До сих пор Украина живет по валютному декрету, принятому еще в 1993 году.

Чего ожидать от закона о валюте

До сих пор Украина живет по валютному декрету, принятому еще в 1993 году. Этот безнадежно устаревший документ содержит массу ограничений и тормозит развитие украинской экономики. Но уже второй год в Нацбанке трудятся над альтернативой — проектом закона «О валюте», который должен либерализировать рынок капитала. Каких подвохов можно ожидать от этого новаторского документа, в своей колонке на ЭП написала юрист ЮФ «Ильяшев и партнеры» Галина Мельник. «Минфин» сократил. 

Ожидается, что благодаря закону о валюте украинские резиденты — компании и физлица — смогут создавать и покупать иностранные компании, покупать недвижимость за рубежом и хранить средства на счетах в зарубежных банках, не опасаясь нарушить требования о лицензировании подобных операций.

Читайте также: Олег Чурий: Мы разрешим свободное движение капитала в обмен на прозрачное ведение бизнеса

Механизм лицензирования как попытка контроля оттока капиталов за рубеж показал крайнюю неэффективность на практике. С учетом анонсируемых НБУ новаций закона о валюте можно уверенно говорить, что Украина стоит на пороге внедрения кардинально иных методов контроля валютных операций.

Либерализация движения капиталов невозможна без изменений в сфере налогообложения и внедрения принципов ВЕРS — разработанных мировым сообществом мер по предотвращению нечистоплотной налоговой оптимизации. Именно эти меры должны заменить устаревшие лицензионные ограничения НБУ.

Среди таких мер — требование о раскрытии бенефициарных собственников, налогообложение дохода, полученного физлицами от контролируемых иностранных компаний, автоматический обмен налоговой и финансовой информацией, ограничение возможностей недобросовестного использования налоговых льгот по конвенциям об избежании двойного налогообложения.

На практике все эти меры должны привести к тому, что Украина сможет обложить налогом все доходы, выводимые из Украины исключительно в целях налоговой минимизации, а также доходы, источник получения которых был искусственно перенесен в другие, как правило, низконалоговые, юрисдикции.

За счет публичного реестра бенефициаров, который вводится все в большем количестве стран, фискальные органы Украины получат возможность анализировать связанность лиц и выявлять попытки сокрытия доходов от контролируемых иностранных компаний.

Автоматический обмен налоговой и финансовой информацией позволит выявить активы на счетах граждан Украины в иностранных банках, а также потенциально облагаемые в Украине активы контролируемых иностранных компаний.

В этом ключе вполне прогнозируемым будет требование подтвердить источник происхождения средств, перечисляемых за рубеж, особенно в отношении физлиц. Такое требование есть и сейчас при получении физическими лицами лицензий НБУ на инвестирование за рубеж и размещение средств в иностранных банках.

Таким образом, произойдет замена валютного контроля, осуществляемого НБУ, на фискальный контроль, осуществляемый налоговыми органами.

Из приведенного выше следует, что валютная либерализация до внедрения упомянутых мер фискального контроля приведет к несбалансированному оттоку капитала за рубеж. То есть отмена валютных ограничений и введение фискального контроля в идеале должны происходить одномоментно.

Примечательно, что, по утверждению НБУ, закон о валюте сохранит полномочия НБУ устанавливать специфические временные ограничения «в ручном режиме». Ныне такие ограничения предусмотрены постановлением НБУ №410 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины».

Именно это постановление вводит ограничения по выплате дивидендов нерезидентам, покупке инвалюты при прекращении нерезидентами инвестиционной деятельности в Украине, запрещает зачеты в ВЭД-операциях и досрочное погашение займов, полученных от нерезидентов.

Аналогичными постановлениями НБУ в свое время вводил обязательную продажу инвалютной выручки, сокращал сроки расчетов по ВЭД-контрактам, запрещал возврат иностранных инвестиций и вводил прочие временные ограничения.

С учетом стабильной, с 2014 года, практики НБУ по внедрению и повторяемому продлению приведенных выше ограничений можно ожидать довольно активное использование «ручного режима» и в дальнейшем, теперь уже на основании прямой нормы в законе о валюте.

Опубликовано на minfin.com.ua 10 июля 2017, 12:51 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (2)

+
+4
Василий Шуйский
Василий Шуйский
10 июля 2017, 19:54
Украинск
#
Когда Украина перестанет быть страной, в которой можно быстро срубить бабла и свалить — тогда и прекратится утечка капитала.
+
0
Павел Давыдов
Павел Давыдов
11 июля 2017, 16:49
Одесса
#
Перетёрки таки в труху превращают--- деньги не давайте им в руки

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться