- 7 октября 2013, 20:27
Олигархи. Это хорошо?
Доброе время суток! Сегодня ещё раз смотрел диалог «экономиста» Охрименко с А. Балашовым в программе «5.10». Вобщем, приятного в этом интервью мало (кто смотрел — знают о чём я, http://www.youtube.com/watch?v=mJxYfC_FxGg), но навеяли написать блог следующие высказывания «экономиста» —
Экономист: «от передела собственности ничего не поменяется. Ну не надо. Ну было 2 олигарха, а станет 3. Зачем?»
Балашов: «Хотелось бы, чтоб вместо двух стало 25...». (считаю эту мысль ОЧЕНЬ толковой)
Экономист: «Нет, смотрите, экономика не может существовать без олигархов.»
Интересный вывод… Итак, вернёмся в историю.
Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Свойства олигополии:
- Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов.
- Очень высокие барьеры для вступления в отрасль.
- Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию.
- Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.
- Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов.
- Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке.
Предлагаю попробовать разобраться, действительно ли хорошо, как утверждает «экономист», что у нас экономика так сильно зависит от олигархов, и мы без них ну ни как. Вот просто сдохнем с голоду. Прямо завтра.
Итак, пройдёмся прямо по пунктам.
1) Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов.
Если взять реалии Украины по секторам бизнеса, то у нас не «небольшое количество», а буквально единицы, каждый из которых прочно занимает свою бизнес-нишу.
Например. Газовая сфера. Представлять я думаю не надо. Энергетика, аналогично. Ну и т.д. Мало того, эти сферы так жёстко поделены и контролируются, что тут не только в них зайти нельзя, даже мечтать об этом вредно. Это уже касается и пункта №2. Даже иностранные инвесторы не рискнут войти в поделенные и закреплённые сферы, ибо знают наши реалии...
Итак, хорошо это, господин «экономист»? Что ж хорошего, что 1 собственник фактически диктует свои условия рынку, и меняет их по своему желанию?
3) Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию.
Я бы добавил сюда и «конкурентоспособную» продукцию. Т.к. некоторый товар мы покупаем, хотим этого или нет, нас не спрашивают. Тот же газ, или электричество. Даже банальный проезд в поезде зло подорожал в этом году и что? Мы может от него отказаться? Как в том анекдоте «… а ты пройдись по рынку, поторгуйся».
Значит нет никакого стимула обновлять основные средства, внедрять технологии, повышать качество. Всё равно ведь купят! А не захотят покупать — заставим, «не будут брать — отключим газ» как не смешно, но это становится реальностью.
Как пример. Кто помнит, лет 5-6 назад на рынке мобильной связи был период, когда начали заходить новые операторы. Результат? Резко начали появляться льготные тарифы, начали падать цены, программы лояльности и т.д. Даже небольшая конкуренция заставляет бороться за потребителя.
И обратная ситуация. «… Зокрема, тарифи на мобільний зв'язок у вересні 2013 року не змінились порівняно з показниками минулого місяця. При цьому, в порівнянні з вереснем 2012 року, мобільний зв'язок подорожчав на 26,9%.»
Видимо Киевстар с МТС нашли общий язык, и даже АМКУ их не пугает… Это уже к пункту ниже.
4) Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.
Тут даже объяснять наверное ничего не надо… Примеров масса.
5) Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов.
Для нашей страны это классика, очень часто альтернативы просто нет. Газ, электроэнергия, химия, ферросплавы, да много чего. Сегодня вот столкнулся с тем, что из Днепропетровска в Киев и назад «разрешено» летать самолётам только 1 авиакомпании… Кому не лень — посмотрите цены. Днепропетровск-Киев = 4400 грн. В полёте 40 минут. К примеру, Мюнхен-Мадрид около 130 Евро. Нет, ну может конечно в полёте в Киев подают «Вдова Клико» в неограниченных количествах и поют цыгане с медведями...
6) Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке.
Тут наши олигархи уверенно попадают под первую часть предложения, и очень-очень редко под вторую, только если олигарх «А» душит олигарха «Б» ценой на необходимый товар… Например тарифом на электроэнергию для «Запорожсталь». Хотя, если бы олигарх «Б» всё таки думал об обновлении основных средств и внедрении новых технологий, возможно всё было бы не так печально...
А цены диктовать у нас любят. А чего заморачиваться? См. пункт №3. «1) Шэф всегда прав. 2)Если шэф не прав — см. п1.»
А теперь попробуем пофантазировать, что у нас с 1 ноября станет не 3 олигарха, а 25, как говорит Балашов. Какие плюсы?
— серьёзно ужесточится борьба за потребителя, что приведёт либо к снижению цен, либо к повышению качества, либо и то, и другое.
— 25-ти олигархам намного сложнее вступить в картельный сговор, чем трём. Это простая психология. Разные личности, разное видение бизнеса, мира, личная неприязнь и т.д.
— намного меньше будет влияние одного отдельного человека на экономическую политику государства, и правительству придётся принимать во внимание интересы и мнение 25-ти человек, тем самым проводя в жизнь более взвешенные и рыночные решения.
Но всё это не более чем мечты… к сожалению.
Дополню. Конкуренция позитивно влияет не только на потребителей, а и на сотрудников предприятий. Думаю не надо доказывать. Уверен, что покупка сети «Новая линия» собственниками «Эпицентра» не принесёт ничего хорошего работникам обоих предприятий.
Предлагаю всем обсудить эту тему, интересны любые мнения, особенно «экономиста» Охрименко, раз уж я его затронул в блоге.
P.S. Как -то уже писал, в очень хорошей книге прочитал один из вариантов причин «Великой депрессии» в США. Возможно не дословно, но общий смысл такой (такая себе нисходящая спираль):
1) Собственники крупных корпораций, получая значительные сверхприбыли, тратили значительную их часть не на модернизацию средств производства, а на покупку предметов роскоши (картины, яхты, дорогая недвижимость, целые острова).
2) принятие Закона Смута — Хоули в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя, правительство протекционистскими мерами повысило цены на дешёвый импорт. Это в свою очередь снизило и без того неважную покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортёрам.
3) после падения покупательной способности населения, упали объёмы продаж практически всех сегментов рынка. Владельцы корпораций, которые привыкли получать определённый объём прибыли, немного повысили цены на товары. (что является огромной ошибкой в условиях падения спроса).
4) повышение цен ещё больше снизило спрос и благосостояние населения, упали объёмы сборов налогов.
А дальше п. 3-4 в нисходящей спирали, как замкнутый круг. Ну и катализатором стал «мыльный пузырь» на рынке акций...
Ничего не напоминает в нашей стране? Только у нас другой «мыльный пузырь», в банковской сфере и ОВГЗ.
|
40
|
- 14:08 Топменеджер Binance подал в суд на правительство Нигерии, Bitwise подала заявку на спотовый Ethereum-ETF: что нового на рынке
- 13:15 Google Wallet вел дополнительное меню верификации для устройств на Android
- 10:32 Курс валют на 29 марта: евро в банках и обменниках подешевел на 5 копеек
- 09:18 Основателя криптобиржи FTX Бенкмана-Фрида приговорили к 25 годам тюрьмы за мошенничество
- 08:01 Официальный курс: НБУ повышает гривну второй день подряд
- 28.03.2024
- 19:47 США и Британия расследуют криптовалютные транзакции россии на более чем $20 миллиардов — Bloomberg
- 18:34 Стейблкоин USDT стал самым популярным активом преступников
- 17:44 Украинские ритейлеры оценили ущерб в результате войны в $2,5 миллиарда
- 17:34 Курс валют на вечер 28 марта: доллар и евро на межбанке резко ушли вниз
- 17:15 Великобритания будет регулировать мемы о криптовалютах
Комментарии - 88
Вы писали «Олигархи стали-олигархами лишь потому, что очень этого хотели и знали как это сделать.»
Как они ими стали — очень спорный вопрос. Классик писал «Все крупные состояния нажиты самым бесчестным путём». Сейчас вопрос не в том, как именно они ими стали (я не буду рассказывать «восхождение» г-на Охметова, хорошо?), а суть блога в том, хорошо это или плохо для страны.
Вот представьте, что у нас будет только 1 продуктовая сеть — АТБ. Это хорошо? Думаю риторический вопрос.
А так хоть какая конкуренция, есть Сильпо, Варус, Ашан, в Крыму популярный Экомаркет… И результаты конкуренции налицо.
«Лучше наверно что бы 50 для более жесткой конкуренции.»
В Украине новые олигархи появляються не из-за передела собственности существующих олигархов и за их счет, а благодаря дополнительному обдиранию народных масс и более массовому дерибану бюджетов всех уровней.
Ну появилась еще парочка вновь испеченных олигархов (Президент МАКО и Президент ВИТЕК) — народу стало жить намного веселее — что у олигархов прибыло, то у рядовых граждан или мелкого и среднего бизнеса убыло…
Если олигархов (владельцев бизнеса) будет больше — это не значит, что все они будут заниматься только мобильной связью…
В каждой отрасли даже три-пять человек всегда могут договориться, а отраслей и направлений деятельности предостаточно.
Нынешние олигархи — полиглоты, гребут все, до чего руки могут дотянуться или глаза увидеть…
Кстати, а как лучше? Чтобы был 1 магазин бытовой техники «Эльдорадо» и точка?
по отечественной продукции, в т.ч. по продуктам питания, еще ненасыщенное производство и недостаточная конкуренция, поэтому присутствует сговор или ценовые манипуляции, т. к. рынок позволяет «играть» ценами.
ЧТо я могу сказать Азарову, аптечным сетям, владельцам аптечных сетей, импортерам и т.д Всей этой камарильи…
Могу только перефразировать слова из известного мультфильма
Мы бандито, ганстерито
Мы легально убиванто украинта
И за это, украинта нам миллиарды
Добровольно отдаванто
Уэээ!!!
У эс… это есть круто.
УСПЕХОВ ВАМ НА ЭТОМ ПУТИ, ДОРОГИЕ УКРАИНЦЫ…
и покупай нормальные пробиотики ;)
Кстати, посмотри цены на противотромбовые препараты. увидишь новые цифры.
«А по поводу Сильпо и др. давно подозреваю...»
Не напрягайтесь, давно и многократно проверено.
Даже в самой сети Сельпо в каждом магазине почти всегда «своя» цена на аналогичный товар, хотя есть и одинаковые цены, ято уже говорить.
1) разные транспортные расходы
2) не успевают менять цена в каждом магазине согласно базы.
3) могут быть разные наценки в разных магазинах.
Кроме конкуренции, есть еще и «рекомендованные цены», выше которых нельзя продавать тот или иной товар (производитель не рекомендует — как в случае с бытовой техникой и радиоаппаратурой), а ниже совесть продавцу не позволяет.
Неужели никогда не видели на Рошеновской шоколадке цену 5,99 или 5,90 и эта цена производителем указана на упаковке в виде акционной. Ни одна торговая сеть не сможет продать ни дешевле ни дороже — вот Вам и конкуренция…
И даже если представить себе ситуацию, что этот процесс начался, и в каком-то обозримом будущем мы сможем избавиться от существующей модели рынка — кто и какими средствами будет бороться против недопущения монополизации? Концентрация — это естественный процесс, который мы наблюдаем в мировых масштабах. Каким образом отдельно взятая Украина сможет этому противостоять?
2. Давать зелёный свет иностранным инвесторам и всячески поддерживать их.
Концентрация — естественный процесс, да, но она должна быть разумной. Посмотрите на цифры в США, для примера.
И ещё. Готового рецепта у меня нет, написал как-бы вводные данные, дальше давайте обсуждать.
2. Почему только иностранным? Зарубежный капитал, имеющий гораздо больший потенциал, пойдет этим же путем и будет создавать здесь условия для монополизации рынка в свою пользу. Отечественные собственники, привыкшие работать в условиях отсутствия конкуренции, будут вынуждены либо свернуть свой бизнес, либо продать его иностранному инвестору. И при этом получат возможность открывать новые бизнесы в новых сферах, стремясь получить там такое же монопольное положение.
— Мобильная связь. Где там олигархи? Киевстар, МТС, Life — зарубежные компании.
— Газ, электроэнергия, тепло. Цены по которым народ и промышленность газ покупает устанавливается не олигархами, а государством.
— Ферросплавы. Тоже самое. Да есть монополист Коломойский, но как только он начал бить ценами -переориентировались на импорт. Помните Вой ассоциации ферросплавов. Почитайте новости за 2011-2012 годы.
Можете дать примеры реальных областей, где именно олигархи держат нужную цену?
по п.2 — в корне не согласен. Юридически вы правы, цены регулирует Нацкомиссия, а реально? Практически все облэнерго частные. Неофициальная плата только за подключение — 1000 грн/кВт. (для производственных мощностей). Гор и -облгазы кому принадлежат?
Дальше, собственники Эпицентра купили «Новую линию», это хорошо по вашему? Да, это рынок (хотя мы с вами не знаем всех подводных камней и причин этой сделки), но для конечного потребителя это плохо…
А недостатки всегда есть, мы все не идеальные, просто можно или знать и понимать проблему, или делать вид что её вообще нет (как «экономист» Охрименко, который утверждает, что олигархи нужны, без них экономике ну никак).
Есть очень капиталоемкие отрасли, та же мобильная связь. Так просто не зайдешь на рынок ибо вход стоит несколько миллиардов зелени — капитальные затраты.
И второе. Понимаете, ваша позиция немного странна тем, что вы не хотите признать, что это для населения плохо, а пытаетесь найти причины, почему это должно быть так… Просто вы делаете это умно, а «Экономист» очень безграммотно, просто заявляя «Я так сказал и точка».
Пример. Корманники были, есть и будут наверное, это сложно истребить, но нельзя же говорить что это хорошо, правда?
По остальному, здесь очень тонкая грань между тем, что плохо и тем, что нормально.
Понимаете у бизнеса и потребителей два противоположных стремления. Бизнесу очень хочется быть монополистом, как на рынке товаров, так и на рынке труда, а населению выгодно, чтобы была жесткая конкуренция между предприятиями.
+ у кого есть деньги (много и сразу) у бизнеса, есть за что купить чиновников.
Хотя даже без этого, четко разграничить, что есть монополия и что есть сговор, очень трудно…
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8
Проблемы рефинансирования крупнейших банков, Вы намекаете, что по ним CDS резко пошли вверх, вот и не смогли рефинансировать долги? Я правильно понял.
Конституцией и законами гарантируется гарантируется неприкосновенность собственности. Но нашим судам закон не писан, дело не в Законах дело в людях.
Снизить налоги для иностранцев — самая дикая идея, которую я только слышал. Неужели Вы думаете, что при снижении налогов иностранцы сразу начнут «индустриализацию Украины», нет они это не сделают, они сначала пользуясь конкурентными преимуществами в виде низкого налогообложения выпихнут наших из самых прибыльных отраслей, а потом «может быть (не факт) подумают, что-то построить»
Дело не в людях, а в Законах, люди же как всегда и везде используют любые возможности, чтобы смошенничать. Не преувеличивайте значимость людей — поставьте их в определенные условия и все будут вести себя по другому.
Вы же должны знать мою позицию по упрощению налоговой системы для всех и по привлечению иностранного бизнеса в страну. Почитайте мой блог весь и не тратьте время — я предлагаю все время одну и ту же экономическую политику. Изучите ее наизусть и пропагандируйте.
И не перекручивайте смысл и не наводите путаницу.
Поэтому, есть реальное предположение, что бред исходит от Вас. Вас кто нибудь заставляет писать комментарии мне? Можете переключиться на кого-нибудь другого?
Напомнить, как минимум 2 банковских работника, один из которых зам. пред. правления Банка Вам объясняли почему нельзя ограничивать депозитные ставки, а Вы уперлись и никого не слушали.
minfin.com.ua/blogs/ishevchenko/40259/ — почитайте.
Это у него в личном деле. Проверьте. Нажмите на ник.
Делайте выводы.
«я предлагаю все время одну и ту же экономическую политику.» — я экономист по образованию, и то, не могу себе позволить предлагать экономическую политику.
А тут на все руки мастер, и юрист, и экономист, и комментатор. :)
всех кто может шевелиться.
Мастер на все руки — тоже не проявлялось. А вот юристы и экономисты занимаются манипуляциями и когда им начинаешь показывать конкретно, так выкручиваются как и я в школе при доказательстве теорем, примерно так; а=в, что и требовалось доказать.
по прививкам тема плохо государством раскручивается. подсобил бы им, а?
Тогда благодарю Харконена и других.
Скоро начнем рассматривать картельные сговоры и их выявления :)
Serjisun — молодец, сам просвещаешься, надо и людей знаниями наградить. :)
любой из вас может использовать коррупцию в своих целях. Пожалуйста пользуйтесь, как будто кто-то запрещает вам пойти и дать взятку чиновнику и получить пару контрактов.
Коррупция доступна каждому.
Размер взяток зависит от размера бизнеса.
В плане работы процессов и процедур — это всего лишь еще один фактор, который надо учитывать.