Сегодня работа «на удаленке» (или, надомная и дистанционная работа) – это весьма распространенный тип взаимоотношений работника и работодателя.

Работа «на удаленке». Актуальные вопросы

Сегодня работа «на удаленке» (или, надомная и дистанционная работа) – это весьма распространенный тип взаимоотношений работника и работодателя. В связи с этим постоянно возникают вопросы — как оформлять надомника на работу, учитывать его рабочее время, платить налоги и т.д. «Минфин» рассмотрел наиболее актуальные из них.

В последнее время надомный труд применяют в разных сферах деятельности. Конкретный вид работ для надомника подбирают с учетом его профессиональных навыков и состояния здоровья. При этом принимают во внимание характер оборудования и инструментов, качество сырья и материалов, медицинские рекомендации.

Запрещается выполнять на дому виды работ, создающие неудобства для соседей надомника. Также в отдельных случаях при выполнении работ, связанных с повышенными требованиями по пожарной безопасности и санитарии, необходимы разрешения соответствующих органов контроля.

Использование надомного труда может содействовать повышению эффективности деятельности предприятия, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, ведь организованная таким способом работа имеет ряд преимуществ.

Преимущества для работодателя

В первую очередь это сокращение расходов на аренду помещений. А следовательно, увеличение как прибыльности предприятия, так и фонда заработной платы.

Уменьшение расходов предприятия на электроэнергию, воду, экономия средств на офисную мебель. Более того, упрощение организации круглосуточной работы.

Преимущества для работника

Уменьшаются расходы на проезд до места работы. Время, затраченное на дорогу до места работы, можно использовать на саму работу или отдых.

Порядок оформления надомника на работу

На практике трудовой договор о работе на дому можно заключать с разными категориями работников, если при этом не будут ухудшаться условия их труда и, не будут ограничиваться права, которые им предоставляются при обычных условиях труда согласно законодательству.

При оформлении на работу надомник, как и другие категории работников предприятия, обязан предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (ст. 24 КЗоТ). Также предоставить трудовую книжку, а в случаях, предусмотренных законодательством, документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья и другие документы.

Трудовой договор с работниками заключается в письменной форме. 

В письменном трудовом договоре следует четко определить основные и дополнительные обязательства сторон, в частности и те, которые предусмотрены законодательством для надомников, а также:

• наименование предприятия-работодателя;

• конкретные условия труда работника;

• условия оплаты труда;

• виды работ, подлежащие выполнению;

• адрес рабочего места надомника и т. д.

Кроме этого, в трудовом договоре следует указать его вид. В соответствии со ст. 23 КЗоТ с надомником, как и с другими работниками, может быть заключен:

• бессрочный трудовой договор, заключаемый на неопределенный срок;

• срочный трудовой договор, установленный по согласованию сторон на определенный срок;

• договор подряда, трудовой договор на время выполнения определенной работы.

Читайте также: Все, что нужно знать об уведомлении о приеме на работу 

Заключение трудового договора оформляют приказом или распоряжением работодателя о приеме на работу. С содержанием этого приказа следует ознакомить работника, который будет выполнять работу на дому, под расписку.

При оформлении на работу надомника также следует ознакомить под расписку и с соответствующими локальными нормативными актами предприятия, в частности, с:

• правилами внутреннего трудового распорядка;

• коллективным договором;

• должностной (рабочей) инструкцией.

Учет рабочего времени надомника

Для учета использованного рабочего времени всех работников предприятия ведут табель учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5). На основании табеля осуществляется и начисление заработной платы.

Оплата труда надомника

Форму и систему оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре.

Если на предприятии коллективный договор не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с профсоюзными органами или (в случае их отсутствия) – с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Обратите внимание, размер заработной платы надомников (тарифная ставка, оклад), равно как и других работников, не может быть ниже размера минимальной заработной платы (МЗП).

Оплата труда надомников может осуществляться с установленным окладом (ставкой), по почасовой, сдельной или по другим системам оплаты труда.

Труд надомника должен оплачиваться:

• при сдаче каждого законченного рабочего задания;

• через регулярные промежутки времени, не превышающие одного месяца.

Однако, не должны нарушаться требования установленные ст. 115 КЗоТ и ст. 24 Закона про оплату труда:

• заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя;

• заработная плата выплачивается не реже двух раз в месяц через промежуток времени, который не превышает шестнадцать календарных дней, и не позднее семи дней по окончании периода, за который осуществляется выплата.

Например, если выплачивать надомникам заработную плату, один раз в месяц (т. е. через регулярные промежутки времени, не превышающие одного месяца), то это будет нарушением законодательства о труде.

Предприятие при выплате заработной платы надомному работнику, выполняет все функции налогового агента. Начисляет, удерживает и уплачивает в бюджет налог на доходы физических лиц, а также военный сбор. Также начисляет единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Налоги перечисляются по месту расположения предприятия независимо от того, где проживает и фактически осуществляет трудовую деятельность работник.

Отпуск

Какие-либо особенности для работающих на дому в предоставлении отпуска законодательно не предусмотрены. При этом за надомными работниками, в период такого отпуска, сохраняется право на получение всех положенных по законодательству о труде выплат .

Увольнение

Расторжение трудового договора с надомником также осуществляется в общеустановленном порядке. Но здесь могут быть некоторые особенности. Например, расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя за прогул или за отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня без уважительных причин будет сложно.

Если же трудовым договором, заключенным, например, с диспетчером на телефоне на дому, предусмотрено, что он обязан принимать и передавать определенные сообщения в течение конкретного времени (например, с 9:00 до 18:00), то отсутствие его на рабочем месте более 3 часов может служить основанием для увольнения за прогул.

Опубликовано на minfin.com.ua 28 июля 2017, 17:30 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
0
09104
09104
30 июля 2017, 18:41
Киев
#
Много чего написано. Получается, с одной стороны хорошо, а с другой плохо.
Попробуем немного конкретизировать.
Надомник работает диспетчером (с использованием мобильного телефона и компьютера). Это работа от и до. Но даже при стандартном времени работы (с 9 до 18) должен быть обеденный перерыв. Некоторые технические особенности: номер звонившего остаётся в мобильнике — можно потом перезвонить и уточнить подробности. В компьютере тоже можно работать спокойно и без фанатизма: всё по очереди.
Надомник выполняет конкретную работу. Вопрос в сроках. В сутках 24 часа. Как исполнитель будет кромсать это пространство — это уже дело личное (иногда днём нужно заниматься решением непроизводственных вопросов).
Общий бич всех работающих — это человеко-часы и смета. Увы, это основная почва для конфликтов. Здесь везде подход индивидуальный. Было бы желание. А если где-то кто-то кому-то пойдёт навстречу (больше времени на выполнение заказа), дополнительная смета по объективным причинам (увеличение объёма работ, подорожание сырья), то это будет даже хорошо.
Главный вопрос в деловых отношениях — это сэкономить или сделать качественно. Определяйтесь.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться