6 октября 2010
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 20:44
-
Fantomas75
49 лет, Киев
-
Валентина Лаврененко
Київ
-
Ndf
Був Кийов, а став ...
-
fakON
GUADELUPA
-
Angry
Киев
-
Вадим Булавицкий
52 года, Донецк
-
bro
Кировоград
-
Алексей Бордзиловский
45 лет, Харьков
-
Александр Гилюк
51 год
- 21 декабря 2010, 11:00
О проблемах организации облигационных займов.
Облигация – это ценная бумага, дающая много
прав на то, чтобы на что-то еще и надеяться.
Финансовый кризис провел коррекцию рынка ценных бумаг, а именно очистил его от «долгового» мусора. Потихоньку начинает оживать и украинский рынок корпоративных облигаций. Во второй половине года начались размещения выпусков таких эмитентов, как АО «Укртелеком», АО «АБ «Бизнес Стандарт», структурных подразделений группы «Молочный альянс», ПАО «Житомирский маслозавод» (ТМ «Рудь»), АО «Платинум Банк», АО «Ощадбанк» и др. Основным сигналом для оживления рынка послужило снижение процентных ставок по государственным бумагам и увеличение ликвидности в банковском секторе. На фоне оживления процесса регистрации выпусков хотелось бы разобраться, как изменилось законодательство, регулирующее выпуск и обращение облигаций за время финансового кризиса? На первый взгляд, был принят ряд нормативных документов, направленных на упорядочение рынка облигаций, а именно:
1) упрощение регистрации эмиссии за счет отмены наличия кредитного рейтинга на момент регистрации.
Основным документом, регулирующим выпуск и обращение облигаций, является «Положение о порядке осуществления эмиссии облигаций и их обращения», утвержденное Решением ГКЦБФР №322 от 17.07.2003 г. В старой редакции этого Положения Раздел III, Глава 1, пункт 4, подпункт «і» четко указано, что в пакет документов, который подается в ГКЦБФР для регистрации выпуска входит «отчет одного из уполномоченных рейтингових агентств об уровне кредитного рейтинга выпуска облигаций». Однако, 16.10.2009 г. были внесены изменения в данный нормативный документ, и этот пункт был исключен. Следовательно, согласно действующего законодательства Украины, для регистрации выпуска облигаций наличие присвоенного кредитного рейтинга выпуска облигаций не обязательно. Закон «О государственном регулировании рынка ценных бумагв Украине», статья 41 «Визначення рейтингової оцінки, якщо інше не встановлено законом, потребують усі види емісійних цінних паперів, які не розподіляються між засновниками або серед заздалегідь визначеного кола осіб і можуть розповсюджуватися шляхом підписки, купуватися та продаватися на біржі або іншому організованому ринку…» Другими словами, согласно Закона, открытый «публичный» выпуск облигаций подлежит обязательному рейтингованию. «Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг», утвержденное Решением ГКЦБФР №1591 от 19.12.2006 г. предусматривает наличие информации о рейтинговом агентстве и уровне кредитного рейтинга эмитента или ценных бумаг в квартальной информации эмитента. Следовательно, Отчет об уровне кредитного рейтинга понадобится эмитенту в том же квартале, в котором произошло размещение облигаций.
2)Возможность продления срока обращения облигаций. 08.10.2010 г. внесены изменения в Закон «О ценных бумагах и фондовом рынке». Был добавлен пункт 7, в статью 8, Раздела 2, предусматривающий возможность продления эмитентом срока обращения и погашения облигаций
3)Уменьшение размера государственной пошлины за регистрацию выпуска. 19.02.2009 года внесены изменения в Декрет Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине», устанавливающие размер государственной пошлины за регистрацию выпуска на уровне 0,1% от номинальной стоимости выпуска, но не более пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года.
Вышеуказанные изменения законодательства, несомненно, имеют положительное влияние на интерес эмитента к использованию такого финансового инструмента, как корпоративные облигации. Но недостаточно зарегистрировать эмиссию облигаций, важно их разместить среди инвесторов. К сожалению, как раз проблемы инвесторов, которые высветились во время «кризиса», остались без внимания. Хотя решение их крайне важно для активизации долгового рынка.
На мой взгляд, в действующее законодательство Украины необходимо внести следующие изменения, которые будут направлены на защиту прав инвестора.
- Усилить права инвестора в случае банкротства эмитента. В случае банкротства эмитента, согласно статьи 31, Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» держатели облигаций попадают в четвертую очередь кредиторов. Всем известно, что процедура банкротства, достаточно управляемый процесс и как показывает практика, четвертой очереди зачастую ничего не достается. Поэтому, для защиты интересов инвестора было бы целесообразней отнести погашение задолженность по облигациям ко второй очереди кредиторов.
- Упорядочить в законодательстве процедуру «реструктуризации» выпуска. Необходимо предусмотреть в нормативных документах возможность реструктуризации выпуска облигаций и четко прописать ее механизм. Реструктуризация выпуска облигаций значительно «дешевле» для обоих сторон, нежели бесконечные судебные тяжбы с непрогнозируемым результатом. Так же, было бы целесообразно, ввести в законодательство, регулирующее рынок займов, понятие института «трасти» (англ. TRUSTEE), как при выпуске евробондов. Трасти — это независимое доверительное лицо, которое следит за правами инвестора и защищает его интересы. Этот институт выступил бы дополнительным инструментом увеличения инвестиционной привлекательности корпоративных облигаций.
- Ужесточить требования к отчетности эмитента. На сегодняшний момент отчетность эмитента носит формальный характер. Необходимо отчетность сделать эффективным инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности эмитента. Включить в формы отчетности эмитента форму, предусматривающую отчет эмитента об использовании средств, полученных от размещения выпуска и экономическом эффекте.
- Создать механизм финансовой поддержки государством долгового рынка в условиях финансовой нестабильности. Существует несколько вариантов такой поддержки. Одним из вариантов может служить рефинансирование банков Национальным Банком, под ценные бумаги, приоритетных для государства отраслей (с/х, металлургия, энергетика и т.д.) или покупка ценных бумаг государством через банки, собственником которых оно является. Рынок корпоративных облигаций представляет собой достаточно сложный механизм и только достигнув равновесия интересов всех его участников, он начнет развиваться. К сожалению, в нашей стране это пока не предусмотрено законодательно. Интересы инвестора практически не защищены, приобретая корпоративные облигации (фактически предоставляя эмитенту бланковый кредит) в случае каких-либо проблем, он остается один на один с ними. Пока эта ситуация принципиально не будет изменена на законодательном уровне, ожидать зарождения цивилизованного рынка долга в Украине не приходится.
|
13
|
- 09:29 Дания выделит 420 миллионов евро на возобновляемую энергетику и восстановление Украины
- 08:54 Кабмин выделил более 8 миллиардов на строительство фортификаций
- 08:44 Украина ожидает на этой неделе от ЕС 1,5 миллиарда евро
- 08:10 Сенат США окончательно одобрил пакет помощи Украине
- 08:00 Официальный курс: НБУ укрепил курс гривны на 19 копеек
- 23.04.2024
- 20:00 Главное за вторник: Британия выделит Украине 500 млн фунтов, прогноз курса доллара от Минэкономики
- 18:49 На крипторынке появились токенизированные казначейские векселя
- 18:10 БЭБ проверяет более 5 миллионов банковских трансакций по делу оператора азартных игр
- 17:31 Курс валют на вечер 23 апреля: на межбанке доллар упал, а евро выросло
- 16:53 Украинцы за 24 часа приобрели более 30 тысяч ОВГЗ. Какие облигации самые популярные
Комментарии - 4