Минфин - Курсы валют Украины

Установить
salii
Иван Салий
Зарегистрирован:
1 марта 2012

Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:25
Подписчики (4):
Ceme4kin
Ceme4kin
Днепропетровск
vitacikl
vitacikl
elenaK9850
Елена Куцая
Киев
PSheva
Петр Шевченко
Киев
председатель набсовета ассоциации «Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий»
1 марта 2012, 23:12

Власть потеряла вкус к проектному менеджменту

Несмотря на то, что в Украине ведется активное строительство ряда объектов к Евро-2012, в прошлом году объемы строительства в стране сократились на 9% по сравнению с 2009 г. Чем же обусловлена стагнация отрасли и как добиться активи­зации строительства в Украине? Я уверен, что без энергичных действий власти добиться роста в строительной отрасли невозможно.

Нужны деньги

Страна будет пребывать в состоянии кризиса до тех пор, пока не начнется рост в строительной отрасли, для чего нужна поддержка банковской системы. Много­численные административные и законодательные меры, принятые властью для поддержки строителей, оказались недостаточными, потому что Национальный банк Украины, да и вся банковская система, получив колоссальные средства на реструктуризацию, самоустранились от преодоления кризиса в строительстве. Складывается впечатление, что центральная власть и больше всего НБУ стремятся дистанцироваться от проблем строительной отрасли, надеясь, видимо, на то, что вопросы решатся сами собой.

Мировой опыт свидетельствует: быстрее преодолеть обвал в строительной отрасли помогают скоординированные действия власти, у которой для этого есть целый арсенал — тут тебе и увеличение государственного заказа, и финансирование инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, и развитие государственно-частного партнерства для привлечения инвесторов, и концессии, и другие финансовые инструменты.

Новый стимул развитию отрасли должен дать принятый Верховной Радой Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который кардинально упрощает разрешительные процедуры в строительстве, предполагает существенную поддержку инвестора и приусадебной застройки. Но эффект от действия закона — в будущем, а сейчас проблема заключается не столько в разрешительных процедурах, сколько в финансах.

Строительный комплекс Украины — это 1,5 млн. рабочих мест, это мульти­пликатор для многих отраслей, это развитый внутренний рынок производства и услуг. Если население не в состоянии покупать квартиры, то правительство и органы самоуправления должны организовать их строительство по программе «50x50» или выделять социальное жилье бесплатно, или сдавать в аренду, чтобы отрасль не приходила в упадок.

Активная власть

Особенность Украины заключается в том, что у регионов почти нет возможностей развивать капитальное строительство — бюджеты развития микроскопичны, инфраструктура в ужасном состоянии: города эксплуатируют водо- и теплосети советских времен, износ которых составляет более 70%, нет качественных дорог, отсутствуют централизованное водоснабжение и водоотвод, не обеспечивается очистка стоков, переработка мусора. В этих условиях властям необходимо заняться разработкой и реализацией специальных программ экономической мотивации собственников зданий и домов, управляющих компаний, направленных на утепление старых строений, тепловую реабилитацию сооружений, соответствующую современным нормативам. В таких преобразованиях нуждается около 1 млрд. кв.м жилья и других сооружений, ведь нормативы термосопротивления зданий в Украине повышены в 2-2,5 раза (указанное увеличение нор­матива введено Государственными строительными нормами Украины 2006 г. — Ред.). Не стоит пугаться масштабности мероприятий — обновление крыш, утепление фасадов строений, замена санитарно-технического и инженерного оборудования — это быстро окупающиеся проекты, которые должна инициировать власть и которые найдут поддержку у населения. Реализовав их, можно достичь экономии энергоресурсов на уровне 25%.

Власть потеряла вкус к проектному менеджменту, распугала инвесторов, а теперь заискивает перед ними. Сейчас во всех отраслях нужны такие же действия, как в подготовке объектов к Евро-2012 или строительстве метро и развязок в Киеве, — четко спланированные, регламентированные во времени, а главное — обеспеченные достаточным финансированием.

Необходимо понять, что главным управленческим ресурсом государства в преодолении кризиса выступает даже не инвестор, тем более иностранный, а власть — центральная, региональная и муниципальная. Если в регионе или населенном пункте строительство не ведется или ведется низкими темпами — значит, власть безынициативна и малоэффективна.

Но уместно ли говорить об инициативах на местах, если не выполняются даже решения, принятые на самом высшем уровне? Так, не выполнено протокольное решение совещания у премьер-министра Николая Азарова, состоявшегося 19 мая 2010 г., прежде всего его пункт 15, касающийся компенсации застройщикам издержек на постройку сетей (объектов) газо- и электроснабжения. Но ни правительство Юлии Тимошенко, ни правительство Николая Азарова порядки такой компенсации так и не утвердили. Закон не выполняется, поручения премьер-министра не выполняются. Можно ли при таком положении вещей победить кризис?

В сложившихся условиях власть должна действовать одновременно административными и рыночными методами. Так, одним из административных методов могло бы стать ужесточение ответственности собственников земельных участков, так называемых «заборов» и замороженных объектов (кстати, в Киеве и Киевской области таких объектов уже расхватали столько, что хватит на 20-летнюю программу активного строительства) за выполнение инвест-обязательств. В случае же грубого нарушения договорных условий — пере­давать земли другим застройщикам. Рыночными методами власти могли бы стать вложение в проект 25-30% бюджетных средств, совместная с инвестором достройка объектов и либо продажа по рыночной цене инвестору своей доли, либо эксплуатация таких объектов для наполнения бюджета.

Если нет государственного или муниципального заказа, власть работает вхолостую, сама себя засыпает «фишками» поручений о дерегуляции, смещает акценты в сторону создания видимости деятельности по мнимому развитию предпринимательства, все­возможных демократий и свобод.

Для решения любых социальных проблем должен быть сформирован бюджет развития территории и населенного пункта. В противном случае, штаты чиновников надо сократить вдвое, ибо власть перерождается в контору по соцобеспечению, не имеющую влияния на реальную экономику.

Президент Украины, правительство, органы государственной и муниципальной власти всех уровней должны при утверждении бюджетов на 2011 г. обнародовать адресные программы государственного и муниципального заказа на строительство и реконструкцию инфраструктурных и социально значимых объектов: жилья, учреждений образования, медицины, культуры, дорог, мостов и т.д.

Определить приоритеты

Мы сейчас растеряны настолько, что запутались с приоритетами: строим в Киеве железнодорожный мост и мост метро, когда главная проблема города — не железная дорога, а автотранспорт; власти Киевской области объявили о строительстве 269 коттеджных городков из 539 по всей Украине, работы на которых остановились по объективным причинам. Не коттеджные городки надо сейчас строить, а малоэтажные города, с дошкольными учреждениями и шко­лами, объектами культуры и быта, а са­мое главное — с рабочими местами. И это, кстати, хорошая возможность реализовать потенциал Меморандума о сотрудничестве властей Киева и Киевской области (документ подписан в сентябре 2010 г. Александром Поповым, на тот момент первым заместителем председателя КГГА, и Анатолием Присяжнюком, губернатором Киевской области. —Ред.).

Необходимо развивать малоэтажное жилищное строительство, которое является одним из инструментов преодоления депрессии в регионах и залогом социального развития. Власть должна бесплатно выделять земельные участки, предоставлять разрешения по упрощенной процедуре, обеспечивать подключение к инженерным сетям. Установленные в период подъема строительства, ажиотажного и спекулятивного спроса оценки земельных участков уже не соответствуют рыночным ценам. Поэтому органы управления земельными ресурсами Украины должны провести нормативную денежную оценку земель с учетом влияния мирового финансового кризиса для уменьшения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности.

Власть сейчас как никогда должна консолидироваться с обществом и бизнесом, чтобы организационно поддержать и включиться в реализацию четырех национальных программ в рамках национального приоритета «Новое качество жизни» (см. БИЗНЕС №41 от 11.10.10 г., стр.24-26. - Ред.).

Общество уже устало от кризиса, неопределенность только нарастает, оборотные средства предприятий вымыты. Пока именно так выглядит третья кризисная зима. Энергичные действия власти, госзаказ и государственно-частное партнерство — вот способы преодоления рефлекса усталости от кризиса.

Источник: Газета «Бизнес» №3-4 (938-939), 24 января 2011 года

Просмотров: 1507, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 12

+
+24
gricyk5
gricyk5
2 марта 2012, 0:13
#
Извините уважаемый за Вашими словами и идеями кроется еще советский подход к делу градостроительства… Я Вам скажу прямо без выкрутасов-власти глубоко плевать на проблемы строительной отрасли-они пришли к власти на время и стараются урвать там где легче и быстрее… А для того чтоб в стране начался новый строительный бум-нужны не только деньги но и вера граждан что это ихняя страна и держава… При нищенских зарплатах и практическом своде концов с концами 80 % населения этой страны не может позволить иметь себе крышу над головой.Строительство как гражданское так и промышленное еще ведется на уровне областных центров в райцентрах а тем более сельской местности идет процесс РЕстроительства и довольно активно-села вымирают работы нет…
+
+9
DrAksel
DrAksel
2 марта 2012, 16:08
#
Убожество, значит, по-вашему, суть несоветского подхода к строительству это когда «власти глубоко плевать» и «все пришли на время»? О чём Вы, уважаемый, вообще говорите? О том, что все нищие? Что Вы тут, извините, сопли разлили. Вы что-то НОВОЕ скажите. А не можете, запускайте контр-страйк.ехе.
+
+3
gricyk5
gricyk5
3 марта 2012, 2:16
#
Нет все не нищие… просто в этой стране их подавляющее большинство… Вы мне хотите доказать что это Ваша заслуга? А власти потому и глубоко плевать-что пришли на время.А если по-правде то мы не в соплях… а в дерьме по самое не могу-вот Вам и все НОВОЕ.
+
+8
Toha
Toha
2 марта 2012, 11:14
#
Умиляет также заезженое «строительство — пуп земли». Так клянча денбги можно строить свои речи о любой отрасли хозяйства.
+
+6
Toha
Toha
2 марта 2012, 16:56
#
О какои распугивании инвесторов тут говорят? Где они вообще, во все времена, были? у нас никогда не было инвестиций, был и есть отмыв через оффшоры денег под вывеской «инвестиции», вот и всё.
+
+4
DrAksel
DrAksel
2 марта 2012, 19:11
#
Короче, оценка «ноль», надо лечиться, перестаньте заниматься мерчандайзингом, идите к Тягнибоку
+
+16
Harkonen
Harkonen
2 марта 2012, 20:19
#
Статья правильная, но как всегда однобокая. Основные лозунги: «Мы хотим строить, а нам не дают!» «Мы всех обеспечим жильем»!
Но возникают вопросы на засыпку:
— Предприятия отрасли, которую Вы представляете, готовы обелить деятельность. Убрать кучу связанных субподрядчиков, через которых завышается себестоимость?
— Предоставлять реальные гарантии достройки объектов?
— Наконец снизить наценки, до тех же Европейских, Американских? Не 300%, а 15-20%.

Нам строители говорят, что они работают на черте ретабельности при текущих ценах, ниже некуда.
Но попробуй прийти и попросить отчетность со всеми связанными. Никто не даст.
Основные учредитеи, почему-то Кипрские, Виргинские, и прочие оффшорные компании.
Вообщем полная непрозрачность.
+
0
allescaput2030
allescaput2030
2 марта 2012, 22:15
#
Отдельные индивидуумы продолжают убеждать, что, мол, у нас, как в Европе, рынок все отрегулирует.
А что ни статья, то подтверждается обратное…
+
+7
gricyk5
gricyk5
3 марта 2012, 2:16
#
Нет все не нищие… просто в этой стране их подавляющее большинство… Вы мне хотите доказать что это Ваша заслуга? А власти потому и глубоко плевать-что пришли на время.А если по-правде то мы не в соплях… а в дерьме по самое не могу-вот Вам и все НОВОЕ.
+
+6
zaraza1m
zaraza1m
3 марта 2012, 10:15
#
«Сейчас во всех отраслях нужны такие же действия, как в подготовке объектов к Евро-2012...»
НЕ НУЖНЫ!!! В Китае за такие действия расстреливают.
+
+12
Fanfan
Fanfan
4 марта 2012, 7:01
#
В Украине впору говорить о строительном терроризме — что ни день, то драки населения со строителями, пожелавшими воздвигнуть очередного бетонного монстра в историческом центре или на месте скверика. Ну конечно, ведь такое жилье можно втюхать дороже, чем площади в промзоне. Хотя и там стоимость квадратного метра такая, что дешевле купить квартиру в пригороде Берлина. При этом в стране насчитывают более 20 000 долгостроев, т.е. начинают строительство на авось, для того, чтобы освоить полученный участок земли, и надеются, что инвестор появится уже «в процессе». При этом никто из строителей не думает об инфраструктуре, «садят» дома на старенькие водопроводные трубы и электросети. Кстати, бесконтрольная урбанизация — то, чем мы обязаны «аппетитам» строителей, входит в топ-30 мировых глобальных рисков. И эти вредители еще просят помощи от бюджета?
+
0
Harkonen
Harkonen
4 марта 2012, 11:18
#
Безусловно, правильно. Строители думают в первую чередь, о том как срубить денег по-быстрее, да побольше.
Автор блога говорит о малоэтажном строительстве — это правильно. Только при таком строительстве, возникает вопрос рентабельности, она будет существенно ниже, чем высотки в центре Киева, а это строителям не нравится. Поэтому сразу возникают вопросы о льготах, и.т.д.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться