- 13 мая 2015, 13:39
Реструктуризация внешнего долга Украины: казнить нельзя помиловать. Где запятая?
Процесс реструктуризации внешнего долга Украины продолжается, при этом корпоративный сектор справляется с этой задачей более успешно. Пока Министерство финансов и комитет крупнейших кредиторов (пять крупнейших держателей облигаций) пытаются найти точку равновесия, корпоративные эмитенты (DTEK, Ferrexpo, ПУМБ) реструктуризируют свои обязательства. Разница процессов, заключается в разных подходах, которые обусловлены исходными позициями.
Внешний долг страны можно поделить на две составляющие: суверенную и корпоративную. В первом случае, должниками выступают органы государственной власти, во втором – частные компании. Где-то посредине находятся квазисуверенные заемщики – государственные компании, но эта категория менее универсальна.
Что касается государственного долга, то его реструктуризация практически неизбежна и вызвана во многом структурными недостатками. Проблема с госдолгом заключается не в том, что его соотношение к ВВП на фоне девальвации увеличилось до 70% в 2014 г. и продолжит свой рост, а в его стоимости, временной и валютной структуре.
Проблема коротких денег. Неразвитая инфраструктура внутреннего рынка ценных бумаг и кредитные риски Украины привели к тому, что средний срок погашения 1 101 млрд. грн. (внутренний и внешний долг в эквиваленте) составляет 4,8 года (конец 2014 г.). Таким образом, Правительство вынужденно постоянно задаваться вопросом рефинансирования долговых обязательств и привлечением новых, в условиях традиционного бюджетного дефицита. Более того, на начало текущего года порядка 25% внешних обязательств государства ($8,3 млрд.) подлежали погашению в течение 12 месяцев.
Дороже обороны. По итогам 2014 года расходы на обслуживание долга (проценты) практически в 2 раза превысили расходы на оборону и достигли 10,8% всех доходов бюджета. Такое соотношение бюджетных расходов «далеко заведет».
По всей видимости, с понятием валютных рисков госдолг Украины не был знаком. В структуре госдолга традиционно преобладают заимствования в иностранной валюте, а это чревато негативными последствиями, в условиях хронического дефицита текущего счета и низкого уровня прямых инвестиций.
В итоге: отсутствие адекватной политики управления госдолгом и рисками на протяжении длительного периода времени, завели в тупиковую ситуацию, которая предусматривает один рациональный вариант выхода – реструктуризацию долга. При этом отсутствие сценария стремительного роста экономики и процветания Украины не позволяет пойти на мягкий вариант реструктуризации – продление сроков погашения. В то же время, высокая зависимость от внешних ресурсов и необходимость финансировать текущие расходы, делает слишком дорогим вариант дефолта.
Вот и приходится наблюдать как Министерство финансов и кредиторы, находясь в поисках равновесия, ведут переговоры о реструктуризации госдолга. При этом, необходимым условием этого процесса должно быть подчинение бизнес логики, а не политическим целям.
А тем временем, частные эмитенты реструктуризируют свои еврооблигации на достаточно привлекательных условиях. Кредиторы получаю бонусы, часть долга, повышенную процентную ставку и амортизационный принцип погашения.
Что касается госкомпаний то, по всей видимости, руководствуясь государственной позицией, будут реструктуризировать свои внешние обязательства на менее комфортных условиях, чем частные компании, но без списания части своих долгов.
|
8
|
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
- 17:41 Курс валют на вечер 25 апреля: доллар и евро на межбанке ушли вниз
- 17:15 Украина рассчитывает получить $38 миллиардов помощи в 2024 году
- 16:16 Парламент легализовал труд домашних работников
- 15:18 Банки повысили наличный курс доллара
- 14:47 Регулятор готовит ряд шагов по валютной либерализации в ближайшие недели
- 14:02 НБУ снизил учетную ставку до 13,5%
- 13:11 Рада провалила голосование за Пенсионную реформу
Комментарии - 8
Процесс реструктуризации не означает, что компания банкрот, причин реструктуризации нужно рассматривать в каждом отдельном случае. Но, когда отсутствует возможность привлечь новое финансирование, то погашение долгов приведет к негативным последствиям для операционной деятельности компании.
В условиях трудного положения украинской финансовой системы и компаний, не удивительно, что заемщики предпочитают идти по пути реструктуризации долгов, а не сокращения оборотных средств в ущерб операционной деятельности.
И что агросектор начал испытывать сложности с погашением?
Однако индивидуальный подход, более правильный. Есть компании, которые вели несбалансированную и рискованную деятельность, в результате, столкнулись с рядом проблем. В то же время, есть компании, которые оказались более подготовленными и имеют хорошие перспективы развития.
Постоянный рефинанс это признак займа на текущую деятельность, идеально если заемщик все же по чуть выходит из лимита. А вот рефинанс инвест займа это в любом случае признак сильных проблем у фирмы, не банкротство, но и не перспективный заемщик. Индивидуальный подход это единственно верно, но в аспекте страны всё что гарантированно государством это общий страновой риск, дефолт по одному проспекту = дефолт страны, что закономерно — бюджет то общий и гос гарантии обычно для гос фирм. Так?
Может скажете пару слов о таком тексте? Интересно ваше мнение.
artemkovtun.livejournal.com/19569.html