Минфин - Курсы валют Украины

Установить
Ovramenko
Елена Овраменко
Зарегистрирован:
11 апреля 2011

Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:00
Подписчики (19):
VasyutinaMarina
Марина Васютина
29 лет, Киев
pab
pab
56 лет, Львов
AllaNovickaya
Алла Новицкая
41 год, Киев
pointOFview
pointOFview
karawan
karawan
Африка !!! :):):)
Ceme4kin
Ceme4kin
Днепропетровск
vitacikl
vitacikl
PSheva
Петр Шевченко
Киев
GTI
GTI
Херсон
Bzzz
Bzzz
liliput
liliput
Kep
Kep
41 год, Херсон
все подписчики
депутат Киевсовета
10 июня 2011, 13:55

Концессия в ЖКХ. Без права на ошибку

С осени прошлого года власть в Украине озаботилась вопросами концессии. В октябре 2010 года был принят долгожданный Закон «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности». А уже 4 апреля 2011 года Кабинет министров своим Постановлением  расширил список концессионных объектов. Так, помимо активов «Укравтодора», ветроэнергетики и памятников архитектуры  к ним были добавлены   угледобывающие предприятия и  предприятия ЖКХ.  В мае, в Киеве прошла одна из наиболее громких концессионных сделок за всю историю современной Украины: «Киевэнерго»  было  передано в концессию. Это событие опять пробудило интерес в обществе  к теме  концессии и стало объектом острейшего обсуждения, а в большинстве случаев и осуждения, среди журналистов, политиков и экспертов. Участники дискуссии разделились на два лагеря: тех, кто считает передачу объектов в концессию, в целом, адекватным шагом и единственным возможным решением в сложившейся ситуации с ЖКХ, и тех, кто в этом решении видит признаки коммунального апокалипсиса и завуалированной приватизации.

Чтобы понять, что же действительно несет в себе концессия, в чем ее угроза  или наоборот  панацея,  предлагаю разобраться в ее сущности, предпосылках и «острых углах». Без излишних эмоций, политических манипуляций или лозунгов.

УСПЕХ КОНЦЕССИИ ЗАРУБЕЖОМ                                                                                

Концессия, как один из видов государственно-частного партнерства (ныне модного термина среди отечественных политиков), эффективно применяется в международной практике более сотни лет. Мировой банк приводит следующие цифры:  в развивающихся странах  на долю концессий приходится порядка 70% контрактов, которые государство заключает в сфере транспортной инфраструктуры, включая железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты. На сегодняшний день концессия успешно действует во многих странах по всему миру, среди лидеров  можно назвать Францию, Германию, Великобританию, Италию и США. К примеру, в современной Франции сегодня вся система газоснабжения и коммунального обслуживания работает на концессионном механизме. В  Буэнос-Айресе до привлечения бизнеса только 70% населения Буэнос-Айреса имело доступ к услугам центрального водоснабжения и только 58%  к услугам канализации. В результате же передачи системы водоснабжения в концессию были достигнуты следующие результаты:  значительно уменьшились тарифы, производство питьевой воды увеличилось на 39%, сети водоснабжения были расширены на 27%, а канализационные — на 19%, оплата счетов составила более 90% (до концессии — менее 80%).

Была успешно проведена концессия водоснабжения и водоотведения и в Ереване. Ситуация с водоснабжением в этом городе  на 2000 год являлась критической, износ основных фондов составлял 60%, а оплата счетов — 12%. В результате совместной работы частного оператора и города было достигнуто увеличение длительности и усиление надёжности водоснабжения Еревана, а уровень оплаты счетов повысился до 98% .

И таких примеров можно приводить достаточно много, но все они демонстрируют немаловажную тенденцию:  достижение успешных результатов концессионных соглашений было довольно длительным процессом, а начальный этап их действия зачастую не приносил никаких видимых результатов, что обостряло недоверие к концессионеру в обществе. Но конечные положительные результаты несомненно говорят об эффективности и необходимости её использования для повышения уровня жизни населения города и увеличения доходности объекта/отрасли.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КОНЦЕСИИ

Итак, мировой опыт демонстрирует, что модель концессия способна быть эффективной не только в инфраструктурных проектах, но и особенно в сфере ЖКХ. Но, как мы все понимаем, никуда не деться от «национальной специфики», которая в Украине порой способна  деформировать до неузнаваемости  любую иностранную бизнес-модель. Предлагаю разобраться, какие «подводные камни»  на данный период  угрожают  развитию концессии в Украине, даже с учетом «отрихтованного» за последний год законодательства.

1.Согласно Закону«Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности» (далее – Закон о концессии),  предусматривается возможность регулирования тарифов ЖКХ концессионером, поскольку условия установления и изменения цен на предоставленные услуги являются существенным условием договора между концессионером и органом местного самоуправления. В итоге, существует опасность, что тарифы на ЖКХ, которые и без концессии галопируют в сторону роста, могут стать неподъемной ношей для жителей украинских городов. Хотя,  в идеале концессионер должен зарабатывать не за счет простого повышения тарифов на свои услуги, а за счет обеспечения уменьшения  энергозатрат на пути от производителя к потребителю. Для того, чтобы не допустить очередного витка тарифного хаоса, становиться актуальной как никогда нынешняя инициатива власти — создать единый национальный орган по регулированию жилищно-коммунальных тарифов.

2.Согласно все того же вышеуказанного Закона о концессии, срок действия концессионного договора в Украине составляет от 3 до 50 лет, при том как в других странах, использующих концессию (а их насчитывается порядка 37 по всему миру) сроки концессии установлены до 15-25 лет. Иначе это не концессия, а подмена понятий, при которой нивелируется сама  суть концессии.

3. Закон о концессии предусматривает, что передача объекта в концессию должна осуществляться по результатам конкурса. В то же время необходимо отметить, что статья 6 этого Закона  допускает возможность заключения концессионного договора и в том случае, если на участие в конкурсе подал заявку только один претендент. Нужно ли тут лишний раз объяснять, какое существует поле для манипуляций у недобросовестных местных чиновников? 

4.На уровне местных властей не существует информационной инфраструктуры о готовых к концессии объектах. Нет единых муниципальных структур, которые концентрируют, обрабатывают и систематизируют  всю информацию, позволяющую потенциальному инвестору определиться как с условиями концессии того или иного объекта, так  и с конкретными особенностями, присущими определенному городу или территории.  В таких условиях привлечение действительно серьезных, иностранных инвесторов-концессионеров становится проблематичным.

5. Согласно положениям Европейской энергетической хартии, которую приняла и  Украина: «Потребитель должен иметь право выбора, а производитель возможность доступа». В условия монополии на тепло-  или водоснабжение в Украине, потребитель такой роскоши, как выбор, не имеет. При нынешней масштабности монополии, ни одни концессионер-бизнесмен не может быть действительно заинтересован  модернизировать теплооборудование, прокладывать новые коммуникации   и т.п. Основная задача -  сохранять систему в работающем состоянии и выкачивать из нее побольше денег.  Ведь концессия — это не благотворительный проект, а бизнес, цель которого прибыль. Именно поэтому большинство экспертов ТЭК крайне скептично заявляют, что при монополии теплогенерирующих и теплоснабжающих организаций в Украине, даже самые перспективные концессионные проекты не способны будут улучшить качество коммунальных услуг.

****

Однако, даже с учетом  всех существующих «острых улов» концессии, отечественное ЖКХ без нее ожидает  коллапс, при чем в течении ближайших пяти лет. По подсчетам экспертов, для модернизации ЖКХ страны нужно приблизительно 150 млрд. долларов, что составляет  100% национального ВВП. Для одного только Киев, для модернизации только теплового и энергетического хозяйства  необходимо инвестировать 1,5 млрд. евро и 220 млн. евро соответственно.

Вопрос состоит не в том, хороша концессия или нет для ЖКХ — ответ очевиден:  без бизнеса, государство не способно будет самостоятельно изменить ситуацию. Важно  насколько государственная власть сможет обеспечить баланс интересов  отдельного концессионера и обслуживаемых им граждан, то есть  в условиях существующих пробелов в законодательстве будет иметь  возможность в нужный момент вмешиваться в ход исполнения концессионного соглашения, чтобы обеспечить непрерывность оказания услуг и гарантировать жизнеобеспечение всего населения.

«Украинская правда. Киев»

Просмотров: 1743, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 1

+
+5
Zedd
Zedd
13 июня 2011, 22:39
#
Проходя мимо рассыпающейся хрущевки невольно задумываешься — жильцы этого дома как и всех других, ВСЕГДА (за возможными исключениями последних лет) исправно платили коммунальные услуги в число которых входиди бесконечные амморотчисления и капремонты, но факт на лицо — эти дома через пару десятков лет будут аварийными… Вопрос — ГДЕ деньги которые платили жильцы
Вопрос №2 — Нахрена мы все платим за то, что нам НИКТО НИКОГДА не вернет ни в каком виде
Вопрос №3 Что может нам гарантировать правительство, окромя своевременного снятия с нас штанов?

Вопрос №4 ПОСЛЕДНИЙ — точнее и не вопрос а резюме:
Наши деды, наши родители и мы платили все эти годы лишь для того, чтобы теперь подвести черту (то есть послать всех на... ) и сказать: «Платите заново — иначе всему полный..... .»

Так есть -и так было… Есть сильный и имеющий власть над слабым и бесправным… а все остальное от лукавого…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться