ВХОД
Вернуться
DSymanov
Дмитрий Симанов
Зарегистрирован:
18 июля 2012

Последний раз был на сайте:
20 октября 2016 в 16:33
Подписчики (8):
tehnomir
tehnomir
pointOFview
pointOFview
OlegPetryaev
Олег Петряев
44 года, Умань
innasmit1
innasmit1
Днепропетровск
sashare
Александр Рябина
31 год, Киев
Lacena
Елена Зайцева
37 лет, Киев
BIG
BIG
Киев
PSheva
Петр Шевченко
Киев
советник ЮФ Cai & Lenard
15 января 2013, 12:13

Строительство и инвестиции: некоторые риски административного вмешательства

Украинская строительная отрасль постепенно отыгрывает позиции, утраченные во время финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, когда уровень падения составил почти 60%. Переоценить значение этой отрасли в структуре экономики любой развитой страны невозможно. Одно рабочее место в строительстве создает до 20 в смежных отраслях. Пока доля строительства в структуре ВВП Украины является относительно незначительной и составляет примерно 3%, но имеющийся потенциал для развития позволяет надеяться на увеличение этой доли. Однако возможности реализации этого потенциала зависят в том числе от уровня административного вмешательства со стороны органов власти. Перечень таких органов не мал: Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины, органы санитарно-эпидемиологической службы, Гостехногенбезопасности, Госгорпромнадзор, Госэкоинспекция, Госэнергонадзор и другие. К сожалению, случаи недобросовестного выполнения функций, возложенных на эти органы, до сих пор являются распространенными, а негативное влияние в результате этого – существенным.

Административному вмешательству в процесс строительства одного из таких органов – Государственной экологической инспекции Украины – и посвящена эта статья. Для получения дополнительной информации о влиянии органов власти на стадии реализации проектов строительства предлагаем ознакомится с нашим исследованием (http://inve-trade.eu/itf-research.html?lang=ru&lastid=284).

Государственная экологическая инспекция Украины (Госэкоинспекция) имеет право:

· принимать решения об ограничении или приостановлении (вре­менно) деятельности предприятий и объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об охране окру­жающей природной среды, с превышением нормативов предельно допустимых выбросов, влияния физических и биологических факто­ров и лимитов сбросов загрязняющих веществ;

· опломбировать помещение, оборудование, аппаратуру предприятий и объектов, в отношении которых было принято в установленном порядке решение об ограничении или временном приостановлении их деятельности.

Деятельность предприятий ограничивается или временно запрещается (приостанавливается) в случае нарушения экологических нормативов, экологических стандартов, а также требований экологической безопасности, в частности, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, складирования, захоронения, хранения или размещения производственных, бытовых и других отходов без соответствующих разрешений (пункт «в» ст. 4 Порядка ограничения, временного запрета (остановки) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 29 октября 1992 года № 2751-XII).

Госэкоинспекция Украины имеет право проводить проверки по вопросам, относящимся к ее компетенции, издавать по их результатам обязательные для исполнения предписания, распоряжения.

Перед началом проверки должностные лица органа Госэкоинспекции обязаны предъявить руководителю предприятия или уполномоченному им лицу удостоверение (направление) и служебное удостоверение и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления). Удостоверение (направление) подписывается руководителем или заместителем руководителя органа Госэкоинспекции и заверяется печатью.

Плановые проверки проводятся не чаще раза в год, внеплановые возможны при таких обстоятельствах (ст. 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»):

· наличие обращений физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется только при наличии согласия Госэкоинспекции Украины на ее проведение;

· проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок Госэкоинспекцией.

С целью оценки возможных рисков для строительства, связанных с деятельностью органов Госэкоинспекции, стоит обратить внимание на достаточно активные действия этих органов при осуществлении контрольных функций. В течение десяти месяцев 2011 года территориальные органы Госэкоинспекции (в том числе Государственная экологическая инспекция в г. Киеве) провели 72 000 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства субъектами хозяйствования. За тот же период в 2 374 случаях ограничивалась и приостанавливалась (до устранения выявленных недостатков и нарушений) деятельность субъектов хозяйствования (Об итогах работы министерства [экологии и природных ресурсов] и центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра экологии и природных ресурсов в 2011 году — http://www.menr.gov.ua/media/files/Zvit%202011.doc).

Среди оснований ограничения и приостановления деятельности субъектов хозяйствования, а также привлечения к другим видам ответственности согласно решениям органов Госэкоинспекции можно выделить: (1) отсутствие договоров на вывоз и утилизацию отходов, (2) отсутствие ведения первичного учета количества, типа и состава отходов, (3) отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, (4) засорение земель строительными отходами, (5) снятие плодородного слоя почвы без специального разрешения.

За первые восемь месяцев 2012 года административными судами в Киеве было рассмотрено 9 дел по искам об отмене решений Госэкоинспекции об ограничении и приостановлении деятельности субъектов хозяйствования, среди этих дел в 5 случаях суды отменяли указанные решения. Нарушения, которые привели к применению таких мер, происходили в сферах обращения с отходами и загрязнения атмосферного воздуха (в результате деятельности котельных, автомобильного транспорта и т.д.). Стоит обратить внимание, что обстоятельства указанных 9 дел свидетельствуют о том, что принятие решений об ограничении и приостановлении деятельности субъектов хозяйствования происходило только после невыполнения предписаний об устранении нарушений, выданных по результатам проведенной проверки.

В одном из вышеперечисленных судебных дел судом была поддержана позиция Госэкоинспекции об обоснованности временного запрета (остановки) хозяйственной деятельности при строительстве дома «в связи с отсутствием разрешения на размещение отходов в 2012 году, лимита на образование и размещение отходов в 2012 году, а также отсутствием журнала учета отходов по форме 1-ВТ».

Пусть риски вмешательства Госэкоинспекции в работу строителей не исчерпываются указанными выше, но надеемся, что эта статья будет полезна всем, интересующимся строительной отраслью.

Просмотров: 1429, сегодня — 1
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд