Минфин - Курсы валют Украины

Установить
ishevchenko
Игорь Шевченко
Зарегистрирован:
24 апреля 2012

Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 21:28
Подписчики (154):
987
987
naf422
naf422
ballistic
ballistic
3 года
gordienkal
gordienkal
Banderlog
Banderlog
Чернівці
vista1
vista1
dtimoshenko
dtimoshenko
киев
AleksandrBank
AleksandrBank
39 лет, Киев
evolve32
Никита Т
Одесса
Artur13
Artur13
ochimovskaya
Тетяна Делл
52 года
SAndreyS
SAndreyS
54 года, Дніпро
все подписчики
эксперт банковского рынка
23 марта 2017, 11:20

Онлайн кредитование. Проблемы и перспективы.

Часть Первая.

В декабре 2011 года в Украине был выдан первый онлайн кредит. Когда весь процесс поиска и привлечения клиента, анализ его кредитной заявки, принятия решения о кредитовании, формирования пакета документов по займу и сама выдача кредитных средств (путём перечисления денег на платёжную карту) стал полностью автоматизированным. Именно с этого момента в нашей стране появилось направление, которое столь популярно сегодня и выглядит всё так же свежо и перспективно в будущем. Однако настолько ли всё однозначно и радужно, как считают многие и где, та самая «ахиллесова пята», которая есть у любого, даже самого эффективного направления, сервиса, бизнеса?

Благодаря специфике моей работы, часто общаюсь с клиентами, которые (в силу разных причин) решили попытать счастья на рынке онлайн кредитования. Не как клиенты финансовых учреждений, а как кредиторы в ипостаси кредитного учреждения, оказывающего именно услуги «денег онлайн». Я уверен, что этот материал будет полезен и тем, кто уже в этом бизнесе и тем, кто только собирается погрузится в это направление, что называется с головой.

Подготовка данного материала вызвана моим желанием дать ответы на самые распространённые вопросы по теме построения и организации работы дистанционных каналов продаж и, конкретно, системы онлайн-кредитования, как наиболее сложной из них с простой целью – избежать потери времени, как моего так и клиентов, которые обращаются ко мне с желанием заняться таким видом бизнеса. С фактическим уходом из этой ниши традиционных операторов такого вида кредитования – банков, в неё массово ринулись не банковские финансовые учреждения В первую очередь финансовые и кредитные компании, как официальные так и не официальные. К большому сожалению этот рынок в значительной степени обделён вниманием со стороны его регулятора Нацкомфинуслуг, по причинам вполне тривиальным, у этой государственной структуры банально не хватает ресурса чтобы контролировать весь спектр своих «подопечных». К которым, помимо вышеназванных кредитных и финансовых компаний, относятся так же ломбарды, кредитные союзы, не государственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй и прочие. Всё это, с одной стороны, мешает работать официалам и даёт практически бесконечный пул возможностей для «теневиков».

К сожалению, большинство из тех, кто только собирается стартовать в этом бизнесе, ослеплены его высочайшей доходностью. И кроме таких желанных 300-700% годовых мало на что обращают внимание. Да, этот бизнес способен приносить высокий уровень дохода, но только при жестком соблюдении целого ряда требований. Впрочем, даже в этом случае, 700% годовых, это всего лишь эффективная процентная ставка по займу, реальный доход будет ниже, в разы. И то, лишь в случае серьёзного, системного подхода при построении и сопровождении такой системы. Практика показывает, что более 90% подобных компаний либо «ложатся» на горизонте 12 месяцев работы, либо отчаянно барахтаются на плаву ещё какое то время, после чего так же закрываются. Да и у оставшихся не всё так радужно, как в их пафосных пресс – релизах. Не стоит переоценивать свои силы и недооценивать рынок, клиента, нюансы законодательства, регуляторные ограничения и особенности, а так же массу иных факторов. У этой ниши рынка, как и у любой другой, есть свои принципы, правила и нюансы. Как правило, после первого же диалога с потенциальным заказчиком, который желает реализовать такую систему в своей компании (как правило в виде отдельного направления в уже существующем портфеле бизнесов) риторика меняется с бравурно – оптимистичной на сдержано – реалистичную. После недели плотного погружения в процесс не менее половины клиентов вовсе отказываются от изначальной задумки. Вторая половина…… Были у меня потенциальные заказчики, молодые и грамотные люди с образованием одного из самых престижных учебных заведений Великобритании… и наш диалог был довольно продуктивен и мысли звучали в унисон, ровно до той самой минуты, когда мы дошли до той части системы, которая называется скоринг. После слов «а скоринг мы скачаем в интернете», я поблагодарил за встречу и попрощался. Желание ездить на «мерседесе», а заплатить за него как за «жигули» мне понятно, но это не ко мне, это в раздел «сказки народов мира». История совершенно реальная и таких великое множество, слова разные, а мысль всегда одна «как получить много, а заплатить за это мало, а лучше вообще ничего?». Давайте изначально рассмотрим ключевые элементы подобной системы. Именно ключевые, которые во многом и формируют «прайс затрат» на создание и сопровождение системы онлайн – кредитования. Скоринг, о котором так любят упоминать, это всего лишь один из «кусочков» Системы, при этом, увы, не ключевой! Ведь только перечень необходимых проверок данных, внесённых клиентом в анкету, выглядит довольно внушительно:

— Внутренний «блек-лист»;

— Внутренняя кредитная история в Компании;

— Внутренняя база «Телефон – Стоп» + иные специфические базы, т.к. «База скомпрометированных мобильных устройств»;

— база адресов проживания клиентов;

— Проверка наличия действующей активности клиента в Компании;

— Перекрестные проверки данных в анкете;

— Проверка указанных телефонов по ранее поданным заявкам на кредитование;

— Проверка повторных телефонов по результатам отработки анкет;

— Проверка повторных телефонов по состоянию обслуживания кредитов;

— Контроль количества обращений клиента и результатов скоринга;

— Проверка изменений данных по одному клиенту, в сравнении с ранее поданными заявками;

— Анализ IPместа подачи заявления клиента;

— Проверка корректности внесённых в анкету данных (Комплекс мероприятий (проверок и перекрёстных проверок) – соответствие внесённого ИНН, корректность заполнения полей анкеты и их групп) и прочее;

— Проверка места работы клиента в сравнении с ранее поданными заявками, в т.ч. по другим клиентам;

— Перекрёстная сверка контактных номеров телефона;

— Проверка места обращения клиента с местом расположения его работодателя или места ведения бизнеса;

— Проверка контактных лиц по указанным в анкете телефонам;

— Прескоринг – расчёт «загрузки» кредита по конкретной заявке клиента;

— Внутренняя база недобросовестных клиентов (БНДК);

— данные из бюро кредитных историй (не менее 2-х бюро);

— проверке места работы заёмщика/регистрации предприятия;

— проверка контактных телефонов;

— автодозвон;

— Соответствие контактных телефонов (стационарных) адресу регистрации/проживания;

— реестры обременений;

— «Державний реєстр боржників»;

— данные из аккаунтов социальных сетей

И прочее и прочее…

А есть ещё пре-скоринг, стоп-факторы, скоринговые ловушки и ещё много разных «изюминок». Без которых, конечно, можно, но все они, в большей или меньшей степени, влияют на конечный результат. И если с внутренними базами, которые для вас бесплатны либо условно-бесплатны, все довольно просто то с внешними источниками сложнее и дороже. Так как с любым внешним источником, для получения либо обмена данными (те же бюро кредитных историй) необходимо интегрироваться, а это время и дополнительные финансовые затраты. Как правило, при покупке «коробочного» решения онлайн системы у специализированных разработчиков, вас будут уверять, что «больше одного кредитного бюро вам и не надо. А оно в нашем продукте есть...». Настоятельно рекомендую хорошо подумать. О причинах, несколько ниже.

При грамотном подходе, целиком возможно выйти на безубыточность к 5-6 месяцу работы. Возможно так же к 8 месяцу отбить инвестзатраты. Многое зависит от изначально выбранной модели работы и ещё целого ряда факторов о которых я напишу ниже.

Первоеи, по моему убеждению, самое главное – онлайн-кредитование в том виде, в котором мы наблюдаем его сегодня, это уже тупиковый путь развития. Объясню почему. С момента ухода с этого рынка банков, не банковские кредитные компании сосредоточились в нише экспресс- кредитов для наиболее не обеспеченных слоёв населения, с минимальным уровнем финансовой грамотности и доходов, на принципах так называемых «кредитов последнего дня», высокодоходные и максимально рискованные. При котором кредит (как правило) выдаётся на сверх-короткий срок (7-15 дней) и в небольшой (800-2000 гривен) сумме, с возможностью последующей лонгации на аналогичный период и с шансами на увеличение максимальной суммы при качественном обслуживании первоначального займа. По разным оценкам такими кредитами постоянно или условно постоянно (более двух раз в год), пользуются от 8 до 10 миллионов наших граждан. Около 50% из них имеют 2 и более аналогичных займа одновременно в различных кредитно-финансовых учреждениях. Есть реальные случаи кредитной нагрузки на семью из 3-х взрослых, в виде 10 и более займов. Уже сегодня мы пришли к ситуации, которая и вынуждает меня утверждать о тупиковости развития направления онлайн-кредитования в таком направлении. Объясню почему:

— плюсом для операторов этого рынка, можно назвать лишь тот факт, что благодаря перманентному обнищанию украинцев, все больше и больше из них вынуждены обращаться за такими займами. Ведь альтернативы в кредитовании, которая была у них при нормальном функционировании банковского сектора, сегодня попросту нет. И даже с учётом того, что часть сегодняшних заёмщиков став проблемными клиентами лишаются дальнейшей возможности получать подобные кредиты (по разным оценкам около 15% из общей массы кредитующихся), им на «смену» приходят новые клиенты, которые ещё вчера и не смотрели в направлении таких кредитов. По сути количество 8-10 миллионов, это условно постоянная величина.

— главным минусом является тот факт, что на рынке появляются всё новые и новые игроки, которые, прельщённые красивыми сказками о 700% годовых, желают заработать и себе «на булку с маслом». И эта конкуренция усиливается с каждым днём. А если добавить сюда «нелегалов», частных кредиторов, а так же компании с псевдо-онлайн кредитованием, то ситуация, когда идёт борьба за одних и тех же клиентов, это уже сегодняшний день. Ведь, по сути, мы имеем дело с банальной миграцией одних и тех же клиентов между разными, конкурирующими фирмами. Это хорошо для самих клиентов, ведь они имеют возможность сегодня получить условия кредитования лучше, чем вчера. Но это никак не в плюс для самих кредиторов. А, учитывая, что любая ниша рынка имеет свою емкость, то завтра всё равно будет тупик;

— по сути вся борьба за клиентом сильно ограничена локациями крупных и средних городов. «Дотянуться» в глубинку такие компании не могут, это сложно технологически в первую очередь. Ведь для пользования онлайн – кредитом, помимо желания клиента, необходимы ещё как минимум два фактора: доступ в интернет и приемлемый уровень навыков в работе с подобными системами самих клиентов. В этой части у фирмочек кредитующих по старинке, с обязательным посещением клиентом офиса, явное преимущество.

Минусов, естественно, больше, я остановился лишь на ключевых. Вопрос, что делать дальше, как развиваться рынку? Я вижу для себя несколько направлений, но остановлюсь сегодня только на одном, это расширение клиентских сегментов и типов продуктов. По сути, не банковские кредитные учреждения, должны взять на себя то, что ещё 2 года назад было сугубо банковской темой, это покрытие максимального количества клиентских сегментов с большим пулом разнообразных кредитно-карточных продуктов. Да, чем выше уровень финансовой грамотности клиента, уровня его доходов, тем ниже общая доходность (хотя, глядя на объём проблемных кредитов у большинства сегодняшних кредиторов, это весьма и весьма спорное утверждение). Но одновременно, это принципиально меньший уровень кредитных рисков, диверсификация портфеля займов, качественно иной его рост и огромное количество иных, не менее «вкусных плюшек», начиная от возможности масштабирования бизнеса, вхождения в закрытые сегменты (аналоги зарплатных проектов, например) и внедрение уникальных продуктов, услуг и сервисов, которые могут потреблять клиенты с качественно иным уровнем финансовых возможностей: начиная от консьерж сервиса и онлайн-страхования. Всё это, ещё несколько лет назад делали украинские банки, завтра это должны начать делать не банковские финансовые учреждения. Я говорю должны не потому, что мне так хочется, а исключительно по причине того, что это единственно правильный путь развития. Можно создать самую продвинутую автоматизированную систему онлайн – кредитования, самый точный скоринг и много ещё чего, но если у вас НЕ БУДЕТ КЛИЕНТА то все это вы проделали зря. Фактически, остался год, максимум два, даже с учётом стагнации банковского сектора, и эта ниша будет занята, ведь эта «перестройка» УЖЕ началась.

Именно поэтому, наряду с включением в скоринговую систему анализа аккаунтов клиента в социальных сетях, я настоятельно рекомендую начинающим учитывать и вышеприведённые факторы.

Возвращаясь к вещам более привычным, хочу добавить, что любая, даже самая эффективная система, всегда нуждается в своевременном апгрейде, система онлайн кредитования не исключение

Начиная, будьте готовы к тому, что минимальная команда для эффективной работы по запуску проекта, будет состоять из:

— руководитель проекта;

— архитектор системы;

— бизнес – технолог;

— риск – аналитик (с функционалом скормейкера);

— методолог (в т.ч. несущий на себе функционал SMMщика);

— бухгалтер;

— специалисты ИТ направления;

— юрист

И это только для старта и при условии, что разработчик и поставщик «коробочного» решения автоматизации будет внешняя организация.

А уже для промышленной эксплуатации, к этому минимуму, добавятся:

— операционный блок;

— финансовый мониторинг;

— контакт – центр;

— верификаторы и андеррайтеры;

— рисковики;

— проблемщики

И ряд других персонажей, в зависимости от выбранной модели бизнеса и его масштабов.

Ключевые ошибки, которые приводят к краху всей идеи развития или существенно снижают эффективность.

Чрезмерные амбиции– как и в любом другом бизнесе (если это только не монопольное направление) достаточно конкурентов и не только тех, кого вы видите в ТОПе поисковой строки всезнайки Гугла. Для того, чтобы выйти в этот самый ТОП, используя актуальные, к сегодняшним реалиям работы рынка, системы, вам потребуется не менее года. И это при очень оптимистичных оценках. Исключение, это работа выше текущего тренда, когда вы используете принципиально более высокий уровень технологий: поиск, оценка, сопровождение клиента. Идя в кильватере рынка, вы всегда будете на его задворках, подбирая «крохи» упавшие со стола более успешных. Чтобы стать лидером, ВСЕГДА, нужно строить систему, которая уже опережает конкурентов на несколько шагов вперёд…

Кадры– банальная истина, но она как раз к месту, кадры действительно решают всё. Низкий уровень специалистов, которые возьмутся за реализацию, однозначно убьёт проект. Вы скажете «А в какой области бизнеса по другому? Всегда так!». Это правда, но лишь отчасти. Если вы наняли неквалифицированную бригаду строителей, которые плохо уложили плитку, это затраты «на моменте», а не правильно построенная (или недостроенная) система такого рода, это «снежный ком», который бывает просто невозможно остановить. И будьте готовы, что классный скормейкер никогда не будет стоить дешевле 2,5-3 тысяч у.е. зарплаты, ибо их единицы, реально классных. SMMщик от 2-х, ибо таких дюжина на весь Киев. Такой же уровень у башковитого бизнес – технолога. Дорого? Ну так вы же хотели 700% головых? Их вам заработать могут только классные но, увы, не дешевые специалисты. Экономьте на офисной мебели, если угодно, но не на тех, кто ею пользуется и генерирует для вас доход;

Жадность– услышьте меня, качественная система онлайн кредитования (ключевое тут – СИСТЕМА) не может стоить дешево. Хороший сервис, тем более настолько сложный, как онлайн- кредиты, это не дешевое удовольствие. К сожалению, большинство тех, кто обращается за моей помощью, считают, что можно получить «мерседес» по цене «жигуля «копейки». Так не бывает, так оно и «поедет». Нельзя купить «скоринговую карту» и считать, что у тебя появилась СИСТЕМА. Скоринг, это всего лишь один из элементов Автоматизированной системы принятия решения (СПР) и, как показывает опыт, не ключевой!

Работа вне правового поля– возможно вы удивитесь, но в нашей стране хватает желающих поработать на рынке онлайн кредитования «в тёмную». Мотив примитивен, экономия. Ведь для того чтобы работать легально, например в формате финансовой компании, только уставной капитал должен составлять не менее 5 миллионов гривен. И даже возможность кредитовать этими же деньгами, почему то многих не убеждает работать легально.

Скоринг, это панацея– нет, тысячу раз нет. Всё, что сегодня продаётся на рынке в виде скоринговых карт, систем, построителей скоринговых моделей не является идеальным и самодостаточным. Причин тут масса, остановлюсь на главных.

— структура скоринговой системы – возможно самая популярная на сегодня западная скоринговая система FICO(работает в более чем двух десятках стран), основана на оценке 5 групп факторов:

— качество кредитной истории (вес фактора в системе 35%);

— уровень текущей задолженности (вес 30%);

— количественный анализ кредитной истории (в т.ч. продолжительность сотрудничества с кредитно – финансовыми организациями);

— соотношение поданных заявок на кредит к принятым по ним отрицательным решениям;

— анализ типов ранее выданных кредитов.

Как вы можете заметить ВСЕ эти факторы зависят от информации, которую можно получить из бюро кредитных историй. Ирония в том, что этот подход на 99,9% даёт возможность действительно качественно оценить потенциального заёмщика в цивилизованной финансовой системе. Так как, их бюро кредитных историй являются потребителем данных из практически всех финансовых источников: фискальных органов, пенсионных фондов, кредитно – финансовых организаций, социальных служб и прочих. И, что ещё более важно, все эти данные на 100% корректны! Мы же, в украинских реалиях, не имеем возможности потреблять такую информацию из одного источника и, что ещё более печально, часть информации (те же данные фискалов, пенсионных фондов и других государственных организаций, куда такая информация стекается) не имеем возможности получить в принципе! По сути всё, от чего мы можем оттолкнуться, это данные существующих в стране бюро кредитных историй. Но они у нас, мягко говоря, не идеальны. Впрочем, о них в следующем абзаце. Таким образом, единственным вынужденным компромиссом, является построение скоринга на принципиально иных принципах, в которых зачастую ключевым является данные внесённые заемщиком в анкету и анализ их на принципах аппликационного скоринга (пол, возраст, вид деятельности, регион проживания, стаж и место работы, состав семьи, наличие имущества и его характеристики… и даже такие «экзотические» параметры, как: национальность, вероисповедание, наличие виз в ведущие мировые страны… Отдельно можно выделить новинку для отечественного рынка, когда одним из фактора анализа становятся аккаунты клиента в социальных сетях. Так же мы стали дополнительно анализировать место проживания заёмщика, т.к. существует прямая зависимость финансовой дисциплины к географическим факторам — место проживания клиента и к месту фактического получения займа. И ещё много нового и не тривиального). А для того, чтобы такой тип скоринга был действительно эффективен, его как минимум нужно «откатать» на реальной клиентской базе (как на действующих кредитах так и на тех, что уже закрыты, в том числе на кредитном портфеле с разной степенью проблемности). И чем больший пул кредитов, тем лучше. Разумный минимум, это 20-30 тысяч. При чём, это должны быть «свежие» кредиты, а не те, которые были год и более назад. В этом как раз один из ключевых минусов аппликационного скоринга, ему нужна только свежая информация. Как вы понимаете, на старте работы, такой информации у компании просто не может быть. Остаётся либо действовать методом «научного тыка» — набивая шишки на собственных выдачах, либо бежать со всех ног к разработчикам специализирующимся на скоринговых системах. Но ирония в том, что они так же сталкиваются с аналогичной проблемой – отсутствия базы для апробирования своих скоринговых моделей. Именно поэтому ни один из них, никогда не даст вам гарантию, что его скоринг эффективен даже на 90%. Впрочем, практика показывает, что это значение гораздо ниже.

Бюро кредитных историй– очень емкая тема, которая достойна написания отдельного материала, но пока остановлюсь лишь на основных нюансах. Первое и главное, в Украине нет на сегодня ни одного бюро кредитных историй, которое могло бы существенно помочь кредитно – финансовой организации на этапе анализа его кредитной заявки. Причин тут много, вот ключевые из них:

— самое крупное из отечественных бюро в стране имеет высокий объём не корректной информации, которая может принести больше вреда, чем пользы. Кто больше виноват в том, что из этого массива данных весьма сложно получить качественную информацию, разработчики, сопровождение, поставщики информации по кредитам (пользователи системы: баки, кредитные компании и прочие) я даже не хочу заморачиваться с ответом. Поэтому, когда у меня спрашивают мнение о том, стоит ли работать с ним и на каких принципах, я всегда предлагаю делать это с осторожностью и, желательно, «в спарке» с минимум ещё одним бюро;

— второе по объёму (порядка 4 млн. записей) бюро в Украине я мог бы назвать идеальным: чистые и качественные данные и ещё много приятностей. Но…при таком количестве записей слишком мало шансов выловить информацию по истории клиента, который обратился к вам за деньгами. Это ещё один аргумент для использования «спарки»;

— даже при идеальном раскладе (получение информации по кредитной истории клиента) у вас нет однозначной уверенности в том, что он «белый и пушистый». Как минимум потому, что кредитор, у которого он брал займ до вас и, как вариант, его не вернул, мог просто не работать с данным бюро. А в альтернативное бюро вы не обратились;

— по сути всё, что вы получаете из такого информационного источника, как бюро кредитных историй, это информацию о «вчера», но никак не характеризующую ни «сегодня» вашего клиента, ни его завтра. Поэтому не обольщайтесь, если то, что покажет запрос из бюро, говорит о одном возвращённом займе пару лет назад. Равно как не спешите отказывать по заявке

Онлайн или же псевдо-онлайн?– в 90% случаев, декларируя своё стремление работать в соответствии с принципами онлайн-кредитования, всё заканчивается так называемым псевдо-онлайном. Проще говоря, не желая вкладывать средства в автоматизацию такого процесса, всё ограничивается созданием крохотной анкетки-заявки на сайте компании, в которую потенциальный клиент вносит минимальные данные о себе и контактный номер телефона. Далее, с ним связываются сотрудники и со слов клиента начинают вносить заявленные данные в некий аналог «Оценки финансового состояния» (зачастую пафосно именуя его скорингом). Некоторые ограничиваются только этим. Другие всё же пытаются получить дополнительную информацию из внешних источников: бюро кредитных историй, всевозможных стоп-листов, прозванивают по контактным телефонам работодателя, родственников, ищут информацию в других, зачастую крайне сомнительных (как с точки зрения качества так и в плане законности) информационных базах. Да, онлайн это не дешево, но без него у вас на этом рынке нет шансов уже сегодня сегодня, а завтра не будет даже теоретически.

Тотальная автоматизация– практика показывает, что не все процессы, в рамках онлайн – кредитования, есть смысл на 100% автоматизировать. Некоторые вещи автоматизировать и вовсе опасно, тоже SMMнаправление и Hardcollection(в отличии от Soft collection, который как раз и нуждается в полной автоматизации). А вывести в режим «автомата» Legalcollection, вообще невозможно, тут элементы автоматизация будут вовсе ничтожны. При разных принципах работы, и степень автоматизации будет различна. Максимальна она в случае работы в сегменте «кредитов последнего дня», где минимальны суммы займов, принципиально выше траффик заявок, другие индикаторы риска. В работе с качественно иным сегментом, или в смешанной системе клиентских сегментов, без блока ручных проверок работать не имеет смысла. И это касается не только специалистов подразделений верификации и андеррайтинга.

СИСТЕМА– я умышленно поставил этот абзац в самый конец материала, хотя снова и снова хочу подчеркнуть, что только построив СИСТЕМУ работы можно всерьёз рассчитывать на успешную работу системы онлайн кредитования. Каждый элемент такой системы не является случайным или малозначимым элементом. Да, у них разные весовые значения, факторы влияния, кризис – точки….но пренебрежение каким то из них обязательно приведёт с проблемам в работе всей системы. И, в место того, чтобы получать прибыль, придётся «скирдовать убытки». Всё, начиная от разработки сайта, стандартной и мобильной версий системы, CEOпродвижения и SMM направления и заканчивая Hardcollectionи Legalcollection, должно быть продумано и реализовано до выдачи первого займа. Учитесь на чужих ошибках, в том числе и моих.

К сожалению, материал получился слишком объёмным, даже для Первой части, чего я всячески пытался избежать. Поэтому, думаю, стоит закончить, главное я сказал. Прочее, позднее, как дойдут руки. Хотя, на мой взгляд, я не успел показать даже вершину того «айсберга», который называется онлайн – кредитование. Всё, вышеописанное, это всего лишь моё мнение, которое никого ни к чему не обязывает. Просто прежде, чем «уходить в онлайн», вспомните замечательную пословицу «Семь раз отмерь, один раз отрежь!».

Попутного вам финансового ветра!

И. Шевченко

Просмотров: 6124, сегодня — 1
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 38

+
+63
Qwerty1999
Qwerty1999
23 марта 2017, 14:20
#
Личное мнение — кредитование населения под 300-700% годовых — аморально.
Не зависимо от того, какие доходы оно приносит своим участникам.
И такие дикие ставки рано или поздно будут законодательно урегулированы и значительно снижены.
+
+29
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
23 марта 2017, 14:44
#
В этом даже не стану спорить. Как Вы наверняка заметили, одним из ключевых месседжей статьи была идея вхождения микрофинансовых организаций в нишу, из которой вывалились банки. До начала «реформирования» банковской системы уровень эффективных процентных ставок был: для зарплатно-карточных кредитных продуктов от 26%, для клиентов «с улицы» от 36%, для кеш-кредитования и онлайн-кредитов 60-100%. При уровне абсолютных дефолтов (для последних типов) 8-20%. Средневзвешенная мультивалютная ставка по привлечённым ресурсам (для банков 3-4 групп, как одних из наиболее активных операторов такого вида кредитования) составляла 18-22%. Маржу, с учётом значения абсолютных дефолтов, высчитать не сложно, она не была космической. Я то знаю) Сегодня, когда стоимость привлечения упала довольно существенно, можно было бы кредитовать, но банки… скажем так, не заинтересованы возвращаться на этот рынок. Остались только МФОшники. Да, у них выше затраты на привлечение, но не критично. И на этом фоне 2% в день, в качестве эффективной процентной выглядят дико. Впрочем, скажу так, даже при такой задекларированной доходности, минимум половина, сидят в жестких минусах и покидают рынок через год фиксируя убытки. Причин много, но ключевая, это простите за мой французский, хреновая работа по оценке клиентов. Купят нечто, гордо именуемое «система принятия решений по кредитованию» и думают, что это золотой ключик. В реальности — ящик Пандоры. Вообщем, я за те показатели доходности и прочие особенности дивер
+
0
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
23 марта 2017, 14:45
#
Упс, оказывается ограничение на количество символов? А я столько всего написал… обидненько)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
23 марта 2017, 15:11
#
Игорь Шевченко

Ничего страшного — ограничение на размер комментария — это только первое разочарование которое вас постигло.

Считаю, что 0,5% в день — вполне окупит затраты и даже может вывести на минимальную прибыльность, зато значительно снизит не возвраты.
+
0
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
23 марта 2017, 15:20
#
0,5%, на самом деле, если сделать нормальную систему работы (и совсем не обязательно онлайн), это очень даже круто, До 180% годовых. Когда то и на 60-90% годовых работали и всем хватало. Сегодняшние ставки, это, чаще всего, попытка компенсировать безумные убытки, когда дефолты вылетают за 30% портфеля и тогда не спасёт и миллион процентов годовых. Оно рухнет. Воапрос только времени.
+
0
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
23 марта 2017, 15:21
#
Пару лет назад, вроди бы, такого ограничения не было. Или я забыл?
+
+15
Qwerty1999
Qwerty1999
23 марта 2017, 15:22
#
Возможно тогда вы не были столь многословны. :)

А ограничение на размер комментария существует с самого запуска этого ресурса.
+
0
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
23 марта 2017, 15:27
#
похоже именно так
+
+37
ballistic
ballistic
23 марта 2017, 14:25
#
«300-700% годовых»
— це в жодному випадку не може бути нормальним бізнесом.

Клієнти цього «бізнесу» — поголовно нерозумні, придавлені життям, нещасні люди. І цей «бізнес» не тільки не допомагає, а спокушає і заганяє ще глибше в фінансову і життєву яму цих нещасних людей.

​​​​​​​Я б заборонив на законодавчому рівні.
+
+10
Delfin Enigma
Delfin Enigma
23 марта 2017, 14:46
#
Хорошая статья, я так себе и представляю современного украинского кредитора, только давайте ставки снижайте,700% прибыльность по сути не должна давать повод для роста :D
+
+15
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
23 марта 2017, 15:24
#
Спасибо за оценку. Только я уже давно не выступаю со стороны кредитора. Хотя, финансистов бывших не бывает
В недописанном (потерянной части) моего ответа на комментарий Qwerty1999 была фраза
Проще и правильнее заставить НБУ заняться реальным восстановление направления кредитования, а не заниматься банальными спекулятивными операциями с ценными бумагами.
+
+6
Delfin Enigma
Delfin Enigma
23 марта 2017, 15:28
#
100% поддерживаю
+
+6
Delfin Enigma
Delfin Enigma
23 марта 2017, 16:02
#
Лиж бы бюрократия давала результат ввиде уменьшения портфелей проблемных кредитов и уменьшения дефолтов.Кредитов 5 категории на конец 2016 года у Сбербанка например 34%, у ВТБ 57%, Укрсоц 50%, Райфайзен банк Аваль 33%, Ощадбанк, БанкКредитДнипро то же в этой категории нещастных.У Привата всего 8% кредитов 5 категории.Банки боятся кредитовать потому что регулирование НБУ как в европе, жестокое, но зато если его ослабить то вырастет риск мусорных кредитов опять таки.На мой взгяд снизить ставки может только НБУ, стабильность в стране.другие экономические факторы.
+
0
alinadrob
alinadrob
24 марта 2017, 7:11
#
Этот комментарий для тех, кому 730 % много. Эту статью читают люди, которые изначально кредит хотят возвратить и тут нельзя не согласиться, что 730 % годовых (2% в день) это катастрофа. Но такие кредиты часто берут люди, которые не собираются это делать. Математика проста. Средний срок оборота по этим кредитам 15 дней. Если даже взять, что в среднем не возвращают 20% от выданных кредитов, то это уже 480 % годовых. Вроде бы и 250% это неизбежно, но… По новым клиентам невозврат составляет 40-50%, и чтобы добиться портфеля с невозвратом 20% это еще надо наработать портфель постоянных клиентов. Кроме этого, средний кредит составляет 2000 Грн. (71 дол.) Примерно 3000 по постоянным клиентам, 1000 по новым. И тут расходы сьедают оставшиеся 130-250%. Реклама обойдется 10 дол. за нового клиента при 50/50 это 3% от кредита или еще 72% в эквиваленте годовых, зачисление и снятие денег с карты (платежные системы) от 1% (если просто будете платить с карты на вариантом банка) до 2.8 %, что еще 33 % годовых. Потом еще зарплаты, содержание офиса и прочая ерунда еще 120 тыс. Дол. в год. И дальше переходим к главному, а сколько нужно кредитов, чтобы получить хотя бы 120 тыс. Дол. В год при среднем невозврате 20% и кредитах по 70 дол. по 15 дней. Ой, 34 тыс. в год. И это 0. Тут мы еще не учили разработку и усовершенствования системы онлайн кредитования, плюс период наработки клиентской базы по 40% потерь и многое прочее. Короче, чтобы выйти на приемлемый уровень рентабельности в бизнес надо
+
0
ballistic
ballistic
24 марта 2017, 7:31
#
Обґрунтуйте ще, чому 900% не є завеликою доходністю для бізнесу наркодилера — інвестори в наркобізнес теж хочуть гарантовано повернути свої інвестиції, але трохи вагаються, бо 900% наче аморально багато…
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
24 марта 2017, 13:07
#
Только это ваша работа и всем всё равно откуда вы берёте информацию, всем нужны дешовые кредиты, если вы их не дадите то их даст кто то другой.Резкое понижение ставок для меня не требуется, можно по 0.15 каждый квартал ставку снижать и это будет норм.
+
0
чувырло убогое
чувырло убогое
11 апреля 2017, 21:26
#
«Средний срок оборота по этим кредитам 15 дней»

1) много данных, желателен отдельный блог-статья.
2) а что делать с невозвратами, даже если они 20 %?
+
+21
AleksandrBank
AleksandrBank
24 марта 2017, 10:23
#
Очень интересная статья.
Насчет государственного регулирования ограничения таких 360-720%, в Грузии к этому пришли.

Месяц назад где-то общался с инвесторами с Грузии, которые хотели тут свою МФО сделать, в Грузии у них это уже работает, только сейчас закрутили гайки насчет верхних сумм %, так вот что интересно было пообщавшись с ними, они хотят сделать акцент на кредитование ФОП и торговцев на рынке, которые по их словам должны и заинтересованы будут отдать деньги так как они держатся за бизнес, и чек до 15 000 грн. Я пояснил что сейчас помимо кучи МФО на каждой остановке, теже банки если есть хоть какое-то подтверждение доходов выдадут такую сумму за 1-8 часов, а не неделю как они думают.
+
0
Игорь Шевченко
Игорь Шевченко
24 марта 2017, 11:37
#
Знаю я этих товарищей, пересекались.
«Я пояснил что сейчас помимо кучи МФО на каждой остановке, теже банки если есть хоть какое-то подтверждение доходов выдадут такую сумму за 1-8 часов, а не неделю как они думают.» — да, в городах плотность МФО довольно высока, так что ваш вывод абсолютно справедлив.
+
+15
AleksandrBank
AleksandrBank
24 марта 2017, 13:01
#
Просто сейчас нагрузка на многих клиентов, которые «затянуты» в долговые ямы МФО и банков достаточно много, потому как Вы говорите без нормального софта и баз для проверки клиентов, нормальный кредитный портфель будет сложно построить.
Не так давно были клиенты, которые хотели перекредитовать свои долги МФО (2-3 орг-ции, соотвественно долга) в более нормальный банковский кеш-кредит, но за частую проблемы которые выявляются при обращении таких клиентов показыет, что клиенты погашают свои обязательства не вовремя, оно и понятно, при таких % в МФО — это нужно или чем-то нелегальный(доходным) бизнесом заниматься или украл-продал или сдал в ломбард.
Я надеюсь, что скоро у НацФинПослуг найдутся силы чтобы очистить эту нишу и привести ее в нормальные, легальное русло. Потому как пока это напоминает работу обменников, одни легально, другие нет.
Да и как было сказано выше людьми, затягивание людей под такие проценты и ямы — губительно для общества. Как по мне, должно решиться на уровни государства разрастание и управление этим базарным рынком.
+
0
Макс 3
Макс 3
24 марта 2017, 16:58
#
Зачем ограничивать и регулировать то, что должен регулировать спрос?! Нужно не регулировать а контролировать порядочность и соблюдение правил.
— 720% дорого? — возьми в долг у соседа или оформи кредитную карту — там дешевле.

А смотреть на такой финансовый продукт нужно как на услугу, которая имеет свою цену, а не как на кредит с огромной процентной ставкой.

Если мне нужно 2000 на 3 дня и очень срочно, я готов заплатить 60 гривен.
+
0
ballistic
ballistic
24 марта 2017, 22:05
#
А навіщо взагалі щось регулювати?
Чому наркотики заборонені? Чому дітям цигарки та алкоголь не продають? Попит же є.

«Если мне нужно 2000 на 3 дня и очень срочно, я готов заплатить 60 гривен.»
— уявіть, що цей кейс регулярно трапляється в житті клієнта (а саме такі клієнти користуються цим сервісом).
Вважаєте це нормальним?
І як Ви оціните моральність лихваря, що бачить такого клієнта і продовжує видавати йому «легкі гроші»?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 марта 2017, 22:20
#
Ежегодно наркодилеры в «День Знаний»
возле школ бесплатно раздают наркотики детям.
Продавцы в киосках без проблем продают алкоголь
и табачные изделия подросткам — дети то чужие.
+
0
ballistic
ballistic
24 марта 2017, 22:27
#
Це нормально?
Можна міркувати про перпективи цього бізнесу?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 марта 2017, 22:39
#
Я интересуюсь это проблематикой исключительно как отец своих детей.

Мне по душе менее доходные виды бизнеса и я не ставлю перед собой задачу заработать все деньги мира.
+
0
ballistic
ballistic
24 марта 2017, 22:40
#
Питання так стоїть — це проблема чи бізнес?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
24 марта 2017, 22:42
#
Для кого-то — бизнес.
для меня — проблема.
+
+15
ballistic
ballistic
24 марта 2017, 22:46
#
Суспільство не можна назвати здоровим, якщо воно допускає бізнес, що приносить шкоду деяким членам цього суспільства.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
16 апреля 2019, 20:04
#
ballistic
«Суспільство не можна назвати здоровим, якщо воно допускає бізнес, що приносить шкоду деяким членам цього суспільства.»

Натуральная брехня…

Алкоголь и табакокурение — разрешены, а они приносят реальный вред и здоровью не только употребляющих это дерьмо, но и отражается на будущих поколениях…

Церковь с её институтами одурачивания населения — приносит реальный вред как моральный так и материальный, но всемерно поощряется, ведь церковь — один из действенных рычагов управления стадом верующих.

Проституция (оказание секс-услуг) видимого вреда не приносит, но почему-то запрещена.
+
0
Макс 3
Макс 3
25 марта 2017, 0:33
#
Вы не путайте законную деятельность с противозаконной. В мире всегда действовал закон «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»…
Возможность управлять своими финансами и возможностями нужно прививать с детства, а так же учить детей пользоваться деньгами и своими желаниями. «Взрослые» люди должны уметь считать и иметь право!!! именно право выбора… при этом отвечать за свои поступки. Поэтому, если мне нужны эти деньги — у меня должна быть возможность… А брать или не брать — это мое личное дело. При этом роль государства быть контролером, что бы соблюдались установленные уже правила и наказывать тех кто нарушает.
+
+15
Макс 3
Макс 3
25 марта 2017, 0:43
#
Уже сам себя ловлю на мысли, что начинаю защищать МФО, на самом деле это не так — я за то, что бы было право выбора. Каждый человек имеет право выбирать и предложенных вариантов.
Если устанавливать границы, соответственно это скажется на рынку «микрокредитов» — снизит доходность — снизит доход и привлекательность рынка, уменьшиться конкуренция между компаниями и как результат скажется на качестве услуги, которая предлагается клиенту, которому эти деньги нужны.
Вопрос: почему люди которым нужна такая услуга должны отвечать за тех людей которые не умеют пользоваться деньгами?
+
+15
ballistic
ballistic
25 марта 2017, 1:17
#
Якщо кожна людина має право обирати, то чому людині забороняють купляти наркотики?

По Вашому наркодилер не відповідальний за вибір наркомана, і якщо наркоман «тоне», то хай сам себе і рятує.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
16 апреля 2019, 20:00
#
ballistic
«то чому людині забороняють купляти наркотики?»


Алкоголь, табак и курительные смеси — не запрещены.
Осталось разрешить курение травки и употребление опиума, проституцию и конечно же открытое ношение оружия а не только его владение.

+
0
ballistic
ballistic
16 апреля 2019, 21:55
#
Все перераховане крім опіуму на мій погляд приносить менше шкоди суспільству, ніж лихварство під прихований драконівський відсоток.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
16 апреля 2019, 22:00
#
Значит однозначно надо разрешать всё выше перечисленное, кроме опиума для народа…
+
0
ballistic
ballistic
16 апреля 2019, 22:33
#
Потрібен баланс, будь-які крайнощі некорисні
+
0
Andrey M
Andrey M
16 апреля 2019, 15:22
#
В презентації для співпраці Монівео в одному із слайдів виділив що у них є позичальник який скористався їх позикою більше 200 разів :)
А ви говорите що граблі вчать:)
+
+15
ballistic
ballistic
16 апреля 2019, 21:56
#
Гадаю, що в презентації збрехали :)
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться