На Западе многие готовы списать Украину со счетов.

Три реформы, которые удались Украине

На Западе многие готовы списать Украину со счетов. Наблюдатели полагают, что реформы в нашей стране застопорились, а коррупция непобедима. Украинские чиновники делают громкие заявления и устраивают показательные «шоу», чтобы поддержать иллюзию действий. На самом деле ничего не происходит. Действительно ли на украинских реформах можно ставить крест и какие из произошедших в стране трансформаций не иллюзорны, а реальны, написал в своей колонке на НВ экс-министр финансов Словакии, сопредседатель Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR) Иван Миклош. «Минфин» сократил. 

Иван Миклош
Иван Миклош
сопредседатель Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR)

Крупнейшие достижения государства в области реформ произошли в областях макроэкономической стабилизации, чистки банковского сектора и, вопреки распространенному мнению, борьбе с коррупцией.

После снижения ВВП на 17% в 2014-2015 годах, украинская экономика выросла на 2,3% в прошлом году. Показатель превысил ожидания экспертов. Даже МВФ прогнозировал лишь 1,5% роста ВВП на 2016 год.

В условиях макроэкономической стабилизации резко сократился дефицит государственных финансов – с 10,5% ВВП в 2014 году до 2,2% в 2016 году. Доля государственных расходов ВВП снизилась с более чем 50% ВВП в 2014 году до 40,6% в 2016 году. Курс валюты стабилизировался после изменения валютного режима с фиксированного на плавающий обменный курс. Кроме того, стабилизировалась инфляция.

Многие украинские банки были раньше просто банкоматами для своих владельцев, привлекавших депозиты, а затем распределявших их в качестве кредитов между заемщиками, которые в итоге ничего не возвращали. А государство должно было покрывать убытки за счет налогоплательщиков. Сегодня введены строгие правила надзора: почти половина из 180 банков страны закрыты, остальные вынуждены увеличить уставной капитал. Приватбанк – крупнейший банк страны – был национализирован после неспособности увеличить капитализацию.

Очистка банковской системы стала одной из самых важных антикоррупционных мер, реализованных на данный момент. Коррупция по-прежнему является большой проблемой, но улучшения, произошедшие в последнее время – не малы и дались не очень-то и легко.

Крупнейшим источником коррупции оставались субсидированные цены на энергоносители, позволявшие олигархам покупать дешевую энергию и продавать ее по нерегулируемым ценам предприятиям или на экспорт, зарабатывая на этом миллиарды. Эта схема обходилась государству примерно 10% ВВП в год. 1 мая 2016 года субсидии по тарифам на электроэнергию для домашних хозяйств были аннулированы – на год раньше, чем было предусмотрено программой МВФ.

Кроме того, за последние три года Украина отменила более 3 000 нормативных актов, являвшихся основой коррупции и давления на бизнес. Количество разрешительных документов сокращено на 40%, лицензионных документов – на 46%, а обязательных сертификатов – на 90%.

Третий основной источник коррупции – государственные закупки. Начиная с 1 августа 2016 года, все государственные учреждения Украины должны использовать электронную аукционную систему ProZorro. ProZorro делает закупки полностью прозрачными и минимизирует пространство для коррупции. В прошлом году система получила престижную награду World Purchasing Awards.

Дела движутся в правильном направлении и в сфере правосудия. Начали действовать новые антикоррупционные агентства, поддерживаемые западными странами. В частности, Национальное антикоррупционное бюро оказалось достаточно эффективным, чтобы инициировать первые в стране случаи обвинения чиновников высшего уровня. Все госслужащие и должностные лица обязаны указывать свое имущество и доходы в электронных декларациях. В 2016 году была запущена масштабная и амбициозная судебная реформа.

Но история украинских реформ еще не закончена, и многие другие области по-прежнему требуют внимания. В Украине более 3 000 государственных предприятий, а в сфере приватизации по-прежнему наблюдается незначительный прогресс. Либерализация рынка земли была отложена. Это означает, что семи миллионам частных владельцев 28 млн гектаров земли запрещено продавать свои участки в течение более чем 15 лет, а макроэкономическая стабильность по-прежнему довольно хрупкая.

Более широкая поддержка в парламенте станет ключом к успеху реформ в Украине, равно как и назначение реформаторов на две ключевые должности, которые недавно стали вакантными: главы Национального банка и главы Фонда государственного имущества, органа, ответственного за приватизацию. К счастью, в Украине также есть сильное гражданское общество, поддержка западных стран и связанных с ними международных финансовых институтов.

Украина может это сделать. Мы сделали это в Словакии, и Украина ничем не отличается.

Опубликовано на minfin.com.ua 26 мая 2017, 12:34 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (5)

+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
26 мая 2017, 13:24
#
Украина может это сделать. Мы сделали это в Словакии, и Украина ничем не отличается.

Популистам и «гречке» у нас к сожалению верят больше. Обещание отречся от «любых друзив» — не происходят, они ставятся на основные потоки и не спешат там что-то менять.
Правильно сказано, «шоу» у нас происходят каждый год и игра на публику, только даже «западным дирежерам» не дают развернутся и быстро забываются все обещания. Даже Луценко получая должность Ген.прокурора, пройдя перед этим испытания в виде содержания в тюрьме, быстро забыл то что он обещал, а это посадить «любых друзив», вышки Бойко и т.д.
+
+20
smarty
smarty
26 мая 2017, 13:35
около Киева
#
Он все вспомнил, только что с того что бы просто отомстить, вот финансовое наказание куда более выгодное. Недавнее шоу тоже имеет не плохой бюджет.Ребята знают кого нужно потрясти.Нынешних воров не трогают, то свои. А вот прошлые-другое дело, и шоу на весь мир, и финансовая выгода.
+
0
artkosti
artkosti
27 мая 2017, 0:06
#
Есть вариант: каждые 4 года менять воров (ставить из разных лагерей). Тогда каждая новая власть будет сажать попередников и постепенно до всех дойдет одно из 2-х решений:

1) Лучше не воровать больше необходимого (лучший вариант)
2) Лучше обеспечивать плавный переход власти и не пытаться валить все свои ошибки на предыдущую власть (дабы не получить тоже самое от следующей). Тогда вместо популистских отмазок людей придется привлекать хоть какими-то реальными результатами.
+
0
Delfin Enigma
Delfin Enigma
26 мая 2017, 14:05
#
Безспорно, плюсы тоже есть
+
+8
Andrey DNK
Andrey DNK
26 мая 2017, 14:17
Днепропетровск
#
«ProZorro делает закупки полностью прозрачными и минимизирует пространство для коррупции» дело как раз не в ProZorro, это только платформа, а вот то что по результатам этих закупок через ProZorro контролирующие органы не интересуются явными коррупционными примерами совсем другое дело… То что закупка идет через ProZorro не дает никаких гарантий если это никак не контролируется…

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться