Минфин - Курсы валют Украины

Установить
Plehanov

Plehanov

0 подписчиков0 подписок

Был на сайте 11 октября 2023 в 21:22

На Минфине с 29 декабря 2011

Заблокировать

Plehanov - блог

Записи

3

16 января 2012, 11:22

Парадоксы богатства

Современный этап развития экономических отношений  характеризуется многими негативными явлениями, которые  могут быть урегулированы законодательством, как ошибочно полагают многие исследователи, но оказывают влияние на уровень жизни в стране. К таким явлениям относятся: нежелание людей помогать друг другу; разрушение накопленных веками представлений о нравственных качествах человека; формирование уважения к людям в зависимости от денег и занимаемой должности, но не от поступков; отсутствие стимулов становиться лучше размытость смысла жизни у многих людей и как следствие — непонимание куда же мы идем и чего мы хотим. Работаем много, но получаем ли удовольствие от жизни? Богатеем ли или нищаем? “Богатство” — слово, которое на слух очень похоже на слово “Бог”. Была в средневековой Руси даже игра этими словами: “Беден бес, Бога у него несть”. На письме, однако, разница была огромная: слово “Бог” писалось с сокращением, под “титлой”, а в словах “богач” и “богатство” все буквы спокойно стояли на своих местах. Отношение к Богу и богатству противоположно  зачастую. Бога уважают и держатся на почтительном расстоянии от источника святости, богатство презирают и стараются быть поближе к большим деньгам. На одного христианского мученика приходится тысяча людей, которые чрезвычайно мучаются без презренного металла. Наша страна, семьдесят лет прожившая под лозунгами борьбы с богачами, сегодня с надеждой смотрит на свое прошлое и на сегодняшний день более счастливых стран: уж до революции-то богатство уважали, уж в Америке-то богатеньких любят. После падения коммунизма многие ждали от православия оправдания богатства, кивая на то, что западным христианам, если верить историку Веберу, богословы такое оправдание дали. На Руси, мол, считают, что “от трудов праведных не наживешь палат каменных”, “все крупные современные состояния нажиты нечестным путём”, а на Западе иначе. Так сделайте нам, отцы святые, по-западному, подсобите в переходе к рыночной экономике. Однако, по ближайшем рассмотрении Запада выяснилось, во-первых, что и там лишь меньшинство (очень хочется назвать его жалким, но это значило бы погрешить против истины) богословов защищает богатство и богачей. Большинство же американцев вовсе не готовы сделать все, что угодно, ради богатства, и вовсе не почитают богачей новыми святыми. По  рассмотрении этого вопроса  выяснилось, что никакого особого церковного благословения на обогащение не нужно. Кто стремится к богатству, тот делает это, не дожидаясь благословения и даже вопреки проклятиям. Кто не умеет богатеть, не разбогатеет, даже если его на это дело благословит вселенский собор. Богатый не только у нас, но и во всем мире, где евангельские слова еще не выветрились из памяти, кажется подозрительным. Богатство увязывается с жлобством, хамством и чванством, а к тому же и мошенничеством и безнравственностью. Есть, конечно, такая   специфика: наши богачи все сплошь Обломовы, а беднякам на это жаловаться грех, потому что и нищета наша от обломовщины, Штольцев же мы просто повывели, за буграми же Обломовы и Штольцы достаточно равномерно представлены во всех слоях общества. Пороки у богачей, однако, всюду одинаковые. Богу так же трудно говорить с людьми о богатстве, как фрекен Бок объяснять Карлсону, что она не перестала пить по утрам коньяк, потому что никогда и не начинала. Люди считают богатство полюсом, который противоположен бедности. Бог смотрит на планету иначе: бедность и богатство одинаково мерзки Ему. Церковь лучше всех знает о пороках бедности, потому что с богатыми она встречается на парадных презентациях и в роли просительницы, а бедные льнут к ее тощему вымени, обнаруживая невероятное хамство, горделивую обидчивость, патологическую жадность, увертливую лживость, — в общем, все пороки богатых, не обнаруживая при этом одного примечательного свойства богатых людей — богатства. Бедность не есть святость, о чем навеки напоминает “блаженны нищие духом”, — переживающие из-за недостатка Духа, а не денег. По крайней мере одной чертой святость больше похожа на богатство (и Царство Божие Христос сравнивал с богатством, с золотом и жемчугами, с торговлей и капитализмом, а не с нищетой): святость, как и богатство, зависит от человеческой воли, а бедность зависит от безволия. Святым становятся, раздавая свое имущество, бедняками становятся, судорожно и неумело пытаясь имущество накопить. Бедняков печет социальная несправедливость, святых бессеребренников, напротив, личное чувство справедливости. Быть богатым или святым зависит от человека, быть ли человеку бедняком, решают за него. Монашество нельзя назвать бедностью, как нельзя назвать лысым обритого наголо солдата. Бедному трудно стать святым, потому что бедность противоположна святости. Богатому невозможно стать святым именно потому, что богатство и святость слишком близки. Бог есть источник изобилия, и поэтому изобилие часто путали с Богом; культ плодородия — древнейшая и самая устойчивая форма идолопоклонства. Нищему трудно стать святым, потому что нищему всё трудно, даже почистить ботинки. Нищий не хочет, не может или разучился пахать, работать, служить. Богатому трудно стать святым, потому что он взялся служить слишком великой цели, поглощающей всю возможную энергию человека. “Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6, 24). Богачу нельзя пройти в Царство Небесное, как верблюду нельзя пройти в игольное ушко, как бы он ни пытался. Бедняку нельзя пройти в Царство Небесное, как нельзя нитке пройти в игольное ушко, если нитка лежит без движения. Вода вечной жизни не течёт под лежачий камень лени, не течёт она и под драгоценным камнем, закованным в перстень богача. Богатый не может войти в Царство Небесное, потому что в Царство Небесное входят люди. По той же причине в Царство Небесное не входят те, в ком человеческое убито гордостью о своей национальной принадлежности, будь она русской или еврейской, или гордостью своей красотой, своим сыном, своим умом. Человек должен быть, а не иметь. Причем можно сосредоточиться на том, чтобы быть человеком — и всё же иметь ум, деньги, красоту, но нельзя сосредоточиться на обладании деньгами или умом и при этом быть. “Быть богатым”, “быть умным” — всё равно что “быть небытием”. Человек, который думает о себе прежде всего как о богаче, просто не видит себя, а видит лишь маску на своем лице, озабочен золотой коростой. Богатство оказывается разновидностью лицемерия, когда уже не живая плоть, но личина глядит на мир. Поэтому на вопрос, может ли богач войти в Царство Небесное, Церковь отвечает отрицательно. А вот на вопрос, может ли человек, обладающий богатством, войти в Царство Небесное, та же Церковь отвечает уже иначе: может, если действительно человек обладает богатством, а не богатство обладает человеком. Богатство, подобно красоте, таланту, уму есть вторичное в человеке, и поэтому невозможно ни проклясть богатство в принципе, ни благословить его в принципе, а можно лишь благословлять и, увы, проклинать совершенно конкретных людей, в зависимости от их отношений с деньгами. Богатство есть лишь одно из искушений человеческих; почему же Евангелие так подчеркивает опасность именно богатства, а не красоты, ума или национализма? Потому что богатство, в отличие от красоты или ума, приобретается (неважно, через работу, наследство или кражу — даже для того, чтобы сохранить наследство или не попасться на казнокрадстве нужно некоторое усилие). Соответственно, и гордиться богатством несравненно соблазнительнее, нежели даже королевским происхождением, ведь тут человек гордится собственными усилиями. Но именно по той же причине Евангелие и не богатство считает главным искушением, а фарисейство — гордость своими духовными богатствами. Господь Иисус от силы десяток раз обличил богатство, обличения же ханжества занимают в Евангелии десятки страниц, составляя едва ли не большую его часть. Следуя Господу, Церковь снисходительно относится к богачам (что многих возмущает), и более чем снисходительно относится к беднякам (что тоже вообще-то могло бы возмущать логично мыслящих людей), предпочитая видеть в бедности “не порок”, обездоленность, и не напоминать, что бедность — и не всегда добродетель, итог часто не честности, а уныния, лени и глупости. Церковь занята борьбой не с бедностью или богатством, и благословением не богатства или бедности, а борьбой с ханжеством и благословением веры, надежды и любви, — трех сокровищ этого мира, которые с одинаковым трудом даются и бедным, и богатым, и которые одни одинаково нужны всяким людям. ПАРАДОКСЫ БОГАТСТВА Абсурднее утверждения «порок наказывается» лишь утверждение «добродетель вознаграждается». Именно тут — проблема богатых. Умный богач понимает, что бедность не есть наказание за порок, но чтобы понять, что богатство — не вознаграждение за добродетель, надо быть очень-очень умным богачом. Или хотя бы немного смиренным богачом. Примеры, если и есть, в церковных святцах отсутствуют. Доказательства праведности богатства так же ничтожны, как доказательства праведности Бога (их ещё иногда называют доказательствами бытия Божия, но ведь бытие и праведность в случае Бога совпадают — если Бог неправеден, то Его и нет как Бога). Правда, как доказательства бытия Божия указывают верное направление, так не бессмысленны и рассуждения о богатстве. Смысл уходит, когда начинают оправдывать богача, а не богатства. Но кому интересно оправдывать богатство — всегда оправдывают именно его владельца. Никому ведь неинтересно доказывать, что творение существует и, в целом, недурная и полезная в быту вещь; интересно доказать, что Творец не хуже Своего творения. Самое простое доказательство бытия Божия — если творение хорошо, то у него есть Творец и Творец этот хорош, и его надо благодарить. Если есть магазин, и хороший магазин, то у этого магазина есть управитель, и этот управитель хорош, и вознаграждение он должен получать хорошее. Божественность — и богатство — оказываются тогда суммой чисел, а сумма большая лишь потому, что чисел много. Если бы Бог сотворил одного пуделя, это был бы другой бог и разговор о нём был бы другой, а Он вон сколько всего натворил — левиафаны, единороги, миролюбивые милитаристы, орки, честные предприниматели, эльфы… Одна зарплата тому, у кого под началом два мусорщика, другая тому, кто руководит международной торговой сетью, где одних курьеров сорок тысяч. Вот здесь и зарыт софизм . Квалификация увеличивается в арифметической прогрессии, причём довольно быстро упирается в потолок, а вот с доходами иначе. Да, чтобы руководить сотней курьеров, нужно намного больше умения и опыта, чем для руководство тремя. Но переход от сотни подчинённых к тысяче, от тысячи к миллиону уже не требует резкого скачка в талантах. Причина проста — один курьер подобен другому курьеру. Люди разные, но занятие-то одно. И чем больше курьеров, тем более сглаживаются отличия, и руководителю миллиона вообще уже не нужны знания по психологии (без которых руководителю десятка не обойтись), он должен уметь справляться не с людьми, а с большими числами. В руководстве людьми, в любом занятии происходит то же, что происходит, например, в книгоиздательском бизнесе. Чтобы от руки на пергамене написать одну Библию необходимо было в Средние века три месяца и стоил продукт как несколько лошадей. То есть, дорого. Квалификация писца должна быть высочайшей. Чтобы напечатать миллион библий, не нужно такой высокой квалификации. Забавно, что переписчику Библии не нужен был руководитель, менеджер. Достаточно заказчика. А вот типографии, которая готова напечатать миллион библий, нужен не только собственно печатник — ей нужен, прежде всего, предприниматель, который будет координировать и производство, и продажи. В итоге, между прочим, вполне вероятно, что напечатают не миллион библий, а миллион порнографических книжек, но что ж делать — спрос рождает предложение, разве не так? Предложения Бога мало кого интересуют — нельзя считать подлинным интересом попытку средневековых властей использовать Библию для упрочения себя, любимых. Конечно, есть особая разновидность таланта — предпринимательский, менеджерский, завкадровый и т.п. Конечно, пусть этот талант получает, сколько заработает. Только не надо утверждать, что он получает пропорционально заслугам. Талант — это естественная монополия. Строго говоря, это единственная реальная естественная монополия. Нефть не течёт из одной-единственной скважины, электричество не идёт по одному-единственному проводу, а вот голос Шаляпина лился из одного-единственного горла и мысли Эйнштейна шли по нервам одно-единственного мозга. Но это не означает, что за талант надо всё отдать. Шаляпин бы пел и в отсутствие аудитории. Эйнштейн думал не ради Нобелевской премии. Этим они выгодно отличались от бизнесменов, которые не станут без прибыли заниматься бизнесом. Бизнесмены правы — для них именно прибыль, а не личное удовлетворение есть единственное надёжное подтверждение правильности избранного курса. Но — «надёжное подтверждение», а не «справедливое вознаграждение». Поэтому прогрессирующие налог так же справедлив, как прогрессирующие доходы. Индикатор, лампочка — должны гореть, но им совершенно не обязательно слепить глаза окружающим. Тиражирование — вот причина, по которой справедливо урезать доходы талантов. Бог не подлежит обложению налогом — вообще никаким — потому что каждый продукт, выходящий из-под Его рук, абсолютно уникален. Каждое нейтрино, не говоря уже о каждом человеке. Но Шаляпин поёт — и все слушатели, именно как слушатели, не уникальны. Шаляпин поёт одно и то же для миллиардов. Теперь уже — в записи. Поэтому и вознаграждение подлежит обложению налогом прогрессивным — теперь уже стопроцентным, т.е., потомству Шаляпина не платится ничего. С предпринимателями то же самое. Насколько прогрессивным должен быть прогрессивный налог, можно спорить, но даже, если не будет прогрессивного налога, будет конкуренция — и тот бизнесмен, который будет тупо воспроизводить, тиражировать своё изобретение (управленческое, техническое и т.п.) рано или поздно будет оттеснён и разорится. Такова жизнь! Антимонопольное законодательство, защищая конкуренцию, как раз и борется с тем, чтобы тиражирование не убивало жизнь. Мимоходом стоит заметить ещё два софизма, которые защищают богатство — обычно, неправедное (ведь богатство, как и нищета, бывает праведное и неправедное). Один — «если постараешься, тоже разбогатеешь». Кто так говорит, скорее всего, унаследовал своё богатство. Кто разбогател самостоятельно, знает — дело не в усилиях, а в таланте и, увы, в удаче. Не чаще, а глубже. Не «прыгать надо», а превратить сук в палку и сбить желанный плод. Более того: плодов, призов — всегда больше, чем талантов. Богатство — награда не таланту, а таланту и ещё кое-чему, и это «кое-что» далеко не всегда хорошо пахнет или, по крайней мере, далеко не всегда рационально и человечно. Это не означает, что «все крупные современные состояния нажиты нечестным путём». Это означает, что элемент случайности и везения очень велик и в обнищании, и в богатстве. При прочих равных условиях — уме, таланте и т.п. — побеждает иногда не сильнейший. Это не означает, что надо искать того, кто должен был бы победить. Его часто лишь на кладбище можно найти. Это означает, что надо понимать, как много иррационального, а то и безумного в человеческой удаче — как и в человеческом горе. Второй софизм богатства: «Я же отдаю!» Конечно, встречаются богачи, которые отдают. Слава Богу — и этим богачам, конечно, если они захотят, чтобы их славили. Но когда богач сообщает, что он платил сиделке, ухаживающей за его матерью, и тем самым делает добро, это, конечно, симптом одури. Он что, мог бы не заплатить, а заставить? Или оставил бы мать умирать без ухода? Может, ему ещё спасибо сказать, что он за электричество платит? Что уж говорить о классике: мол, без богачей не было бы роскошной архитектуры, живописи, скульптуры и т.п. Они и при фараонах были, поверьте! Гениальные фрески палеолита не миллионеры заказывали! Да, «спрос рождает предложение» — но далеко не всегда и не везде. Шаляпин с Эйнштейном и без спросу обошлись бы. Если богатство кичится тем, скольких гениев оно поддержало, то оно должно бы покаяться и в том, скольких гениев оно не поддержало, хотя могло бы, а довело до смерти и лишь потом стало покупать. Огласить весь список? Он довольно длинный… С Христа начнём или Сократа? Закончить придётся заупокой богатства — точнее, заупокой ответственности, которая, якобы, вознаграждается богатством. Да, на владельце международной нефтяной корпорации огромная ответственность — больше, чем на президенте иной страны. Проблема в том, что эта ответственность так велика, так велика, что она заведомо превышает способность её нести. В бизнесе как в политике: активы в принципе не могут покрыть всех вероятных рисков. Вышел человек продавать пирожки, которые испёк — и чем он ответит, если кто-то отравится пирожком? Ну, казним мы негодника, то умерший от этого не воскреснет. Чем ответил Гитлер за то, что не сумел создать тысячелетний Рейх? Хороший повод заметить, что в большинстве случаев отвечать нужно не за то, что не сдержал обещание, а за то, что обещал какую-нибудь дрянь. Менеджеры нефтяной компании получают миллионную зарплату — но всех этих зарплат за много лет может не хватить, чтобы покрыть убытки от прорыва одной-единственной подводной скважины. Так ведь они и не собираются ничего покрывать из зарплат — они у акционеров возьмут. Впрочем, и денег акционеров может не хватить. Ну, застрелится Гитлер, обанкротится компания — и в чём тут «ответственность»? Для бедолаги-капиталиста, конечно, его жизнь и его богатство — великая ценность, но это ценности крайне трудно, а часто и невозможно конвертировать для ответа по долгам. Более того: чем выше по лестнице богатства, чем за большее отвечает человек, тем меньше у него возможность ответить по долгам в случае неудачи. Это не означает, что надо вернуться в каменный век, это означает, что не надо заниматься демагогией, быть смиреннее и добрее, только и всего. Между прочим, это не только нетрудно, это ещё и удовольствие доставляет, и для здоровья полезно. Этим доброта похожа на богатство — что оправдывает богатство, ибо не обязательно обладать богатством, чтобы обладать плодами богатства. Что, собственно, и сказано в «блаженны нищие духом».

Нет голосов

Комментировать

13 января 2012, 08:51

Деньги, деньги, дрибиденьги (с)

Почти все бизнесмены из первой сотни журнала «Форбс» не любят смотреть боевики и детективы. Потому что не могут понять психологию людей, убивающих друг друга за жалкий миллион долларов. ) Ох уж эти жалкие миллионы! Или просто деньги, зарабатывая которые, мы каждый день идем на бой. С кем или с чем? С конкурентами или со своей совестью? Экономическая роль денег тривиальна и известна нам еще со знаменитой формулы Маркса — «товар-деньги-товар». Психологическая и социальная роль денег гораздо менее очевидна. Ясно, что деньги играют огромную роль в формировании человеческой психики и настроений в обществе. Лозунги «За деньги можно всё!» или, наоборот, «Не всё в этом мире продается!» отражают некие глубинные механизмы психологического настроя общества и отдельно взятого индивидума.  Команда экономистов и психологов с Факультета маркетинга Карлсоновской школы менеджмента при Университете Миннесоты (Миннеаполис, США), Факультета психологии Университета Флориды (Таллахасси, США) и Отделения маркетинга Содеровской школы бизнеса при Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) поставила вопрос о психологических механизмах воздействия денег на поведение человека. Они провели 9 экспериментов, в которых выясняли, как и насколько меняется поведение человека, думающего в данный момент о деньгах. Основой экспериментов была подсознательная активация у участников экспериментов понятия денег или, точнее, понятия финансовой состоятельности. Для этого были использованы испытанные методики , такие как упоминание о деньгах, выполнение специальных заданий с текстами, содержащих денежную смысловую нагрузку , чтение вслух текстов о деньгах, рекламные плакаты, демонстрирующие обменный курс валют , а также игра в «монополию». Главное, чтобы испытуемый не подозревал о подсознательном воздействии на его сиюминутные мысли. Все испытуемые были разделены на три группы . Людей из первой группы заставили подсознательно думать о деньгах, вторая группа — контрольная, без подсознательного воздействия, и третья — промежуточная, в которой участников подсознательно заставили воспринимать деньги как игру. Для этого в поле зрения участников третьей группы разложили пачки денег из «монополии». Затем участники получили одинаковое задание, трудное, но решаемое. Во время его выполнения к ним подходил экспериментатор и предлагал помощь. Так вот, оказалось, что люди с активированным представлением о деньгах чаще отказывались от помощи, чем люди контрольной и «игровой» группы. Важно, что этот результат не зависел от статуса экспериментатора (помощь мог предлагать и один из участников экспериментов). Также оказалось значимым и то, что испытуемый реагировал не просто на слово «деньги», а ассоциировал их с финансовым благополучием: если участник читал вслух о высоких доходах, то в дальнейших экспериментах он отказывался от помощи, а если о низких доходах, то принимал помощь. Таким образом, экспериментаторы показали, что одно лишь упоминание о высоких доходах рождает в человеке чувство уверенности в себе, решительность, ощущение самодостаточности. Результаты эксперимента, когда испытуемым предлагал помощь экспериментатор. Контрольная группа, в которой испытуемых не настраивали думать о деньгах, достоверно реже просила о помощи. В следующем эксперименте проверили, как ведет себя человек, подсознательно нацеленный на финансовую состоятельность, по отношению к другим людям. Результат нескольких экспериментов говорил об одном: такие люди меньше склонны помогать другим . Пусть сами справляются — вот ведущий лейтмотив их поведения. Например, если в комнату во время выполнения задания входил ассистент и ронял перед носом испытуемого карандаши, то члены контрольной группы поднимали в среднем на 3 карандаша больше. Или если после эксперимента «денежную» группу просили помочь заполнить листы с результатами, то в среднем они заполняли на 4-5 листов меньше. Если другой участник эксперимента просил их разъяснить непонятное задание, то они тратили на разъяснение на треть меньше времени, чем контрольная группа. Наконец, когда в самом конце им напоминали, что хорошо бы пожертвовать несколько четвертаков в поддержку студенческого фонда, то их щедрость оказалась вполовину меньше, чем у контрольной группы. Помимо того, испытуемые денежной группы в ответ на предложение решить задачу вместе с соседом, отказывались от взаимопомощи, хотя было очевидно, что вдвоем дело пойдет существенно быстрее. Когда же их просили просто пообщаться с соседом, то они вынужденно соглашались, подвигая поближе стул. Но расстояние между двумя стульями разговаривающих (вот ведь какая мера социализированности!) оказывалось больше, чем если в разговоре участвовал человек из контрольной группы. Итак, люди, помышляющие в душе о высоких доходах, в среднем оказываются более целеустремленными и самонадеянными, но зато и более эгоистичными. Самодостаточность ведет к снижению социальной активности, к уменьшению альтруистических порывов. Хорошо это или плохо? Всё зависит, вероятно, от социального заказа, то есть того, каким общество желает себя видеть. Одно понятно: чтобы возродить общественный статус таких качеств, как щедрость, уважение и взаимопонимание против главенствующих на сегодня эгоизма, гордости, самодостаточности, целеустремленности и успешности, нужно хотя бы уменьшить количество подсознательных денежных стимулов в общественных местах. Недавно в том же журнале Science была опубликована статья, излагавшая результаты исследования понятий «греха, очищения» и лингвистически и ассоциативно связанной с ними «чистоты телесной». Было показано, что человек, подсознательно чувствующий свой грех, менее целеустремлен и больше настроен оказывать помощь — заполнять экспериментальные листы, поднимать карандаши и т. д. Но достаточно такому «подсознательному грешнику» просто помыть руки, как он начинает чувствовать себя полноценным и самодостаточным членом общества, у него снижаются альтруистические порывы и желание помогать людям. Так что мы видим, как легко искоренить в обществе альтруизм: для этого нужно поддерживать телесную чистоту и понемножку, но постоянно напоминать людям о финансовом благополучии. Многих людей результаты изложенных исследований обескураживают. И это хорошо! Ох уж эти мысли! И  как их материализация повлияет на наше морально-этическое состояние   зависит как всегда от нас. Но  все же: кесарю-кесарево, а Богу Богово...

Нет голосов

2

12 января 2012, 09:35

Благородство инвестора или как спастись от кризиса

Живем в интересное время, когда  человечество занято зарабатыванием денег любыми методами. Мужчина он добытчик, ладно… Во все времена нужно было выживать и на его плечи ложилась большая ответственность, именно поэтому женщин и выпускали первыми из пещер). Но времена те давно ушли и мы в своем развитии достигли (кстати, придуманного нами же) уровня цивилизованного общества. Звучит гордо. Но что тогда происходит с каждым из нас, находящемся на своей ступеньке к достижению таких необходимых материальных благ и не забываем ли мы при этом оставаться тем самым человеком, личностью со стержнем духовности, нравственности и обладателем бесценного дара — ума. Этот вопрос мне кажется очень важным и интересным  в контексте  многочисленных разборов и анализа экономического кризиса. Мы пытаемся разрулить ситуацию, разложив ее по формулам и  показателям  экономики. На мой взгляд интересные выводы в сложившейся ситуации сделал Николай Карпенко ( главный исполнительный директор подразделения Private banking   Уралсиб | Банк 121). Даже если  некоторые из нижеперечисленных  тезисов заставят нас задуматься о нас самих — таких умных и талантливых(хорошо, если это правда!), то это будет первой ступенькой к перераспределению ценностей, которые бывают не только материальными. И неужели мы настолько рационализированы  и наши действия направлены на лишь на  максимизацию собственной выгоды? 1. Фундаментальный принцип, с которого начинается практически любое зарабатывание денег, – эгоизм. Деловое сообщество долгое время приветствовало такое положение дел и работало над его сохранением. Сегодня он подвергся эрозии. 2. В наше время существует три равноправных модели бизнеса. Первая при любых обстоятельствах ставит единственным критерием успеха деньги. Вторая модель усложняется желанием не причинить вреда и не сделать хуже. Последняя предполагает, что помимо денег ты создаешь добавочный продукт, приносишь пользу другим. Конечно, сами по себе благородные намерения не гарантируют результат со знаком «плюс». Так, принимая эгоистические решения, вы способны добиться позитивных последствий, а заботливое ведение бизнеса может обернуться чем-то отрицательным. 3. Возьмем в качестве примера еду. Мы хотим есть качественную пищу. А вот, скажем, куриное мясо, которое производится в промышленных объемах на агрофирмах, где птицы сидят в клетках в явно страдальческих условиях, под это определение не подходит. Было бы здорово потреблять продукты, выращенные на домашних фермах, где почву не травят химикатами, а животные находятся в свободном выгуле, где у них «человеческие» условия содержания. Какие тут могут быть варианты для всех и каждого? Первый – эгоистичное потребление любых продуктов, лишь бы удовлетворить свою «животную потребность к насыщению». Второй подход – мы говорим, что хотим есть мясо, но только от лучших, удовлетворяющих нашим принципам производителей. Третий – мы создаем животным прекрасные условия, но понимаем, вернее, задумываемся о том, что в конечном итоге все равно их убиваем. На этом уровне мы задаемся вопросом – может, правильным решением будет вегетарианство, когда в результате своей жизнедеятельности ты не паразитируешь на чужой смерти? Поэтому такой подход рано или поздно приводит к мысли о ведении бизнеса в соответствии с собственным восприятием мира, со своими альтруистическими ценностями. Для инвестора это означает, что объекты его капиталовложений начинают оцениваться не только по стандартному набору финансовых критериев, а по последствиям, которые они несут обществу, окружающей среде и будущим поколениям. Так возникает идея ответственного инвестирования. 4. Сейчас в числе основных забот хайнетов и ультрахайнетов находится не только сбережение собственного состояния и обеспечение будущего своей семьи, но и забота о том, как распоряжаться капиталом в интересах других людей. Когда-то эти миллионы рублей, долларов или евро были изъяты из общества, ты пользовался ими по своему собственному усмотрению для своих собственных нужд. Но пришло время вернуть часть денег обратно обществу. Похожим образом раньше работала церковная рента. 5. Итак, снова возникают три подхода или, в случае ответственного инвестора, три фильтра. «Эгоистический» – нас интересуют только деньги. «Негативный» – мы исключаем из объектов инвестирования все, что связано с производством оружия, алкоголя, наркотиков, табака либо с бесчеловечным отношением к животным, эксплуатацией детского труда. «Позитивный» – мы рассматриваем лишь те проекты, которые явным образом улучшают этот мир, то есть те, что связаны с экологией, альтернативными видами энергии, переработкой, улучшением благосостояния ближних. 6. Весь так называемый первоначальный капитал, который находится сейчас в развивающихся странах, получен неэтическими способами. Происхождение состояний чиновников вызывает большие сомнения. А предприниматели, в свою очередь, по определенным причинам пытаются увеличить прибыль за счет агрессивной налоговой оптимизации. Возникает вопрос, можно ли вообще очистить все эти деньги? Если ты жестко выбрал для себя этическую модель ведения бизнеса, то должен следовать ей во всем, в том числе и как инвестор. Нужно работать только с теми компаниями, которые привели свои процессы в соответствие с требованиями конкретной юрисдикции. Но тогда сужается производственная база и пространство для маневра. Для России этичные инвестиции и бизнес в чистом виде – дело отдаленного будущего. Пока же игроки рынка private banking только подступаются к решению задачи по трансформации сегодняшнего капитала в капитал ответственного инвестирования, а многие до сих пор не поняли, о чем идет речь. 7. Когда управляющий начинает разговор об ответственных инвестициях, его сначала воспринимают как умалишенного. Это нормально. Что можно предложить клиенту? Дать деньги благотворительной организации, которая не факт, что достигнет твоих целей. По этому пути идут многие. А другой вариант – через инвестиции  уменьшить количество зла в этом мире . Если ты хочешь, чтобы не было рака, давай инвестировать в private equity фонд, покупающий компанию, которая занимается исследованием заболевания. Фонд очень успешен, у него стабильный IRR на уровне 30% при стандартном для Европы показателе в 14% годовых. Эти парни зарабатывают для своих инвесторов 30% годовых, потому что население стареет, количество выявленных раковых заболеваний растет. На таком фоне инвестиции в медицинские исследовательские компании кажутся оправданными. С одной стороны, они делают полезное дело, с другой – зарабатывают на этом деньги. Когда управляющий переводит общие слова в прагматику, то люди начинают слушать его и оказываются готовы поддержать его начинания. 8. Можно быть этичным на 100%. Но, к сожалению, мы живем в материальном мире, где нужны средства, чтобы существовать и двигаться дальше. Ответственные инвестиции не перебивают по доходности традиционные инвестиции, скорее, они находятся чуть ниже по результату. Поэтому в портфеле на них стоит отводить 15–20%. Придет время, мы будем более этичны. Сегодня мой основной фокус – это фонды взаимных инвестиций или паевые фонды. Это дает возможность инвестировать по всему миру в разные классы активов и в разных валютах. При этом существуют фонды, которые сфокусированы на социально ответственных инвестициях. Их отбором и сертификацией занимается Ассоциация фондов ответственных инвестиций. Дело в том, что Ассоциация – это мощный фильтр, и пользоваться инструментами, которые отобраны ею, куда эффективнее, чем пытаться глубоко исследовать каждый фонд в отдельности. Можно потратить очень много времени и ресурсов, в результате чего останется «навар из-под яиц». 9. Благотворительность тоже один из элементов управления деньгами. Слегка упрощая, мы можем разделить ее на две части. Самая распространенная и самая понятная – отдать некую сумму на какое-то хорошее дело. Другая – филантропическое предпринимательство, помощь людям, которые хотят самостоятельно развиться. Несмотря на все то полезное и доброе, что заложено в благотворительности, она несет в себе опасность, потому что дает ощущение иждивенчества. Это объясняется одной короткой притчей. Маленькая собачка упала в канаву. Скулит, барахтается, выбраться сама не может. Люди заметили и забегали. У них есть два решения. Впереди видна мель, можно дождаться, пока ее туда вынесет. Или взять сачок и вытащить. Но какой опыт она получит в последнем случае? Что бы ни случилось, кто-нибудь тебя да спасет. А вот если бы собачка все-таки догребла до мели, то решила бы: в какую бы ситуацию я ни попала, я могу из нее выбраться сама. Это история о филантропическом предпринимательстве – например, о микрофинансировании маленьких предприятий в развивающихся странах, где сумма в 100–200 долларов иногда имеет критическое значение, где нужно очень точно понимать, что тебе необходимо для воспитания твоих предпринимательских навыков, для независимости и способности создавать добавочный продукт. 10. Работа по 18 часов в сутки, эксплуатация детского труда – все это история раннего капитализма. Ему в двери постучалась социалистическая революция, которая заставила изменить отношение к пролетариям. Наступило время более или менее качественного, человеческого капитализма. Катализатором послаблений и возникновению лучших условий, как минимум на Западе, был в том числе и октябрь 1917 года. Потом социалистическая модель в европейском понимании привела к тому, что появилась невиданная прежде категория людей – иждивенцы, живущие на пособия. Череда сегодняшних кризисных явлений тоже обещает нам глубокую трансформацию, вплоть до новой, более гуманной модели устройства общества. 11. Недавно Бенедикт XVI осудил всеобщий эгоизм и назвал его причиной кризиса . Справедливо. И этот урок окажется полезным. Экономика будет выкарабкиваться еще три-четыре года. Ментальность человечества за это время немного изменится. Как всегда, любая трансформация происходит через страдания, ведь когда у нас все хорошо, мы не думаем о проблемах, мы просто наслаждаемся. Любой кризис – это как трамплин, который позволяет взлететь еще выше. Мир между тем меняется уже сейчас, новое поколение гораздо чаще затевает волонтерские проекты и демонстрирует куда больше бескорыстия, чем предыдущее. В этом новом мире устойчивы будут только те капиталы и те виды бизнеса, которые в своей основе имеют этический подход к принятию и исполнению решений. Однако этика – сложная вещь. Для кого-то отдельный поступок может быть благом, а для другого – злом. Поэтому основным мерилом этичности поступка должно быть его последствие. Способствует ли сделанное решение эволюции тех, кто попадает в его сферу, или нет? Помогаешь ли ты своими действиями развиваться другим людям или нет? Вот это и есть единый критерий. А уровней блага может быть много...   п.с. даже не знаю к какой категории отнести запись. Офтопик? Хорошо было бы подобные аспекты морально-финансового содержания рассматривать не на обочине офтопа, а внести новый раздел «Человек в мире экономики».

+27

36


Главная/

Plehanov