В рамках партнерского проекта с независимой юридической фирмой Constructive Lawyers «Минфин» продолжает публиковать материалы, которые помогут читателям разобраться в тонкостях законодательства.

Бухгалтерия для ФОП: надо или нет

В рамках партнерского проекта с независимой юридической фирмой Constructive Lawyers «Минфин» продолжает публиковать материалы, которые помогут читателям разобраться в тонкостях законодательства.

Ранее юристы разъясняли, как представителям малого и среднего бизнеса сэкономить на бухгалтерии, давали рекомендации тем, кто стал жертвой депозитного мошенничества, а также какие штрафные санкции «светят» работодателям за нарушение трудового законодательства

В новой статье бухгалтер аудиторской компании Pradis Юлия Буженко рассказывает о подводных камнях, о которых стоит знать физлицам-предпринимателям. А именно - нужно ли им вести бухгалтерский учет и оформлять первичные документы. 

В мире, где каждый третий задумывается о своем деле, а каждый пятый начинает свой бизнес, все чаще возникает вопрос — как грамотно, успешно и безопасно оформить свою деятельность?

Один из популярных способов начать свое дело в Украине — регистрация физического лица – предпринимателя (ФЛП). Это самая простая организационно-правовая форма субъекта хозяйственной деятельности. Для нее не предусмотрено учредительных документов и стартового капитала, но необходима обязательная государственная регистрация.

Физическое лицо – предприниматель может работать на общей или упрощеннойсистеме налогообложения.

Предприниматели на упрощенной системе составляют значительную часть малого бизнеса Украины. Данная форма самая быстрая в регистрации и простая с точки зрения бухгалтерского учета. При этом нужно помнить, что физическое лицо — предприниматель отвечает по обязательствам, которые связаны с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом. Исключение составляет имущество, на которое, согласно закону, взыскание не может быть обращено.

Как видим, несмотря на большое количество плюсов, ответственности у предпринимателя предостаточно. Многие даже не задумываются, что при всей легкости ведения бизнеса, у деятельности ФЛП есть много подводных камней, о которых стоит знать как начинающему предпринимателю, так и тому, кто уже давно зарегистрирован и ведет предпринимательскую деятельность.

Один из важных вопросов, нужно ли вести бухгалтерский учет и нужно ли оформлять первичные документы?

Многие считают, что нет, не нужно. Ведь согласно Налоговому кодексу Украины, основной документ у ФЛП – книга учета доходов и расходов (зависимо от системы налогообложения).

Каждый решает сам что делать и как вести свой бизнес, но следует учитывать, что:

  • ст. 164-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) и п. 121.1 НКУ предусматривают наложение административного штрафа за неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов. Размер штрафа составляет от 3 до 8 необлагаемых минимумов доходов граждан или от 51 до 136 грн. За повторное в течение года нарушение — от 85 до 136 грн. А за отсутствие первичных документов штраф может составить 510 грн. За повторное нарушение в течение года, размер штрафа увеличивается до 1020 грн., а за невыписанный чек (квитанцию) возможен пятикратный штраф от суммы чека!
  • Согласно ст.1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995г. № 436/95 предусмотрено, что в случае нарушения физическими лицами — гражданами Украины норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, которые устанавливаются Национальным банком Украины (далее — НБУ), к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы.
  • п.2.6 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, вся наличность, поступающая в кассы, должна быть своевременно (в день получения наличных денежных средств) и в полной сумме оприходована.
  • Согласно п.1.2 указанного выше Положения, оприходование наличности — это «проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций». Отсутствие записи в Книге доходов для плательщика единого налога приравнивается к неоприходованию наличности, которая должна отражаться в Книге. А запись в Книге должна подтверждаться первичными документами.
  • Удержание НДФЛ от стоимости товара и штраф за непредоставление отчета по форме 1ДФ. Согласно п. 127.1 НКУ, неудержание и неперечисление НДФЛ влечет наложение штрафа в следующих случаях: первый раз — в размере 25% от суммы НДФЛ; при повторном нарушении штраф увеличивается до 50% от суммы НДФЛ. Если НДФЛ не уплачен в бюджет, то придется уплатить еще штраф в размере 25% ли 50% от суммы. Если окажется несданным вовремя отчет по форме 1ДФ, то согласно п. 119.2 НКУ, штраф будет в размере 510 грн., а за повторное на протяжении года нарушение штраф увеличивается до 1020 грн. Важно! Отчет по форме 1ДФ должен подаваться в том квартале, в котором предприниматель покупает товар (услугу) у физических лиц и физических лиц – предпринимателей или в котором оплачивает этот товар (услугу).

С помощью калькулятора легко подсчитать возможные потери:

51,00 грн.

Штраф за неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов

136,00 грн.

Штраф за повторное нарушение в части неведения учета в течении года.

510,00 грн.

Отсутствие первичных документов.

1020,000 грн.

Штраф за повторное нарушение в части отсутствия первичных документов в течении года.

25000,00 грн.

Штраф за не выписанный чек (квитанцию), при условии, что сумма покупки составляла 500,00 грн. и продано 10 единиц

26717,00 грн.

Сумма возможных штрафных санкций.

26 717,00 грн - это много или мало? Решать каждому физическому лицу – предпринимателю самостоятельно. Главное помнить: для успешного развития бизнеса важно на старте научится делегировать часть задач, связанных с ведением бухгалтерского учета.

Да, вести бухгалтерский учет физического лица – предпринимателя не слишком сложно и справится можно самостоятельно. Но не лучше ли будет время, которое требует ведение бухгалтерского учета, потратить на развитие вашего дела. Ведь фраза «Время –Деньги» актуальна как никогда.

Берегите ваше время!!

Бухгалтер аудиторской компании Pradis Юлия Буженко

Опубликовано на minfin.com.ua 12 июня 2017, 10:00 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
12 июня 2017, 11:04
#
25000,00 грн.Штраф за не выписанный чек (квитанцию), при условии, что сумма покупки составляла 500,00 грн. и продано 10 единиц
Статья пугалово! При чем тут не выписанный чек на кассе кассиром к бухгалтеру, если он есть, где-то далеко?!
Каждый должен знать законы и бухгалтер за 500-1000 грн в месяц, который ведет все подскажет.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться