Минфин - Курсы валют Украины

Установить
Pilkov
Константин Пильков Cai & Lenard
Зарегистрирован:
25 января 2011

Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 20:51
партнер ЮФ Cai & Lenard
8 июля 2014, 19:19

Налоговый компромисс: на каких условиях простятся прегрешения и в чем опасность раскаяния?

Итак, в скором времени стоит ожидать принятия Закона о налоговом компромиссе (официальное название — Закон України «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо особливостей уточнення податкових зобов'язань з податку на прибуток підприємств та податку на додану вартість у разі застосування податкового компромісу»). В парламенте его дорабатывают колоссальными темпами и уже подготовили ко второму чтению (сравнительную таблицу проекта можно найти здесь)

В чем суть компромисса?

Плательщики налога на прибыль и плательщики НДС смогут в течении 90 календарных дней с дня вступления в силу закона подать уточняющие расчеты, в которых отразить суммы завышения налогового кредита и/или налоговых расходов. До тех пор, пока не будут утверждены специальные формы уточняющих расчетов для целей налогового компромисса, можно подавать расчеты по обычной форме. С уточняющими расчетами надлежит подать перечень операций, по которым уточняются показатели налоговой декларации. Период, за который можно подать расчеты, исчисляется с учетом сроков давности до 1 апреля 2014 года. Грубо говоря, с апреля 2011 и до 1 апреля 2014 года.

Штраф, который обыкновенно уплачивается в случае подачи уточняющих расчетов (3 % -согласно статье 50 НК Украины), в этом случае не применяется.

Далее, от суммы заниженного налогового обязательства, которое показали в уточняющем расчете, склонный к компромиссам налогоплательщик после согласования обязательства платит 10 %, а оставшиеся 90 % считаются погашенными (штрафные санкции не начисляются, пеня тоже). Должностные лица налогоплательщика при этом не считаются уклоняющимися от уплаты налогов на всю сумму согласованного обязательства.

После подачи уточняющего расчета налоговый орган в течение 10 рабочих дней принимает решение о необходимости проведения внеплановой документальной проверки, о чем уведомляет налогоплательщика.

Если принято решение проверку проводить, по результатам могут быть составлены справка (вариант маловероятный, если налогоплательщик не уточнил обязательства по всем операциям, которые только могут показаться сомнительными налоговому органу) либо акт, в котором будут изложены выявленные нарушения (а по сути там будут изложены все остальные операции, о которых налогоплательщик не упомянул в уточняющем расчете и перечне операций к нему).

Возможные неприятности

1. Уточнение налоговых обязательств не влияет на размер налоговых обязательств контрагентов налогоплательщика. Такую идею заложили в проект его разработчики. Однако с учетом практики работы налоговиков на местах мало оснований верить в то, что так оно и будет. Ведь, если поставщик с перепугу указал в уточняющем расчете операции по поставке от своих контрагентов, которые непосредственно связаны с поставками этого поставщика налогоплательщику, то есть повод опасаться того, что операции налогоплательщика с таким поставщиком не останутся «незапятнанными».

2. Днем достижения налогового компромисса считается день уплаты согласованного налогового обязательства (уплатить можно в течение 10 календарных дней после дня согласования, и никаких рассрочек или отсрочек). А днем его согласования является вовсе не день подачи уточняющего расчета. Таким днем является день получения уведомления от налогового органа об отсутствии необходимости проведения документальной проверки, а если проверка проводится – день получения справки или налогового уведомления-решения.

При этом, если налогоплательщик начинает процедуру административного или судебного обжалования, налоговый компромисс не применяется.

Что это значит? Решил, например, налогоплательщик подать уточняющие расчеты и уточнил налоговые обязательства по 10 операциям. Думаю, он может даже не надеяться на согласование без проверки. По результатам проверки налоговый орган принимает решение о том, что еще по 90 операциям допущено занижение обязательств. Эти 90 операций могут быть совершенно «белыми», материальными, связанными с хозяйственной деятельностью и до тошноты правильно оформленными в налоговом учете. Однако если налогоплательщик хоть пикнет (начтет процедуру обжалования), он утратит право на налоговый компромисс. И как он тогда в процедуре обжалования будет доказывать «белизну» тех 10 операций, в которых он покаялся?

Если же налогоплательщик согласится с налоговым уведомлением-решением, то какой же это компромисс?

Загнанный в угол плательщик будет вынужден доплатить налоги, сняв у себя с расходов и налогового кредита совершенно законные операции.

Хорошо хоть то, что проект закона указывает на применение к определенным в налоговом уведомлении-решении сумм обязательств тех же размеров уплаты (10 %), что и к указанным налогоплательщиком в уточняющих расчетах. Иначе было бы вообще невообразимо в погоне за 10 % с заявленных операций получить полные суммы со штрафом и пеней с остальных, которые выявит налоговый орган.

3. Еще одна важная деталь состоит в том, что в нынешней редакции проект предусматривает, что

«в случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и / или налогу на добавленную стоимость по уточненным операциями в последующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся.

В первичной редакции было так:

«В случае достижения налогового компромисса проверки за уточненные периоды по налогу на прибыль предприятий и / или налогу на добавленную стоимость контролирующими органами в следующих налоговых периодах не проводятся.»

То есть, несмотря на то, что у налогового органа после подачи налогоплательщиком уточняющего расчета есть возможность проверить весь период, который уточняется, а не только заявленные операции (их проверять нет смысла, поскольку их налогоплательщик сам заявляет под режим компромисса), налогоплательщик получает «иммунитет» только на заявленные им операции. Очень велики подозрения, что этой нормой некоторые налоговые органы могут воспользоваться для возрождения нехорошей практики повторных проверок уже проверенных периодов (и уже без «льготных ставок» налогового компромисса).

4. Согласованные в процедуре налогового компромисса обязательства не подлежат обжалованию. В то же время, поскольку компромисс считается достигнутым после уплаты обязательства, в случае пропуска срока для уплаты, налогоплательщик теряет право на выгоды компромисса. То есть, имеем сознавшегося в нечистоплотности отдельных операций и теперь уже ничем не защищенного налогоплательщика. Хороший стимул для того, чтобы заплатить быстро и полностью.

Константин Пильков

Cai & Lenard рады дружить с вами в Фейсбукеи в Твиттере :)

Просмотров: 2416, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться