при этом лидерами проблем являются банковский депозит, потребительский кредит и кредитная карта.
6. Финансовые рынки, которые хотят развиваться, должны обеспечить своим потребителям:
- прозрачность, — через обеспечение их полной, простой для восприятия, адекватной и пригодной для сравнения информации относительно стоимости финансовых продуктов, их условий и свойственных им рисков;
- возможность выбора, — через обеспечение справедливой, свободной от принуждения практики продажи и рекламы финансовых продуктов;
- право регресса, — через предоставление недорогих и быстрых механизмов подачи претензий и урегулирования споров.
7. Украинские должностные лица, регуляторы, финансовые учреждения и потребители финансовых услуг должны понимать, что финансовая грамотность и защита потребителей не являются игрой в одни ворота, в которой присутствуют явные победители и неудачники. Существуют многочисленные зоны, в которых переплетаются интересы государственных органов, финансовых учреждений и потребителей, и это происходит к взаимной выгоде всех участников процесса. Как это только сейчас начинают полноценно осознавать представители развитых рынков, наличие информированных потребителей является обязательным условием существования эффективной, стабильной и конкурентоспособной финансовой системы.
Поскольку отечественные финансовые рынки пока что сложно отнести к развитым, казалось бы, можно расслабиться и подождать, пока западные тенденции пересекут и наши границы, а до тех пор продолжить использование проверенных шаблонов. Собственно, судя по рекламе, большинство финансистов так пока и поступают. Что ж, в таком случае не стоит удивляться финансовому застою, разочарованности инвесторов и снижению деловой активности предпринимателей.
Все это можно попытаться поднять, пересмотрев свое отношение, как к содержанию, так и к формам подачи финансовой информации.
В первую очередь, финансовые новости могут перестать быть нейтральными, рассчитанными на подготовленную аудиторию, численность которой в Украине незначительна. Что эта новость несет для моего личного кошелька? – вот один из вопросов, которые первым делом задает себе каждый потребитель. Какие таит в себе угрозы, и какие открывает возможности? Что мне следовало бы в связи с этим предпринять, а от чего воздержаться? Какой корректировке придется подвергнуть свои краткосрочные и долгосрочные планы? А ответом на эти вызовы и стали бы новые финансовые продукты или варианты их использования, тут же предложенные их производителями.
Второе. Реклама любого финансового продукта наконец-то должна ответить на вопрос о заложенной в нем инвестиционной, бизнесовой или потребительской идее и о той выгоде, которую получит его потребитель. Все знают, что продается не дрель, а отверстие, которое она способна проделать, но называть депозит «Максимальным доходом» при годовой процентной ставке в 15%, выглядит насмешкой. На самом деле, многие финансовые продукты основаны на множестве отличных идей, не надо их даже придумывать, достаточно озвучить и растолковать человеческим языком.
Третье. Реклама, конечно, должна продавать, — это аксиома. Но вместе с тем, она вполне может учить, образовывать, объяснять, и тем самым вдохновлять на использование рекламируемой финансовой идеи. Отношение к продавцу чаще всего настороженное, отношение к учителю всегда почтительное. Заполнив штат хорошими продавцами, компания может достичь тактических успехов, превращая их в учителей, она становится способной выиграть стратегически.
Четвертое. Не стоит называть себя лучшими друзьями клиентов, пекущимися исключительно об их благе; не настолько они глупы, чтобы не понимать присутствующего в таких уверениях двуличия. Не лучше ли назвать отношения партнерскими, честно расписав и разделив интересы друг друга? Обидно не то, что финансисты зарабатывают; раздражает то, что они в этом не хотят признаваться, так что вышибать у своих партнеров слезу жалобами на дороговизну тоже не стоит. Добрым и уважительным отношением к клиентам можно перестать гордиться, — это само собой разумеющееся условие, при отсутствии которого, название данного финансового учреждения, как и дорога к нему, должны просто забываться.
Наверное, можно что-то еще придумать или подправить, эта тема дискуссионная; но заводить образовательные странички в электронных и печатных СМИ я начал бы уже сейчас. А в рекламе заменил бы лозунги на перечень конкретных выгод. Если, конечно, они есть.
|
18
|
- 19:22 С начала этого года гривна к доллару девальвировала на 3,1% — Данилишин
- 18:06 Доллар больше 40: Каким будет курс доллара в Украине. Будет ли еще рост и до каких пределов (видео)
- 17:43 Курс валют на вечер 18 апреля: евро на межбанке ушел вниз
- 16:25 Нацбанк снова поднял официальный курс доллара до максимума
- 16:16 Аналитики JPMorgan спрогнозировали падение курса биткоина после халвинга
- 15:52 Из-за отсутствия обещанного партнерами оружия правительству пришлось потратить из бюджета $4 миллиарда — Марченко
- 15:15 Bitget представляет второй сезон программы TraderPro: BTC-ориентированная программа
- 14:51 Kraken запустила собственный криптокошелек
- 13:18 Страны G7 будут держать активы рф замороженными, пока не добьются выплат за ущерб, нанесенный Украине
- 12:42 Стало известно, за какую валюту чаще всего покупают биткоин
Комментарии - 46
www.prostobank.ua/spravochniki/banki
Но доверяют банкам в Украине всего 15% населения.
А в стране «третьего мира» Таиланде всего 4 банка:
www.prostobankir.com.ua/spravochniki/banki_mira/banki_azii/banki_taylanda
А в родственной нам по духу Болгарии, которая уже в Евросоюзе, всего 3 банка:
www.prostobankir.com.ua/spravochniki/banki_mira/banki_evropy/banki_bolgarii
Интересно, почему?
Если ничего не делать, продолжат топтаться на изрядно ими же вытоптанном поле.
Вы ведь специалист по нашему финансовому здоровью?
Моего финансового здоровья количество банков не слишком касается. Их продукты важнее.
Дело в том, что у нас среди огромного количества банков доверия заслуживают, возможно, единицы банков.
Если это так, то как их величают?
А ведь эта серьезная проблема для тех же банков — при таком низком доверии и доходы соответствующие.
Остальные же 85% свои деньги банкам не доверяют.
Да бог с ними, банками, эти огромные деньги могли бы работать на экономику Украины.
Какое это имеет отношению к количеству банков в стране?
Казалось бы никакого.
Однако в вышеперечисленных мною странах есть серьезная государственная защита частных вкладов.
И соответствующий контроль за деятельностью банков, большая часть из которых государственная.
А в этом, кстати, и есть степень доверия банком от населения страны.
Вы заметили, что кофе предлагают, когда Вас обрабатывают на очередную банковскую услугу?
Потом, когда Вы повелись, и уровень услуги оказывается не тот, и кофе кончилось:)
Но…
Государству нужны наши сбережения как необходимая кровь экономики.
Оно то заинтересовано нас уговорить понести свои деньги в банк?
Но какой и под какие гарантии?
Это ж таки важно для населения, не знающего как подматрасные деньги приумножить с гос горантией!!!
Ощадбанк регулярно на УР-1 звучит. Эксим по-моему даже в телевизоре мелькает.
Что до меня, то я бы кредитку оформил лучше в эксиме, чем в привате.
Предлагал дешевые кредиты от ЕБРР.
Кстати, присматриваюсь к Эксиму давно…
А с Эксимом работать по крупному.
Кто работает с Эксимом, отзовитесь!!!
А вот тут вопрос — так ли это?
Несет ли наше государство ответственность по нашим деньгам, например, в Эксиме или нет?
Реально у нас не было случая убедиться в выполнении государством своих обязательств по гарантиям вкладов в госбанках. Если не считать историю с Ощадбанком, которая была давненько.
Благодаря кризису, мы точно узнали, что для депозитов лучше выбирать не самые большие банки. Тогда в случае чего, у ФГВФЛ хватит денег для расчета с вкладчиками
Укрэксим всегда был силен в торговом финансировании (гарантии, аккредитивы, предэкспортное и постимпортное финансирование, вексельные операции), но все течет и все меняется. После того как там началась сумасшедшая текучка кадров, того качества обслуживания уже нет, да и тарифы кусючие…