Минфин - Курсы валют Украины

Установить
VikPa

Виктор Пашула

0 подписчиков0 подписок

Был на сайте 11 октября 2023 в 21:18

Мужской

PR expert / blogger

О себе

По образованию филолог-литературовед, член Союза журналистов Украины с 1998г. Работал журналистом, возглавлял PR-направление в СМИ, руководил 3-мя рекламными агентствами, пресс-службой и PR госслужбы, банков (как отечественных, так и с иностранным капиталом).

На Минфине с 29 сентября 2011

Заблокировать

About the banking market, PR, mass & social media.

Записи

28

11 марта 2016, 12:39

Продай того, кто ворует

«Продай того, кто ворует» : письмо с таким интригующим заголовком намедни упало в мой почтовый ящик. В раздел «спам». И если бы не дурацкая привычка просматривать превью сообщений, вся интрига очередного лохотрона, замаскированного, как оказалось впоследствии, под патриотизм, безвозвратно бы канула в Лету. А так, пришлось загрузиться: и мне, и письму. Причем мне – основательно. Волосы зашевелились у меня на голове, когда таинственный отправитель «Сырожа», словно удав Каа, гипнотизирующий бандерлогов, вколачивал месседжи-гвозди в мое сознание: « 1. Ты достоверно знаешь, что кто-то в твоей компании ворует. 2. Или ты работал/работаешь в компании, которая дает взятки/откаты/благодарности/»скидки». 3. Или ты просто случайно узнал подробности про откаты и воровство. 4. И ты веришь в то, что воровать – это неправильно… » Я, конечно, верю. И даже очень. Но опыт, который сын ошибок трудных, давно уже приводит меня к диалектическому противоречию... Начнем с того, что если кто-то вам скажет, что ни разу в своей жизни при исполнении служебных обязанностей не брал откат – не верьте. Если бьет себя в грудь, утверждая, что раньше было, а нынче нет – не верьте. И уж тем более, Боже вас упаси, с умным видом самим отрицать сие интригующее обстоятельство в душевном разговоре с полиграфологом на каком-нибудь новомодном детекторе лжи. Засыплетесь. Поскольку с первой же реакцией, уж будьте уверены, утратите напрочь связь с артефактом. А между тем для полиграфа он состоит в том, что «берут все». Ему не важно, взяли ли вы ручку со стола или просто лист бумаги домой, «не побрезговав». Коль уж имеете материальную (иную, отличную от собственника) выгоду от того, что вам не принадлежит, за что не платили из своего кармана, при этом, не поставив в известность владельца «ништякового ресурса» – значит, осознанно «взяли». Эту информацию, кстати сказать, я почерпнул из беседы с профессиональным полиграфологом. Но это уже совсем другая история... А таинственный Сырожа оказался на удивление прагматичным человеком. Уверенный, что его виртуальный собеседник ответствует «да-да, да-да, да-да, да-да», он с места в карьер сделал недвусмысленное деловое предложение: « 1. Ты рассказываешь нам интересную и достоверную историю о вредителях. 2. Мы, сохраняя твою анонимность, рассказываем ее тому, кого обворовывают. 3. В результате благодарные нам за это лица выплачивают вознаграждение (уговорить их это сделать – наша работа). ​4. Часть вознаграждения мы передаем тебе. Если такие деньги тебе не нужны, передаем их на благотворительность или на поддержку армии Украины (ты сам выберешь куда именно) ». В отличие от шампуня «три в одном» профит был на единицу больше. Притом включал в себя как ментальное, так и материальное начало. Возможность неплохо заработать (чем больше масштаб, тем интереснее); освободить путь для своей карьеры; добиться справедливости и наказать преступника; помочь Украине стать сильнее. Далее следовал спонтанный набор нейролингвистических сентенций, призванный понятийно объяснить, почему с ворами надо бороться: «Вор крадет не деньги. Вор крадет новые рабочие места. Вор крадет повышение зарплат. Вор крадет налоги, не заплаченные в бюджет. Вор в компании крадет и у тебя, и у твоих родных, и у твоих друзей. Он нарушает и законы, и заповеди». И только к концу письма пасьянс таки собрался окончательно. А пафос и вовсе сошел на нет. В целях конспирации Сырожа доверительно предлагал за денюжку приобрести новехонькую сим-карту. После чего короткому эпистолярному общению, надо полагать, должен будет наступить капут и все последующие душещипательные разговоры планировалось вести в телефонном режиме. Строго с 13-00 до 23-00. Не за бесплатно, разумеется. Вот такой он, Сырожа «гений парадоксов вдруг», «ненавидящий откаты и тех, кто ворует». И главное – не прикопаешься: ну, чем не патриот?

+10

Комментировать

3 декабря 2014, 10:36

ПалиндрОмон, или сказ о коучах-копирайтерах

Сегодня так много развелось желающих поучить уму-разуму «чайников», как писАть правильно вообще, и продающие тексты – в частности, что порой совсем невмоготу отказать себе в удовольствии почесать языком с чудо-«коучем» о причудах лингвистики, встряхнуть пыль с навыков препарирования литературоведческим скальпелем какого-нибудь осколка «художественного текста». Уж, коль тебя принимают за «чайник», то пусть хотя бы электрический. Спрашиваю тут донимающего зазывалу на свой «авторский тренинг», мол, а вы там, чай, палиндромами не балуетесь? Из ответа «а зачем?» – ничегошеньки не понятно. – Ну, бэкграунд у меня такой, – уточняю, – нуна спикеру иностранному «чуйственную» статью забабахать по интернал-коммуникациям, донесть благую весть сумневающейся аудитории, внести ясность. И тут подаю на тарелочке личный опыт – с моим австрийским СЕО в банке: – В месседжах спикера часто повторяется немецкое слово «nebel», – уже вовсю намекаю, — в переводе «туман». Это якорь-антипод, что посоветуете для противопоставления? – Приходите, что-то придумаем, – слышу. Ага, разбежалси: таньгу отдай, время убей, а в довершение и веру в еще одного учителя копирайтингу утрать – ну, на кой мне такие печеньки? А ведь была же подсказка, проверка связи, так сказать – палиндром, или по-смешному – палиндрОмон (звучит филологично, правда?) Берешь «nebel» (туман) – буковку за буковкой. И получается … «leben» (жизнь). И все – играйся со смыслами!.. Хотя главное в подходе оно, конечно – не переусердствовать. Иной ищущий палиндром психоделию не ровен час обрящет. Вот, скажем, слово «live» (жизнь – анг.) читается наоборот, как «evil» (зло). Страшно? А коучам-копирайтерам – до лампочки. Потому как – «акчоп мал» ;)

+8

2

9 января 2014, 11:58

Банковские форумы: в королевстве кривых зеркал

Форум – это сарафанное радио Интернета Перефразируя известную эпиграмму подзабытого всеми Козьмы Пруткова, спрошу: а верите ли вы банковским форумам? Нет, не ангажированным, насквозь редактируемым доморощенными администраторами, материнским отзыво-сборникам, размещенным на официальных веб-сайтах финучреждений. А их «свободным» собратьям – живущим на профильных информерах, информационно-аналитеческих финансовых порталах, неутомимо день ото дня сеющим «разумное, доброе, вечное»? Ну, в смысле, дающим такую себе пищу для ума – где лучше обслуживаться, какому такому банку можно доверить свои нажитые непосильным трудом кровные сбережения и почему, etc… Когда я вижу, с каким умилением банки начинают преподносить клиентам полные оптимизма хвалебные оды в свою честь, трансформируемые в высокие рейтинги безоговорочного народного доверия, меня переполняет самоирония. Удержать рассудок ясным мне помогает не столь личный профессиональный опыт, как еще одна нетленка братьев Жемчужниковых сотоварищи – «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим» . «Учите матчасть!» – подсказывает в аллегоричной форме синематограф («В бой идут одни старики»). «Читайте баланс , – сухо констатирует горькая правда жизни, – вместо того, чтобы полагаться на метод тыка» . Остальное все – лирика… Вообще-то чтение банковских форумов – преувлекательное занятие, скажу я вам. В особенности, для тех, кто знает кухню изнутри. Ну, разве это не мило, видеть на пьедестале топика обсуждений какой-нибудь банк из 4-ой группы, у которого и собственная сеть-то – раз, два и обчелся, и депозитный портфель просматривается разве что под микроскопом. А почитаешь – картина маслом – « по темпам прироста депозитов в рознице банк N опередил банковскую систему» – и далее обязательно «кривая цифра» в х - раза или %% десятичного, а то и сотенного разряда. А главное – все чинно так и благородно. Ну, не молодцы ли?! А «буйвол»-то между тем только с виду. Помните, «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!» ? Разница в том, как преподнести. Достаточно слегка поднапрячь извилины и вспомнить школьную программу… В прошлом месяце Петя продал 1 яблоко, а в текущем – 3, что в 3 раза больше, т.е. отражает прирост в 300%(!). А Маша продала всего в 1,5 раза больше, хотя в прошлом месяце продажи составили 100 яблок. В задачке спрашивается: у кого покупатели предпочитают совершать покупки?.. Занимательная арифметика, не так ли, если «опустить» информацию в абсолютных цифрах? А ведь 3 яблока это вам не «Три тополя на Плющихе». Тогда откуда, спросите, столь повышенное внимание к обсуждению? Не претендуя на лавры Колумба, скажу, что «аффтарами» подобных словоизлияний, акцентированных отзывов в 90% случаев выступают, как правило… либо сами банковские пиарщики, либо «постеры», нанятые ими же (коих в миру еще кличут «кукушками»). Банковский барометр клиентского настроения давно уже зафиксировал устойчивые изменения в поведенческой модели принятия решения о покупке. В отличие от банальной визуальной рекламы, эффект которой поддерживается путем психологического давлением на зрителя, вербальная мимикрия под «ребят с соседнего двора» производит более дружеское, почитай доверительное, впечатление на целевую аудиторию. Неслучайно, на всевозможных тренингах по «уму-разуму» пиарщикам с чувством, с толком, с расстановкой внушают новую истину нашего времени – для того чтоб вам доверяли, вас должны обсуждать на форумах. «Но обсуждать – не значит ругать» – решили для себя новоиспеченные гуру нью-медиа. И засучив рукава, принялись дружно «косить» под народ, призвав в союзники вирусный маркетинг. И вот уже некто Вася Пупкин заводит на форуме несколько аккаунтов с целью накрутки голосований, публикации восторженных отзывов, компенсации негативных высказываний в адрес горячо любимого банка. «Фантомы» помогают сформировать дискуссии в заданном направлении. С одного можно задать вопрос, с другого – ответить, дабы подлить масла в тлеющий огонь вяло текущего обсуждения. Много «фантомов» не нужно. Достаточно 3-5 аккаунтов. Их задача на определенном этапе – воспроизводство устойчивого впечатления на «читающих, но не думающих» участников форума, абсолютное большинство которых относится к так называемым «молчаливым 90%», которые… впитывают, словно губка информацию, но… не вмешиваются в разговор. Авось пригодится – пусть хранится на корочке... Кто-то, возможно, сейчас возразит, мол, зачем тень на плетень наводите? А как же идентификация пользователя при регистрации, прямо запрещенные правилами форумов флуд, флейм, спам, оффтопик и прочая? Ведь «забанят»!!! А еще хуже, в соответствии с упомянутыми правилами, администратор форума возьмет да и воспользуется правом на опубликование IP посетителя, с его излияниями в новом «неприглядном свете». А то и вовсе, неровен час, направит официальное письмо (c примерами проактивностей пользователя данного IP) на имя руководителя организации, к которой сей IP-адреса «прикомандирован». «Шкандаль» и подорванная репутация!? Ну что ж, приоткроем завесу. Но для начала – наводящий вопрос скептикам. А у вас не закрадывалось «мутное сомнение», лицезрея в ветке обсуждения банка N контекстную рекламу? Небольшой, но броский, например, баннерок, недвусмысленно подсказывающий вам: при всем богатстве выбора, друг мой, другой альтернативы нет. Вы думаете, он здесь случайно? Ой ли?! Тогда приведите себе в доказательство хотя бы один железный аргумент того, что он размещен бесплатно! Что же до идентификации – спрос, как известно, рождает предложение. Достаточно немного «погуглить» и вот оно искомое – «куплю аккаунты с форумов X и Y, на которых вы имеете больше (заданное число) сообщений». Новомодные «девайсы», разные блага цивилизации в виде бесплатных Wi-Fi точек доступа к сети Интерне в близлежайших кафе, наконец, просто «поход» в Интернет-клуб – помогают даже при «поющих романсы финансах» на запуск «сарафанного радио» в тылу «врага» завуалировать конечного пользователя так, что комар носа не подточит. Так есть ли выход, спросите? И что, собственно, как говорил достопочтимый Николай Гаврилович Чернышевский, делать? Пожалуй, не лишним будет стряхнуть пыль веков и вспомнить еще раз наследие поэтов XIX века, устами Козьмы Петровича Пруткова давшим простой, но емкий совет – «Зри в корень!». На что следует обратить внимание в королевстве кривых зеркал, читая ту или иную ветку на банковском форуме: профиль пользователя (заведомо ложные данные, заполненные при регистрации – н-р, 1900 г.р., компрометирующий ник, и т.д.); история сообщений (н-р, пик активности пользователя странным образом выпадает на дату его регистрации на форуме); частота сообщений (группа пользователей на протяжении длительного времени (н-р, в рамках часа) целенаправленно проводит «словесный пинг-понг»); ангажированная тональность сообщений (н-р, пользователь присутствует только на одной ветке, играя «в одни ворота»); уникальность сообщения (тиражирование одно и того же мнения на разных форумах можно проверить нехитрым способом, введя в поисковую систему одно из предложений, предварительно взяв в кавычки для поиска точных соответствий)… Конечно, незатейливый список «маячков» можно и продолжить. Но там, где начинается нежелание учить матчасть, элементарно читать баланс банка, заканчивается любая финансовая грамотность. Остальное все – лирика…

+36

13

20 декабря 2013, 13:44

Бойкотомания: скрытая угроза

«Я объявляю бойкот всему классу» (х/ф «Чучело») Не знаю, как ты, читатель, но когда меня оголтело приглашают бойкотировать торговые марки ли, магазины ли, исходя из партийной принадлежности, я, в первую очередь, думаю об интересах своей семьи. Не той, что за высоким парканом, а СВОЕЙ, которая рядом. Можно сколько угодно аргументировать теоретическими, вырванными из контекста экономическими квинтэссенциями «за бойкот», мол, объем спроса не меняется – деньги (в случае чего) достанутся конкурирующим брендам. Но мне рассказывать об эластичности спроса не надо. Поскольку на личном опыте знаю, каково это, когда товара-заменителя попросту нет. В моей памяти еще свежи воспоминания, как я мотался из одного конца города в другой, в поисках специальной в силу ряда медицинских показаний молочной смеси для грудничков. Ни сетям аптек, ни специализированным детским магазинам мало востребованный товар не нужен – сплошной масс-маркет. А когда нашел то, что искал, в гипермаркете на окраине, поверьте, мне было все равно, что до партийно цветовой дифференциации штанов его хозяина. Дома меня ждал ребенок, которого необходимо было кормить по часам… Я слишком хорошо еще помню, к чему привел флэшмоб «забери деньги из банка» пять лет назад – в 2008-м. Тогда VIP-клиенты, понаоткрывавшие своим VIP-сынулькам и дочуркам депозитные счета на кругленькие суммы в нашем иностранном банке, будто сговорившись, начали наяривать в головной офис, дескать, земля слухами полнится – на днях зазвучит по банкам отходная молитва. Мол, где уж тут капитализацией наживаться – вернуть бы своё… Стали выяснять, откуда ноги растут у сарафанного радио – ой-ё-ёй! Некий «верховный» народный депутат-доброхот поделился в кругу друзей-приятелей: вэй-вэй, быть беде, хватай мешки – вокзал отходит. И понеслась – броуновское движение. В нарастающей панике VIPов не успокаивал даже тот факт, что акционер – не какая-нибудь оффшорная компания на Сейшелах, а европейская группа с именем, отвечающая по всем своим обязательствам во всех странах оперирования. Они требовали личных гарантий, вплоть до – вынь да положь расписочку, и не иначе. Что уже говорить о простых вкладчиках, которые обрывали телефоны в колл-центре, выстраивались в очереди в отделениях… Неужели, ты, читатель, настолько наивен, что полагаешь, что вчерашние VIPы, оставшиеся и сегодня таковыми, не вынесли уроки из прошлого? Неслучайно, по оценкам независимых экспертов объем денежной массы собственников в отечественных банках нынче не превышает и 15%. Остальное, где бы вы думали? Правильно – за морями, за долами, за высокими горами. Основной ресурс банковской системы сегодня – это средства простых людей. Ну, изымут они из бойкотируемых банков свои не бог весть какие преимущественно гривны. (Хотя, объективно скажем, одномоментно проделать сие сразу всем не представляется возможным). Ну, потеряют при досрочном расторжении договора начисленные проценты, оставшись при своих, минус девальвационные колебания. В тартарары от подобных шагов упомянутые банки все равно не провалятся. И без гривны, уж будьте уверены, не останутся. Регулятор, как отец родной, их-то в случае чего рефинансирует ровно на столько, насколько нужно будет. Другой вопрос в том, что вирус в кровеносную систему экономики уже будет занесет. А для того, чтобы оценить, насколько он может быть разрушителен для организма, простой пример. В чем сущность банка? В аккумуляции временно свободных денежных средств и предоставлении их во временное пользование в виде кредитов. Говоря простым языком, этим они живут, т.е. зарабатывают. Однако банки ведь кредитуют не только физ- и юрлиц, но еще и друг друга. А теперь представьте 50 банков, в 40 из которых есть деньги на счетах другого банка. И вот однажды в «один из» приходит флэшмоб вкладчиков снимать свои денежки – все и сразу. А оные уже вложены. Свободных денежных средств на всех «не хватат». И банк что делает? Верно, приостанавливает выплату. На время. А сам обращается к другому банку – верните, коллеги, нашенское. Тот в свою очередь приостанавливает выплату уже своих обязательств, и апеллирует к кому? Как вы уже догадались, к третьему. Ну, и т.д. В результате – в образовавшуюся воронку, затягивает всех – даже тех, кто изначально в списках бойкота не значился. Каким бывает конец у финансово-экономических флэшмобов, хорошо помнят в Египте. Там, крах египетского фунта стал реальностью в одночасье. Спрос на доллар за ночь вырос на 100%. Множество людей пытались перевести свой капитал в твердую валюту, но безуспешно. Беспрецедентный спрос на доллар привел к резкому повышению курса и дефициту на рынке. А перевозка денег в инкассаторских автомобилях и вовсе перестала быть безопасной – инкассаторы подвергались постоянным атакам мародеров… Как точно подметил на днях у себя на страничке в «Фейсбуке» мой знакомый, редактор популярного бизнес-издания: «Конфеты, печеньки, куры, сыр-масло… Не пропадут, все равно съедят. Не одни, так другие. Банки – это серьезно». Так что, если кто-то, презрев интересы семьи, не той, что за высоким парканом, а СВОЕЙ собственной, желает раскачивать лодку в угоду политтехнологам – бога ради. Бойкотомания в помощь. Только вот те, ДРУГИЕ, вряд ли помножат свои сбережения на ноль. А мы?

+34

18

18 декабря 2013, 11:52

Как отделить человека от его денег, или Чего не знал Джон Пристли?

«Всякая реклама есть средство отделить человека от его денег». (Джон Пристли) В отличие от расхожего мнения, дескать, «шальные щедроты» от банка выпадают вкладчикам только по праздникам (например, ко «дню рождения» финучреждения, красный день календаря) или приурочены к сезонным всплескам спроса на банковские депозиты (в начале и в конце года), свои развлекательно-завлекательные маркетинговые программы банки с удовольствием проводят круглый год. Во-первых, потому, что клиентов никогда не бывает много. Все на новенького. А, во-вторых, как не крути, «money» и зимой и летом всегда одним цветом, да и хрустят одинаково привлекательно. Утолить же наметившийся дефицит гривнедолларовоевровых средств можно завсегда проверенным способом: предавшись усердно их «размножению». Правда, с сугубо маркетинговыми целями свои промо-активности банки все чаще не увязывают. Из природной скоромности. И не по «фэн-шуй» как-то: прямолинейно и без фантазии. Другое дело – ласкающее слух такое благозвучное пояснение причинно-следственной связи, как «программа лояльности». Действительно, ну, не корысти ж ради это все напридумывали со товарищи? Все для сохранения и преумножения средств вкладчиков. А еще лучше наректи благие, в общем-то, намерения волшебным словом, близким сердцу каждого «любителя бесплатного сыра», да с тонким психологическим подтекстом направленного действия – «А-К-Ц-И-Я». Нет, не то, чтобы все было так плохо, и, раззадорившись в неумных желаниях перед «золотой рыбкой», акционному вкладчику-де уготован печальный удел пушкинской старухи. Но, дабы, от греха подальше, не остаться «при пиковом интересе», «зрить в корень» все-таки нужно. Уж кто-то, а банки в юридических вопросах хорошо подкованы и чтят, в числе прочего, и Гражданский кодекс Украины (ГК). Они-то чувствуют разницу между публичным обещанием вознаграждения по результатам конкурса (ст.1150-1157 ГК) и публичным обещанием вознаграждения без объявления конкурса (ст.1144-1149 ГК). Де юре – «облика морале». Де факто – на обещаниях, по ходу, можно и подзаработать неплохо... Доходит, порой, до смешного. Броская рекламная листовка с надписью «Акция» приглашает желающих принести в банк средства под повышенную ставку по депозиту. На месте вдруг выясняется, что это… обычная ставка. Чудо! Ну, прямо, как в магазинах – когда цена за 2 недели до начала «небывалой распродажи» взлетает вверх, а с приходом времени «Ч» понижается до отметки… превышающей первоначальную. Вот только отдельные предприимчивые банки делают все наоборот: заблаговременно %ставки слегка понижают, а с началом акции повышают, но более пафосно, с подобающим антуражем до… прежнего уровня. «Чего ж вы хотите, это синусоида конъюнктуры рынка!» – скажет какой-нибудь представитель финучреждения. Ну да, ну да. Те, что вчера по 5 были большие, а сегодня по 3, но маленькие. Знаем. И хотя акционные условия (повышенная на … 0,3-0,5% ставка по депозиту) математически выглядят, действительно, выгоднее, чем по вкладам на общих основаниях, почувствовать существенную разницу во все красе смогут лишь те, кто в состоянии осчастливить банк весьма крупным капиталовложением «кровными» не на одну тысячу... Что не говорите, а забавно наблюдать и за другой метаморфозой из серии «Лечение по доктору Лоховскому». Повинуясь моде, банки охотно нынче декларируют проведение «культмассовых» разъяснительных мероприятий, направленных на повышение «финансовой грамотности населения». Дело нужное – спору нет. Банковский спикеры учат народ, как правильно выбирать депозит, дабы в случае чего «не было мучительно больно». Втолковывают, например, что элементарную настороженность вкладчика должны вызвать ставки по депозитам, размер которых равен среднерыночным ставкам по кредитам. Советуют обращать внимание, а зачем, собственно, банк привлекает ресурсы (проводит депозитную акцию), если при этом он не выдает кредиты? А разве господа-просветители не говорят, что высокие процентные ставки по депозитам могут свидетельствовать о рискованной инвестиционной политике банка и безопаснее при выборе ставки депозита руководствоваться принципом – «среднерыночная ставка (плюс/минус)» – мол, мал золотник, да дорог? Тогда как это соотносится с тем, когда после всех этих вразумительных рекомендаций, заботливый банк в рамках действия специального предложения (акции) поднимает ставки до небес? Вопрос риторический. Да и зачем банку расходовать ресурсы огульно «на ветер» даже в условиях избыточной ликвидности? Когда можно с успехом подстраховаться. Достаточно дать вкладчику… шанс. Шанс стать счастливчиком, выиграв у банка в незатейливую лотерейку. Например, ту же повышенную ставку по вкладу – дополнительный бонус к вашим базовым п.п. И вот уже загипнотизированные вкладчики выстраиваются в очередь к финучреждению в надежде вытянуть заветную скретч-карту с максимальным выигрышем. Жаль лишь, «когда вы в двух шагах, от груды сказочных богатств», холодная рассудительность не выдерживает прилива адреналина. «Упрямый ум свое меняет мненье». Подводит хозяина. Будь иначе, вкладчик перед тем, как вытянуть счастливый билет, наверняка поинтересовался бы, как минимум, суммарным количеством и величинами предлагаемых бонусов, участвующих в рамках акции. Ведь максимальный бонус может быть и… один. А символические 0,1% – банк готов «приплюсовать» хоть каждому. Опять чудо?! Или как поет мультипликационный персонаж из «Острова сокровищ» – «хитрый шанс» … В отличие от скучных «ценовых» акций «неценовые» – сущий Клондайк для банковских маркетологов. Вот уж, действительно, где можно развернуться их буйной креативной фантазии. Тут, уж будьте уверены, от души уважат и рядового «коллекционера» фирменных финтифлюшек (почитателя ручечек, блокнотиков, зажигалочек с символикой любимого банка), и откроют заманчивые перспективы «толстосумам» – стать обладателем туристической путевки на двоих за границу, автомобиля или даже квартиры. То, что победоносный люкс-отдых может быть оплачен банком только в части проживания в гостинице (без учета стоимости перелета, сопутствующих сборов), квартира – чаще всего, в строящемся доме, а авто – попроще – спишем на «нюансы». Во-первых, их еще надо выиграть среди таких же жаждущих ценного приза участников, выполнивших все мыслимые и немыслимые условия. А во-вторых, вы никогда не задумывались, над семантикой слова «розыгрыш»? Тогда задайте сами себе вопрос: почему это ваш «щедрый» банк анонсирует проведение розыгрыша главного приза в последний момент, проводит его заочно и не он-лайн? А если главных призов несколько, то они самым сказочным образом распределяются среди победителей в строгом соответствии с региональным присутствием банка? Совпадение? А как же! Когда даже палка, как известно, раз в год стреляет… … Так что же делать «любителям акций»? «Учите матчасть, Шура!» – помните? Если банки чтят Гражданский кодекс Украины, почему бы и вам для начала его не прочесть, хотя бы в части понимания, какова природа «публичного обещания вознаграждения» (с конкурсом, али без), какие правовые последствия наступают в случае нарушения и в связи с чем. Если недосуг, а «уж замуж невтерпеж» – перед тем, как ставить свой «автограф», внимательнее изучите условия акции, в которой хотите принять участие, насколько они выполнимы. Поинтересуйтесь действующими процентными ставками по депозитной программе данного банка, сопоставьте с ситуацией на рынке. Важно помнить, что подробные правила проведения любой акции должны быть размещены, как минимум, на официальном сайте организатора. Именно в них, а не в рекламных листовках, зафиксированы полный порядок и условия участия в акции и розыгрыше призов, вплоть до даты их проведения, указаны общий призовой фонд, права и обязанности участников, ответственность организатора. Немаловажное значение имеет и информирование победителей о выигрыше, порядке и сроках вручения приза. Как правило, розыгрыши главных призов акций национального масштаба проводятся в прямом эфире с приглашением представителя независимой аудиторской компании, фиксируются соответствующими официальными протоколами, подтверждающими правильность и прозрачность проведения розыгрыша. Наконец, не лишним будет полюбопытствовать и опытом проведения подобных акций банком ранее, отзывом ваших предшественников. В противном случае, вы по доброй воле становитесь заложником собственных догм и стереотипов, а с ними и всех вытекающих обстоятельств, рисков. Ну, а банковским маркетологам-«креаторам», пока гром не грянул, пожалуй, необходимо больше времени уделять разработке реальных программ по улучшению качества клиентского обслуживания. А не увлекаться, по сути, дискриминацией действующих клиентов в пользу вновь привлекаемых – когда акция не позволяет «старым» получить такие же условия обслуживания, как и «новым». И хотя стимулирующие акции, безусловно, увеличивают приток клиентов, готовых разместить в банк денежные средства, данные промо-активности, как это ни парадоксально звучит, сами по себе несут одновременно и большую степень риска оттока денежных средств клиентов, воспользовавшихся предложением, после окончания действия выгодных условий. Ведь банки-конкуренты не дремлют и могут вовремя «подсуетиться», начав свою развлекательно-завлекательную маркетинговую программу с не менее выгодными предложениями для вкладчиков. Так банки и становятся заложниками «карусели» клиентов.

Нет голосов

34

11 ноября 2013, 18:11

Нулевая декларация: по какому пути пойдет Украина?

А пути, как и «шишки», могут быть разными. О национальных особенностях в подходах к проведению налоговой амнистии в разных странах мне довелось услышать от казахстанских коллег, с которыми ранее мы уже преломили копья на почве ВДД . До разговора я, как и большинство, уверен, наших сограждан, полагал, что начинать с места в карьер – стричь всех под одну гребенку вне зависимости от толщины кошелька – утопия по определению. Скепсис у меня вызывал и вопрос: а насколько реально замотивировать «первопроходцев» – состоятельных украинцев – добровольно задекларировать свои фактические доходы, не прибегая к радикальным мерам – экспроприации. В действительности же, если верить моим гостям из Алматы, сделать сказку былью можно. При желании. В Казахстане, как это ни странно на первый взгляд прозвучит, налоговая амнистия 2001 года коснулась всех – как граждан, так и компании. В качестве стимула и гарантии безопасности декларантов президент Нурсултан Назарбаев лично дал обещание, что после внесения декларации не будет уголовного преследования. Механизм легализации был прост: деньги следовало перевести на специальные счета в 19 банках. Легализированные средства, происхождение которых, как меня заверили, не проверялось, освобождались от уплаты налогов и каких бы то ни было штрафов. Разброс в задекларированных суммах был огромен: от минимальной в $2000 до максимальной в $800 000. Всего в казну насобирали порядка $480 млн. (К слову, в Украине Миндоходов рассчитывает только в первый год амнистии на 1 млрд. грн.). Примечательно, что из всей суммы 80% казахи внесли наличными, явив, так сказать, доверие к слову гаранту. А вот в соседней с Казахстаном Грузии одного обещания «кто старое помянет – тому глаз вон» оказалось мало. Как ни обещал президент Михаил Саакашвили в 2004 году простить гражданам и предприятиям «припрятанные» деньги и имущество, грузины своим шансом на «налоговое прощение», по сути, не воспользовались. За год свои незадекларированные доходы показали аж, страшно сказать, 8 человек, пополнив в складчину казну на каких-то $35 000 вместо запланированных $4 млн. Почему так? Быть может, потому, что за легализацию нужно было заплатить 1% от стоимости задекларированного имущества или доходов? Или сработал человеческий фактор, как в бельгийском сценарии? Там в провале кампании власти прямо обвинили налоговых консультантов, которые вместо того, чтобы рассказывать и показывать, почему так, а не этак, …отговаривали по-дружески своих клиентов декларировать доходы. А как хорошо все начиналось в том же 2004 году?! Бельгийцы могли подавать декларации с укрытыми ранее доходами по акциям, банковским счетам, облигациям, которыми они располагали как в Бельгии, так и за ее пределами. Сами доходы облагались по заниженным ставкам: 6% и 9%. Дополнительно каждому декларанту, только вдумайтесь, налоговики выдавали расписку(!), дескать, спите спокойно – за укрытие от налогов уже легализованных сумм уголовное дело возбуждаться не будет. И на выходе такой выхлоп – из намеченных $500 млн. с горем пополам насобирали за год около 6%. «Филькиной грамотой», иначе и не скажешь, обернулись для налоговых уклонистов вехи амнистии на другом континенте – в Аргентине. В 2001-м она коснулась предприятий – безнадежных должников, дела которых с началом экономического кризиса в стране шли совсем худо. Образовавшиеся перед государством долги бизнесу предложили гасить… в кредит. Четырнадцатью годами ранее власти Аргентины откровенно позабавили предпринимателей, кто всеми правдами-неправдами вывел свои капиталы за пределы страны. В качестве жеста доброй воли им предоставили шанс открыто вложить эти средства в акции аргентинских предприятий, но… при одном маленьком условии. На каждый доллар (ну, не в аустралях же они держали сбережения), инвестированный в акции, налогоплательщик должен был вложить доллар в специальные инвестиционные фонды, средства из которых шли на закупки промоборудования и строительство новых предприятий. Предприниматели подумали, подумали и …проигнорировали «прощение». – Так что – Казахстан впереди планеты всей? – спрашиваю своих алматинских товарищей. Где там. Оказалось, всех подмял под себя итальянский сапог. Амнистировали там амнистировали (и в 1982-м, и 1984-м, и 2001-2002г.г.), да «выамнистировали». Да так, что все сразу ахнули. Последняя кампания показала беспрецедентные результаты: по данным итальянского Минфина, в течение 60 дней было репатриировано около 61 млрд. евро, около 1,2 млрд. евро получил бюджет в виде налогов. Ставка при проведении налоговой амнистии, кому интересно, была 2,5%. Спустя 7 лет власти Италии решили повторить свой успех. И снова ажиотаж. Пришлось даже продлевать кампанию на пять месяцев. Причина банальна до неприличия – стремительное редение рядов уклонистов. Количество итальянцев, пожелавших выйти из тени, превзошло самые смелые ожидания. Сработал, как в таких случаях говорят, кнут и пряник. Пряник схожий один на всех – финансовая гвардия Италии клятвенно заверила, что полученные в ходе амнистии данные не будут использоваться против декларантов. А кнутом послужило ужесточение ответственности за нарушение налогового законодательства: прямые санкции предусматривали наложение штрафов в размере 5-25% от суммы не задекларированных средств или… конфискацию имущества. Хошь не хошь, а вынь да положь. По какому пути в вопросе «нулевой декларации» пойдет Украина – узнаем совсем скоро. Время «ч» – 2014 год – не за горами. Но каким бы этот путь не был – через личное обещание президента, через имплементацию соответствующих законодательных актов или нечто комбинаторное, ступивши однажды на сию стезю, следует по ней идти, беря на вооружение опыт сценариев предшественников. Кое-кто из них уже далеко впереди, а без стремления нет и движения.

+15

3

17 октября 2013, 12:08

Банковский телефонный терроризм: «робобаба» превращается…

«У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – …Робобаба*.» (сленг: «робобаба» – обезличенный телефонный автоответчик с женским голосом) Подобно остапобендровскому восприятию автомобиля, телефон давно уже не рескошь, и даже не столько средство общения, как инструмент для розыгрышей и развлечений. И прочего полезного и не очень время провождения. На эстраде и в камеди-клабах, с плоских и выпуклых экранов телевизоров различного калибра «селебрити» то и дело источают завязанные на его участии эксцентричные коллизии, вызывающие улыбку (а иногда и гомерический хохот) у народонаселения. Когда ты дома, в любимых тапочках, опустив чресла в кресло, наблюдаешь за происходящим на экране лицедейством, тебе и смешно и весело. Мухи и те не кусают. Ты – его Величество Зритель, вальяжно жующий свой остывший бутерброд. Но стоит только тебе переквалифицироваться непосредственно в «персонажа», как хихиканье вмиг улетучивается, а по спине пробегает легкий озноб. Вот так обыденно и спонтанно по воле банка в жизнь «простого заемщика» однажды входит телефонный террор. «Алло! Здравствуйте!». Дальше – кому как повезет. Нет, вы это серьезно – рассчитывали на «нежданчик» от банка в виде «джек-пота» – главного приза за участие в завлекательной маркетинговой программе? Окститесь в неумных желаниях перед «золотой рыбкой»! Скорее вы станете жертвой регулярных «холодных дозвонов» (от англ. «сold calling» – маркетинговый ход для навязывания продуктов и услуг). Или объектом для кросс-продаж. Что, само по себе, еще полбеды, по сравнению с преамбулой, как гром средь ясного неба: «Уважаемый, у вас задолженность по кредиту на N-надцать дней...». Одно дело, если «уважаемый», действительно, брал. Тут уж, как не крути – долг платежом красен. «Бачили очі що купували!». Гаси или договаривайся, если сможешь, взаимовыгодно о реструктуризации долга. А ежели, как Иван Васильевич – «Казань – брал, Астрахань – брал», а «шлака», простите – кредита не брал? И все это – отголоски эпохи расцвета махрового потребкредитования, когда банки всем кому не поподя с улицы охоче выдавали «cash loan», даже не удосужившись проверить личные данные заёмщика. Да что там «данные»? Не сделав элементарно контрольный «выстрел» – звонок на номер телефона, указанный в анкете заёмщиком. И вот – результат. Какой-то «юморист» подсуетился и «подшутил». Или добрый родственничек, в пятом колене, в качестве телефона поручителя возьми да и оставь, по-свойски не спросясь, в подарочек ваш номер, а услужливый банк рад-радешенек – поверил на слово, мол, нет у заемщика рабочего телефона и все. Стало быть, «уважаемый» уже малоуважаемый? И должОн доказывать, что не верблюд? Верблюд не верблюд, а как учат нас – «незнание закона не освобождает от ответственности». А вот знание – запросто! В том смысле, что, если взять за основу мыслему – «эти люди не звонят с целью узнать, как ваше здоровье – они звонят, чтобы заставить вас что-то СДЕЛАТЬ», любая вводная, вне зависимости от того, являетесь ли вы неплательщиком по кредиту или нет, не пошатнет знающему свои права (а не только обязанности) «клиенту» нервную систему. Увы, как ни прискорбно, но на сегодня цельного закона, запрещающего «навязчиво» звонить нам, пользователям телефонов, в Украине, по сути, нет. Вместе с тем есть серьезные ограничения в 5-ти других: начиная от ЕЕ САМОЙ – Конституции Украины, Уголовного кодекса и заканчивая Законами Украины «О защите персональных данных», «О защите прав потребителей», «О рекламе» (юристы подтвердят). Вы улыбнулись, вспомнив личный опыт «живого общения» с «телефонными барышнями», наяривающими, словно попугайчики, один и тот же текст монотонно на дню, с включением приставучих «робобаб» по ночам? Охотно верю в то, что, играя вслепую в крестики-нолики с телефонными «террористами», вы уже призывали себе на помощь АОН (англ. «CLI» – сокращение от «Calling Line Identification»). Небось, отправляли в фильтр своего телефона номер назойливого абонента, прибегали к «редиректу» входящих звонков, врубали «ответку» – собственный автоответчик с экспрессивным и не совсем миролюбивым приветственным текстом. Дескать, коль уж «номер скрыт» – пусть их «робобаба» пообщается с моим «робомужиком» о своем. Покуда, наконец, кипящий разум возмущенный, подустав от многочасового напряженного бдения, не подсказал вам сакраментальное – просто отключи телефон. А ведь «холодный террор» поддается лечению с «холодной головой». И нечего транжирить нервные клетки в угоду психоделии, радостно потирающей руки на горизонте в ожидании вас в качестве новой жертвы. «Эти люди не звонят с целью узнать, как ваше здоровье – они звонят, чтобы заставить вас что-то СДЕЛАТЬ», помните? Так сделайте же то, о чем вас ТАК просят! Или хотя бы попытайтесь. Для начала, коль уж вам звонят с требованием погасить некую задолженность, изловчитесь культурно испросить «телефонную барышню» (а на смену «робобабе» по графику таки приходит и «живое общение») представиться полностью – такая-растакая: ФИО, должность, наименование банка или организации, представляющей его интересы. За сим истребуйте номер контактного телефона данного лица (коллектора, представителя банка, СБ, прочая), его непосредственного руководства. Не любопытства ради, а токмо дабы выяснить «who is who», действительно ли он/она коллектор/etc и действует ли от лица банка. Ничтоже сумняшеся, любезно уведомьте собеседника о том, что разговор ваш будет записываться. Откиньте блеф – записать одну из томных бесед с таким «представителем» на диктофон, действительно, будет не лишним. А еще лучше – при возможности сделать оное с использованием громкой связи в присутствии 2-х свидетелей. Не поленитесь напомнить визави, что сепаратные переговоры «протоколируются» вами слово в слово и все материалы будут использованы в случае чего в суде. Трубку в ответ, конечно, сразу никто не бросит. Такие не дрогнут. Так что немедля переходите к фазе «вежливая просьба предоставить все требования, которые данный «представитель» имеет к вам, в письменном виде». При этом не важно, звонит ли вам сотрудник банка или коллектор, которому банк перепоручил/продал ваш долг сотоварищи. Ваше право – истребовать у звонящих в неурочный час направить вам посредством обычного письма (которое обязаны отправить заказным с уведомлением) свои требования. И, конечно же, в конверт на отправку должны быть заботливо вложены все копии документов, включая сам кредитный договор, устав, лицензия, заверенные печатями (как минимум, штемпелем канцелярии, «копия верна») учреждения (с «представителя» кредитора следует истребовать и заверенную копию поручения по агентскому договору). Записав, либо зафиксировав терроризирующие звонки (распечатку можно запросить у оператора как мобильной, так и фиксированной связи), приложив полученные документы от визави, можно садиться писать аргументированный «Наш ответ Чемберлену», сопроводив его отрезвляющим словосочетанием – «копия в прокуратуру». Столь нехитрые, в общем-то, превентивные меры способны изрядно умерить пыл звонящим молодцам и молодицам, а тем более – отсеять мошенников. Если только вы, действительно, не являетесь неплательщиком по кредиту. Если же такой грешок за вами все-таки водится, и вы не желаете полюбовно договариваться с банком пойти на взаимовыгодный компромисс – юристы вам в помощь! Вот только в следующий раз переосмыслите на досуге аксиому: «когда ты указываешь пальцем на других, посмотри как три других твоих пальца, указывают на тебя самого».

+27

42

23 сентября 2013, 09:18

Банковские PR-women's: высокая мода или обусловленная данность?

«Женщины намного расчетливее мужчин. А это значит, что ни одно из основополагающих профессиональных качеств пиаровца они никогда не воспримут как аксиому – лишь как теорему, которая требует доказательств каждый раз». (Ник. Арнольд) Для того, чтобы признать, что женщины доминируют в банковском PR, вовсе не обязательно проводить заумные инновационные исследования. Гендерная асимметрия мимо воли предстает пред вами во всей красе, общаясь с коллегами по рынку. Я видел это в России, Белоруссии, Казахстане, Китае, Вьетнаме. Похожую картину который год наблюдаю и в Украине. Злые критики чужой нравственности могут успокоиться. Автор не ретроград, и даже не дискриминатор. Вопрос не лежит в плоскости «кто лучше – кто хуже»: PR-women или PR-man? Но дабы пролить свет на первопричину, или хотя бы попытаться разобраться в подобном феномене, не лишним будет вспомнить совет Козьмы Пруткова – «Зри в корень!». Посмотрим вместе?.. Итак, отложим перво-наперво в сторону демографическую составляющую, воспетую еще в 60-ые Геленой Великановой – «потому что на 10 девчонок, по статистике 9 ребят». Равно как и физиологический фактор более раннего созревания по всем «фронтам» – как бы кто к нему несерьезно не относился. Согласитесь, смешно отрицать тот факт, что, начиная со школьной скамьи, девочки значительно лучше мальчиков учатся. Ведь покамест мальчишки окунают свой мозг в «Наруто» или с утра до вечера режутся с друзьями в Counter-Strike, у барышень уже иное на уме… Получив преимущество на старте, они не утрачивают лидерства и в ВУЗах. Подключая, когда нужно, неисчерпаемое женское обаяние и прирожденную коммуникабельность, успешно вооружаются красными дипломами и прочими полезными для будущей карьеры свидетельствами «ай да я!». Пройдет немало времени, прежде чем в сознании повзрослевшего юноши произойдет крутой переворот, и его гнедая помчится галопом за лидером. Но за стенами альма-матер и тех и других ждет несколько иная действительность. Это в теории в каждой ракушке моллюска – жемчужина. А на практике банковскому Молоху порой глубоко «фиолетово» до наличия жемчуга в чей-то светлой и безумно талантливой голове. В этом убеждаешься, когда знакомишься с критериями отбора, которые банки предъявляют к позиции пиарчега, подустав, по-видимому, вечно двигать доморощенного непрофильного специалиста на внутренней стороне. Пресловутый «женский вопрос» встает всякий раз, когда заинтригованный я вскользь интересуюсь у журналиста, «кто стоит за PR-cлужбой?», с которой у пишущего собрата не складываются рабочие отношения. Склонен думать, что в таком банке решили слегка разгрузить секретаря-референта, делегировав функции «информационного фильтра» подразделению по связям с общественностью под началом во всем соглашающейся и не отягощающей начальство надоедливой отсебятиной с бесконечными согласованиями очень даже представительной плейгерл. Трудно себе представить мужчину, растеряно хлопающего ресницами на ковре у шефа, не в силах аргументирующего альтернативную точку зрения, заведомо принимая все риски на себя. Если такому специалисту не доверяют оперативных полномочий это о чем-то, да и говорит. И в первую очередь, о том, что подобное положение вещей устраивает вовлеченных участников – по обе стороны баррикад. Если задуматься, ну, а зачем той же Даме, собственно, и «высовываться», лезть на рожон? Ведь, как выразился еще в 1997-м году некто Ник. Арнольд в книге «Тринадцатый нож в спину российской рекламе и public relations», помимо работы «на нее постоянно сваливается масса дополнительных проблем, которые большинству мужчин незнакомы – начиная от детей и мужа-алкоголика и кончая внешней привлекательностью». Несмотря на весь эпатажный цинизм (а без оного сей многостраничный труд не занимал бы и по сей день верхние строчки в некоторых рейтингах профессиональной PR-литературы), на мой скромный взгляд, автор прав в том, что, мужчина, которым овладевает Идея, в отличие от женщины, готов забыть обо всем вокруг или, как минимум, отодвинуть на второй план. В то время как женщина всегда живет и работает «комплексно», по принципу английской королевы – «нет постоянных друзей и врагов, есть постоянные интересы». Не соглашусь я, пожалуй, с главным умозаключением одиозного г-на Арнольда, фривольно утверждающего, что «практически работать в области PR женщинам, к сожалению, противопоказано». Почему? Просто видел и вижу примеры, чья работа в разных отраслях объективно не может не вызывать восхищения. Вот только в банковской, увы, повод для «радости за…» встречается значительно реже. Нет, на бизнес-форумах и прочих тематических сейшенах PR-women's, как и прежде, с гордостью демонстрируют успешные проекты, рассказывают об их эффективности и этапах титанического труда. Но позвольте спросить – а так ли уж собственного труда? Ведь, в действительности, не открою Америки – все эти чудо-проекты зачастую являются авторскими работами команд PR-, коммуникационных агентств, коим за известную мзду было делегировано PR-сопровождение банка. А что сделала лично PR-women? Провела тендер, согласовала концепт, визировала предложенный копирайт, собрала кипу текущей документации по платежам для бухгалтерии. И как апофеоз – на выходе «слепила» красочную презентацию из того, что было. А потом что было, то и полюбила, явив руководству и модному «хворуму» результаты «своего» многодневного труда?.. А попытаешься вдруг поинтересоваться, например, базовыми различиями PR-службы от пресс-службы, так происходит сбой программы. Хорошо, если вспомнит тех, кто работает с инфоповодом, а кто его создает. А так, как в рекламе шампуня, жди во флаконе, скажет – «два в одном»… Есть один довольно таки простой, хотя и радикальный, способ узнать, чего на самом деле стоит банковский пиарчег, вне зависимости, кто он – PR-women или PR-man. Когда-то в одном иностранном банке, где до меня на постоянке работала не одна PR-women, ПредПрав (кстати, тоже женщина) завел разговор о PR специалистах, способных реально освоить круг задач, не перекладывая свою головную боль на чужие плечи. На скептический вопрос «а отличается ли чем-то вообще PR-women от PR-man-а?», неожиданно для себя самого меня угораздило выпалить почерпнутую уже не помню откуда мыслему: «Хотите узнать, чего на самом деле стоит ваш банковский пиарчег? Дайте ему на освоение… нулевой бюджет!». «Вот с вас-то, Виктор, тогда мы и начнем» – последовал ответ… А дальше был кризис, «работа» с клиентами и новостными потоками на фоне растущего недоверия к банковской системе в целом, три волны оптимизации численности персонала, требовавшие адекватных внутренних коммуникаций, и «свой апофеоз» – «прикрытие» сепаратных переговоров с последующим PR-сопровождением сделки M&A… Все это время на протяжении почти что трех лет банк был далеко не на последнем месте в разного рода рейтингах упоминаемости, не потратив на пиар ни копейки. При этом тональность материалов (кто в теме), если и не была положительной, то, как минимум, нейтральной, тогда как негативная практически сводилась на нет. Но главное, пожалуй, даже не это. Куда важнее, что в горниле банковского кризиса клиенты, банально, не разбежались, материализуя свое доверие к банку рублем (точнее, гривной да долларом с евро-собратом). Да и бизнес с акционерами не испытывали к пиару вопросов, полагаясь, как само собой разумеющееся, на вовлеченность и поддержку в случае чего. Стратегия подстраховки, чтоб ее. Кто-то скажет: да вам просто повезло – в банковский кризис не до широкомасштабных информационных войн. Банки-конкуренты-де уходят с арены сами по себе. Не спорю. При подобном развитии сценария выруливать из драматического сюжета было бы куда проблематичнее. А один и без оружия (бюджета) в поле – точно не воин. Но где вы сегодня видите в отечественной банковской сфере наглядный пример спланированных мало-мальски масштабных информационных войн супротив друг друга? Я же говорю не о том, кто лучше, кто хуже, зная, действительно, реальных профессионалов, как среди PR-women's, так и PR-man's. На их фоне, кстати, не грех и признать в каких-то аспектах свое лузерство. Я лишь рискнул высказать предположение, что повальная доминация в банковском PR, простите меня, поколения «плейгерлз» скорее уж обусловленная данность СВЫШЕ (сделаем ручкой шефам), чем веяние высокой моды. А верить или не верить доводам, проверяя их на тенденциозность, чего каждый стоит – решать вам.

+13

13

13 сентября 2013, 21:34

Всеобщее декларирование доходов: без обсуждения ждет осуждение…

Гостили у меня давеча коллеги из Казахстана. Ну и, как водится, о чем бы мужики не начинали говорить, а все к политике сводится. А тут, что у них, что у нашего брата на повестке дня тема животрепещущая. Если по-свойски – власть имущие желают знать, сколько у кого по карманам денег водится. Ну, а по официозу – тема «всеобщее декларирование доходов» (ВДД) называется. Правда, у казахов она всплыла годами тремя ранее. Долго что-то запрягали – боялись шишки, видать, набить… Слово за слово, заспорили уже всерьез о реалиях. Что это – очередная попытка легализации или, действительно, инструмент для борьбы с коррупцией? Был ли у вас какой физиологический опыт по примеру собачек Павлова, спрашиваю. Может, пилот какой апробировали, так сказать, на практике? Нет, отвечают. Мировой опыт – да, проанализировали, приняли концепцию с учетом широкого обсуждения. А далее – поэтапное внедрение ВДД. В 2014 году все госслужащие, как штык, должны будут сдать свою очередную декларацию в формате первоначальной. В 2015-м это будут сотрудники госпредприятий, госучреждений. В 2016 году все остальные сдадут первоначальную декларацию, а в 2017 – очередную. Ух ты, складно-то как у них, думаю, однако выходит. Вот только сомневаюсь, говорю, что у казахских госслужащих зарплаты высокие. А щеголять своими Роллс-ройсами да Бентли они умеют не хуже наших чиновников. Видели. Знаем. И что слышу в ответ? А потому-то и вводить ВДД нужно обязательно вместе с надзором по расходам – это чуть ли не единственный способ заставить их брата отвечать, где и сколько они заработали. Причем не в одиночку, а всем дружным семейством. Не начав с верха, рядовые граждане будут воспринимать ВДД исключительно, как некую фискальную меру. Что ж, с таким аргументом трудно поспорить. Однако мне почему-то думается, что украинским пенсионерам все равно, сколько миллионов задекларирует тот или иной чиновник, в то время как у него самого единственный источник фиксированного дохода – пенсия и больше ничего. А разве для кого-то секрет, что многие из старшего поколения предпочитают хранить свои сбережения в наличных деньгах, в том числе и на похороны? Получается – одни легализуют целые состояния, а другие вынуждены вытягивать из кубышек «погребальные» – на черный день? Оказывается, казахи не зря долго готовились. Тамошние пенсионеры смогут спать спокойно. Во-первых, в соответствии с концепцией, сдав единожды первоначальную декларацию, впоследствии они могут не сдавать ежегодную очередную декларацию. Конечно же, при условии, если такой пенсионер не имел никаких источников дохода, кроме тех, которые были указаны в первоначальном варианте в виде пенсии (при этом он не приобрел никакого имущества и не получает никаких иных доходов). Во-вторых, ошибочно полагать, что декларировать необходимо все до последней копейки. Возможно и хранение наличных средств. В допустимых, разумеется, объемах. Речь не идет о том, что взял да и записал: так, мол, и так, имею сто миллионов долларов наличности. Снял в банке тогда-то. Дабы исключить манипуляции с легализацией предложено четко ограничить сумму наличных средств, которые якобы у кого-либо есть в кубышке. Тамошний глава Минфина даже озвучил предварительную цифру – что-то около $20 тыс., что в пересчете составляет порядка 50% от средней зарплаты за семь лет в Казахстане. Другими словами, если человек в течение семи лет откладывал половину среднестатистической зарплаты по стране, то он сможет не декларировать до $20 тыс. Вооружился я, значит, калькулятором, пересчитал «по восемь», сравнил с данными нашего Держкомстата (за июль месяц) – те же порядка 50-55%. А что, чем не пример для подражания?.. А если пойти еще дальше: взять да минимизировать наглядным образом для наших простых граждан издержки по усилиями и прочим расходам, связанным со сдачей декларации? Например, дабы «не пужались» дамоклова меча – перспективы возникновения арбитража – продумать и создать все необходимые условия для развития института сертифицированных налоговых консультантов, оказывающих услуги населению по составлению и представлению деклараций. Дабы ВДД не воспринималась как фискальная мера, разработать адекватную систему вычетов по социально значимым расходам. Пусть, например, для начала это будет образование, здравоохранение, где зафиксируют определенный минимум и определенный максимум. Это условие, по сути, предполагает и выработку системы зачетов и возврата переплаты налога физическим лицам… Вариантов, действительно, интересных и полезных шагов из мировых практик – масса. Главное – не ограничиваться их сухим рассмотрением в рамках какой-нибудь специально созданной межведомственной рабочей группы по случаю перехода к ВДД, а получить и учесть фидбэк по итогам широкого общественного обсуждения. Без осмысленности предпринимаемых действий не миновать народного осуждения. А вы что думаете?..

+10

26

4 сентября 2013, 08:55

«Отцы» и «дети»: банковские внутрикорпоративные войны

«И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть» (И.Крылов, басня «Квартет») У некоторых иностранных банков встречается порой проблема, невидимая простому обывателю со стороны. Да что там обывателю? Он с улицы. Она невидима даже своим постоянным всезнайкам-клиентам, ни усердным проверяющим, копающим по очереди вдоль и поперек финансовый клондайк от зари до зари. Собственные сотрудники, чей номер в табеле о рангах далеко не на первой ступени карьерной лестницы, и те не замечают ее до поры. А между тем, из тихого омута она в любой миг может вырваться наружу, видоизменяя до неузнаваемости, а то и просто ломая на своем пути, сложившиеся в банке устои, бизнес-процессы с мудреной методологией в придачу. И тогда казавшийся еще вчера высосанным из пальца миф о начале внутрикорпоративного «военного» конфликта станет обозримой реальностью… Имя этой неосязаемой на ощупь, но взрывоопасной проблемы – «дуализм в руководстве». И лежит она в ментальной плоскости взаимоотношений «отцов» и «детей» – как материнской компании и оперирующей в отдельно взятой стране «дочки», так и по образу и подобию, но, как правило, в более острой форме, внутри самой «дочери». Тот, кто работал в иностранном банке, знает: позиция «Country Manager» и «Председатель Правления» не всегда сливается в одном лице. Country Manager, или главный «по кухне» в стране, – как водится, экспат с западными крепкими корнями, имеющий на руках прямой контракт с материнской компанией. Это означает, что его бронь верифицирована все равно, что словами «Annuit Cœptis» («наши начинания благословенны»), как на Большой Печати Соединенных Штатов, и Всевидящее Око Саурона рядом. ПредПрав же зачастую ТОП местного «разлива», ничем в профессионализме «западнику» не уступающий, а иногда даже в чем-то превосходящий его (во многом благодаря пониманию национального «колорита» ведения бизнеса и знаниям сложных лабиринтов). Должность, как вы понимаете, хоть и выборная праотцами, но согласовываемая в обязательном порядке с регулятором. Имеет свои нюансы. Хорошо, когда оба, что называется, дуют в одну дудку. Делают это синхронно и слаженно, не раскачивая лодку почем зря (как в описанном примере – «Expat banking: без срока давности» ) . Какая бы при этом организационная структура управления в банке ни была – линейно-функциональная, дивизионная, или, как альтернативный вариант – матричная – решающего значения не имеет. Когда согласье есть, и дело идет на лад – все счастливы и довольны, минуя условности. А если вдруг, откуда не возьмись «выпазит» побочный эффект «размытой» субординации: форс-мажор в лице черной кошки, или, как ни банально это прозвучит – не сошлись характерами? Вот тут-то механизмы скрытой интриги и проявляются. Ибо у двух хозяек одной плиты не бывает. А в войне за лидерство количество своих штыков уже напрямую зависит от существующей модели оргструктуры. Кстати говоря, на мой взгляд, как раз в матричной модели, представляющей собой совмещение традиционных механистических структур с проектным подходом к реализации бизнес-целей, чаще всего и заложена эта самая бомба с часовым механизмом – дуализм в руководстве. А все потому, что сама по себе она предполагает куда бОльших координационных усилий, охватывающих вертикальные и горизонтальные связи в банке. А в наметившемся разделении в банковских «палатах» на тори и вигов локальные игрища по перетягиванию каната неминуемо засасывают в процесс, словно пылесос, даже здравомыслящие умы, вербуя новых и новых соглядатаев. В ситуации, когда водораздел уже налицо, когда один из «отцов» для каждого лагеря – формально не первый, но и не второй, на образцово-примерное поведение подшефных «детей» особо рассчитывать не приходится. Лоббируй и лоббируемый будешь, снискав благословение. Арсенал средств для партизанской войны велик, была бы фантазия. Торпедирование, а то и откровенный саботаж инициатив визави, включение тормозов на решающей стадии стартапа – а la guerre come a la guerre. Что плохо моему врагу, мне – радость. Это вам уже не какой-нибудь бытовой внутрикорпоративный конфликт. Тут попахивает развертыванием широкомасштабных боевых действий, когда победитель должен остаться только один. Вы полагаете, материнская компания могла бы выступить третейским судьей в подобной ситуации и привести главных действующих лиц к единому гильотинному знаменателю? Могла – еще не должна. Не будьте наивными. Когда EBITDA плюсами застилает глаза, репутационные риски не выйдут на первый план. Ваш кейс – вам и разбирать. Забыли принцип – «сидите работайте, а не то, сейчас разберусь как следует и накажу кого попало»? В результате банковскому пиарчегу предстоит опустошить не один пузырёк валерьянки, ломая голову над ребусом, как выстроить эффективные внутренние коммуникации банка с новыми вводными данными. И пока его коллеги-эйчары будут сочинять хитроумные медиации, перебирая идеи по тимбилдингу, он обречен в сжатые сроки научиться сохранять баланс интересов, став проводником между рассорившимися «отцами» и подшефными «детьми». В противном случае – поздно будет чинить фасад, когда перекрытия рухнут.

+18

16


Главная/

Виктор Пашула