Минфин - Курсы валют Украины

Установить
9 февраля 2017, 10:30 Читати українською

«Малыши» не хотят докапитализироваться

У банков осталось 5 месяцев, чтобы выполнить одно из главных требований НБУ: к 11 июля им нужно довести уставный капитал до 200 млн гривен минимум. К середине 2019 года их капитал должен удвоиться — 400 млн гривен. Конечная цель — 500 млн гривен через 7 лет в 2024 году. 

У банков осталось 5 месяцев, чтобы выполнить одно из главных требований НБУ: до 11 июля им нужно довести уставный капитал до минимального значения в 200 млн гривен.
Банкиры убеждали Нацбанк отказаться от идеи минимального капитала в 500 млн гривен. Фото: НБУ

Банкам, которые не смогут уговорить своих акционеров раскошелиться, регулятор предлагает альтернативы: добровольно уходить с рынка или объединяться с другими банками. Финансистов такое предложение не устраивает. Особенно это касается малых банков. 

Независимая ассоциация банков Украины даже выступила с обращением к главе НБУ Валерии Гонтаревой. Просят поумерить требования и ограничиться планкой в 200 миллионов гривен.

«Учитывая текущее состояние экономики Украины и откровенную нехватку кредитоспособных заемщиков, эффективность дополнительных инвестиций в капитал банков сомнительна. Возможности для наращивания качественных активов сегодня крайне ограничены» — говорится в обращении.

Документ подписали 12 банков 3 и 4 группы (по старой методологии НБУ — исходя из размера активов): Альянс, Фамильный, Глобус, Коминвестбанк, Конкорд, Альтбанк (бывший Неос), Кредит Оптима Банк, Айбоксбанк, Траст-Капитал, Сич, А-Банк и Авангард.

В качестве одного из главных своих аргументов члены Ассоциации приводят Директиву Евросоюза от 26 июля 2013 года. Она предусматривает минимальное требование к капиталу банков ЕС на уровне 5 млн евро (сейчас это около 150 млн гривен).

Итоговое предложение банков НБУ: установить минимальный капитал на уровне 200 млн гривен, но не ниже порога, обозначенного в Директиве ЕС (5 млн евро). Последнюю оговорку, очевидно, ввели на случай дальнейшей девальвации гривны.

«Новые требования к капиталу могут привести к очередной волне банкопада. Но на сей раз среди банков с реально рабочей моделью, с достаточностью капитала, которую НБУ уже проверил. Вопрос в том, нужно ли от каждой бизнес-модели требовать внесения денег, которые в итоге не будут давать отдачу? Просто замораживать инвестиции – умные люди так не делают» — говорит глава Совета НАБУ Роман Шпек.

Ситуацию для «малышей» усложняет еще и законодательство. С 1 января 2017 года  утратил силу «антикризисный» закон №78, который предусматривал упрощенную процедуру докапитализации. По словам директора юрдепартамента Укрсоцбанка Виктории Бороненко (она курировала вхождение этого финучреждения в альфабанковский ABH Holding), благодаря этому закону процедуру докапитализации можно было провести даже за 1,5 месяца, вместо обычных 9. Теперь, по подсчетам НАБУ, на это может потребоваться полтора года. То есть банки, которым сейчас не хватает капитала, к июлю пополнить его (или провести слияние с другим банком) при всем желании не успеют.

Банки превратят в финкомпании

Это не первая попытка НАБУ переубедить Нацбанк в вопросе требований по капиталу. В прошлом году Ассоциация уговорила регулятор смягчить график докапитализации. Его более жесткая версия предусматривала, что банки должны довести уставный капитал до 300 миллионов гривен еще к концу 2016 года.

По данным Ассоциации, на конец третьего квартала прошлого года достичь  уровня даже в 200 млн гривен не смогли 48 финучреждений. Актуальна ли эта цифра сейчас, сказать трудно — НАБУ ссылается на официальную статистику Нацбанка, полной картины она обычно не дает. Как поясняет зампред НБУ Катерина Рожкова, всю информацию регулятор увидит по итогам стресс-тестов. 60 банков уже прошло проверку. Из них 21 вообще не нуждались в докапитализации, 39 получили индивидуальные программы (9 их уже выполнили). Еще 33 банка начнут проходить стресс-тестирование в ближайшие недели.

«Мы должны видеть не просто состояние банка. Нам нужно знать, сколько еще эта «машина» сможет проехать при имеющемся уровне капитала. На оставшиеся 33 банка приходится 2% активов системы. Их мы проверим гораздо быстрее, чем остальных. Их проблема в том, что некоторые из них родились во время «банковского бэби-бума». Сейчас активную деятельность они не ведут, поэтому мы ожидаем, что некоторые банки из этой группы наши тесты не сдадут» – поясняет Рожкова.

Как и год назад, НБУ опять говорит о готовности пойти банкирам навстречу. Но об отмене требований по увеличению капитала свыше 200 млн речь не идет. Компромисс будет иметь форму нового законопроекта, который по аналогии с законом №78 облегчит банкам не только докапитализацию, но и альтернативные варианты: слияние или самоликвидацию.

«Одно из предложений в проекте вообще новаторское. Речь идет об отзыве банковской лицензии по инициативе самого банка без ликвидации юридического лица. То есть банк может по упрощенной процедуре получить другие лицензии и предоставлять финуслуги, но уже не в рамках деятельности банковского учреждения. Из его документов просто устраняется слово «банк» — поясняет Александр Бевз из Управления регистрации и лицензирования НБУ.

Законопроект уже не просто разработан, он готов к рассмотрению депутатами Рады (№6010 «Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков»). Его авторы - депутаты Сергей Рыбалка, Михаил Довбенко, Руслан Демчак и Павел Ризаненко. Концепцию изменений разработал еще год назад сам Нацбанк.

Как и у многих подобных инициатив, у «6010» есть проблема: финансовые законы парламентарии рассматривают неохотно. Как признается сам Сергей Рыбалка, ему приходится месяцами ходить на заседания согласительного совета Рады (в нем участвует спикер, главы фракций и председатели комитетов) для того, чтобы нужный законопроект просто внесли в повестку дня парламентской сессии. Поэтому когда его примут, и примут ли вообще — неизвестно. 

Брак по принуждению

Критическую важность законопроекта №6010 для банковского сектора признают и банкиры. Но они все же не теряют надежды, что НБУ снова смягчит свои требования по капиталу.

«График «300-400-500» — это курс на уменьшение количества банков. Если банк нормально работает, выполняет нормативы, причем здесь уставный фонд? Особенно в условиях, когда не принят закон о защите прав акционеров, а каждый банк все еще ищет свою модель. У НБУ и без этого достаточно инструментов для контроля. Можно оставить требование по капиталу на 200 млн гривен сейчас и 300 млн – на 2021 год. Параллельно, например, увеличить для малых банков значение норматива Н2 (адекватность капитала – «Минфин»). Все же понимают, что законы, о которых мы говорим, будут приниматься очень долго. Поэтому нужно действовать другими методами» — предлагает мажоритарный акционер Альянс Банка Александр Сосис.

По его словам, если НБУ сохранит прежний график докапитализации, то спрос на слияние банков серьезно увеличится. Но есть важный нюанс. «Это будет «брак» не по любви и не по расчету. А скорее по принуждению» — говорит Сосис.

Комментарии - 4

+
0
jack26
jack26
10 февраля 2017, 9:11
#
В чём смысл тогда вообще банк открывать в Украине? Большинство банков создаются для откровенного кидалова и тихонько исчезают вешая долги на Фонд.
+
+30
Hater
Hater
10 февраля 2017, 9:23
#
Для конвертации валюты, для перевода денежных средств на Сейшельские острова может Белиз, для предоставления кредитов компаниям, которые являются учредителями — смысл есть всегда.
+
0
чувырло убогое
чувырло убогое
11 февраля 2017, 22:09
#
Все банки создаются для кидалова. Абсолютно все. Разница только в промежутке времени. Чем выше уставный капитал банка, тем больше ему потребуется времени, чтобы кинуть на бабки. Поэтому надо поставить уставный капитал 100 млн. евро. Тогда надо будет банку ждать лет так 10 чтобы кинуть. Это уже более менее приемлемый срок.
+
0
чувырло убогое
чувырло убогое
11 февраля 2017, 21:57
#
Банк Конкорд откровенная помойка. Такая же как и мелиор банк, грин банк и прочие аксиомы банки. И они еще хотят чистенькую банковскую лицензию иметь. Немедленно поднять уставный капитал до 1 миллиарда гривен.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться