ВХОД
Вернуться
ellin
Александр Камарали
Зарегистрирован:
6 октября 2010

Последний раз был на сайте:
3 марта 2015 в 14:21
Подписчики (41):
Fantomas75
Fantomas75
41 год, Киев
AllianceFM
AllianceFM
Lavrenenko
Валентина Лаврененко
Київ
InvestorR8
InvestorR8
Ndf
Ndf
Був Кийов, а став ...
fakON
fakON
GUADELUPA
Angry
Angry
Киев
vaddim
Вадим Булавицкий
45 лет, Донецк
bro
bro
Кировоград
aleksandr80
aleksandr80
BAV
Алексей Бордзиловский
38 лет, Харьков
TOTTI
TOTTI
все подписчики
Заместитель гендиректора Эксперт-бюро «ДАТУМ»
21 февраля 2012, 22:15

Правила торговли ценными бумагами: хотели как лучше…

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…

А.С. Пушкин

 

13 февраля 2012 года вступило в силу Решение ГКЦБФР №1638 от 15.11.2011 г. О внесении изменений в «Правила осуществления деятельности по торговле ценными бумагами: брокерской деятельности, дилерской деятельности, андеррайтингу, управлению ценными бумагами».

Основные нововведения этого нормативного документа можно условно разделить на два блока — изменения в нумерации договоров и изменения требований к тексту самих договоров.

Остановимся поподробней на каждом из них.

Изменение в литерном признаке нумерации договоров.

Если с нумерацией брокерских договоров и договоров андеррайтинга все понято, то следующая нумерация дилерских договоров лично у меня вызывает недоумение

Дилерские – ДД

Договор комиссии – ДКК (присваивается торговцем, который выступает комитентом)

Договор поручения – ДДД (присваивается торговцем, который выступает доверителем)

Договор на брокерское обслуживание – БОД (присваивается торговцем, который по договору с другим торговцем выступает комитентом или доверителем)

Возможно, авторами нормативного документа рассматривалась ситуация когда торговец решит продать на вторичном рынке ценные бумаги собственной эмиссии с привлечением торговца. Другого применения данной литерации договоров (ДКК, ДДД, БОД) я не вижу.

Требования к договорам:

Дилерский договор. Его изменения не коснулись.

Договор о брокерском обслуживании. Вводится такой документ, как декларация о факторах риска, связанных с осуществлением операций на фондовом рынке, который является неотъемлемой частью договора о брокерском обслуживании. Согласно Декларации, Клиент принимает на себя риски (рыночный риск, кредитный риск, риск ликвидности и др.) связанные с возможностью полной или частичной утраты денежных средств из-за влияния таковых.

Договор комиссии. Вводится обязанность Комитента назначить Комиссионера управляющим счетом в ценных бумагах. Данное нововведение влечет за собой усложнение взаимоотношений комитента, комиссионера и хранителя. Для выполнения указанного требования Комитент обязан будет при проведении комиссионной операции по продаже принадлежащих ему ценных бумаг предоставить хранителю новую карточку образцов подписей, с образцом подписи и оттиска печати Комиссионера, с которым заключен договор комиссии, а так же Анкету распорядителя счетом. Комиссионеру будет необходимо предоставить хранителю пакет документов, идентифицирующих его. Данные действия повлекут за собой дополнительные затраты как Комиссионера, так и Комитента, и как следствие удорожание стоимости операции. Кроме того, вводится обязательство клиента перечислить денежные средства на текущий счет Торговца для расчета за ценные бумаги.

Другими словами, согласно требований данного нормативного документа по договору комиссии расчеты проводятся только с участием Комиссионера.

Договор поручения. Определен порядок проведения расчетов за ценные бумаги. Расчет может проводиться с участием торговца, а может продавцом и покупателем самостоятельно. Тогда возникает вопрос, а в чем принципиальное отличие договора комиссии от договора поручения, если по договору поручения можно так же предусмотреть расчеты с участием Торговца?

Договор андеррайтинга. Согласно требований к договору андеррайтинга не предполагается оказание андеррайтером услуг по организации выпуска (написание проспекта эмиссии, подача документов в НКЦБФР, присвоение кода ISIN, открытие счета в ВДЦБ и другие действия от имени и по поручению Эмитента), а так же услуг платежного агента. И если услуги платежного агента все-таки можно сделать предметом договора андеррайтинга, то услуги по организации выпуска Торговец может предоставлять только в виде консультационных, заключая соответствующий договор, т.е. фактически не неся никакой ответственности за факт регистрации эмиссии и «попадая» на НДС.

Ранее Эмитент в рамках договора андеррайтинга слагал с себя обязательства взаимодействия с НКЦБФР, ВДЦБ, НДУ и другими структурами передавая данные полномочия Андеррайтеру через соответствующие доверенности. При нынешних требованиях доверенность на имя консультанта теряет смысл, т.к. консультации не предполагают выполнение обязательств Эмитента в рамках организации эмиссии ценных бумаг. При этом новые Правила не учитывают сложность взаимодействия Эмитента с Торговцем в ситуации, когда Торговец выполняет сразу несколько функций: Организатора эмиссии (согласно действующего законодательства Украины – нет юридически закрепленного статуса), Андеррайтера и Платежного агента, ведь в этом случае Сторонам удобнее заключить вместо трех договоров ОДИН, прописав в нем все обязательства, что не будет противоречить требованиям Гражданского Кодекса Украины. А если возникнет ситуация, когда все эти функции одновременно выполняют несколько Торговцев – заключать пройдется уже не ТРИ, а ШЕСТЬ и более договоров!!! При этом теряется контроль взаимодействия между сторонами заключенных параллельно договоров. Не говоря уже о том, что увеличивается объем предоставляемых документов в НКЦБФР для регистрации эмиссии.

Стоит обратить внимание, что вступившие в силу изменения в Налоговом кодексе (о налоговом агенте) и в Законе Украины №2664 от 12.07.2001 «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (об информировании клиента о финансовой услуге) почему-то не нашли отображения в данном нормативном документе в требованиях к договорам.

В целом, по сравнению с предыдущей версией Правил осуществления деятельности по торговле ценным бумагами, которые были приняты в декабре 2006 года, новые Правила не выглядят революционно. По моему мнению, новые требования данного нормативного документа вносят больше неопределенности во взаимодействии субъектов финансового рынка, чем порядка.

Просмотров: 1596, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии (3)

+
0
Евгений Исаев
Евгений Исаев
23 февраля 2012, 13:35
Киев
#
Складывается впечатление, что нормотворчество НКЦБФР ведется не ради конкретной цели, а ради галочки — типа эту деятельность провели. Ничего не хочу сказать против Тевелева, более того, с моей точки зрения, с его приходом регулятор начал работать во стократ лучше. Но все же нормативное давление на рынок далеко от нужд и чаяний самого рынка. Скорее всего там проблема не в Комиссии, а в общей Гос политике по отношению к этому рынку
+
+3
Miropontiy
Miropontiy
23 февраля 2012, 16:00
Денис, Днепропетровск
#
Я думаю больше проблема в квалифицированных кадрах НКЦБФР, ведь нормативный акт писали сотрудники. А как известно, кадры решают все!
+
0
Toha
Toha
28 февраля 2012, 14:51
toha, Столица!
#
За, как правильно заметили, галочка поставлена, и есть над чем работать!

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд