ВХОД
Вернуться
dikkens
Зарегистрирован:
31 мая 2010

Последний раз был на сайте:
3 декабря 2016 в 17:56
Подписчики (300):
Fix679
Antonio Banderas
35 лет
vderkach81
владимир деркач
86 лет
OlegVT
OlegVT
Sumer
Sumer
inrom
inrom
Харьков
Balamut999
Balamut999
70059242
Дмитрий Кожух
24400598
Борис Борисенко
47 лет, Днiпро
helloman
helloman
36 лет
bennech
bennech
33 года, Львів
Den22
Den22
wadoss
wadoss
киев
все подписчики
dikkens — Записки dikkensa  RSS блога
9 ноября 2010, 03:00

Продолжение дискуссии. Нужна ли Украине внятная кадровая, трудовая и социальная политика? Часть 1

В статье «Реформа по DICKENS с моими комментариями» http://minfin.com.ua/blogs/okhrimenko/12088/ глубокоуважаемый мной эксперт президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко пишет:

«Наверное, мало кто знает, во многих странах мира отсутствует министерство образования. Мало, того в Германии, Великобритании и США финансирование учебных заведений это исключительно местные налоги и региональные проблемы. Государство, как организатор подготовки кадров, очень плохой менеджер. В СССР было модно, и планировать подготовку кадров, и заниматься распределением этих молодых кадров после окончания их учебы. Но эффект был крайне низким. Рынок и только рынок может планировать, организовывать и обучать. И чем меньше государство будет вмешиваться в этот процесс, тем лучше для всех, и для учащихся и для учителей, а тем более работодателей.

Мировая история знает громадное количество моделей трудовой и социальной политики. Что только не придумывали. И устанавливали минимальную заработную плату. И кроме заработной платы, гарантировали обязательные социальные блага, типа бесплатных больниц и детских садов. И заключали коллективные договора между работниками и работодателями. И устанавливали заработную плату согласно общей тарифной сетки, которая охватывала все профессии и должности во всей стране. И устанавливали уравниловку для всех работников. И наоборот, отдавали все на откуп работодателю. Не одна из моделей не оправдала себя. Логика подсказывает, что государство должно вмешиваться или заниматься только выплатой социальных пособий пенсионерам, инвалидам, сиротам, недееспособным. То есть, действительно, только тем, кто не может о себе сам побеспокоится. Что касается трудоспособного населения, то чем меньше государство будет социально их защищать, тем лучше они будут жить.»

Из приведенного выше ответа (комментария к моим предыдущим высказываниям) следует, что Александр всецело уповает на «невидимую руку рынка»: мудрый рынок все отрегулирует и государство в процессы кадровой, трудовой и социальной политики не должно вмешиваться и должно заниматься только «выплатой социальных пособий… тем, кто не может о себе сам побеспокоиться». Позволю себе не согласиться в этом вопросе с глубокоуважаемым экспертом. Заранее прошу прощения за большой объем статьи, хотя постараюсь быть предельно лаконичен. Фактически эта тема достойна целой книги, а я должен уложиться в одну статью. Итак, приступим.

Для начала определимся с предметом данного обсуждения, а предметом обсуждения, как вы сами понимаете, является рынок труда. Я не буду изобретать велосипед как и в предыдущей своей статье, а оперировать общепринятыми понятиями и категориями. Более того, честно признаюсь, что для облегчения своей задачи использовались готовые разработки по указанной теме, коих имеется тьма тьмущая, поскольку речь идет о хорошо исследованной теме, и авторов у данной темы многие сотни и сотни. Никогда не подумал бы, что мне понадобится писать по такому, на мой взгляд, очевидному вопросу. Для обсуждения и аргументации своих доводов я буду использовать материалы более чем десятилетней давности, поскольку считаю, что вопрос нужности или ненужности государственного регулирование кадровой, социальной и трудовой политики в условиях свободного рынка не зависит от того, что данные в нижепубликуемом материале относятся от конца 80-х до второй половины 90 гг. На мой взгляд, в условиях углубления мирового кризиса и с учетом проблемности всех сторон жизни государства Украина актуальность этого материала только возрастает.

1. СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА.

Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли — продажи. Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

  • принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

  • систему подготовки кадров;

  • систему найма, контрактную систему;

  • фонд поддержки безработных;

  • систему переподготовки и переквалификации;

  • биржи труда;

  • правовое регулирование занятости.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных и предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно — командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое — иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами.Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод — распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство — через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально — квалификационного состава, но и определенных культурных и этико — трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

На рынке труда реализуется возможность:

— свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

— найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

— независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально — квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;

— свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно — рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока:

Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

  • развитие экономики (материально — технических элементов и структур),

  • развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств),

  • развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). 

Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и
комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований.
Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и
территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей
силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила — товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности. Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей -экономики и государства — является важнейшей социально — экономической
чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально — экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является,
во-первых, удовлетворение профессионально — трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами;
во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА.

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности.

 Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее человек. 

Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять.

Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций. Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что предпринимательством успешно занимаются представители практически всех профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В 1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % — обладали опытом управленческой работы, 18 % — были связаны с торговлей, 15% — с услугами, 16% — имели высшее или научное образование различного профиля, 10 % — были фермерами.Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным образованием и административно — управленческого персонала, в США в 1987г. имели 50% торговых служащих- мужчин (30% -женщин), 40% административно — вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% — работников услуг (не считая специалистов), 24% — рабочих высокой квалификации, 17% — рабочихсредней квалификации.
Черезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса — увеличение предприятий с коллективной формой собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях, в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся.

Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно — эксплуатационное минутно — потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике.

В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип:«прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО — ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА.

Рынок труда является органической частью экономики и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т.д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке — безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.

Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов.

Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны.

Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны .

О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.

Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям


  • трудоустройство ищущих работу; 

  • обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации;

  • профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).


В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета штатов и округов расходуются непосредственно в интересах населения, покрывая расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием и т. д.

Расходы на развитие трудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно от фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеют особых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи с этим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства, общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют в какой бы то ни было форме трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсы средства, не требуют их компенсации. Осуществляется, таким образом своего рода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие и подготовка киспользованию рабочей силы как элемента национальных производительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, ни государство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов, ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарногопотенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющих подготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практически неограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшей для себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок труда является неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международного разделения труда.

На практике трудящиеся индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие такой возможности оказывает громадное психологическое воздействие на общественное сознание. Ощущение
гражданской и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам.
Трудящийся, лишенный собственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональным потенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качеств труженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабевают нравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучию и развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг бьет в итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает его духовный и культурный рост.

Масштабы и интенсивность расходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программ выступают, как правило, ведущие корпорации страны.

Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях:

1. Дошкольное, школьное воспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование (примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).

2. Заработная плата (соответствующая уровню образования и квалификации, полновременная минимальная выше прожиточного минимума).

3. Субсидирование «пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного капитала).

4. Пособия по безработице и различные виды социального вспомоществования (минимум — обеспечение текущих жизненных расходов; максимальная длительность — бессрочное вспомоществование; на 75-80% за счет государства и частного капитала).

5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии трудового стажа — государственное всеобщее; при наличие его не менее 15 лет -двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на 90-100% за счет государства и частного капитала).

6. Финансирование на восстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).

Зарплата, как мы видим, составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсови всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте и благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРОФСОЮЗОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
С ТРУДОВЫМИ МАССАМИ.


Как свидетельствует опыт практически всех капиталистических стран, высшим и наиболее эффективным организационным принципом рынка труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством.
Положения и условия договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является
результатом сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без исключения
общественно-политических и экономических сил страны.

Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и капиталом в современную эпоху явилась организация так называемого пожизненного найма работников в Японии, инициатором которого были крупнейшие корпорации, осуществляющие интенсивное научно-техническое развитие экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно проводилась в жизнь в 6О — 70 -х годах, являлось удержание во что бы то ни стало на производстве высококвалифицированной талантливой молодежи на протяжении всей ее профессиональной жизни в условиях ее дефицита на рынке труда. Несмотря на то, что практика пожизненного найма никогда обычно не охватывает более половины персонала, не имеет законодательных основ и не получает, как правило, договорного оформления, она отличается исключительной прочностью принятых обеими сторонами обязательств и устойчивыми лояльными отношениями.

Гарантии пожизненной занятости и роста заработной платы по мере возрастания стажа работы не следует рассматривать как подачку за какую-то особую преданность администрации. Подобная политика проводится по отношению к персоналу, творческий энтузиазм и высококвалифицированный труд которого определяет, в сущности, процветание корпораций и определил в 6О — 70 -х, а затем и в 80-х годах исключительный по мощи научно-технический рывок
экономики в Японии.


По мере наполнения рынка труда Японии в 80-х годах высококвалифицированными кадрами и исчезновения их острого дефицита, целесообразность широкого применения практики пожизненного найма стала снижаться, хотя в известных пределах ее ценность до сих пор сохраняется.
Трудовой договор, заключенный между работодателем и наемным работником, а также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы. Обе стороны обычно бывают единодушны в необходимости выполнения следующих основных условий кадровой политики:

— соответствие численности персонала и отдельных его категорий технико-экономическим нормам и организационным структурам предприятий и учреждений;

— привлечение кадров только в случае их квалификационного и общеобразовательного соответствия технологии материального производства и услуг;

— максимально плотная, в пределах оптимального режима, загрузка всех работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с возможной универсализацией с этой целью труда лиц среднетехнического и более низкого уровня подготовки;

— соблюдение техники безопасности, экологической защиты и оптимальных эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение трудовых ресурсов;

— осуществление переподготовки и переквалификации кадров согласно требованиям непрерывно развивающегося производства.

С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые
могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а следовательно в конечном итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней — национальном, отраслевом или фирменном — сроком на 1-2 года коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно — трудовых отношений,
обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.

Коллективные договора сегодня являются, как правило, результатом не столько противоборства интересов, сколько их выявления и сглаживания различий между ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций, экономики в целом. За последнее десятилетие количество забастовок и локаутов почти во всех западных странах значительно сократилось. В США с 1980 по 1989 г. их ежегодное число уменьшилось со 187 до 51, а численность бастовавших упала со 795 тыс. до 452 тыс., соответственно в Японии с 1 139 до 498 и с 563 тыс. до 75 тыс., а в одной из самых «забастовочных» стран -Италии — соответственно с 2238 до 1297 и с 13825 тыс. до 4452 тыс.
человек. И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми исследовательскими центрами и организациями.
Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно ясное понимание национальных проблем позволяют им выдвигать и поддерживать конструктивные экономические и социальные программы развития. Преобладают
высокое самосознание и чувство национальной ответственности, заинтересованность не только в собственном благополучии, но и — вследствие понимания значимости стратегических предпосылок для него — стремление к
благополучию и развитию предприятия, фирмы, региона, страны в целом.
Следует заметить, что рынок труда в западных странах развивается в (атмосфере экономического и политического демократизма, допускающегоконфронтацию и весьма критическое отношение друг к другу определяющих
структуру общества различных социальных сил. И это не приводит, как свидетельствует современная история, к взаимоистребляющей борьбе и разрушению прогрессивных (частное предпринимательство, конкуренция)производственных отношений. Напротив, неизбежным становится согласие, стремление к открытому сопоставлению и сближению интересов и формирование тем самым весьма благоприятных общих эволюционных условий для страны.

Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и других стран, коллективные договора, заключаемые на высшем национальном уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов. Они действительны во всех отраслях и обязательны — при условии их принятия -для работников каждого учреждения и предприятия в течение всего срока действия. Именно на национальном уровне наилучшим образом видны и понятны и потому могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние общенациональные интересы- внешней и внутренней экономической политики, комплексного развития отраслей, в т. ч. и отдельных предприятий, общие стратегические контуры научно-технической политики и первоочередность подобных программ для каждого сектора хозяйства.

Вместе с тем, в последнее время в США, Великобритании, Франции и других странах получила широкое распространение практика заключения коллективных договоров на уровне корпораций и отдельных предприятий, поскольку в таком
случае хорошо учитывается технологическая специфика производства и конкретные индивидуальные интересы сотрудников. Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата, безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной из основных тем переговоров между профсоюзами и предпринимателями. Ее
общее движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги, часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочейсилы, ростом образования и квалификации.
Но повышение зарплаты по этой причине не бывает непрерывным. Оно приостанавливается, в частности, на период действия коллективных договоров.

Профсоюзами многих стран проводится политика «солидарной» заработной платы, которая заключается в реализации принципа равной оплаты за равный труд независимо от того, на каком предприятии — высокорентабельном или низкорентабельном — трудится работник. Прибыли предприятий в значительно большей степени отличаются друг от друга, чем заработки рабочих и служащих. Такой подход позволяет в определенной мере сдерживать стремление работодателей переманивать к себе высококвалифицированных специалистов, атакже желание работников сменить место работы только для того, чтобы получить более высокую заработную плату. Подобная политика лучше всего поддается реализации при заключении коллективных договоров на национальном уровне. Опыт многих стран подтверждает достижимость баланса интересов работодателей и работников, государственного и частного сектора экономики, политики регулирования и вместе с тем сохранения стабильности рынка труда.

Чем выше общая и социальная культура в стране, тем легче и устойчивее согласуются интересы работодателей и трудящихся, тем выше практические достижения в развитии экономики и государства.

Важным практическим итогом действия компромиссного общественного сознания следует считать тенденцию к созданию корпорациями постоянного крупного источника средств для финансирования мероприятий по трудоустройству, подготовке и переподготовке рабочей силы в размере до 40% начислений на фонд заработной платы, относимых на себестоимость продукции.

Профсоюзы, со своей стороны, на случай возникновения на предприятиях кризисных ситуаций,
зачастую создают специальные фонды для переподготовки персонала (на рабочем месте, в учебном заведении) и открытия собственного дела.

Наличие довольно устойчивого социального сотрудничества в экономике не исключает периодического возникновения конфликтных ситуаций междуотдельными профсоюзами, общественными и частными секторами экономики и т.д. Подобные конфликты в известной мере неизбежны при наличии различных и во многом не совпадающих отраслевых интересов и интересов отдельных предприятий. Заметна склонность отраслей и предприятий к проведению самостоятельной политики, в частности, в области зарплаты. В результате онаможет увеличиваться сверх согласованного уровня на 1-3 процентных пункта в
течение года.

Продолжение см. в Части 2

Просмотров: 703, сегодня — 1
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд