Минфин - Курсы валют Украины

Установить
11 августа 2017, 13:02 Читати українською

Законен ли биткоин в Украине

В наши дни о биткоине не говорит только ленивый. Криптовалюты — один из самых модных активов для инвестиций. Даже НБУ в свое время обещал выпустить криптогривну.

Но «криптозаконодательство» в нашей стране — вопрос открытый.  Например, СБУ уже начала охотиться за добытчиками криптовалют. Майнеров обвиняют в контрабанде, уклонении от уплаты налогов, незаконном подключении к электросетям. Но пока речь не идет об использовании запрещенных денежных знаков. 

Александр Ярецкий
Александр Ярецкий

Советник председателя правления по юридическим вопросам банка Новый Александр Ярецкий на своей странице в Facebook проанализировал украинские законы и попытался понять, запрещен ли биткоин в Украине.  

Кое-кто утверждает, что он точно вне закона, как и любая другая криптовалюта, ссылаясь на ст.32 Закона Украины «О Национальном банке Украины», в соответствии с которой денежной единицей Украины является гривна, а выпуск и оборот на территории Украины других денежных средств и использование денежных суррогатов как средства платежа запрещено.

Законодательного определения денежной единицы я не нашел, но сам НБУ определяет денежную единицу как: законодавчо встановлений грошовий знак країни, головний елемент національної грошової системи, одиниця грошової лічби, за допомогою якої визначаються ціни, тарифи та інші вартісні показники. Розмір і назва Г.о. встановлюються в кожній країні законодавством. (источник: https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=123247).

Понятно, что биткоин, как и любая другая криптовалюта законодательством как денежная единица не определен и ни к одной стране не привязан. Следовательно это точно не денежная единица.

Тогда может это денежный суррогат, который тоже запрещен к использованию (но не к созданию) как средство платежа?

А вот определение денежного сурогата в законодательном поле присутствует. Грошовий сурогат — це будь-які документи(!) у вигляді грошових знаків(!), що відрізняються від грошової одиниці України, випущені в обіг не Національним банком України і виготовлені з метою здійснення платежів в господарському обороті, крім валютних цінностей (Джерело: ст. 1 ЗУ Про НБУ).

А что такое денежные знаки? А на этот вопрос дает ответ ст.3 ЗУ «О платежных системах и переводе средств». 3.1. Кошти існують у готівковій формі (формі грошових знаків) або у безготівковій формі (формі записів на рахунках у банках). 3.2. Грошові знаки випускаються у формі банкнот і монет, що мають зазначену на них номінальну вартість.

Отсюда вывод: денежные суррогаты могут быть (согласно закона) только в натуральном виде, но никак не в безналичном. И получается, что биткоин по закону не является денежным суррогатом. Так что же это вообще и какой нормой закона он тогда запрещен в Украине?

Комментарии - 42

+
0
Сергей Турченко
Сергей Турченко
11 августа 2017, 14:05
#
Если сильно захотят они за день нужные законы примут. вот только может пшик с этого получится. Это будет очередная охота на ведьм, ведь деньги там крутятся большие и всё мимо кассы, тоесть бюджета.
А покуда развиваем украинскую криптовалюту которая никак не связана с НБУ полностью децентрализированна и имеет хорошие перспективы
http://karbowanec.com/
+
0
serg800
serg800
11 августа 2017, 15:01
#
Автор не дослідив достатньо питання. Біткоїн в Україні — це не валюта, не грошові знаки, не вид цінних паперів. Біткоїн та його майнінг — різновид азартних ігр, а значить законодавством заборонені.
+
+73
anton kazantsev
anton kazantsev
11 августа 2017, 16:29
#
Вот это свежий подход, небанальный. а почему именно азартные игры? если вы подгоняте под forex-кухни, где «принимаются ставки на колебание валют» то они вроде у нас вполне законны
+
+30
yarg
yarg
11 августа 2017, 17:12
#
С каких это пор форекс законен? что-то новенькое…

Но аргументы «Майнеров обвиняют в контрабанде» — это бред.
Майнером может быть любой владелец компьютера. Причем здесь контрабанда? контрабанда чего?
+
+9
busypit
busypit
11 августа 2017, 19:08
#
Форекс уже вне закона? о_О
http://forex-ratings-ukraine.com/
Контрабанда вроде бы как и ни при чем, но поговаривают ( http://minfin.com.ua/2017/08/10/29391147/ ), таки шьют
+
+26
Александр Чернов
Александр Чернов
11 августа 2017, 19:40
#
Прочтите постановление следственного судьи и Вы узнаете много новых статей для изъятия майнинга…

http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/68107852
+
0
busypit
busypit
11 августа 2017, 19:55
#
Сюрр улыбнул, хоть и грустно от всего этого, спасибо!
+
+15
anton kazantsev
anton kazantsev
11 августа 2017, 19:56
#
В той постанове многое связано не столько с майнингом сколько с тем, что товарищи мухлевали при заводе денег от продажи нажитого (а с другой стороны, как это завести законно? никак) и с помещением. Но есть прецедент признания биткоина денежным суррогатом
+
+27
busypit
busypit
11 августа 2017, 21:07
#
«мухлевали… с помещением»
Вам какую цитату из «постановы»?
«щодо незаконного розміщення на території спортивно лікувально-відновлювального центру комп'ютерного обладнання»

или лучше «під час досудового розслідування виникла необхідність у виявлення та фіксації відомостей про обставини вчинення кримінального правопорушення, відшукуванні та збирані відомостей, які можуть бути речовими доказами по кримінальному провадженню, а саме: договори про використання (оренду) приміщень де знаходиться обладнання»?
Позвольте мне еще одну нескромность, мне просто интересно на сколько законно стоит мой компьютер в моей квартире, на размещение вашего компьютера есть законные основания? вы уверенны? какие?
зы: «В той постанове многое связано не столько с майнингом»
А то как же, читаем внимательней ухвалу:
«з метою виготовлення та емісії грошових сурогатів крипто валюти «біткоін», випуск та обіг якої на території України заборонений, відповідно до ч. 2 ст. 32 Закону України «Про Національний банк України (Випуск та обіг на території України інших грошових одиниць і використання грошових сурогатів як засобу платежу забороняються.)»

цирк еще тот суммарно, как тут не вспомнить железного Феликса «Отсутствие у вас судимости — это не ваша заслуга, а наша недоработка»… или лучше цитат из кинематографа (Иван Васильевич меняет профессию — и тебя вылечат ...)?
+
0
anton kazantsev
anton kazantsev
11 августа 2017, 21:22
#
Насчёт помещения, насколько я понимаю, есть разница между арендой для коммерческих целей, ведения предпринимательской деятельности и например частными лицами. Я например не знаю, как была оформлена аренда данного бассейна, но есть подозрения что врядли в коммерческих целях. Остальные формулировки да, бред ) а насчёт описанного статуса биткоина я ещё вчера писал.
+
+11
Александр Чернов
Александр Чернов
11 августа 2017, 21:28
#
Разрешите вас процитировать в другой ветке…

И дополню
2 мин 34сек
https://www.youtube.com/watch?v=TZtXSx4otAg&feature=youtu.be

ИТОГО:
-договор аренды был
-эл. счетчик стоял…
-в обвинительных статьях про воровство эл-ва ничего не сказано (значит платили).
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
12 августа 2017, 13:27
#
У нас действуют совдеповские нормы… незаконно снять помещение рекреационного назначения под дата центр… (хотя это бред).

Для получения сертификата качества мы меняли назначение помещения в бти «складское» под «виробниче»…
Вот и вся их «незаконная аренда», насколько я понимаю.
+
0
serg800
serg800
11 августа 2017, 22:23
#
ЗУ «Про заборону грального бізнесу в Україні » широко визначає поняття грального бізнесу та азартної гри -криптовалюти з майнінгом та Форекс трейдінг цілком підпадають. А також закон дає вичерпний перелік — що не є азартними іграми.
+
0
busypit
busypit
11 августа 2017, 23:41
#
Под закон «Про инвестиции» не подпадают ни на грамм?
Вместо тысячи слов — http://forex.ukrgasbank.com/
+
0
serg800
serg800
12 августа 2017, 11:24
#
Закону «Про інвестиції» — не існує:)
Є ЗУ «Про інвестиційну діяльність».
Як доходи від гри на Форекс оподатковуються?
+
+9
busypit
busypit
12 августа 2017, 12:37
#
БгГ
Вынимательно читаем разделы ІІІ, IV налогового кодекса. Ваше упрямство (просится неприятный вам синоним) не знает мер, правильно ли я вас понял, что предыдущая ссылка на противозаконную деятельность (с вашей точки зрения) государственного банка вас вообще не смущает? Я понимаю, вы ленивы, по предыдущей ссылке данный документ был но вам он мало интересен, дам еще одну ссылку:
http://forex.ukrgasbank.com/upload/nbu_licens.jpg
Регистрация НБУ «правил ведения в государственном банке „азартных игр“ на рынке форекс» тоже не смущает?
+
+15
yarg
yarg
12 августа 2017, 14:11
#
У Укргазбанка лицензия есть. А вот у остальных «суперброкерских кантор» что есть?
+
0
busypit
busypit
12 августа 2017, 14:59
#
Лицензия на что, простите?
а) азартні ігри заборонені законодавством (со слов serg800);
б) просто незаконные операции (ваши убеждения http://minfin.com.ua/2017/08/11/29407501/#com3252567).
Я торжественно обещаю попытаться поискать лицензию у какого нибудь оператора форекс услуг еще, но для начала мне бы хотелось от вас услышать ответ на вопрос который serg800, похоже, таки смутил:
Вас не смущает лицензия НБУ на проведение азартні ігри заборонені законодавством/незаконные операции?
(весьма интересует ваш прямой простой ответ).
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
12 августа 2017, 16:17
#
Лицензии конечно быть не может.

Банк для брокерских операций устанавливает правила и подает их в НБУ…
… где проверив на предмет соблюдения законодательства должны их зарегистрировать или аргументированно не принять…

Финкомпания, может работать через посредничество только БАНКА…

3. Для реєстрації Правил банк подає такі документи:
а) Положення про здійснення банком арбітражних операцій на умовах маржинальної торгівлі;
б) проект договору… що укладатиметься банком з клієнтами;

http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z1976-12
+
+15
yarg
yarg
12 августа 2017, 22:34
#
Если этим занимается банк — это брокерская деятельность согласно лицензии, а если ООО «Супер-форекс-мега-клуб» — это азартная игра, запрещенная законом.
+
0
busypit
busypit
13 августа 2017, 14:01
#
Напомню http://minfin.com.ua/2017/08/11/29407501/
вы задавались вопросом с каких пор форекс стал законен. Вы уже изменили свое мнение или мне показалось?
Так является ли законными арбитражные операции на условиях маржинальной торговли (форекс) физическим лицом (гражданин Украины в банке на территории Украины) или являются «противозаконной азартной игрой»?
+
+15
serg800
serg800
12 августа 2017, 21:03
#
Друже, я можу багато привести прикладів протизаконної діяльності НБУ, Укргазбанку та інших структур… і що з того випливає? В чому проблема? Для особливо обдарованих повторюю:
1.Криптовалюти не мають правового статусу в Україні, тому хаос.
2. Форекс не межі фолу — доходи не оподатковуються, тому сама діяльність протиправна.
А фактичне існування чогось мені не цікаве. Дискусію завершено.
+
0
busypit
busypit
13 августа 2017, 13:23
#
Степень упоротости (нет, таки не упрямства) просто зашкаливает. Сначала форекс был прямо запрещен законом как один из видов азартных игр, теперь форекс на грани фола (на грани это законно или незаконно?), но так как не облагается налогом (вот только к чему ГФС дает в таком случае разъяснения о порядке налогообложения данный операций не понятно
http://zib.com.ua/ru/115585-kak_oblagaetsya_nalogom_dohod_ot_operaciy_na_rinke_forex.html )Мне было бы крайне интересно узнать где и как столь упоротый пользователь получал образование, крайне интересно в чем состоит «альтернативная одаренность» всех оппонентов упоротой личности, интересно документальное подтверждение противозаконной деятельности НБУ со ссылкой на статью УК или КУпАП, но раз «Дискусію завершено» то вроде как не смею даже
+
0
serg800
serg800
14 августа 2017, 10:07
#
Дуже передбачуваний:)
Хамство притаманно недоучкам та імпотентам:)
Компенсаторна функція включається автоматично, це не ваша вина.
+
0
busypit
busypit
14 августа 2017, 12:19
#
Вы как не «особоодаренный» (тут ведь хамства нет?) решили таки продолжить дискуссию или ваше слово не значит ничего? (компенсаторика, импотенция, неуч и далее по тексту? ...)
Если таки вернулись к дискуссии тогда прошу предоставить документальное подтверждение прямого нарушения закона НБУ со ссылкой на статью УК/КУпАП, прошу ответить вы как неуч или как лгун (или как и то и то одновременно) заявляли про отсутствие налогообложения доходов по операциям форекс, прошу таки ответить, являются операции на рынке форекс физическим лицом через банк законными или таки «азартными играми» прямо запрещенными законом… (хотя подозреваю что имею дело именно с упоротым, альтернативно одаренным импотентом недоучкой который дальше будет втирать любые глупости но никогда не сподобится сказать «да, был не прав, сморозил глупость».
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
11 августа 2017, 21:40
#
Так что же это вообще и какой нормой закона он тогда запрещен в Украине?

Законодательство выполняет две функции — запретительную и разрешительную.
Биткоин — НЕ РАЗРЕШЁН, и поэтому все операции с ним на территории Украины — ВНЕ ЗАКОНА.
И запрещать его в таком случае нет нужды.
+
0
busypit
busypit
11 августа 2017, 23:24
#
Вообще то в свободном гражданском обществе принят принцип свободы действий граждан и все что не запрещено законом разрешено. Исключение лишь по отношению к органам государственной власти:
Стаття 19. Правовий порядок в Україні ґрунтується на засадах, відповідно до яких ніхто не може бути примушений робити те, що не передбачено законодавством.
Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України.
+
0
Игорь Коляда
Игорь Коляда
13 августа 2017, 20:41
#
Ну так биткоины и есть то, що не передбачено законодавством.
И требовать что-то от НБУ в отношении биткойна никто и никакого права — не имеет, согласно приведённой Вами же статьи.
Если не передбачено законодавством — Конституцією та законами України,
значит підстав — нет.
Соответственно нет и повноважень,и способов,обязывающих НБУ действовать.
+
0
busypit
busypit
14 августа 2017, 1:33
#
Я прошу прощения, но общения с двумя (serg800, yarg) мне хватило с головой. Пообщайтесь с ними, благо уровень интеллекта приблизительно равный.
+
0
anton kazantsev
anton kazantsev
12 августа 2017, 9:39
#
Тут, как и во многих других случаях, очень хотелось бы услышать официальную позицию власти, в данном случае регулятора — НБУ. Если он запрещен то вопрос снят (хотя естественно операции с ним будут продолжаться), если же разрешен — люди регистрируются, ведут деятельность, платят налоги, всем хорошо. Но к сожалению обычная позиция властей это отсутствие позиции. Хотя вроде как конкретно по BTC, судя по интервью Чурия, процесс хотя бы запущен.
+
+15
yarg
yarg
12 августа 2017, 14:11
#
А почему НБУ — регулятор в данном случае? Какое отношение имеют биткоины к НБУ? это же не деньги.
+
0
anton kazantsev
anton kazantsev
12 августа 2017, 15:43
#
Ну вот людям шьют статью «изготовление и оборот денежных суррогатов» согласно закону «о национальном банке». Им и регулировать. Признание биткоина не деньгами тоже своего рода регуляция, тогда можно узнать что это в итоге такое согласно украинскому закону.
+
0
Евгений Меркульев
Евгений Меркульев
14 августа 2017, 23:33
#
А вот интересно, и смотрим следующее:

— Деньги должны быть к чему то закреплены например к золоту. Ок.
— Деньги должны выпускаться какой то страной. Ок.
— Когда идет оборот денег в стране платится ПДВ. ОК

— Криптовалюта не закреплена не к чему, а значит это не есть деньги.
— Криптовалюта не выпускается какой то из стран в мире.
— Когда идет оборот криптовалюты, не кому платить ПДВ, так как она не выпускается какой то из стран в мире.

Суть ясна?

Получается это та валюта, которая для всех стран равна, а значит, тут нет выигрышной стороны, или проигрышной.

+
0
busypit
busypit
15 августа 2017, 0:41
#
Есть ситуации в которых выигрывают все стороны и никто не оказывается в проигрыше — сотрудничество,
есть ситуации в которых все стороны в проигрыше и даже выигравшая сторона вряд ли в плюсе — война.
Грамотная монетарная политика эмитента (страны) имеет положительное влияние на экономику страны (крипотовалюты данного плюса лишены, справедливости ради и лишены недостатков безграмотной политики эмитента). Уже появился вид предпринимательской деятельности «майнер» (законноя деятельность или незаконна в Украине обсуждать на том уровен который до сих пор здесь наблюдал желания нет). Т.е. появился вид деятельности приносящий доход но не создающий при этом никакого общественно полезного продукта исключительно (квази)деньги и при этом потребляющий общественно полезный продукт (электричество, видеокарты, «железо»… в самом виде деятельности и в результате обмена своих «денег»). За исключением самого майнера общество в целом в проигрыше.
зы: у вас ошибка в части отсутствия НДС — налог платится вне зависимости от того в какой денежной единице проводится расчет (там где разрешен расчет в других средствах кроме нацвалюты). Примеры в помощь — Сальвадор (денежная едининица законное средство платежа — доллар США) — НДС в бюджет Сальвадора, Зимбабве (законные средства платежа доллары США, ЮАР)…
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
15 августа 2017, 15:10
#
«За исключением самого майнера общество в целом в проигрыше.»

-почему?
Давайте посмотрим… Люди сняли у госпредприятия в аренду заброшенный бассейн, установили оборудование, произвели «товар- биткоин», продали его на бирже, завели в страну доллар и преобразовали его в грн…

-гос предприятие получило арендный доход;

-персонал получал з/п, а предприниматель свой доход и тратили ее тут...;

-потребляли эл-гию...- платили НДС, давали прибыль киевэнерго…

-гос-во получало НДС с аренды, НДС с эл-ва, налог с предпринимателя;

-фин система получала комиссию за валютообмен;

-в страну заходила валюта(!), биток продают на иностранных биржах;
— и т.д…

В чем же тут вред для общества?
+
0
busypit
busypit
15 августа 2017, 15:35
#
Абстрагируйтесь пожалуйста от Украина, бассейн, ввезли валюту (тем более что валюту скорее вывезли для ввоза железа)… Есть абстрактная экономика из курса микроэкономики. Для производства товара («криптовалюты») задействовано ресурсов n-человек, n-энергии n-оборудования n-ископаемых на изготовление оборудования… и взамен общество получило выхлоп в виде товара подходящего для:
а) хранения и расчетов (функция денег, но себестоимость обеспечения данной функции традиционным на сегодняшний день способом и с новым «товаром» несопоставими и далеко не в пользу майнинга);
б) спекулятивный заработок на пузыре.
Возможно я какую то функцию на которую данный товар годится пропустил? Так в чем же польза для общества?
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
15 августа 2017, 16:06
#
Извините (Вы правы) уточню…

В чем же тут вред для общества и национальной экономики Украины?
(ввели больше чем вывели, иначе в чем смысл их деятельности? В получении прибыли же…

В плане абстрактного общества без привязки к национальной агломерации-- полностью с Вами согласен. Спалили ресурсы получили что то спекулятивное…

НО в данном случае их действия ведут к улучшению национального торгового баланса и занятости нашего населения… и глупо защищать от них экономику.
Нам готовы давать доллары в обмен на «спекулятивный цифровой товар»-- так давайте его произведем и продадим. Чего нет?
+
0
busypit
busypit
15 августа 2017, 16:39
#
Ни о количестве найманеных в Украине, ни о количестве инвестированных в битки денег статистикой не владею (оборудование мы не производим).
Тут соседняя ветка интересная, где вы то не рекомендуете влазить после 2012 г., то возможно 5% собственного капитала вбухать в оборудование товара не имеющего никакой ценности кроме спекулятивной.
Но больше понравился первый комментарий
http://minfin.com.ua/2017/08/15/29480123/#com3253920
Не знаю правда это ирония или всерьез. На финише (не знаю успеешь заработать или нет) имеешь на руках убитое народное хозяйство построенное на оборудовании, умеющем взамен потребленного годного ресурса (металлы, энергия ...) производить уже никому не нужный «товар». Хороший пример ирррационального распределения ресурса.
зы: я хоть ссылку на Ронни Моэс и принес, но его измышления базирующиеся на том что криптовалюты войдут в официальные ЗВР ЦБ мира для меня это уже дурдом (хотя гипотетически возможный).
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
15 августа 2017, 17:26
#
Выделю акценты своих измышлений:
-в 2012 на старте этого дела- разумно могло быть одним из направлений деятельности (20-50% портфеля)… Но уже на дворе 2017г.
-а теперь (если не лопнет после нынешнего скачка вверх) то до 5%… :) Может и меньше но не более.
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
15 августа 2017, 17:33
#
«Ни о количестве найманеных в Украине, ни о количестве инвестированных в битки денег статистикой не владею»

-Вот и здорово что такой статистики нет… Т.к. ее, к сожалению, пытается собрать СБУ а не госстат… :)

В то время как в Голландии и в Канаде массово строят огромные дата центры, которые сдают в аренду свои мощности желающим майнить…
Берут с них деньги за обслуживание оборудования и его установку за счет клиента… Не рискуют (клиент нерезидент предоплатил оборудование) и имеют неплохой доход…
Причем экспорт услуг в плюсе, а размер импорта равен инвестициям… А у нас это «вне закона».
+
0
Александр Чернов
Александр Чернов
15 августа 2017, 17:35
#
* вход в крупные канадские начинается с 1,2 млн долл…
Думаю такая высокая планка вызвана дефицитом оборудования и переизбытком клиентов.
+
0
Демьян Абрагимов
Демьян Абрагимов
16 января 2018, 14:41
#
Да, это абсолютная правда. Мне кажется скоро может разрастись война по поводу этого нашумевшего нового вида криптовалюты. Все таки тема не совсем раскрыта, полистав гугл я нашел иного информации о том чем плохо или чем хорошо. Негатива меньше чем позитива, это точно. А здесь http://ntdtv.ru/66187-chto-soboj-predstavlyaet-birzha-kriptovalyut-iex я уже узнал что такое биржа, и прочие интересные моменты. Последние новости, конечно толкают меня заняться темой майнинга биткоина, но это пока еще только мысли…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться