Минфин - Курсы валют Украины

Установить
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зарегистрирован:
16 февраля 2010

Последний раз был на сайте:
25 февраля 2024 в 16:57
Александр Охрименко — Александр Охрименко
экономист
28 апреля 2010, 10:58

Вы еще не заплатили налоги? Тогда мы идем к Вам

У нас теперь есть госбюджет на этот год. Оппозиция будет его ругать и обзывать «бюджетом проедания», а коалиция будет его хватить и ласково называть «бюджетом развития». Но и та, и другая не правы. Это обыкновенный бюджет, ничем не лучше бюджета 2009, 2008, 2007 и т.д.

Мало кто обратил внимание, — никогда еще за всю историю существования Украины госбюджет не выполнялся так, как планировался. В целом выглядит все хорошо. И любое правительство всегда радостно сообщает, что госбюджет выполнен на все 100%. При этом скромно умалчивает, что в действительности все выглядит немного не так, как планировалось. Очень часто уже по ходу выполнения госбюджета меняют сумму доходной части и тогда уже подгоняют данные фактически полученных доходов к плановым. А еще больше меняют статьи затрат. По отдельным статьям затрат идет явный перерасход, а по другим недофинансирование практически на 90%. Справедливости ради стоит заметить, что как правило, перефинансирование происходит по так называемым социально защищенным статьям, то есть статьям затрат на заработную плату бюджетникам, выплатам инвалидам и пенсионерам, компенсации затрат ЖКХ и т.д. А недофинансирование как раз происходит по статьям, которые гордо называются статьи инвестиционного развития страны – финансирование науки, строительство новых высокотехнологических объектов, типа высокоскоростных магистралей, строительство мостов и туннелей, а так же развитие самолетостроения, а тем более космос. Скорее всего и в этом году ситуация повторится. Надо будет поднимать заработную плату бюджетникам. Скорее всего, проблемы пенсионного фонда так и останутся проблемами. А тут еще большое количество отраслевых программ тесно связанных со многими депутатами, которые хотя бы частично, но надо будет профинансировать. Поэтому денег будет не хватать.

Где планирует взять деньги правительство?

Самым ярким событием, связанным с принятием этого госбюджета, является повышение акцизов на ряд потребительских товаров. Существенно повышены акцизы на пиво, на марочные вина, на сигареты с фильтром и на бензин. Хотя остались без изменений акцизы на сигареты без фильтра и незначительно повысили акцизы на спирт. Но, больше всего наше правительство не любит курителей сигар, акцизы на эти изделия подняли в 2 раза. В этом году планируется получить за счет акцизного сбора на товар, производимый в Украине, более 25 млрд. грн. Это немного. В общей сумме доходов госбюджета это составляет всего 9,6%.

Главным источником дохода госбюджета должен стать налог на добавленную стоимость (НДС). В 2010 году этот налог должен принести в госбюджет дохода на сумму 119 млрд. грн., что на 46% больше, чем в 2009 году. При этом за счет производства украинских товаров планируется получить НДС на сумму 58,2 млрд. грн., а за счет импортных товаров на сумму 84 млрд. грн. На возмещение НДС планируется направить 25 млрд. грн. Если кто забыл, напомним, что в госбюджете 2009 года планировали собрать НДС на сумму 94 млрд. грн. (50 млрд. грн. за счет украинских товаров и 81 млрд. за счет импортных товаров), при этом на возмещение НДС планировали направить 36 млрд. грн. Фактически по итогам 2009 года собрали НДС на сумму 84 млрд. грн, а не возместили из госбюджета НДС на сумму почти 25 млрд. грн. И, если верить Минфину, из госбюджета в 2009 году возместили НДС на сумму 34 млрд. грн. Как видите, рост дохода госбюджета прогнозируется исключительно за счет существенного уменьшения возмещения НДС. При этом общая сумма сбора НДС должна вырасти от продажи товаров.

А чтобы не было соблазна не платить НДС, водится электронный реестр налоговых накладных. И если после проверки выявиться, что одна из компаний в цепочке расчета прохождения налоговых накладных НДС фиктивная, то такая накладная не признается и предприятие должно будет уплатить НДС. Мало того, на 2010 год приостанавливается право предприятий включать сумму невозмещенного НДС в сумму начисленного НДС за другой налоговый период. Другими словами, если в отчетный календарный период образовался минус по НДС, а во втором плюс, то отнять сумму невозможно. Фактически за счет администрирования налогов правительство пытается максимально увеличить сбор НДС. Как это получится покажет время. В конечном итоге, если бизнес не найдет выхода, как обойти эти ограничения, можно просто поднять цены для конечного потребителя на сумму НДС. Проблема с НДС несколько другая. Главным источником возмещения НДС является экспорт. А именно на рост экспорта в этом году и возлагаются большие надежды. При этом совершенно непонятно, или вообще прекратят экспортерам возмещать НДС, или, что более вероятно, будут возмещать НДС за счет собранных денег от продажи украинских товаров. Получится типичное социальное партнерство, — за счет повышения цен на украинские товары будут компенсировать стоимость товара продаваемого на экспорт.

Вторым по значимости после НДС видом налогов является подоходный налог. В 2010 году планируется собрать его на сумму более 50 млрд. грн., что на 25% больше, чем в 2009 году. Напомним, что подоходный налог, в отличие и от НДС и от большей части налога на прибыль идет в местные бюджеты. Планируется за счет роста подоходного налога «подлатать» местные бюджеты. А у нас, за исключением Киева, все местные бюджеты дотационные. И Минфину явно уже надоело финансировать местные бюджеты. Так что деньги местным бюджетам будут как раз кстати.

А для того, чтобы жители своих регионов проявляли патриотизм, внесли изменения в законодательство. Теперь ДПА расширили права по проверке предприятий по начислению подоходного налога, и заодно расширили возможности для доначисления сумм этого налога. При этом обязали предприятие ежемесячно уплачивать подоходный налог, даже при условии, что предприятие не имеет денег на счете для выплаты самой заработной платы. А в дополнение на банки возложили обязанность не выдавать деньги на заработную плату, если предприятие не уплатит налог на заработную плату, в сумме не меньше 5% от суммы наличных денег, используемых для выплаты заработной платы. Надо отметить, что суммы подоходного налога действительно будут увеличиваться, так как будет расти минимальная заработная плата. И сам бизнес начнет возрождаться, а значит нанимать новую рабочую силу и повышать заработную плату удальцам трудового фронта.

И третий вид значимого налога, это налог на прибыль предприятий. Планируется получить в 2010 году этого налога на сумму 41 млрд. грн. В 2009 году тоже были такие же планы относительно этого налога, но фактически собрали только 32 млрд. грн. Чтобы так не получилось в этом году, законодательно ужесточили контроль за начислением налога на прибыль. Кроме того, уменьшили для банков сумму лимита резервов, которую они могут включить в затраты. Мало того, обязали банки включить в сумму дохода, сумму начисленных процентов по кредиту, даже если заемщик их не оплатил. Складывается такое мнение, что правительство хочет за счет банков решить проблему взыскания налога на прибыль. Не забыли и обыкновенные предприятия. Если предприятие имело убытки за предыдущий период, то в 2010 году оно имеет право уменьшить сумму фактически полученной прибыли только на 20% фактически полученных убытков. А остальную часть убытков оно может компенсировать за остальные четыре года по 20% за каждый год. Прошедший 2009 год был богат на убыточные предприятия, поэтому правительство не очень хочет, чтобы старые убытки ухудшали приток денег от прибыли, полученной в этом году.

Остальные источники доходов госбюджета традиционные и обыденные.

За счет предоставления услуг бюджетными организациями казна должна пополниться на 14 млрд. грн. Рентные платежи должны принести госбюджету 9,8 млрд. грн., что на 35% больше, чем в 2009 году. Планируется получить в 2009 году более 9 млрд. грн. платы за землю. Около 8,8 млрд. грн. должна обеспечить пошлина, что взимается при импорте товаров в Украину, что на 46% больше, чем в 2009 году.

Сумму в 10 млрд. грн. должна принести приватизация еще оставшихся госпредприятий и 10 млрд. грн должен заработать НБУ и перечислить в бюджет. Все госпредприятия должны заплатить в бюджет дивиденды на сумму немного более 3,5 млрд. грн. Смешной доход от бизнеса госпредприятий. Причем, за счет продажи остатков военного имущества, бюджет должен получить около 4 млрд. грн. Может лучше сапоги продавать, чем заниматься этими государственными заводами и фабриками?

И самый спорный и конфликтный налог – единый налог для СПД, должен дать доход местным бюджетам в размере 1,8 млрд. грн., это плюс к 0,83 млрд. грн. местных налогов, которые тоже, как правило, платят СПД.

Всего планируется в 2010 году получить общих доходов госбюджета и местных бюджетов на сумму 269,5 млрд. грн. Из них на долю госбюджета приходится 202 млрд. грн. В 2009 году планировали получить 238 млрд. грн, а реально получили 225 млрд. грн.

Так что держитесь, налогоплательщики. Кризис закончился, и теперь уже тяжело объяснить инспектору ДПА, почему мало налогов. Теперь только работай и работай, и плати налоги.

Просмотров: 3320, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 5

+
+6
Lesia
Lesia
28 апреля 2010, 12:46
#
Азаровщина тем и знаменита, что штафами ГНАУ собирает больше чем налогами
+
0
Informed
Informed
28 апреля 2010, 13:01
#
Ну что ж, господа, Налоговый кодекс может появиться разве что в утопическом сне :(
+
0
finistair
finistair
28 апреля 2010, 13:37
#
Соррри за оффтоп.А процедура продажи НДС-облигаций чем-то отличается от купли-продажи ОВГЗ?
+
0
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
28 апреля 2010, 14:05
#
На вторичном рынке продажа облигаций НДС аналогичная, что и обыкновенных ОВГЗ
+
0
finistair
finistair
28 апреля 2010, 14:37
#
спс
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться