Система госрегулирования рынка ценных бумаг прочно застряла в 90-х годах.

Какие полномочия хочет получить фондовый регулятор — глава НКЦБФР

Система госрегулирования рынка ценных бумаг прочно застряла в 90-х годах. Регулятор рынка – Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – много лет выполняет банальные регистрационные функции, не имея при этом полномочий осуществлять реальный надзор, наказывать нарушителей и защищать права инвесторов. В то же время на рынке накопился вал проблем: наследие приватизационных процессов 90-ых годов, ассиметричная система раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг, проблемы качества активов, которые торгуются на рынке, качества торгов и т.д. Обо все этом, и о том, как все можно изменить к лучшему, в своей колонке на НВ написал глава НКЦБФР Тимур Хромаев. «Минфин» приводит сокращенную версию текста. 

Для комплексного решения большинства этих проблем был разработан законопроект «О защите инвесторов от злоупотреблений на рынках капитала» (регистрационный номер 6303). 6 апреля документ был зарегистрирован в Верховной Раде группой народных депутатов финансово-банковского комитета и комитета по экономической политике.

Этот законопроект многие уже переименовали в «законопроект о регуляторе рынка ценных бумаг», потому что он на 80% состоит из норм, которые касаются деятельности именно регулятора этого рынка.

Законопроект определяет полномочия регулятора, статус, делает его более независимым от политического влияния и от влияния других государственных органов, устанавливает ответственность за принятые им решения, вводит прозрачные механизмы назначения и снятия его руководства, дает полномочия сотрудничать с регуляторами других стран (чего раньше вообще не было в нашем законодательстве), вводит более эффективные и прозрачные механизмы оценивания субъектов рынка, проверок, рассмотрения дел и многое другое. Он закладывает в законодательство все то, что должно было быть заложено много лет назад, когда рынок только создавался.

Фундаментом для изменений законодательства стали европейские законодательные акты, которые Украина в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС обязалась сделать частью своего законодательства. Также в законопроекте нашли отражение Принципы Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO), которыми руководствуются многие страны мира.

Общеизвестно, что противодействовать каким-либо финансовым преступлениям можно только путем обеспечения прозрачности рынков, более высокого уровня регуляции и более тесного взаимодействия регуляторов из разных стран. Регулятор должен иметь возможность проводить проверки и расследовать преступления на финансовом рынке, не ограничиваясь границами стран, получать полную информацию по юридическим и физическим лицам, чтобы иметь возможность установить виновных, и собрать всю доказательную базу, которая позволит правоохранительным органам и суду привлечь их к ответственности.

Пересмотр полномочий регулятора нельзя также рассматривать в контексте нынешнего удручающего состояния украинского рынка ценных бумаг. Пока украинский рынок находится в состоянии стагнации и не дает возможностей заработка для финансовых посредников, они ищут эти возможности на иностранных рынках. Несколько резонансных случаев последних лет по манипулированию ценами акций и инсайдерской торговле ценными бумагами на рынке США связаны, увы, с резидентами нашей страны.

Однако неразвитость нашей системы, в том числе правовой, позволяет конечным бенефициарам этих преступлений уходить от ответственности. Эта проблема назрела не вчера. Международные партнеры Украины уже давно обращают на нее внимание.

Что принесет принятие этого закона с формальной точки зрения:

— выполнение обязательства, заложенного в Меморандуме между Украиной и МВФ,

— присоединение Украины к Многостороннему Меморандуму о взаимопонимании (IOSCO MMoU) и толчок в развитии международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблениям с ценными бумагами,

— частичное выполнение программы «Реформа финансового сектора» из Коалиционного соглашения и частичное выполнение программы по развитию институциональной способности регуляторов финансового сектора из Комплексной программы развития финсектора — 2020.

Что будет, если оставить все как есть – номинального регулятора без каких-либо реальных полномочий по борьбе с злоупотреблениями на рынке, без защиты добропорядочных инвесторов, без международных полномочий и т.д.:

— негативный имидж страны, которая не желает ни сама бороться с преступлениями на финансовом рынке, ни способствовать расследованию преступлений, совершенных ее гражданами,

— нет интеграции финансового рынка Украины в международные рынки,

— нет развитию пенсионной системы и инструментов накопления в стране.

И самое главное – без полноценного регулятора рынка ценные бумаги не станут понятным, прозрачным и надежным инструментом накопления, отсутствие или неполноценность такого инструмента будет тормозить пенсионную реформу, ни один инвестор не сможет получить в нашей стране гарантию защиты своих прав при инвестировании в ценные бумаги.

Без этого главного закона не имеет смысл рассматривать другие законы о новых финансовых инструментах, об усовершенствовании инфраструктуры рынка капитала, об улучшении корпоративного управления и т. д.

Опубликовано на minfin.com.ua 19 апреля 2017, 16:30 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться