ВХОД
Вернуться
oliynyk
Дмитрий Олейник
Зарегистрирован:
21 февраля 2012

Последний раз был на сайте:
10 июля 2013 в 17:36
Подписчики (15):
20150224
20150224
indagame
IndaGame Games
26 лет, Киев
Fantomas75
Fantomas75
41 год, Киев
sorochan
sorochan
pivasik
pivasik
Ndf
Ndf
Був Кийов, а став ...
AllaNovickaya
Алла Новицкая
33 года, Киев
Kep
Kep
34 года, Херсон
pointOFview
pointOFview
Eurobond2020
Olena Glemba
BIG
BIG
Киев
Ceme4kin
Ceme4kin
Днепропетровск
все подписчики
Управляющий партнер инвестиционного холдинга ProCapital Group
11 октября 2012, 15:55

Новый закон о депозитарном учете или куда ведут благие намерения

В последние дни сентября Президент Украины Виктор Янукович подписал закон «О системе депозитарного учета ценных бумаг». Согласно новому закону уже в ближайшее время учетом прав собственности в стране будут заниматься специально созданные для этого новые учреждения — единый центральный депозитарий и единый расчетный центр. Если говорить относительно депозитария, то данную инициативу народных избранников можно только приветствовать: с многолетним соперничеством и тихой враждой Всеукраинского депозитария ценных бумаг и Национального депозитария Украины уже давно пора заканчивать. Да и международные финансовые организации уже неоднократно акцентировали внимание на необходимости создания единого депозитарного учреждения. Вот только амбиции и лоббистские возможности противоборствующих сторон не позволяли сделать это раньше. Пока остается открытым вопрос, на базе какого из существующих депозитариев будет создан Единый центральный депозитарий. В частности, по мнению Игоря Прасолова, председателя совета Национального банка Украины, это должен быть государственный НДУ.

Значительно более негативную оценку среди участников рынка вызвала инициатива создания «Единого расчетного центра». Как утверждают создатели закона, ЕРЦ должен будет стать центральным контрагентом для всех фондовых бирж (я напомню, что сегодня их у нас 10). А уставный фонд в размере 120 миллионов гривен позволит ему взять на себя все риски невыполнения сделок. Владельцем контрольного пакета в 75% акций станет НБУ, который впрочем, после запуска системы, в течение нескольких лет, уменьшит его до 25%. Преимущества новой системы один из творцов данного закона Игорь Прасолов описывает так:

«Сегодня на наших биржах происходит торговля по принципу «Т+0», то есть перед сделкой и продавец и покупатель обязаны задепонировать деньги или акции на счетах. В мире такого нет, и на развитых рынках действует система «Т+3», когда расчеты происходят через три дня, что и заложено в новом законе. Центральный контрагент становится необходимым условием данной системы и у него главная функция: гарантия выполнение всех сделок. Однако в эту структуру нужно инвестировать очень много денег, которых у рынка просто нет. НБУ как один из главных учредителей готов инвестировать деньги и готов гарантировать исполнение сделок. Более того, в законе написано, что НБУ в случае проблемы с ликвидностью может эту ликвидность дать. Поэтому это очень большой плюс и дополнительный стимул для прихода иностранных инвесторов на наш рынок».

Однако участники рынка почему-то не оценили такого королевского подарка. 20 сентября в качестве протеста против нового закона «Украинская биржа» даже приостановила торги. Основные вопросы вызвала необходимость создания такой структуры как «Расчетный центр».

Вот что говорит по этому поводу глава правления Украинской Биржи Олег Ткаченко: «Ни одна рыночная организация не может спокойно относится к тому, что создается искусственная монополия на рынке. Не знаю примеров, которые бы показывали, что монополия — это хорошо. Монополизация и рынок чужды друг другу. А в Украине создается супермонополист по двум важнейшим функциям. Первая функция – денежные расчеты по сделкам. И, главное, не только по ценным бумагам, а и по другим финансовым инструментам. Мне кажется, что участники или будущие участники товарных рынков не понимают, что срочные контракты, фьючерсы на зерно, сахар, кукурузу также подпадают под действие этого закона и монополиста РЦ, так как именно он будет их обслуживать. И вторая монополизируемая функция — это клиринг. Фактически эта редакция закона монополизирует весь клиринг».

Если говорить о моей позиции, то я могу понять благие намерения творцов законопроекта, которые пытаются исправить национальные особенности нашего фондового рынка. Ведь имея 10 фондовых бирж, 3 депозитария, 692 торговца ценными бумагами, 383 хранителя ценных бумаг, 350 управляющих компаний действующего фондового рынка мы до сих пор так и не получили, а объёмы торгов акциями остаются на мизерном уровне. Однако искусственная монополия очень редко означает стремительное развитию и процветание, чаще всего результат прямо противоположный. Поэтому я согласен скорее с мнением участников рынка, которые протестуют не против участия Национального Банка – это как раз положительный фактор, а против непонятной структуры, наделенной существенными полномочиями. И которая к тому же будет контролировать и вести учет всех прав собственности на фондовом рынке страны. К сожалению, пока к участникам рынка не очень прислушиваются, но даже после принятия закона остается год пока он вступит в силу. И именно это время, по моему мнению, необходимо максимально использовать для донесения своей позиции на рыке. Как утверждает одна мудрая книга: «стучите и вам откроют». 

Просмотров: 586, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд