ВХОД
Вернуться
ellin
Александр Камарали
Зарегистрирован:
6 октября 2010

Последний раз был на сайте:
3 марта 2015 в 14:21
Подписчики (41):
Fantomas75
Fantomas75
41 год, Киев
AllianceFM
AllianceFM
Lavrenenko
Валентина Лаврененко
Київ
InvestorR8
InvestorR8
Ndf
Ndf
Був Кийов, а став ...
fakON
fakON
GUADELUPA
Angry
Angry
Киев
vaddim
Вадим Булавицкий
45 лет, Донецк
bro
bro
Кировоград
aleksandr80
aleksandr80
BAV
Алексей Бордзиловский
38 лет, Харьков
TOTTI
TOTTI
все подписчики
Заместитель гендиректора Эксперт-бюро «ДАТУМ»
6 марта 2012, 12:00

Это загадочное слово Cash Management.

Мировой финансовый кризис заставил отечественные предприятия потуже затянуть пояса и всерьез задуматься об эффективности управления собственными денежными средствами. В период бурного роста экономики акценты были смещены в сторону захвата долей рынка, на борьбу с конкурентами т.д. Успешно развивающиеся компании не очень заботили такие мелочи, как процентная ставка на остаток на текущем счете или затраты на РКО. Кризис внес свои коррективы и сейчас ситуация изменилась кардинально. Мобилизация внутренних ресурсов является для предприятия шансом для выживания в непростых экономических условиях. Одним из инструментов, направленных на эффективное управление собственными средствами и оптимизацию затрат и является Cash Management (управление деньгами).

Учитывая тот факт, что данный продукт относительно новый на рынке финансовых услуг Украины, давайте разберемся, что он из себя представляет. Cash Management – это маркетинговый термин, подразумевающий комплекс индивидуальных решений, направленных на эффективное управление ликвидностью предприятия. Как правило, решения Cash Management базируются на современных технологиях, позволяющих оптимизировать процессы контроля, управления и перераспределения средств на основе автоматизации соответствующих процессов. Данный результат достигается при помощи набора определенных технических настроек в программе «Клиент-банк», а так же ее интеграция с клиентской ERP (Enterprise Resource Planning) системой. Решения Cash Management можно условно разделить на три основные группы:

К первой группе можно отнести автоматизацию расчетно-кассового обслуживания. Причем вариантами решений в данном обслуживании могут быть услуги «регулярные платежи» (Standing order) и «договорное списание» (Direct Debit).

Услуга Standing order позволяет автоматизировать регулярные клиентские платежи с заранее известной датой валютирования, контрагентом и суммой. Примером может являться ежемесячная уплата аренды, налогов и т.д. Данное решение позволяет минимизировать документооборот компании и возложить контроль за исполнение платежа на банк.

Direct Debit — дает возможность автоматизации сбора платежей в пользу клиента на основании выставленных платежных требований. Рассмотрим один из примеров применения. Промышленное предприятие отгружает регулярно торговому дому для реализации какой-либо товар. Торговый дом, реализовав его, не спешит рассчитаться с предприятием-продавцом, а использует денежные средства для своих текущих нужд. Что происходит далее? Правильно, у предприятия возникает кассовый разрыв, который оно закрывает овердрафтом. Так вот, опция Direct Debi, делает такую ситуацию невозможной, т.к. денежные средства, поступившие на счет торгового дома, будут списаны банком в пользу продавца.

Ко второй группе относится управление ликвидностью группы (Cash Pooling) – автоматическая концентрация остатков группы на текущем счете управляющей компании с заданной частотой переброски (ежедневно, еженедельно и т.д.). При данном решении используются: текущий счет управляющей компании (центральный счет) и текущие счета предприятий группы (участвующие счета). К видам Cash Pooling относятся Zero balancing, Trigger balancingи Target balancing.

Zero balancing – банком осуществляется ежедневное «обнуление» участвующих счетов, с перечислением всех денежных средств на центральный счет. Данная операция позволяет материнской компании оперативно ликвидировать кассовые разрывы, возникающие у предприятий группы собственными средствами, избегая овердрафтов.

Trigger balancing – банком осуществляется переброска средств на центральный счет только при условии превышении установленного лимита баланса на участвующем счете. На счете остается только «минимальный остаток» средств, заранее определенный материнской компанией (либо фиксированная сумма, либо какой-то процент от текущего остатка).

Target balancing – происходит поддержание заданного уровня остатка на участвующих счетах со списанием банком излишка средств относительно заданного целевого значения на центральный счет или пополнением участвующих счетов до этого значения с центрального счета. Примером может служить реализация всевозможных лотерей. Ежедневно филиалы получают денежные средства от реализации лотерейных билетов. Поддерживая на счету филиала только сумму, необходимую на выплату выигрыша, все остальные денежные средства материнская компания консолидирует на своем центральном счете.

К третьей группе относятся информационно – сервисные решения, реализация которых позволяет управляющей компании получить контроль над исполнением бюджета структурными подразделениями группы, осуществлять корпоративный контроль платежей предприятий группы (электронно – цифровая подпись контролера), оперативно получать информацию об остатках по счету с использованием электронных средств связи: факс, e-mail или SWIFT. Так же существует возможность устанавливать приоритетность отправляемых платежей и иметь возможность просмотра в «едином» окне всех счетов группы предприятий.

ВЫВОД: используя вышеуказанные решения, клиент может достичь следующих целей:

  • получение дополнительного дохода за счет оптимизации управления консолидированными средствами группы компаний.
  • оперативное получение информации о текущей ликвидности группы компаний
  • оперативное управление оборотными активами
  • решение проблемы кассовых разрывов
  • уменьшение потребности в дополнительном финансировании
  • снижение операционных расходов и упрощение ежедневного финансового учета внутри группы компаний

Многие украинские банки сейчас пытаются активно продвигать данную услугу на финансовом рынке. Но в этой бочке меда без маленькой ложечки дегтя, конечно же, не обошлось. У Cash Management есть один серьезный недостаток – для эффективного использования вышеперечисленных решений необходимо наличие открытых счетов группы предприятий в одном банке. Как известно, у крупных промышленных групп счета открыты в разных банках. С одной стороны это вызвано исполнением требований кредитующих банков (как правило, один банк не в состоянии удовлетворить аппетит группы в заемных средствах) о поддержании определенных оборотов и остатков, а с другой стороны, чтобы «не хранить все яйца в одной корзине». Вот эти-то причины и затрудняют активное использование отечественными предприятиями данной банковской услуги.

Просмотров: 2979, сегодня — 2
Следить за новыми комментариями

Комментарии (3)

+
+4
kolobok
kolobok
6 марта 2012, 12:37
#
ИМХО… основное ограничение использования данного инструмента в украинских реалиях это отсутствие прозрачной структуры собственности ФПГ… пока весь бизнес строится на теневых схемах все попытки внедрить КМ терпят закономерную неудачу, наблюдаю эту неравную борьбу с 2000 года :) пока 12:0 в пользу векселей, ВФП и мусора :)
+
+2
Miropontiy
Miropontiy
6 марта 2012, 12:46
Денис, Днепропетровск
#
Ну за векселя и мусор контролирующие органы тоже «спасибо» не говорят! Хочешь проблем с налоговой — покажи на балансе вексель. И жди проверку.
+
0
kolobok
kolobok
6 марта 2012, 12:50
#
:) это Вы наверное перепутали ФПГ и бизнес… за бизнес я молчу (о мертвом или хорошо или ничего (с) )
ФПГ вроде бы «проблем» не замечают :)

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд