ВХОД
Вернуться
bfmgroup
Андрей Стадник
Зарегистрирован:
16 января 2011

Последний раз был на сайте:
27 июля 2016 в 16:17
Подписчики (88):
anna77
Анна Молдавская
39 лет, Кривой Рог
Letos
Letos
31 год
innasmit1
innasmit1
Днепропетровск
miro2
Миро Граф
Одесса
CoffeeMan
CoffeeMan
Feygin
Юрий Фейгин
68 лет, Керчь
BIGor
BIGor
Andrew92
Andrew92
infopotok
infopotok
Киев
Shara
Shara
indagame
IndaGame Games
26 лет, Киев
byg
byg
все подписчики
Эксперт по управлению проектами и инвестиционному менеджменту. Координатор BFM Group Ukraine
14 сентября 2012, 12:51

И снова о наемном персонале в старт-ап проектах

Небольшое дополнение к ранее опубликованной статье «О том, как наемный персонал может уничтожить бизнес»

Когда я утверждаю, что лучшим руководителем инвестиционного проекта может быть только его владелец, отчего-то многие начинают яростно стучать туфлей по монитору. В особенности это касается инновационных проектов, где инициаторами есть в основном, люди науки, реального бизнеса никогда не нюхавшие. Мол, как же так? А как же делегирование? Как же зоны ответственности? А каждому – свое! Ну, и так далее.

Впрочем, диверсификации от действующего операционного бизнеса это тоже часто касается. Копейка хоть и падает, но вот появилась новая идея. А не нанять ли Васю-Петю с МБА и каким-то опытом, пусть и двигает проект под чутким руководством собственника?

Что характерно, на стадии разработки бизнес-плана и поиска внешнего финансирования вопрос с подбором исполнительного директора (проектного менеджера) как то особо и не стоит. Проблем-то! Вон сколько желающих соискателей. Один другого краше. Чаще всего, после многодневного и изнуряющего кастинга с собеседованиями появляется мысль о вотуме доверия и личной лояльности. С этого момента все собеседования побоку, резюме соискателей в корзину, а на сцене появляется кум, сват, брат или односельчанин любимой тещи.

Здесь зачастую еще срабатывает желание каким-то образом минимизировать издержки на старте нового проекта.

Так, хороший человек – это еще не профессия. На одной чаше весов зыбкая вера в лояльность и какую-то порядочность, на другой чаше – отсутствие маломальского опыта, непрофессионализм, ошибки на каждом шагу.

Автор этих строк когда-то давно также решил подтянуть соседа на должность менеджера, работающего с наличными деньгами (скажем так – инкассаторские функции). Хороший парень, семья на виду, воровать не будет, с деньгами не сбежит – чего не доверять? Отправил с крупной суммой за товаром в другой город. Результат – вернулся на перекладных без товара, без денег и без паспорта. Ограбили, ибо дал повод себя ограбить. Простота хуже воровства.

С принятием на ключевые должности старых проверенных знакомых впоследствии часто появляется еще одна проблема. С ростом компании появляется потребность в наборе профессионалов, но возникает вопрос, куда же девать прежних? Складская и транспортная логистика уже не справляется. В бизнес-процессах появляется тенденция к бардаку. Пора внедрять CRM, ERP и другие решения. Но для этого надо уволить двоюродного дядю с должности зам. директора за отсутствие кругозора и стремления к профессиональному росту, заменив его опытным специалистом. Ну, а как же его подвинешь, если за 2 года становления компании вместе переносились все тяготы и лишения, да и такая кадровая ротация наверняка вызовет немаленький конфликт в семье.

Впрочем, при развитии нового проекта в рамках успешно действующего операционного бизнеса зачастую тоже возникают проблемы с кадрами.

Брать постороннего специалиста на этапе старта пока не хочется, а тут вокруг хватает своих офисных хомячков. Звезд с неба не хватают, зато вроде проверенные. Возле собственника вечно крутится куча всякой лебезящей и угождающей дряни. И когда встает вопрос начала реализации нового проекта, всегда найдется особо подобострастный персонаж, аки Кинг-Конг бьющий себя кулаком в грудь, мол, и МБА образование есть, и бумажки умею перекладывать, и все сделаю на самом высшем уровне.

Доверяя таким «специалистам» функционал проектного менеджера, не стоит удивляться тому, что просчитанный и потенциально эффективный проект в результате умрет, утянув весьма немалые и часто заемные деньги. Что-то наверняка будет упущено. Что-то будет забыто или не учтено. Смета и календарный график окажутся заниженными, а ожидаемый доход не будет отвечать запланированному.

Наблюдал со стороны картину, когда на пике инвестиционного бума в 2007-м году иностранцы скупали землю вокруг Киева под разноплановые проекты. Уж не знаю, с чьей подачи, но с украинской стороны проектным менеджером (лицом, проводящим экспертизы и принимающим решения) оказался вчерашний страховой агент, ранее к строительной и инвестиционной тематике не имевший ни малейшего отношения. В результате по всем объектам получили не выявленные сервитуты стратегического назначения, нарушение санитарно-экологических норм отступа от жилого сектора, сложности подключения к коммуникациям необходимого забора мощности, противодействие внешней среды (по общественным слушаниям и интересам местных князьков), нарушение антимонопольного законодательства и неразрешимые конфликты с акционерами.

Но, даже наняв высококлассного специалиста на должность топ-менеджера, далеко не факт, что удастся избежать проблем. Это только кажется, что чем крупнее компания, тем профессиональней менеджеры высшего и среднего звена. 

Чаще всего они попросту крадут рабочее время. Хорошо оплачиваемое рабочее время. Планы долгосрочного развития, разработка стратегий, имитация бурной деятельности, продажа воздуха собственнику, вроде неких имеющихся связей и возможностей – не более чем фикция и задоприкрывательство, мотивом которых есть страх перед ответственностью и маскировка собственной некомпетентности.

Они безукоризненны. На них дорогие костюмы и часы. На их столе всегда обнаружится свежий номер Harvard Business Review. Они с умнейшим видом к месту и не к месту приплетают кучу английских аббревиатур, вроде кеш-фло, ебитда (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization), нпв, рои, и пр. (зачастую, кстати, плохо понимая их полный смысл, и зачем они применяются). Они считают себя гениями управления. На собственников смотрят свысока, даже если внешне и не показывают этого.

К сожалению, умными словами очень часто они оперируют куда лучше, чем логикой, практическими навыками, здравым смыслом и умением решать прикладные операционные задачи.

Есть ряд подводных камней при работе с такими «суперпрофессионалами».

Опыт.

Опыт, конечно, самая важная вещь. Но есть, как говорится, нюансы. Зачастую понятие прикладного опыта подменяется этакой «корпоративной памятью». Например, докризисный опыт работы директором крупной девелоперской компании часто дает умение рисовать красивые картинки с диаграммами и сквозь зубы разговаривать с аутсорсерами-подрядчиками. Но этот опыт часто пасует перед необходимостью лично договариваться с чиновниками всех уровней, умением находить нестандартные ходы, владением тонкостей нормативного земельного и строительного законодательства, способностью формирования и управления собственной службой заказчика.

Или, к примеру, розничная торговля или дистрибуция продуктов питания? За 10 последних лет система ритейла изменилась до полной неузнаваемости. Решения, которые были эффективны тогда, сегодня не работают в принципе.

Масштабность мысли.

(Мыслим стратегически, забывая о тактике)

В привязке к предыдущим примерам, часто бывает так, что специалист, ранее управлявший строительным холдингом с сотнями тысяч квадратных метров застройки, спасует перед необходимостью лично протолкнуть проект газоснабжения для строительства небольшого цеха. Как результат, будет и запредельная цена, и сроки согласований, не вписывающиеся ни в какие календарные графики. Бывшие топы транснациональных компаний часто подспудно смотрят на все сверху вниз. Нельзя применять приемы, успешно работающие у гигантов, вроде Nestle на продвижение продукции маленького кондитерского цеха. Применяемые ними приемы скорее развалят бизнес, чем выведут его на нужный уровень.

Самоуверенность (иначе говоря, понты)

Многолетний бег по карьерной лестнице на многих накладывает своеобразный отпечаток (попытки подменить отсутствие харизмы, нежелание думать и тот же страх совершить ошибку) как подковерные войны с собственным персоналом и перекладывание прерогативы принятия решений на кого угодно, но только не на себя. Такое происходит в случаях, когда над наемным топ-менеджером со стороны собственника отсутствует должный контроль. Если собственник особо не вникает в операционные детали бизнеса (проекта), его достаточно длительное время можно водить за нос.

Бывают ситуации, когда руководитель проекта (директор), преследуя личные амбиции, создает команду проекта исключительно под себя, по отношению к которой выглядит этаким полубогом и спасителем. Весь этот слаженный коллективчик успешно пилит деньги инвесторов и собственников до момента, когда скрыть допущенные ошибки уже невозможно. После чего вся эта команда, параллельно с имитацией бурной операционной деятельности, в оплачиваемое рабочее время пасется на сайтах по поиску работы, рассказывая новым работодателям об «объективных и непреодолимых» причинах своих неудач, основанных на стратегических ошибках прошлого руководства.

Страх (боязнь перед неправильными решениями)

Довольно часто у наемных топов срабатывает банальный фактор страха перед рисками. Ведь часто бывает так, что собственник видит только вершину айсберга (к примеру, недостаточную с их точки зрения доходность). Появляются требования о принятии непопулярных решений (снижение ФОТ, оплачиваемых отпусков, необоснованное повышение отпускных цен, пр.).

Ответственность за последствия непопулярных решений снова-таки будет переложена на наемного директора, после чего не останется ничего другого, как подыскивать себе новую работу.

Многие собственники не понимают того, что рисковые решения и умение достойно выходить из проигрышей – это их удел, в то время как первостепенная задача наемного директора – обеспечение стабильности, управления процессами, и соблюдения прогнозных показателей.

Если резюмировать написанное и пытаться подвести некий общий знаменатель, как единую панацею от ошибок, то стоит снова вернуться к первому абзацу статьи. Контроль, контроль и еще раз контроль со стороны собственника. А еще правильная постановка целей и задач персоналу.

Собственник, как инициатор инвестиционного проекта, обязан в полной мере знать, чего он хочет и какими методами необходимо добиваться конечных целей.

Наемный персонал, как правило, не склонен самостоятельно придумывать себе объемы работ, идя по пути наименьшего сопротивления. Если со стороны собственника четко и в подробностях не прописаны КПЭ, ориентированные на достижение конкретных результатов, а заодно и методы их достижения, люди не будут понимать конечного смысла своей работы.

Здесь хорошо срабатывает некое подобие «лакмусовой бумажки» для финансирующей стороны. Первым этапом в любом проекте есть корректный сбор всех исходных данных. Если собственник (инициатор проекта) способен лично вдаваться во все маломальские технические детали – проект имеет потенциал развития. Если же лейтмотивом есть убеждение инициатора в том, что вот, мол, найму специалистов, и они все сами сделают – любые переговоры о финансировании можно смело завершать.

Андрей Стадник
BFM Group Ukraine

Просмотров: 1841, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии (17)

+
+63
RaSvet
RaSvet
14 сентября 2012, 13:25
#
Браво! Прекрасный текст!
А есть ещё взгляд «снизу вверх». Тебя привлекают к осуществлению нового проекта. Ты выдаёшь результат на уровне «выше ожидаемого» в своей области. Но это никак не отражается на твоём финансовом и карьерном росте. Мало того, могут ещё косвенно завернуть типа: «Не задирай нос». К следующему проекту пыл значительно угасает, инициативу проявлять не хочется, но выданый результат на уровне «выше ожидаемого» приводит к тем же последствиям. Вот здесь и начинается тихий и не очень саботаж. И пусть его называют «бунтом хомячков», или «бешенством планктона» — не важно. Если не учитывать того, что наёмный работник, показывающий высокий результат, вместо бесполезного «осваивания бюджета», должен получать моральное и физическое удовлетворение от своего труда, то контроль руководителя проекта превратится в тиранию, а результативность будет падать.
+
+8
BIG
BIG
14 сентября 2012, 14:15
Иван, Киев
#
Спасибо! Очень интересно!
+
+3
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
14 сентября 2012, 15:04
Київ
#
Ну что сказать..:( Ода «собственнику», что в общем-то понятно, так как автор, в основном, описывает наемный персонал в резко неприглядном виде. Тут и «куча всякой лебезящей и угождающей дряни», и «подобострастные персонажи», и «офисные хомячки» ну и т.д...:). Представляю, каково им работать в вашей компании..:). Ну, а если по сути, то бывают разные стили управления (авторитарный, демократический и т.д.)и разные личности (как способные доверять и делегировать полномочия, обучать и передавать другим часть своих навыков и умений, так и абсолютно эгоистичные и нетерпимо требовательные). Вы пропагандируете тотальное недоверие. Но в современном мире стартапы часто реализуются через механизм бизнес-инкубаторов, где поддержка, обучение и доверие играют немаловажную роль.
+
+16
RaSvet
RaSvet
14 сентября 2012, 15:20
#
Валентина, Вы теоретик. Уверен, что Вы своего бизнеса с наёмными работниками не имели. И кровь «хомячки» Вам не портили. А то, о чём рассказывает Андрей Викторович, суровая правда жизни, которая, словно каждое слово Устава караульной и гарнизонной службы, писано кровью, потом и немалыми деньгами.
+
+3
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
14 сентября 2012, 15:57
Київ
#
Вы ошибаетесь. Я являюсь одним из партнеров консалтинговой компании, где начинала рядовым аналитиком, а позже — руководителем аналитического отдела. Если «хомячки» портят кровь, это означает в первую очередь просчеты их руководителя, от банального — не тех людей подобрали, неправильно поставили задачу, своевременно не обучили, не создали корпоративну культуру, где бы вознаграждалась инициатива и т.д. и т.п. И, в свою очередь, мне кажется, что у Андрея Викторовича большинство проектов — сплошь неудачные, и при этом он склонен винить в этом других («хомячков»)..:)
П.С. Цинизм — одна из самых распространенных защитных реакций...:)
+
+3
RaSvet
RaSvet
14 сентября 2012, 17:10
#
Зря Вы о проектах Андрея Викторовича так сказали. Могу себе представить уровень «консалтинга», Вашей «компании», если Вам лень даже было об этом погуглить.
+
+3
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
14 сентября 2012, 22:57
Київ
#
Ну я уже начинаю понимать некоторые из высказываний Андрея Викторовича в сторону своего окружения...:)
+
+14
Андрей  Стадник
Андрей Стадник
14 сентября 2012, 23:16
UA
#
Ну вот Вовсю меня обсуждают без меня.
Премного благодарен!
Валентина Витальевна, а я то здесь причем?
И причем здесь мои проекты? Всяко было. И удачные были, и не очень.
Но больше удачные.
В блогах я не занимаюсь теорией, вроде изысканий на тему управления персоналом, а привожу примеры из своей практики и практики многочисленных партнеров.
Как не допускать подобных ошибок — здесь решение оставляю за читателями.
И к слову, среди людей, с которыми приходилось работать, врагов нет.
Ни с кем не расстался плохо (за крайне редкими исключениями).
Я бы не был на Вашем месте столь безапелляционным в высказываниях о моей практике.
У каждого она своя.
+
+7
Андрей  Стадник
Андрей Стадник
14 сентября 2012, 23:23
UA
#
Игорь, благодарю. Только прошу — не надо из меня делать этакого гуру отечественного бизнеса. Равно, как называть по отчеству.
Вы заметили? В своих опусах почти не даю советов, как надо не допускать ошибок.
Конечно, знаю, как надо правильно действовать. Но писать об этом не желаю. Зачем отбивать хлеб у теоретиков? Они на этом научные степени получают в конце концов. Целая армия преподавателей, тренеров, коучеров, консультантов и пр.
Они все нам расскажут настолько профессионально, что нам не будет чем им возразить.
+
+3
RaSvet
RaSvet
15 сентября 2012, 11:42
#
Я просто знаю на сколько ценен опыт практика и на сколько рознится теория с практикой. Ваш пример практика тому лучшее доказательство.
+
+12
Nighthawk
Nighthawk
16 сентября 2012, 01:10
#
Валентино, ми вже начиталися ваших глибокодумних опусів в стилі «поборемо корупцію, обмеживши готівкові розрахунки до 1000 доларів з носа». Може, зекономите наш час і не будете тут надувати щоки, як описані Андрієм топи-проФФесіонали?
Блін, і за такі вумні поради людям ще й гроші за консалтинг платять?! Куди котиться світ…
А якщо по ділу, то Андрій абсолютно правий. Хочеш щось зробити добре-зроби це сам. Або мотивуй свого топа, і все одно контролюй. А хом«ячків-засранців повно всюди, бо така людська природа, і не завжди можна відсіяти зерно від плевел. Та й зібрати колектив своєї мрії миттєво аж ніяк не вийде. Доводиться працювати з тими людьми, які вже є, і вносити зміни в структуру колективу вже в процесі реалізації проекту-бо інакше можна чекати все життя і так і нічого не зробити. Так що строїти, строїти і ще раз строїти хом»ячків, щоб у голову всяка дурня не лізла, і без варіантів
+
+11
Senya
Senya
14 сентября 2012, 22:33
Днепр
#
Часто (по мне так и чаще) и наоборот бывает. Стартует проект, его руководитель пашет как на себя (даже за долю в деле), а когда все получилось успешно и уже работает на каком-то достигнутом уровне — собственник говорит «спасибо» и ставит на его место своего кума приглядывать.
+
0
Андрей  Стадник
Андрей Стадник
14 сентября 2012, 23:25
UA
#
Да. Бывает и так. К тому же достаточно часто. Сам неоднократно попадал в подобные ситуации.
+
+2
allescaput2030
allescaput2030
14 сентября 2012, 23:32
#
Для системы, которые вы тут пропагандируете, это нормально: используй ближнего своего, пока он молод и полон сил, а потом — на помойку…
Жизнь важне, чем абстрактный рост или успех…
+
+19
Евгений Исаев
Евгений Исаев
17 сентября 2012, 11:15
Киев
#
Во всех потерях инвестиций виноват только сам инвестор. Наемному работнику плевать на деньги хозяина, и это правильно, он озабочен своей судьбой. И если собственник не установил правильную систему контроля и неправильно подобрал управляющих, то это только его проблемы.
+
+2
brigadirius
brigadirius
17 сентября 2012, 11:51
Киев
#
Работал как то я на одного собственника. Так он мои отчёты по движению средств с банковскими выписками сверял. И так пол года. Пока я не вышел из себя и не выматюкался, мол не пи… у у него ни копейки. Так что надо всегда находить золотую середину между контролем и делегированием полномочий.
+
0
Pozitivo
Pozitivo
25 сентября 2012, 14:25
#
Написана чистая правда, но, к сожалению рецепта так и нет. У меня есть несколько мыслей, но на практике я их пока не использовал, с удовольствием бы поэксперементировал бы, если бы кто-то из собственников позволил данный эксперимент. А автору мой респект-как Вы написали-так оно и есть.Спасибо!

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд