Минфин - Курсы валют Украины

Установить
16 августа 2017, 12:29 Читати українською

Много ли едят украинцы: почему заявление Ревы — горькая правда

Оговорка министра социальной политики Андрея Ревы о том, что украинцы якобы много едят, взбудоражила социальные сети и, конечно, поставила вопрос о том, действительно ли Украина относится к странам, население которых усиленно питается.

Ответ на него в своем блоге дает член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. 

Относительно планеты ЕС

Виталий Шапран
Виталий Шапран

Эпопея с заявлениями Андрея Ревы началась с его комментариев относительно данных Государственной службы статистики о том, что 50% затрат украинцев приходится на еду. Именитый спикер не учел, что уровень затрат на еду не показывает реальные затраты из общего объема бюджета домохозяйства. Попробуем объяснить это в картинках.

Если сравнить данные Евростата и Государственной службы статики, то действительно получается, что в Украине на продукты питания тратилось примерно 49,8% дохода, а в ЕС 12,3% от среднего дохода домохозяйства.

Если внимательно присмотреться, то видно, что продукты питания не были единственной разницей между структурой затрат в ЕС и Украине. Европейцы больший процент свои доходов тратили на коммунальные услуги, предметы домашнего потребления, транспорт, отдых и культуру, рестораны и отели. Но самое интересное не это, а размер годовых затрат, который приходился на домохозяйство: в ЕС — это 32500 евро в год, т.е. примерно по 2700 евро в месяц, в пересчете на гривны это 81000 грн в месяц. Правда, эта цифра дается с оговоркой, что она посчитана по покупательной способности, т.е. с учетом разницы в уровне цен, скажем, в Румынии и в Германии.

А вот украинская статистика показывает нам, что средние затраты на одно домохозяйство в 2016 году составляли 5720,4 грн в месяц. По уровню цен от ЕС мы отстаем примерно в 4 раза, так говорит статистика Мирового банка. Правда, с этим не очень согласны украинцы, предпочитающие потреблять импорт, тем более что цены на продукты питания у нас и в ЕС отличаются не в разы. Но если придерживаться в нашей калькуляции официальной статистики, которая говорит, что по покупательной способности, измеряемой в ценах ЕС, среднее украинское домохозяйство тратит 763 евро в месяц (5730 * 4 / 30). Т.е. украинцы в месяц на продукты тратят примерно 380 евро, а граждане стран-членов ЕС в среднем 332,1 евро. Но все эти расчеты неправильные, сделанные по принципу «средней температуры по больнице».

Формально министр Рева был прав, усредненно украинцы тратят на еду (кроме алкоголя) больше европейцев, однако это лишь формально. При расчете покупательной способности учитываются цены на услуги, которые приводят к тому, что перекручивается статистика по продуктам питания. Тот, кто хоть раз был в Польше, Венгрии, Германии или Великобритании, знает, что стоимость продуктов питания примерно одинакова, что-то дороже, что-то дешевле, колебания по отдельным товарным позициям могут быть в пределах 50%, но в целом продуктовая корзина стоит примерно столько же, сколько и в Украине. При этом, чем ближе к Украине — тем меньше отклонений в стоимости корзины. Поэтому реально европейцы тратят на продукты питания больше украинцев, однако у украинцев часть доходов и соответственно затрат осуществляется в теневом секторе. Если учитывать, что в Украине примерно 50% выплачивается и тратится в конвертах, то затраты европейцев на еду (кроме алкоголя) могут быть больше наших не более чем в 2 раза. Такие выводы подтверждаются данными Евростата. В среднем немец съедает на 4 кг больше мяса в месяц, чем украинец, зато украинцы едят больше хлеба, мы как бы наверстываем килокалории за счет хлебопродуктов.

Читайте также: Почему украинцы много едят

Однако сравнение потребительских корзин ЕС и Украины идет не в пользу Украины: европейцы питаются более качественно. Хотя, конечно, от Румынии до Германии стоимость продуктов и рацион питания разнится очень сильно. На рацион влияние оказывают не только доходы, но и традиции. Например, население в Великобритании, Франции или Германии значительную часть продуктов потребляет в ресторанах, а это отдельная статья расходов, на которую украинцы тратят всего до 2,2% своих расходов, в то время как европейцы — 8,2%. Если, скажем, среднестатистический британец проводит много времени на работе, и 70% своего активного времени питается в ресторанах и кафе, то конечно он будет тратить меньше на продукты дома. Так что сравнение тут вообще не в пользу Украины.

Алкогольный вопрос

Замечу, что спор в основном развернулся вокруг продуктовой корзины, в которую не входит алкоголь. А алкоголь — это существенная часть рациона, на которую также тратятся деньги. На алкоголь и табак в ЕС тратится 4% стоимости потребительской корзины домохозяйств, в Украине — 2,9%. Но цены и объемы потребления, как и фактор наличия самодельных заменителей (самогона), очень отличаются. Потребление алкоголя в странах ЕС — дело очень дорогое.

Не будем далеко ходить и возьмем в качестве примера Польшу, сравнив цены на абсолютно одинаковый алкоголь. Например, в одной из самых дешевых сетей супермаркетов Польши Biedronka бутылка 1 литра водки Nemiroff стоит 44,99 злотых, т.е. это примерно 324 грн за литр. В украинском АТБ такую же водку можно было найти всего за 140 грн за бутылку.

И вопрос тут не в уровне цен, а в акцизах и НДС на импортный алкоголь в ЕС. Идеи, которые бродят сейчас в кулуарах Верховной Рады, — сделать цены на алкоголь в Украине и ЕС примерно одинаковыми, могут привести к социальному взрыву в Украине. Ведь только чтобы подтянуть цены к уровню Польши, их нужно увеличить в 2,5 раза. При этом если в Польше минимальная зарплата начинается от 500 долл. США, то в Украине она чистыми едва превышает 100 долларов США. Бессознательный рост акцизов на алкоголь приведет к тому, что население увеличит потребление нелегальных крепких напитков, что ударит по уровню смертности и, конечно, не принесет обществу ничего хорошего.

Признаки бедности и советы правительству

Правильный, а не формальный анализ данных Евростата и Государственной службы статистики наглядно показывает, что упреки в том что «украинцы слишком много едят» ни к чему кроме как к раздражению в обществе приводить не могут. Украина в сравнении с ЕС — очень бедная страна.

В бедных странах очень большой процент затрат идет на еду. Причем это не какой-то тренд СНГ или Азии, это тенденция, которая видна и в самом ЕС. Так, самый большой процент затрат на еду в ЕС у Румынии. Румыны тратят на еду более 30% своих потребительских затрат. Литовцы, эстонцы латвийцы тратят на еду около 20%, а вот австрийцы, немцы, датчане — всего около 10%. Впечатляет и разница в номинальных совокупных затратах: в ЕС это 81 тыс. грн в месяц, у нас — едва ли 6 тыс. грн.

Поэтому, чтобы не раздражать электорат, членам правительства вряд ли стоит попрекать украинцев куском хлеба или рассказывать о том, как мало едят немцы дома, забывая, что часть рациона немца заложена в отдельной статье Евростата — в ресторанах.

Основная заслуга правительства Владимира Гройсмана в экономике — стабилизация экономики и финансов, но отнюдь не ее восстановление. Чиновникам лучше признать, что Украина — одна из самых бедных стран Европы, и максимум своих усилий направлять не на раздражающие учения на предмет, кому и сколько есть, а на борьбу с бедностью.

Комментарии - 34

+
+34
Maleficarum
Maleficarum
16 августа 2017, 13:06
#
Шапран- молодец… Все акценты расставил верно… Рева- сболтнул какую то то ересь… Уже наверняка и сам этому не рад… « Однако сравнение потребительских корзин ЕС и Украины идет не в пользу Украины: европейцы питаются более качественно» Полностью поддерживаю Шапрана в его мнении. И не стоит более всяким «ревам» сей темой более спекулировать… Само качество потребляемых продуктов в ЕС- может отличаться… И продукты одного и того же бренда реализуемые в Западной и Восточной Европе- отличаются по качеству… Понятное дело отличаются худшим качеством- именно для стран Восточной Европы…
+
0
Senior Pomidor
Senior Pomidor
16 августа 2017, 13:11
#
Ибо производятся в той самой Восточной Европе)
+
0
Maleficarum
Maleficarum
16 августа 2017, 13:21
#
Да. Но производители имеют некую лазейку в законодательстве -которую и пользуют… При этом -цена на «одинаковый» товар худшего качество не ниже -а часто и выше «Законодательство ЕС позволяет производителям менять рецептуру продуктов в зависимости от региона ее реализации, национальных предпочтений, вкусов и привычек.»
+
0
Senior Pomidor
Senior Pomidor
16 августа 2017, 13:57
#
Выше за худшее качетсво? Примеры есть?
Из своего опыта жизни «там» могу согласиться, с тем, что чем восточней, тем продукт будет, скорее всего, хуже. Но делается это как раз в угоду удешевления рецептуры и соответсвенно цены на полке. Не каждый поляк таки согласится платить за сыры/колбасы по Швейцарским ценам. Но так, чтоб наоборот, продукт хуже, прайс выше — я не встречал.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
16 августа 2017, 15:38
#
Я купил помидоры в по 16 грн хотя мог и по 8 зеленые внутри, так что если поискать то можно найти.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
16 августа 2017, 15:40
#
Сегодня был в супермаркете, увидил целую витрину просроченных на 6 месяцев колбас, и благополучно покинул супермаркет Караван.
+
0
Senior Pomidor
Senior Pomidor
16 августа 2017, 17:00
#
Как просроченная колбаса в Караване и зеленые помидоры вообще относится к качеству и ценам продукции в восточной и западной европе?
Употребляете?
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
16 августа 2017, 21:28
#
Не знаю но я не пью и не курю
+
+28
Senior Pomidor
Senior Pomidor
16 августа 2017, 13:09
#
Я согласен меньше есть, если нам за это начнут платить западноевропейские компенсационные пакеты-)
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
16 августа 2017, 14:41
#
Золотые слова!
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
16 августа 2017, 15:34
#
Немцы каждый день жрут пиво на работе и дома конечно же из за этого они не едят.Что косается меня то я жру 2 раза в день, только еду, но в статье Ревы есть доля правды как и в этой, меру надо знать :D
+
+30
Qwerty1999
Qwerty1999
16 августа 2017, 18:29
#
Одним из признаков бедности является излишний вес граждан страны.

Судя по фоткам Ревы и Шапрана — они одни из самых бедных
представителей украинского общества.

«как мало едят немцы дома, забывая, что часть рациона немца заложена в отдельной статье Евростата — в ресторанах.»

Уверен, что Евростат ничего не знает о количестве рыбы, выловленной украинцами в водоёмах страны и затем употреблённых в пищу.
Также у Евростата нет информации о выращенных в украинских домохозяйствах цыплятах, курах, утках, гусях, свиньях, телятах и даже козах с коровами — а ведь это тоже молоко и мясо, которое украинцы с успехом употребляют и в будни и в праздники и ни перед кем не отчитываются…
+
0
correspondent
correspondent
16 августа 2017, 20:45
#
Это 15 миллионов горожан рыбу ловят и кур-уток-свиней в квартирах выращивают?
Ну-ну…
Если что, домашняя свинина 130 — 140 гривен кило, домашняя говядина и телятина — по 150-180 а баночка молока в мегаполисе от 40-50 за 3 л стартует…
И — к слову — Госстат ведет учет поголовья в частном секторе. Как и количества произведенных частниками фруктов и овощей, молока.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
16 августа 2017, 21:31
#
Вот интересная тема, почему мясо дорожает, я в этом не шарю
+
+30
Qwerty1999
Qwerty1999
16 августа 2017, 23:14
#
«Госстат ведет учет поголовья в частном секторе»

Смешно до слёз и колик.

Госстат ничего не знает, пока ему кто-нибудь и что-нибудь не предоставит.
Колхозов давно нет, отчёты подают исключительно фермеры и никто больше.

Обычные жители сёл, пгт и пригорода мегаполисов никакому Госстату ничего не сообщают — ни о наличии домашней птицы ни о количестве плодоносящих деревьев на подворье ни о породе собаки в будке.

Июль-Август 2017 — 1 литр домашнего молока в Одессе и в Киеве покупал по одинаковой цене — 10 грн у знакомых (цена средне рыночная).
Откуда у вас такие цифры — я не знаю.

+
0
correspondent
correspondent
17 августа 2017, 9:17
#
Дайте адресок в Киеве, где молочку по 10 гривен покупали. Клиентов будет — море. Гарантирую!
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
17 августа 2017, 11:59
#
Люди продают своё и есть постоянная клиентура, выкупающая постоянные объёмы.

Море клиентов лучше организуйте в Одессе, там некоторые продаваны с начала августа подняли цену до 12 грн — мол, наплыв отдыхающих и т.д.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
20 августа 2017, 22:51
#
«Дайте адресок в Киеве»

Дайте ссылку на данные Госстата (хотя-бы за прошлый год) о выращенных на частном подворье помидорах, болгарском перце или картофеле вместе с яблоками, грушами и сливами в разрезе областей — а то ваши голословные утверждения очень смахивают на обыденное враньё.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
16 августа 2017, 23:20
#
«Это 15 миллионов горожан рыбу ловят»

Рыбу ловят те, кто по вашей статистике пухнет с голоду. :-)

В большинстве семей рыбной ловлей увлекаются мужчины, но я видел и женщин, которые прекрасно владеют удочкой и приносят дополнительный прикорм в семью и не только летом, но и зимой.

А также ловят те, кто выехал на природу отдохнуть и расслабиться на берегу с удочкой.
Я тоже в этом году немного порыбачил — каких-то 10 кг с начала года, но Госстат об этом ничего не знает и не узнает.

+
0
correspondent
correspondent
17 августа 2017, 9:19
#
Особенно 12(или 14?) миллионов пенсионеров на рыбалку побегут, да, Кверти1999?
А не в курсе, когда там будут население переписывать?
В какую категорию внесут тех, кто по полгода и больше живет за рубежом, точнее, работает?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
20 августа 2017, 22:45
#
А зачем его переписывать, если есть всевозможные электронные реестры — демографические, налогоплательщиков, получатели субсидий, пенсионеры, дети-школьники и дошкольного возраста.

Надо всего-лишь всё свети в одну кучу на нужную дату.
Что фактически по мегаполисам и делается.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
17 августа 2017, 9:50
#
Я также на рыбалку езжу, с удовольствием ловлю, но только когда время есть, и это всегда когда к родне еду в районный центр.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
17 августа 2017, 12:01
#
У большинства пенсионеров время есть всегда.
Кто-то с утра до вечера лавки протирает, а другие мотаются туда-сюда.

+
+13
Владимир Снисарь
Владимир Снисарь
17 августа 2017, 9:45
#
Слишком много букв и цифр…

https://www.youtube.com/watch?v=2Ivfe6Kgotc

+
0
Stochastic stories
Stochastic stories
17 августа 2017, 21:48
#
> цены на продукты питания у нас и в ЕС отличаются не в разы.

В целом, в разы. Судя, например, по индексу Бигмака и т.п., который в Украине стоит ниже, чем в ведущих странах ЕС, в 2-3 раза. Если же речь о тех, кто подсажен строго на импорт, то, конечно, разницы не будет. Но это уже какие-то гурманы с нетипичной для Украины зарплатой.
+
0
Qwerty71
Qwerty71
20 августа 2017, 21:41
#
Как всё прозаично, вы до сих пор верите в госстат и индексы бигмака? В этом мире статистику дают такую, какую выгодно дающим эту статистику. И цены на продукты в Европе преимущественно ниже, чем в Украине, и с учетом качества, в разы ниже. Я уже молчу про акции проводимые различными продавцами. Акции для Украины это вообще запредельная фантастика. Там по акции можно только сгнившую колбасу купить и пластмассовый сыр, который за пару лет никто не купил.
П.С. «Записки из собственной жизни»
+
0
Stochastic stories
Stochastic stories
20 августа 2017, 22:38
#
Да-да, все вокруг врут, и ВБ, и оф. статистика, и бигмаки, и ряд любых прочих сопоставлений. Одни лишь вы с вашими записками, составленными наверняка без соблюдения каких-либо элементарных правил корректности, несёте истину в мир. Несите дальше. Здесь не подают.
+
0
Senior Pomidor
Senior Pomidor
21 августа 2017, 9:45
#
Но ведь продукты питания там и правда плюс-минус сопоставимы (за исключением мяса и изделий из них, яиц и еще нескольких категорий).
И индекс биг мака далеко не показатель, для того чтоб судить о стоимости продуктовой корзины в той или иной стране.
+
0
Stochastic stories
Stochastic stories
21 августа 2017, 13:19
#
К исключениям, которые вы назвали, можно смело добавлять овощи и фрукты, производимые в Украине. Хлебо-булочные изделия — то же самое. На том продуктовый набор потихоньку исчерпывается.
+
0
Senior Pomidor
Senior Pomidor
21 августа 2017, 15:59
#
Я свое мнение составляю не на индексе Биг мака, а на вполне себе реальных цифрах из жизни.
При плюс-минус одинаковом продуктовом наборе в Европе и в Украине (продукты одинаковые, разные бренды) у меня в Украине в месяц на двоих на еду уходит порядка 8 тыс. грн.
В Амстердаме на еду тратили в районе 300-350 евро. Особо себя не ограничивали ни в чем, корзина +- такая же как в Украине была.
+
0
Stochastic stories
Stochastic stories
21 августа 2017, 16:09
#
Ну, если вы себя «особо ни в чём не ограничивали», то, видимо, в Украине покупали импортное, как это нынче модно. Это ваша индивидуальная корзина, безо всяких методологий, и, разумеется, эти цифры не имеют ничего общего с корректно составленным ценовым сравнением. Кроме того, есть большая разница между «ценовыми рассчётами в уме», да ещё и по собственным затратам, и корректному подходу к статистике с записью результатов. То, что кажется «на глазок», для меня несравнимо со корректными статистическими исследованиями. На глазок можно ошибиться раза в 1,5 легко.
+
0
Senior Pomidor
Senior Pomidor
21 августа 2017, 17:13
#
А зачем мне Ваши статистики с записями результатов, если для меня важен результат.
Тут я тратил примерно ту же сумму, что и там при «моей индивидуальной корзине, без всяких методологий»
Соответсвенно «моей личной корзины» индесы Биг Мака и рассказы о том, что в Европе все магедорого чуть более чем преувеличены.
+
0
Stochastic stories
Stochastic stories
21 августа 2017, 20:48
#
Статистики — это ценее, чем наблюдения, проведённые как угодно. Ценее, если кого-то интересуют общезначимые факты. В данном случае, о ценовом уровне.
+
+15
correspondent
correspondent
21 августа 2017, 10:58
#
Умные люди колбасы и сыр не покупают или берут у частников (свое здоровье дороже). Но — да… При цене 40 гривен (минимум) за 3 л молока, сотке за литр хороших сливок, свинине по цене 120-150… Мало тех, кто может себе это позволить… Но — как по мне — лучше съесть 100 г свинины и 50 г сала соленого, чем полкило бумажной колбасы… А вместо сахара у нас дома мед. Хороший, качественный, ароматный. Ведро-полтора — хватает на год. Иначе придется тысячи в больницу нести… А неохота…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться