Минфин - Курсы валют Украины

Установить
dsushko

Дмитрий Сушко

0 подписчиков0 подписок

Был на сайте 13 марта 2023 в 00:55

Мужской

Киев

к.э.н.,управляющий партнёр PSP Audit

О себе

Более 15 лет работы в области аудита, налогового консалтинга, финансового Due diligence, разработок оптимизации налогообложения, сопровождения налоговых проверок. Судебный эксперт аттестованный Министерством юстиции Украины с 2002 года, сертифицированный аудитор с 2003 года (серия А) и с 2013 года (серия Б), кандидат экономических наук (2008 год). Сертификаты по международным стандартам финансовой отчетности DipIFR АССA (2004 год) и IAB (2013 год). C 2009 года управляющий партнёр аудиторской компании PSP Audit входящей во всемирную ассоциацию независимых аудиторских, налоговых, бухгалтерских и консалтинговых компаний - MGI (www.mgiworld.com).

На Минфине с 17 июня 2013

Заблокировать

Трансфертное ценообразование: с чем живем и к чему идём

Записи

4

5 февраля 2014, 11:03

Бухгалтер на предприятии — это не просто специалист по вопросам бухучета и налогообложения

Я бы хотел коснуться результатов налоговых проверок. Ведь именно проверка налогового учета должна отражать уровень организации учета на предприятии и квалификацию задействованных в этом процессе специалистов. Процессуально предусмотрено, что результатом такой проверки могут быть акт или справка. Последний, из упомянутых документов, свидетельствует о том, что нарушений не установлено и доначислений налогов нет. Однако, как показывает практика, такой документ встречается только по результатам проверки сумм НДС заявленного к возмещению. А вот результатом других внеплановых или плановых документальных налоговых проверок мы наблюдаем только акт. Обоснования актов не выдерживают критики и в них четко прослеживается гонка за планом, а не за отражением реального состояния учета на предприятии. А ведь совсем недавно главный бухгалтер мог с гордостью похвастаться справкой или актом с незначительными доначислениями. Теперь довольствоваться приходится выигранным судом или реже – обжалованием в вышестоящем налоговом органе. Проблема в том, что помимо открытия уголовных дел, угнетается профессионализм бухгалтера, появляется реальная угроза потерять занимаемую должность, лишиться годовых бонусов и т.п… Падает тень на специалиста, которому сложно, на коротком временном отрезке, объяснить руководству, что проблема не в его уровне, а в существующем подходе налоговых органов к бизнесу. Очень актуально это для компаний с иностранными инвестициями, где менеджмент не понимает подобных особенностей налоговых проверок в Украине. Декларации руководителей налогового ведомства о шагах навстречу бизнесу не должны расходиться с действиями сотрудников на местах. Инспектор должен мыслить как человек и профессионал, и понимать, что каждый его акт проверки влияет на судьбу другого человека, который посвятил свою жизнь профессии бухгалтера.

+18

19

4 октября 2013, 12:01

Как фискалы «налоговые ямы» в свою пользу трактуют

Сегодня наиболее распространенный инструмент давления на бизнес — внеплановые проверки, охватывающие одновременно большую цепочку контрагентов. Их результатом является признание сделок между такими контрагентами ничтожными («бестоварными», «фиктивными»). Такие проверки осуществляются под предлогом борьбы с конвертационными центрами. Но реальной целью обычно является выполнение плана по наполнению бюджета за счёт доначисления налогов и штрафов. Схема нехитрая. Фискалы составляют акт, в котором определяют, что сделки, заключенные одним из контрагентов цепочки, являются ничтожными. При этом они оперируют ст. 215 Гражданского кодекса, в соответствии с которой для признания сделки ничтожной не нужно решения суда в случаях, оговоренных законом. И ссылаются на ч. 1 ст. 228 ГК, мол, сделка направлена на «незаконное завладение государственным имуществом». Получается, что достаточным основанием для признания сделки ничтожной может служить лишь вывод налоговиков о «сомнительном статусе» контрагента, заключившего сделку (например, предприятие не находится по месту регистрации или у него недостаточно, производственных условий для ведения хоздеятельности). Далее акт рассылается в налоговые, на учете которых стоят компании — покупатели товаров/услуг из этой цепочки. Как правило, в таких случаях представители налогового органа выполняют все предусмотренные законом требования и имеют на руках необходимые документы, дающие право на проверку. Но вместо полноценной выездной проверки они ограничиваются анализом отображенного в акте факта ничтожности предыдущих сделок «проблемного» контрагента. В результате делается вывод о ничтожности сделки между «добросовестным» и «проблемным» контрагентом. Соответственно, налоговики определяют, что операций не было и налоговый кредит по НДС добросовестными контрагентами сформирован безосновательно. Любые доводы о реальности сделок игнорируются. И с проблемами сталкиваются все добросовестные контрагенты. Налоговые органы снимают и налоговый кредит и налоговые обязательства у всех предприятий, которые участвуют в сделке после «ямы», за исключением конечного покупателя. В результате предприятия-посредники не имеют налоговых последствий, а конечный покупатель, не имея налогового обязательства, лишается налогового кредита. Действующее законодательство не предусматривает ни право, ни обязанность покупателя проверять технические возможности контрагентов. При этом основные средства и трудовые ресурсы могут привлекаться по договорам аренды, или другим договорам у третьих лиц. Кроме того, согласно решениям Верховного суда, неуплата продавцом налогов в бюджет, не может влиять на права и налоговую ответственность покупателя в случае фактического осуществления хозяйственных операций. Но налоговая привыкла трактовать закон по своему. Ни одна проверка не проходит без доначисления налоговых обязательств и штрафных санкций. Налоговая разработала комплексную систему предотвращения и противодействия тенизации экономики, которая проходит в два этапа: I-й — до 01.01.2012 г. и II-й — до 01.01.2014 г. Задачами антитеневой системы определено разрушение схем минимизации налоговых обязательств, выявление и пресечение противоправной деятельности субъектов хозяйствования и ликвидация схем уклонения от налогообложения предприятий-выгодоприобретателей. Система состоит из 30 приложений, которыми в основном являются: — алгоритмы и критерии отбора налогоплательщиков для отработки, например, по таким категориям, как «выгодоприобретатель», «транзитер» и «налоговая яма»; — порядки и механизмы отработки отобранных плательщиков. Алгоритм определения предприятий — «налоговых ям» предполагает ежемесячную оценку по следующим 10 критериям указанным на слайде. Состояние плательщика определяется отдельным кодом, и не соответствие коду 0 «Основной плательщик»  ведет к возможной отработки предприятия, как «налоговой ямы». Для предотвращения создания «фиктивных» предприятий и их использования для уклонения от уплаты НДС, его незаконного возмещения нужно усовершенствовать порядок регистрации предприятий. В частности, ввести в законодательство нормы о лишении права на увеличение налогового кредита плательщиков налога, имеющих непосредственные хозяйственные отношения с предприятием, деятельность которого в судебном порядке признана фиктивной и прекращена. Необходимо нормативно определить понятие «фиктивный субъект хозяйственной деятельности». Предусмотреть нормы об административной и уголовной ответственности за представление для государственной регистрации документов, содержащих недостоверные данные, за использование при регистрации чужого паспорта, а также о привлечении за противоправные деяния к юридической ответственности лиц, совершивших государственную регистрацию с нарушением законодательства, создать автоматизированные базы данных по фиктивным фирмам и утерянным паспортам, которые были бы доступны для субъектов предпринимательской деятельности.

+18

1

22 июля 2013, 10:31

Снижение планки беспошлинного ввоза товаров: кого затронут изменения

Нехватка средств в госбюджете и неготовность бороться с коррупцией толкает правительство на увеличение налоговой нагрузки по всем направлениям. Последнее предложение Миндоходов– изменить правила пересылки частных почтовых посылок через таможенную границу Украины и ввоза беспошлинных товаров. Предлагается понизить планку стоимости ввозимых из-за рубежа товаров по беспошлинной схеме с 500 евро до 300 евро во всех пунктах пропуска, кроме аэропортов. В аэропорту планка сохранится на уровне 1000 евро. С такими товарами физические лица могут пересекать границу только с перерывом в 24 часа. Для почтовых посылок в законопроекте предусмотрено снижение планки необлагаемой стоимости индивидуальной посылки с 300 евро до 100 евро.Пошлина в размере 10% и НДС по ставке 20% будут начисляться с каждого евро превышающего установленные лимиты. Если законопроект будет принят депутатами, то для людей подорожают покупки товаров за границей через интернет. Те, кто осведомлён и закупает товар с предпринимательской целью для перепродажи на Украине, дробят закупку на несколько заказов, каждый из которых по стоимости не превышает налогооблагаемый размер. Это приводит к дополнительному дискомфорту, но позволяет избежать налогообложения. Правда, предусмотрена норма, согласно которой, если на таможне посчитают, что поставки имеют признаки измельченной партии или же не используются для удовлетворения обычных повседневных потребностей граждан, то по ним нужно будет уплатить налоги исходя из общего числа поставок. Но есть и другой вариант, который еще сложнее проконтролировать, это когда получателями посылок являются разные физлица, а по доверенности посылки принимает один заказчик товара. Поэтому, можно предположить, что от нововведений пострадают обычные граждане, которые не часто осуществляют закупки товаров за границей, те же, кто делает это регулярно и в коммерческих целях, будут продолжать находить компромисс таможней или искать варианты минимизации налогообложения. Для обычных граждан, при единичном ввозе товара для собственных нужд, есть простая рекомендация – до таможенного контроля убирать ценники и прочую информацию с купленных товаров, которая могла бы указывать на приобретение и ввоз вновь купленного товара из-за границы. Также изменение планки беспошлинного ввоза товаров повлечет усиление контроля в пунктах таможенного контроля при передвижении автомобилем, поездом или морским транспортом. Вполне вероятны задержки на декларирование товаров и уплату налогов.Учитывая извечную проблему коррупции в таможенном органе, появятся дополнительные предпосылки для её роста.

+23

1

17 июня 2013, 11:37

Трансфертное ценообразование: с чем живем и к чему идём

С начала 2013 года заработали новые нормы Налогового кодекса по обычным ценам. Увеличилось число методов определения обычной цены, появились новые, более легкие для использования методы обоснования обычной цены, расширился и приобрел какую-то ясность перечень возможных источников информации для сравнения обычных цен. Однако фискалы не спешат массово этим пользоваться. Как показывают сегодняшние реалии, прецеденты с обычными ценами — редкая практика, если сравнивать те же случаи с признанием мнимых сделок, несогласия с документальным подтверждением операций и т.п. На мой взгляд, основная причина кроется в том, что уровень кадров налоговой службы с каждым годом становится все ниже и ниже. Опытные кадры уходят на пенсию, молодое поколение не задерживается. При таких кадрах сложно реализовать идеи о наполнении бюджета благодаря трансфертному ценообразованию, ведь написанное в акте еще и в суде отстоять нужно. Хотя существует информация, что на базе главного налогового учебного заведения идёт подготовка группы специалистов для целей проверки непосредственно трансфертного ценообразования. С другой стороны, предлагаемый сервис в виде предварительного согласования цен с налоговой в контролируемых сделках для крупных налогоплательщиков, на практике совсем не прельщает бизнес. Это поясняется преимущественно негативным опытом отношений бизнеса с налоговой, а также нежеланием посвящать контролёров в порядок формирования своей себестоимости, рентабельности и прочих зачастую конфиденциальных данных. Менее активно, но обсуждаются в различных рабочих группах варианты внесения изменений в действующие нормы, регулирующие трансфертное ценообразование. В конце 2012 года Минфином был предложен скандальный законопроект, который вызвал бурю критики, и как следствие, был отправлен на доработку. Документом мог быть введен дополнительный механизм налогового контроля над бизнесом, который в нашей стране мог быть элементарно использован от создания помех нормальной работе бизнеса вплоть до полной его остановки. Более перспективными в коротком промежутке времени сейчас выглядят идеи фискалов облегчить сам механизм определения суммы налога, привязав это к показателям финансовой отчетности, правилам бухгалтерского учета, с последующими корректировками. Соответствующий законопроект Миндоходов уже доступен для ознакомления.

+4

1


Главная/

Дмитрий Сушко