25 января 2011
Последний раз был на сайте:
11 октября 2023 в 20:51
-
Виталий Друт
Одесса
-
Роман Тимощук
Киев
-
Александр Баро
Харьков
-
Natalie11
Одесса
-
15187042
Kiev
-
Александр Каминский
42 года, Тульчин
- 24 декабря 2013, 2:09
Чего ждать от налоговиков в 2014 году и при чем здесь Мировой Банк?
В этой статье мы раскроем одну интересную закономерность, которой подчинены сейчас и будут подчинены в 2014 году действия государства в налоговой сфере и не только. Ее понимание поможет здраво оценить, какие изменения в налогах возможны, а каких не стоит ожидать.
Инвесторы не верят заявлениям и программам правительства
С тех пор как в 1992 г. Президент Л. Кравчук издал Распоряжение «Об усилении правовой защиты иностранных инвесторов», в котором на самом деле было дано указание государственным органам провести проверку законности создания одного из первых крупных СП (СК Джонсон Киев Корпорейшн), инвесторы не верят национальным программам и общегосударственным стратегиям.
С тех пор как в 2000 г. Законом «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения» иностранных инвесторов лишили защиты от изменений в налоговом и таможенном законодательстве, они не верят в стабильность правил игры.
После этого были еще десятки поводов для разочарования. В итоге правительство растеряло остатки доверия к себе.
А можно ли это исправить, да так, чтоб и дальше «завинчивать гайки»? Как оказалось, можно. Более того, способ сам пришел правительству в руки.
Исправить ситуацию поможет Рейтинг!
Помните, каким «тиражом» разошлась этой осенью новость о том, что Украина поднялась в рейтинге Doing Business Мирового Банка на 112 место? Даже критически настроенные умы отмечали это с гордостью.
Как это оказалось возможным?
Дело в том, что при расчете рейтинга Doing Business учитываются мнения внутренних экспертов и некоторые формальные показатели (нужно же как-то приводить оценки к общему знаменателю!).
Проиллюстрируем:
Если спросить у украинского налогоплательщика «Как Вы оцениваете объединение налоговой службы и таможни в единый орган?», ответ мог быть, например, такой: «%^$! Зачем нужна эта смена вывесок? Пусть бы лучше наладили между собой нормальный обмен информацией, чтоб не носить в налоговую бумажки из таможни». То есть, мягко говоря, оценка не очень.
А как выглядит то же событие в глазах составителей рейтинга? Во-первых, уже то, что вместо двух контролирующих органов теперь будет один – это большой плюс. Положительно само изменение (концептуально) может быть оценено и национальными экспертами. Это второй плюс. А вот то, что эксперты негативно оценят изменения, которые следуют в связи с этим в практике работы органа – это минус. Имеем два плюса и один минус.
Вот и получается, что государству вместо того, чтобы сосредоточиться на исправлении сути, удобнее сделать упор на выполнение формальных показателей. Зачем стараться для этих налогоплательщиков и вечно всем недовольных внутренних экспертов? Пусть узрят прогресс Украины в рейтинге Мирового Банка и умолкнут!
Так в Украине «раскусили фишку» авторитетного рейтинга, а Президент дал задание войти в сотню. Уже несколько министров заявили, что костьми лягут, а выполнят это задание в своих сферах. Костьми ложиться не придется, ведь обеспечить прогресс в этом рейтинге – задание не из сложных, поскольку составители явно не рассчитывали, что какое-либо государство станет «малевать» реформы в ключевых сферах.
В прошлом году в сфере строительных разрешений, как оказалось, произошли такие реформы, которые позволили Украине подняться с 186 на 41 место (!). Это все благодаря формальной отмене согласовательных процедур в отношении градостроительной документации и введению деклараций вместо разрешений для отдельных категорий строительства. А что в действительности? Если этот материал прочитает специалист, работающий в строительстве, очень прошу его (ее) ответить, чувствуется ли, что за год мы опередили 145 стран?
Этот умопомрачительный успех в строительной сфере открывает возможность требовать того же в налоговой сфере, в которой Украина пока на 164 месте.
Уже сейчас изменения в налоговой системе укладываются в канву Рейтинга:
1. Перевели администрирование ЕСВ с Пенсионного фонда в руки Миндоходов. Налогоплательщику легче не стало. А для Рейтинга это – упрощение.
2. Добровольно-принудительно ввели электронную отчетность – безусловный позитив, ведь он ведет к сокращению времени, необходимого для выполнения отчетных формальностей. Это время – ключевой показатель в Рейтинге. А то, что системы приема отчетности сбоят, постоянно нуждаются в обновлениях, а иногда подвергаются странным «припадкам», порождающим подозрения в ручном управлении принятием отчетности на стороне налоговиков – это частности или бездоказательные обвинения.
3. Уменьшается количество проверок. Отлично! Только вместо этого в последнее время налогоплательщики начали регулярно получать запросы на документы и информацию. Объемы запрашиваемых данных таковы, что граница с проверкой стирается. Только вот количество проверок Министерство учитывает, а к рассылке запросов такого внимания нет.
4. Миндоходов устраняет «человеческий» фактор и настраивает автоматизированные системы определения рисков. Да искоренится коррупция! Вот только эти автоматизированные системы «загребают» в налоговые «ямы» крупные компании с безупречной репутацией налогоплательщиков. Далее эти компании подвергаются такой «чистке», что меньшевикам в 20-х годах и не снилось.
Итак, поскольку для роста в Doing Business нужно упрощать регулируемые процедуры, снижать ставки налогов и уменьшать их количество, все это может происходить и с лихвой компенсироваться:
А. Снижение ставок – расширением базы налогообложения (помните, как ГНС своим письмом включила в доход предпринимателя его собственные средства, которые вносятся им же на его же предпринимательский счет?);
Б. Упрощение и сокращение регулируемых процедур – введением «альтернативных» негласных (мониторинг операций, «отработка» налоговых «ям»).
Хотя Миндоходов в состоянии обеспечить повышение поступлений налогов даже при падении промышленного производства, к обещанному снижению ставок налога на прибыль и НДС оно может оказаться не готово (кстати, соответствующие изменения уже приняты и отправлены на подпись).
Как в таких условиях работать?
Некоторые компании уже сейчас видят необходимость «втаскивать» налоговиков в правовое русло. Если угрожают проверками и требуют документов – пусть приходят на проверки и принимают решения по итогам проверки, а не накапливают «досье». Эти решения можно будет обжаловать. Благо суд еще на стороне налогоплательщиков.
Ответом на включение в списки «ям» и возникновение проблем у контрагентов добросовестных налогоплательщиков должно быть согласование действий и готовность не поддаваться панике. Когда добросовестные налогоплательщики устанут дежурить на ксероксе и снабжать налоговые инспекции «всеми относящимися к деятельности документами» из боязни, что их нежелание мирно все предоставить отразится на них и на их контрагентах, тогда налоговики устанут мотаться по проверкам и, может быть, настроят свои системы анализа рисков, лишенные «человеческого фактора».
В отношении трансфертного ценообразования мы дадим отдельные рекомендации.
Как долго это продлится?
Эта погоня за Рейтингом – не украинское изобретение. Опять подсмотрели за Россией, где в 2012 г. Владимир Путин поставил цель — подняться в рейтинге со 120-го места на 20-е к 2018 г.». Там радостные чиновники, раскусившие «фишку» рейтинга, уже рапортовали, что «план выполнен … с опережением графика». Пока Россия ориентируется на рейтинг, Украина вряд ли отвернется от него. Даже в случае смены правительства потенциал Рейтинга окажется соблазнительным для любого последующего.
О недостатках и противоречивости Рейтинга говорят и сами составители, и иностранные пользователи. Однако нет особых поводов ожидать, что об этом скажет украинское правительство до тех пор, пока есть возможность «расти» в нем. Возможно Мировой Банк изменит методику расчета. А до тех пор…
Следите за нашими публикациями на Фейсбуке :)
|
98
|
- 19:22 С начала этого года гривна к доллару девальвировала на 3,1% — Данилишин
- 18:06 Доллар больше 40: Каким будет курс доллара в Украине. Будет ли еще рост и до каких пределов (видео)
- 17:43 Курс валют на вечер 18 апреля: евро на межбанке ушел вниз
- 16:25 Нацбанк снова поднял официальный курс доллара до максимума
- 16:16 Аналитики JPMorgan спрогнозировали падение курса биткоина после халвинга
- 15:52 Из-за отсутствия обещанного партнерами оружия правительству пришлось потратить из бюджета $4 миллиарда — Марченко
- 15:15 Bitget представляет второй сезон программы TraderPro: BTC-ориентированная программа
- 14:51 Kraken запустила собственный криптокошелек
- 13:18 Страны G7 будут держать активы рф замороженными, пока не добьются выплат за ущерб, нанесенный Украине
- 12:42 Стало известно, за какую валюту чаще всего покупают биткоин
Комментарии - 33
То что Вы описали часто слышал от своих друзей-клиентов которые занимаются собственным бизнесом.
Особенно эмоционально один высказывался о электронной отчетности (он ведет 14 ФОПов) — когда отправляешь отчетность а налоговики говорят ничего не поступало. Он созванивается с знакомым ИТ в налоговой который по логам подтверждает (неофициально) что адресат почту получил. Но у них есть указание «сверху» не принимать если есть малейшая ошибка (о ней сообщают за 1-2 дня до окончания срока подачи документов когда исправить нет времени и платишь штраф или «куда надо») или делать вид что не поступило.
И таких примеров масса, не зря говорят «Благими начинаниями дорога выстлана в Ад»:(
Нахваливать, конечно, не стану. Но и Вашему многостаночному другу-клиенту верить не стОит.
.
А статья -жутко причесанная.Я б сказала — не нашего менталитета. :)
А в чем состоит жуткость «прически» статьи? Я не отрицаю, что статьи нужно и «чесать» и даже «припудрить». Мне, напротив, даже кажется, что я выдал сыроватый материал. Из уважения к публике автор должен статьи «вылизывать» (вот нашел орфографическую ошибку и стыдно). Запишу это Ваше замечание себе в комплименты, если Вы не возражаете :)
Вышеописаное происходит в Житомире, может в Одессе и по другому…
Поэтому поменьше пересказывайте сплетен.
К сведению — шлюз по приему отчетности в электронном виде один на всю Украину, а то, что задерживаются ответы при ошибочно заполненных отчетах — так надо заполнять отчеты правильно и без ошибок — тогда в течении полу-часа можно получить все квитанции даже 19-го…
Если в отчете все ОК — то говорят что он не поступал, если с ошибкой то ждут до последнего и не сообщают о ошибках.
Вы говорили что не работаете в банках но постоянно высказываете свое мнение как единственно правильное, но вы ведь говорите «по наслышке» :)
«высказываете свое мнение как единственно правильное»
Если я высказываю свое мнение — для меня оно конечно является истинным и единственно правильным…
У меня не бывает два правильных, но противоположных по смыслу мнения…
Если я в чем-то и заблуждаюсь, то заблуждаюсь искренне, и Вы можете меня переубедить, но только фактами…
А по сдаче отчетности — раньше пользовался Бест-звитом, теперь МЕдком. Но принцип один и тот же — квитанции формируються системой в автоматическом режиме с временными отметками. Пришла первая квитанция от шлюза, что отчет поступил за пять минут до официального времени завершения приема отчетов — значит отчет сдан в срок, даже если сдан с ошибками и остальные квитанции пришли на другой день. Ни разу не слышал от знакомых о задержке между отправкой отчета и получением первой квитанции в ДВА дня — масимум пол-часа или час и то в самый пик сдачи отчетов.
Не думаете что ситуации могут быть как в вашем так и в описаном мною вариантом?
Согласны, например, что в одном и том же банке может быть разное качество обслуживание в разных отделениях?
Аналогично, Вы слышали или Вам рассказывали.
А я всего-лишь могу посмотреть протоколы в электронном виде за прдолжительный период и не по одному предприятию.
Если нужна статистика — знакомый диллер может предоставить обобщенную информацию по региону, поступающую от реальных клиентов в реальном режиме времени.
И к сожалению, моя и Ваша информация несколько отличается по качеству и достоверности.
Замечено, что некоторые бизнесмены любят преуменьшать одни стороны своей деятельности и преувеличивать другие…
Чем встреча закончилась — коньком или сауной?
Отправленный электронный отчет проходит несколько стадий автоматических проверок на сервере налоговой администрации. Изменения в состоянии вашего отчета приходят по электронной почте в виде зашифрованных квитанций от налоговой инспекции. Все такие ответы будут приняты и проанализированы автоматически. О каждой пришедшей квитанции вы получите уведомление на ваш электронный ящик.
На каждый правильный отчет вы должны получить три уведомления:
уведомление о том, что отчет был доставлен на центральный шлюз
квитанция №1: отчет был принят на центральном уровне (отчет прошел автоматическую проверку и был отправлен в местную налоговую инспекцию)
квитанция №2: отчет был принят на местном уровне (отчет был успешно принят и подписан)
Первые два уведомления обычно приходят в течение 5 минут после отправки отчета — это автоматически генерируемые сообщения. Последнее уведомление отсылается только после ручной проверки налоговым инспектором. Получение квитанции №2 означает, что ваш отчет был принят инспектором и считается успешно сданным.
.
Для выдающихся пользователей Медка-последнюю фразу прочесть 5 раз
В том, что многие слышали звон да не понимают, где он.
Или в том, что я написал об автоматическом формировании квитанций и уведомлений при сдаче отчетности в электронном виде.
Или о том, что квитанция номер 2 тоже приходит автоматически после импорта данных в базу налоговой районного уровня и никакой инспектор загрузку отчетов в базу не подтвержает, а задержка в пределах часа связана с периодичностью импорта файлов (айтишники тоже люди и иногда выходят покурить).
Если бы решение о приеме отчета принимал рядовой инспектор мои знакомые никогда бы не смогли сдать ни одного отчета по НДС с кредитом в пределах миллиона грн. Просто после каждого отправленного по электронке отчета звонил инспектор и слезно просил прислать уточненный с другими цифрами (для рисования отчетности).
Зачем бы ему сердешному звонить и унижаться — ведь проще нажать большую кнопку «отказать» и дело с концом.
Особеннко рекомендую прочитать в квитанции №2 всего одну строку:«Документ доставлено до районного рівня» и указана дата+время…
Там нет никаких упоминаний об инспекторах или правильности цифр внутри документа.
Если Вы когда-нибудь ранее сдавали отчеты в налоговую, то должны помнить, что девочка на приеме брала документы по перечню, ставила штамп, дату и подпись — и отчет считался сданым. Теперь девочек заменили железными ящиками, а принцип остался тем же: печать, подпись + дата и время…
« Получение квитанции №2 означает, что ваш отчет был принят инспектором и считается успешно сданным.»
Почувствуйте разницу(с)
специально для Вас повторяю текст из квитанции №2 — «Документ доставлено до районного рівня» и дальше название районной инспекции и ее номер…
Плохо знаете украинский — воспользуйтесь переводчиком.
Также могу повторить и другую аксиому — налоговый инспектор отчеты в электронном виде не принимает и не подтверждает. Они ему доступны только для просмотра.
Хотя спорить с бухгалтерами бесполезно… :)
Если Ваш бухгалтер хоть когда — нибудь не волновался по поводу отсутствия квитанции №2 — мы с Вами зря беседуем.
Поэтому в Ваши сказки, что рядовой налоговый инспектор подверждает прием отчетов и лично формирует к отправке квитанцию №2 я не верю.
Ну и Вы, к сожалению, не можете привести ни одного аргумента ЗА, и не желаете комментировать текст квитанции — наверное прекрасно знаете украинский…
Значит все остаются при своих…
«Результат обробки:
Документ доставлено до центрального рівня ДПС України
Результат: ДОКУМЕНТ ЗБЕРЕЖЕНО НА ЦЕНТРАЛЬНОМУ РІВНІ.
Через певний час подбайте про прийом квитанції №2 щодо результатів перевірки та прийняття/неприйняття
Вашого електронного звiту на районному рівні.
Дата та час: 30102013 16:11:45
Реєстраційний номер:
Виявлені помилки:
Відправник: Відправник: Портал прийому звітності 'МДЗ України»
.
Поэтому пока не прийдет кв.№2 отчет не принят.
И точка
А в квитанции №2 черным по-белому написано: «Документ доставлено до районного рівня» и указана налоговая, ее номер и дата+время… И ни слова: принят, подписан, утвержден, отвергнут» — ТОЛЬКО ДОСТАВЛЕН.
Также рекомендую обратить внимание на сам документ — в верхнем правом углу проставляется зеленоватый штамп (в эл.виде) — «документ принят», т.е. по электронке доставлен и принят в базу.
Еще раз повторю — никакой налоговый инспектор его вручную не принимает…
Все только в автоматическом режиме…
Наталья — спорить о том, о чем толком ничего не знаете — бесперспективно…
.
Больше отвечать Вам не стану: дилетанты overflow.
С наступающим!
НЕ ТУПИТЕ!
А описанные Вами проблемы с принятием отчетности возникают очень часто, я с Вами полностью согласен. К этому еще и регистрация налоговых накладных, в процессе которой многие компании сталкивались с «внезапно возникающими неполадками».
Для меня квинтэссенция этого иезутского подхода в работе налоговиков вполне укладывается в две фразы. Одна — из интервью А.Клименко Форбсу: «Мы живем с налогоплательщиками в любви и согласии и очень заботимся о них.» (http://forbes.ua/nation/1350289-dialog-s-klimenko-rasskazhite-v-chem-vy-vidite-usilenie-fiskalnogo-davleniya-ne-smozhete)
Вторая — если верить Сергею Лещенко — слова Министра иностранных дел Л. Кожары на Ялтинском форуме (министр рассказывает о проблемах шведских инвесторов завода «Чумак»): «- Вони – найбільший інвестор в Україні, але Клименко їх душить податками, Відстали від них, тільки коли підключився МЗС...» (http://www.pravda.com.ua/rus/articles/2013/09/22/6998454/?attempt=1)
А благие намерения налоговиков могут быть направлены не к бизнессу а себе любимому.:)
Предлагаю отлаженный годами вариант:
сканируется весь комплект документов, затем при необходимсти печатается в требуемом количестве (на любом из принтеров компании) путем изменения всего одного поля «кол-во копий».
Качество копий значительно лучше, а отправить на печать может и секретарь.
Кем отлаженный? Вы явно этого никогда не делали, иначе б не писали про трудоемкость, а качество ксерокопий… так и фиг с ним. Сканировать а) дольше, б) при достаточно большом объёме документов (а по тексту предполагается именно это) процесс сортировки и вывода на печать требуемых доков занимает гораздо больше времени если они в электронном виде, чем процесс сортировки и ксерокопирования бумажных, в) что ксерокс, что МФУ, что «любой принтер компании» рассчитаны на сопоставимое количество копий и что раньше сломается — это еще вопрос . Ну и про секретаря… это тогда уже и не секретарь вовсе.
У нас оригиналы хранятся в сейфе и почти всегда не доступны по первому желанию…
К сведению — сканирование надо делать только один раз.
Конечно я сам лично ничего не сканирую, даже оригинал свидетельства плательщика НДС держал в руках более пяти лет назад — зато комплект сканов доступен всегда.
А дальше — дело техники, и могу заверить — напечатать на принтере десяток отсканированных документов быстрее, чем копировать на ксероксе этот же объем.
Хотя Вы правы — в каждой конторе у секретаря свои обязанности и не всегда они имеют прямую связь с делопроизводством…
Боюсь даже представить размер Вашего сейфа, в котором хранятся оригиналы первичных документов за три года.
Мы похоже говорим о разных вещах, ведь речь идет о БОЛЬШИХ объёмах запрашиваемой информации. Представьте себе запрос на сотню-вторую копий. Теперь представьте что их надо выбрать из нескольких тысяч отсканированных и разложенных по электронных папкам-подпапкам документов. Несмотря на упорядоченность по папкам, наименование каждого документа должно быть достаточно длинным, чтобы его идентифицировать. Потом для принятия решения «нужен-ненужен» в документ все равно необходимо «зайти». Стоит отвлечься (на звонок и тд) и уже не помнишь, что печатал, а что нет.
С бумагой проще — взгляда достаточно. Взгляд — закладочка, взгляд — пропуск. А вот после этого уже секретарь спокойно ксерит по закладкам и не теряет драгоценное бухгалтерово время
Я о правоустанавливающих документах на предприятии, Вы о текущих бухгалтерских документах.
Хотя наша бухгалтерия умудряется все налоговые накладные отсылать в электронном виде: медок — медок (стандартная функция) или медок — факс (Вентафакс). Еще иногда требуются договора — тогда только Вентафакс (все договора после подписания сканируются).